Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практико-ориентированное обучение в стратегическом управлении ВУЗом в условиях экономики знаний

Работа №56669

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I Теоретические аспекты стратегического управления вузом в 7 условиях экономики знаний
1.1 Содержание основных понятий стратегического управления ВУЗом 7
1.2 Методы стратегического управления ВУЗом в условиях экономики 19 знаний
1.3 Оценка эффективности стратегического управления ВУЗом в условиях 28 экономики знаний
Глава Анализ зарубежного и отечественного опыта в стратегическом 33
II управлении вуза в современном мире
2.1 Анализ основных тенденций управления ВУЗом за рубежом 33
2.2 Специфика стратегического управления ВУЗом в РФ в условиях 38 экономики знаний
2.3 Российский опыт стратегического управления ВУЗом на примере 48 Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Глава Предложения по совершенствованию форм и методов 56
III стратегического управления вузом для ФГАОУ ВО "Казанский федеральный университет"
3.1 Анализ и оценка стратегического управления вуза на примере ФГАОУ 56 ВО "Казанский Федеральный Университет"
3.2 Мероприятия по совершенствования стратегического управления в 65 ФГАОУ ВО "Казанский Федеральный Университет"
3.3 Внедрение практико-ориентированного обучения в ФГАОУ ВО 71
"Казанский Федеральный Университет"
Заключение 79
Список использованной литературы 81
Приложения 88


Актуальность темы диссертационного исследования: в начале XXI в. российское образование столкнулось с глобальной конкуренцией. Рынок производителя, царивший не одну сотню лет, сменился рынком потребителя. Ожидания и поведение клиентов быстро меняются. Основная масса вузов включилась в рыночную борьбу за государственный заказ на подготовку специалистов, научные исследования, за средства населения и различных фондов. Внешняя среда, окружающая университеты, также стремительно и непредсказуемо меняется, поэтому вопросы стратегического управления становятся особо актуальными.
Разработка своей миссии, основных приоритетов развития, целей, стратегии — все это необходимо освоить университетам, желающим не только остаться на рынке образовательных услуг, но и развиваться в выбранных направлениях. Стратегия дает университету ряд важных преимуществ при условии неформального подхода к ее разработке. Во- первых, она определяет направления развития вуза, что придает действиям руководителей необходимую согласованность и со направленность, активизирует их скрытый потенциал и тем самым повышает профессионализм. Во-вторых, стратегия дает сотрудникам университета уверенность и ощущение твердой почвы под ногами при все возрастающей неопределенности будущего. В-третьих, благодаря стратегии формируется уникальность данного учебного заведения.
В результате сотрудники находят дополнительный смысл в своей работе, испытывают гордость за принадлежность к особой группе людей. Стратегия консолидирует вузовское сообщество, позволяет привлекать новые ресурсы, повышать конкурентоспособность вуза в разных аспектах. Одной из ключевых характеристик условий, в которых осуществляется стратегическое планирование в вузе, является их неопределенность: неопределенность внешней среды, неопределенность исполнения собственного плана действий, неопределенность ответа крупных игроков или конкурентов на действия вуза. Формальное стратегическое планирование, развиваясь как очередной этап стратегического менеджмента, имеет ряд существенных проблем. К ним можно отнести проблемы информации (ее полнота, своевременность, достоверность, обобщенность, релевантность); опасности смещения ответственности с руководства и линейных менеджеров на плановиков; опасности внедрения первого попавшегося решения; «цементирования» мировосприятия (стратегия, которая хороша сегодня, скорее всего, завтра будет неприемлема, особенно в наш век постоянных перемен). В отличие от стратегического управления в бизнесе, стандарты и технологии управления для вузов в мире практически не разработаны, и университеты испытывают явную недостаточность информации по проблемам вузовского управления в России. Особенно это актуально для вузов, находящихся в удаленных от центра территориях.
Актуальность исследования заключается в том, что современная система образования за последние несколько лет претерпела значительные изменения. В настоящее время придается большое значение конкурентоспособности образования, разработке стратегии управления. Это значит, что система образования должна непрерывно обновляться, учитывая меняющиеся потребности непланового рынка труда и открытого общества. Это требует значительных материальных ресурсов, и, естественно, ВУЗы обязаны доказывать свою состоятельность, способность предложить высококачественные учебные программы, способные удовлетворить студентов, общество и рынок труда.
Целью работы является изучение практико-ориентированного обучения в стратегическом управлении ВУЗом в условиях экономики знаний для дальнейшего развития стратегии управления вузом.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
1. изучить содержание основных понятий стратегического
управления ВУЗом;
2. провести анализ зарубежного и отечественного опыта в стратегическом управлении ВУЗа в условиях экономики знаний;
3. составить мероприятия по совершенствованию
стратегического управления в ФГАОУ ВО "Казанский Федеральный Университет".
Объектом исследования выступает ФГАОУ "Казанский Федеральный Университет".
Предметом исследования является экономические отношения, возникающие в результате практико-ориентированного обучения в стратегическом управлении ВУЗом.
Степень разработанности темы. В мировой практике вопросы формирования и развития стратегии управления университетом нашли достаточно широкое отражение, однако при рассмотрении данных вопросов основное внимание уделялось не только на состояние рынка образовательных услуг и свое положение на этом рынке, но и применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды.
Теоретической и методологической основой исследования базирующиеся на положениях современных концепций стратегического менеджмента, послужили работы и публикации российских и зарубежных ученых: Малышева Л.А., О.Б. Веретенникова, Н.В. Дрантусова, А.К. Клюев, Е.А. Князев, Таверньи К.Д., С.В. Кортов, В.И. Майданик, Л.А. Малышева, Л.Н. Попова, Грудзинский А.О., Хохлов А.Ф., Стронгин Р.Г., Гурков И.Б., Михайлюк М.В., Титова Н.Л., Котлер Ф., Морган Э., Томпсон А.А., Стрикленд А Дж., В.М. Филиппов, Кларк Б.Р. И.Г. Ахметов, Е.П. Белан, О. Б. Веретенникова, А. О. Грудзинский, Дж. Коттер, Г. Хэмел и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Адаптация методики внедрения инноваций в стратегическом управлении ВУЗом.
2. Внедрение 3D Центр виртуальной реальности.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предпосылки разработки стратегического управления ВУЗом является не только образовательные, социально-экономические особенности общества, но и проявление новых тенденций, имеющих глобальное значение во всех сферах деятельности, в том числе и образовании. Политические, социально-экономические, научно-технические, научно-производственные процессы, особенности их проявления в условиях экономики знаний, выступают необходимыми факторами эффективной образовательной деятельности в высшем учебном заведении.
В ходе исследования было выявлено, что стратегическое управление позволяет образовательным учреждениям выживать в борьбе с конкурентами и реализовывать планы долгосрочной перспективы развития. В недалеком прошлом вузы имели возможность функционировать и развиваться, уделяя при этом внимание на внутренний спектр проблем, возникающих в текущей деятельности. Реалии изменились, и в силу произошедших перемен, возникла необходимость не только решения внутренних задач, но и задач, связанных с адаптацией вуза к динамично развивающейся экономике знаний.
Проанализирован опыт зарубежных и отечественных вузов в стратегического управлении. По мнению ряда специалистов, уровень развития страны находится в неразрывном единстве с уровнем развития образования, особенно это касается высшего профессионального образования, которое сегодня отвечает за кадры высокой квалификации, необходимые во всех сегментах экономики и общественной жизни страны. Поэтому сфера высшего образования и ее состояние всегда представляла и представляет в настоящее время серьезный научно-практический интерес. В частности, множество исследователей уделяет внимания таким вопросам, как проблемы развития стратегии высшего образования, его перспективы, наконец, тенденции как направления развития высшего образования в современном мире.
Определены основные методические подходы и их оценка.
Научная новизна исследования заключается в разработке: нового метода внедрения инноваций как практико-ориентированное обучение стратегическом управлении ВУЗом. Разработанная методика может успешно применяться среди университетов, так как при планировании и внедрении инноваций, охватывающих деятельность большого количества подразделений, необходимо не только выстраивать теоретическую модель функционирования системы, но учитывать субъективные факторы внедрения, просчитывая их, делая частью разрабатываемой концепции. Такой подход может существенно увеличить вероятность успешных инновационных преобразований в системе функционирования вуза; внедрение 3D Центр виртуальной реальности, целью создания Центра в университете является внедрение инновационных образовательных инструментов в подготовку специалистов гуманитарных профессий. Применение технологий виртуальной реальности для образования основано на моделировании образовательной среды, максимально приближенной к реальной профессиональной практике. Интеллектуальное погружение в такую виртуальную модель среды помогает студенту глубже понять суть явлений, процессов, событий и повысить эффективность усвоения учебного материала. Проведение занятий в этой среде вырабатывает устойчивые профессиональные навыки поведения в типовых и нестандартных ситуациях.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р - URL: http: //www. economy. gov.ru.
4. Программа повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг.
5. Программа повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг.
Монографии, диссертации
6. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Сероштан Э.С., Филатова Л. Экономическое положение вузов в условиях бюджетной реформы, повышения автономии и введения ЕГЭ. - М.: 2010, ГУ-ВШЭ.
7. Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Зиньковский К.В., Петрущенко В.В. Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 5-38.
8. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских
образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 4. М.: Центр
социологических исследований, 2014. 360 с.
9. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы. М.: КДУ, 2011. 56 с.
10. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ФГОС ВПО нового поколения Режим доступа: http://dap.vvsu.ru.
11. Егоршин А.П. Сценарии развития высшего образования в России // Высшее образование в России. - 2012. - № 5.
12. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - Н. Новгород, 2013.
13. Ерохина Л.И., Нечитайло А.А., Нечитайло С.А. Франчайзинг в образовании: монография. Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокос. ун-та, 2011. 176 с.
14. Грудзинский, А.О. Проектно-ориентированный подход к управлению университетом / А.О. Грудзинский, Р.Г. Стронгин // Предпринимательство и преобразование российских университетов, Изд. Ростовского университета, Ростов-на-Дону, 2003. С. 75-87.
15. Виссема Й. Университет третьего поколения / Перев., оформл., изд-ие на рус. языке. - Москва: Изд-во «Олимп - Бизнес», 2016. - 258 стр.
16. Князев Е. А. Об университетах и их стратегиях // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (37).
17. Ю. Кулюткин, С.Тарасов Образовательная среда и развитие личности. //Новые знания №1, 2011. с.6-7.
18. Котлер Ф., Армрстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание: Пер. с англ. М. - СПб. - К.: Издательский дом «Вильямс», 2009. С. 38, 547, 548.
19. Мальцева Г.И. Стратегическое управление университетом // Университетское образование: практика и анализ. 2015. № 2. С. 22, 23.
20. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное
пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. - Н. Новгород, 2009.
21. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное
пособие / Под ред. А.П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2011. С. 188.
22. Миркин Б.Г. Методы кластер-анализа для поддержки принятия решений: обзор. Препринт WP7/2011/03. - М.: 2011, НИУ ВШЭ.
23. Перфильева О.В. Университеты и региональное развитие: теоретический анализ и методология исследования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014.Т.14. Вып. 3. С. 479-487.
24. Салми Д. Создание университетов мирового класса; пер.с англ. - М.: Весь Мир, 2009. - 132 с.
25. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. - М., 2015.
26. Титова Н.Л. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы. - М.: МАКС Пресс, 2008.
27. Федоров И.В., Ипполитова Г.К., Минина О.Г. и др. Инженерное образование в современном мире // Аккредитация в образовании. - 2009. - № 34. - С. 50-54.
28. Челнокова О.Ю., Фирсова А.А. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 1-1. С. 26-32.
29. Allen I.E., Seaman J. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group, 2013.
30. Ansoff I., McDonnel E. Implanting Strategic Management. - Prentice Hall, 1990. - 520 p.
31. Bath D., Bourke J. Getting Started With Blended Learning. Griffith University — 2014.
32. Chandler A. D. Strategy and structure. - Cambridge: MIT Press, 1962.
33. Christensen C.M., Horn M.B., Johnson C.W. Disrupting Class: How Disruptive Innovation Will Change the Way the World Learns. New York, McGraw-Hill, 2008.
34. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. - New York: Pergamon Press, 1998. - 163 с.
35. Gornitzka A. (2010) Bologna in Context: A Horizontal Perspective on the Dynamics of Governance Sites for a ‘Europe of Knowledge’ // European Journal of Education. Vol. 45 (4). P. 535-548.
36. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the future. - Boston: Harvard Business School Press, 1994.
37. Hannan M.T., Freeman J. The population ecology of organization // American Journal of Sociology. - 1977. - Vol. 82, no. 5. - P. 929-964.
38. Keller G. Academic Strategy. The management revolution in higher education. - Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1983.
39. Maassen P., Stensaker B. (2011) The Knowledge Triangle, European Higher Education Policy Logics and Policy Implications. Higher Education, vol. 61, pp. 757-769.
40. Mintzberg H. Structures in Five: Designing Effective Organizations. - Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1983. - 312 p.
41. Pfeffer J., Salancik G.R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. - New York: Harper & Row, 1978.
Статьи и материалы периодической печати
42. Айдрус И.А., Асмятуллин Р.Р. Системы управления обучением как фактор повышения конкурентоспособности российских вузов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 6. С. 63—68.
43. Аксенов К.А., Гончарова Н.В., Клебанов Б.И. Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2.
44. Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от
плана к инновационной миссии // Университетское управление. 2014. №
1(29). С. 9-20.
45. Клюев А.К. Стратегическое планирование развития российских
вузов: итоги реализации проекта и перспективы // Университетское
управление: практика и анализ. 2015. № 3. С. 6.
46. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании // Вопросы образования. 2014. №2.
47. Луговнина С.М. Формирование и оценка инвестиционной политики в регионе // Российское предпринимательство. 2008. № 3. Вып. 1 (107). С. 157-160.
48. Мехренцев А.В., Добрачев А.А. Технопарки при университетах: нереализованные возможности // «Дискуссия» Политематический журнал научных публикаций. Рубрика: экономические науки. 2013. №1 (31). С. 61¬70.
49. Панькова Н.М. Университеты мирового класса: стратегии формирования [Электронный ресурс] // Вестник науки Сибири : электронный научный журнал. - 2011. - № 1 (16). - 2015. - С. 7-13. - Электрон. дан. - URL: http: //sj s.tpu.ru/j ournal/article/view/1267
50. Зильберман Н.Н., Сербин В.А. Возможности использования приложений дополненной реальности в образовании//Открытое и дистанционное образование. -2014. -№ 4(56). -С. 28-33.
51. Численность обучающихся, педагогического и профессорско- преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 270 с.
52. Батракова Л.Г. Показатели развития экономики знаний / Л.Г.
Батракова//Ярославский педагогический вестник. - 2012. № 2. - Том I
(Гуманитарные науки). - С. 107-111.
53. Алексеева С.А. Экономика знаний и человеческий капитал / С.А. Алексеева // Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму. Материалы научно-методического межвузовского семинара 11 ноября 2009 г. - М.: МГИМО-Университет, 2010.
Электронные ресурсы
54. Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального университета - URL: http://kpfu.ru/
55. Ивойлова И. За какими профессиями едут в Россию. URL: http://www.rg.ru/2015/05/18/ filippov.html.
56. Официальный сайт государственной программы «Глобальное образование». URL: http://educationglobal.ru/.
57. QS World University Rankings official Website URL: http s: //www.topuniversities.com/
58. Официальный сайт проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центов «Проект 5-100». URL: http://5top100.ru/
59. Филип Г. Альтбах. Почему филиалы университетов могут быть нежизнеспособны. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/25/294/.
60. Goddard J. (2008) The Role of the University in the Development of its City and Region URL: www.ncl.ac.uk.
61. OECD, Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing, 2014.
62. QS World University Rankings official Website URL: http s: //www.topuniversities.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ