Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №53029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы121
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты анализа процесса стратегического управления столичным городом 6
1.1 Процесс стратегического управления столичным городом: понятие, принципы и этапы 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования социально-экономического развития столичных городов Приволжского Федерального округа 23
Глава 2. Практические аспекты анализа процесса стратегического управления столичными городами в Приволжском Федеральном округе 38
2.1 Оценка процесса стратегического управления в столичных городах 38
2.2 Анализ соотношения социально-экономического развития столичных городов Приволжского Федерального округа с качеством их стратегического управления 53
Глава 3. Основные проблемы и направления совершенствования процесса стратегического управления в столичных городах Приволжского Федерального округа 68
3.1 Проблемы стратегического управления в столичных городах
Приволжского Федерального округа и пути их решения 68
3.2 Основные направления совершенствования процесса стратегического
управления в столичных городах Приволжского Федерального округа 79
Заключение 95
Библиографический список 99
Приложения


Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территориям и ее составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации является эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое место в его структуре отводится местному самоуправлению.
В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные образования. В этих условиях стратегическое управление становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем.
Одним из факторов, позволяющих муниципальным образованиям развиваться достаточно стабильно, в долгосрочной перспективе, является стратегическое планирование, методы которого позволяют нивелировать экономические и политические риски, обеспечив стабильное социальное развитие.
Методы долгосрочного планирования социально-экономического развития используются в системе управления достаточно давно. В разное время вопросами стратегического управления в муниципальных образованиях занимались такие учены и исследователь как Анимица Е.Г., Бочко В.С., Власова Н.Ю., Жихаревич Б.С., Лексин В.Н., Рохчин В.Е., Тургель И.Д., и др. Однако проблемы оценки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований изучены весьма слабо.
Главная цель стратегического управления социально-экономического развития муниципальных образований — выход на самодостаточный уровень развития.
Стратегическое управление муниципального образования обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ, и создания новых. Ключевой проблемой при этом является недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований, недостаточная квалификация кадров.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются крупные муниципальные образования - столичные города ПФО. Особенности реализации стратегического управления в столичных городах ПФО - составляют предмет выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является оценка реализации стратегического управления в столичных городах Приволжского федерального округа для разработки рекомендаций по его совершенствованию. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие, принципы и этапы процесса стратегического управления крупным городом;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование
стратегического управления социально-экономическим развитием столичных городов ПФО;
• провести сравнительный анализ по стратегическому управлению в столичных городах ПФО;
• проанализировать соотношение социально-экономического развития столичных городов ПФО с качеством их стратегического управления;
• выявить основные проблемы стратегического управления в столичных городах ПФО;
• сформировать основные направления совершенствования стратегического управления в столичных городах ПФО.
Информационная база исследования - научные труды зарубежных и отечественных ученых для теоретической части, и материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы, публикации ученых и аспирантов ведущих вузов страны, отчеты и интервью представителей власти по вопросам стратегического планирования - для практической части.
Теоретическую базу составляют труды Уткиной Э.А., Мескона М., Альберта М, Хедоури Ф., Корчагина А. П., Зотова В. Б., Бегун Т. В. и других исследователей данной области.
Среди методов исследования, использованных в работе, можно выделить сравнительный и системный методы исследования, анализ доступных источников информации по данной теме.
Структуру выпускной квалификационной работы составляет вводная часть с обоснованием актуальности, выявлением объектов и предметов, целей и задач исследования, основная часть, раскрывающая содержание темы в 3 главах: теоретические и правовые аспекты анализа процесса стратегического управления столичными городами, практические аспекты анализа процесса стратегического управления столичными городами ПФО, основные проблемы и направления совершенствования процесса управления стратегическим развитием городами ПФО; заключение, с подведением результатов проведенного исследования, определением достижения поставленных целей и выполнения задач, библиографический список используемых источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время органы местного самоуправления начинают осознавать, что для комплексного социально-экономического развития муниципальному образованию просто необходим инструмент стратегического управления. Специфика стратегического планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников развития определённой территории. Поэтому стратегический план может быть разработан только при многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества (гражданских институтов).
Основными документами в системе стратегического управления являются: стратегия региона; закон или положение региона о стратегическом управлении/планировании; порядок разработки, реализации и оценки эффективности стратегии развития или целевых программ; государственные и муниципальные программы; схема территориального планирования. В большинстве рассматриваемых регионов данный перечень документов разработан и дополнен иными нормативно-правовыми актами.
Был проведен анализ стратегического управления в 7 столичных городах ПФО. Анализ показал, что высоким уровнем стратегического управления обладает Самара. Примерно на одном уровне по стратегическому управлению находятся города Оренбург, Пермь, Киров и Ульяновск. Во всех городах отсутствует сайт стратегического управления, и, следовательно, возможность горожан оставлять комментарии и отзывы по улучшению города. В стратегии социально-экономического развития города Оренбурга отсутствует четкая формулировка миссии города, что не позволяет сформировать целостный образ назначения города. В стратегии города Перми не прописаны сценарии развития города, что говорит о негибкости стратегии. Однако мониторинг основных индикаторов и публикация новостей по реализации стратегии осуществляется на должном уровне. В Кирове стратегия развития города соответствует практически всем выдвинутым критериям, за исключением мониторинга реализации и новостей по управлению стратегическим развитием города. Это говорит о формальности стратегии. Стратегию Ульяновска можно назвать «самой молодой». Она отличается оригинальностью и красочностью - весь документ наполнен различными графиками, таблицами и диаграммами. Оригинальный подход к написанию различных сценариев: разработано 4 сценария исходя из стратегического внешнего партнерства России и качества государственного управления в РФ. Последние места по уровню развития стратегического управления занимают Саранск и Чебоксары. В стратегиях обоих городов слабо прослеживается параллель со стратегиями регионов. Для улучшения стратегического управления в проанализированных городах необходимо создавать сайты стратегического управления с предоставлением возможности горожанам оставлять отзывы и комментарии по улучшению города. Важным аспектом для совершенствования и оптимизации стратегического управления является освещение новостей, результатов мониторинга по достижению стратегических целей.
Проведенный социально-экономический анализ позволяет сделать вывод, что стратегическое управление несомненно влияет на социально-экономическое развитие города. Яркими примерами тому могут служить Самара, Оренбург и Пермь - города с высоким уровнем стратегического управления и хорошо развитые в социально-экономическом плане. В городах с низким уровнем стратегирования отмечается, соответственно, низкий уровень социально-экономического развития.
Стратегическое планирование развития муниципального образования в России на сегодняшний день находится на стадии развития. Для успешного социально-экономического развития муниципалитетов препятствует ряд проблем:
• осознание необходимости разработки стратегий развития МО;
• политическая поддержка стратегического планирования;
• организационная составляющая;
• публичность процесса разработки стратегического планирования;
• конкретизация общей стратегии в многолетней, среднесрочных и краткосрочных программах социально-экономического развития;
• сложность определения целей на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочные периоды;
• унификация процедуры стратегического планирования и др.
Решение данных проблем возможно при использовании зарубежного опыта, но с учетом не только особенностей нашей страны в целом, но и каждого конкретного муниципального образования, в частности.
В качестве рекомендаций по улучшению стратегического управления были предложены следующие:
• разработать сайт стратегии города с публикацией новостей по стратегическому управлению, результатами постоянного мониторинг реализации стратегии города, возможностью для граждан участвовать в обсуждениях, оставлять отзывы, комментарии и предложения и по управлению городом;
• сформировать специальное подразделение по стратегическому управлению с функциями разработки стратегий, программ социально-экономического развития, реализацией этих нормативно-правовых актов, оценкой и корректировкой;
• отдельным городам необходимо разработать и добавить в стратегию концепцию развития города (Оренбург), внести корректировки в стратегические документы для соответствия стратегическим документам региона (Саранск), спрогнозировать различные сценарии развития города (Пермь).
Для улучшения уровня социально-экономического положения городов разработаны следующие рекомендации:
• улучшение демографической политики - в городах Самара, Ульяновск, Чебоксары;
• активизация инвестиционной политики, создание условий для комфортного ведения бизнеса, улучшение инфраструктуры города необходимы для городов Оренбург, Киров, Ульяновск, Чебоксары;
• снижение уровня преступности для повышения безопасности в городе Перми;
• активно внедрение концепции семейной политики в Кирове и Ульяновске, Саранске.
Сегодня стратегическому планированию уделяется всё большее внимание. И это положительно сказывается на развитии муниципального образования: повышается квалификация муниципальных служащих, налаживается общественный механизм партнерства между органами местного самоуправления, бизнесом и общественностью, улучшаются условия для экономической деятельности хозяйствующих субъектов, повышается уровень жизни местного населения.



1. Закон Кировской области от 12.05.2015 №526-ЗО «О стратегическом планировании в Кировской области» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php?ID= 17371 Режим доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
2. Постановление от 27 ноября 2015 года №1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования»
[Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/docs/20823/ Режим
доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
4. Стратегия комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.samara2025.ru/files/strategiya kompleksnogo razvitiya gorods kogo okruga samara na period do 2025 goda.pdf Режим доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
5. Стратегия развития г. Житомир на период до 2020г./ Под ред.
В.Зиновчука. - Житомир: фонд Заславского, 2010. - 64с.
6. Стратегия развития города Чебоксары на период до 2020 года с учётом перспективы развития агломерации город Чебоксары - город Новочебоксарск - Чебоксарский район - Мариинско-Посадский район - Моргаушский район - Цивильский район [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx7gov id=81&id=30901&title=Socialjno- ekonomicheskoe razvitie Режим доступа: свободный (дата обращения:
14.03.2016) ;
7. Стратегия социально-экономического развития города Оренбурга до
2030 года [Электронный ресурс]. URL: www.orenburg-
gov.ru/strateg/2030/ Режим доступа: свободный (дата обращения: 24.03.2016) ;
8. Стратегия социально-экономического развития городского округа
Саранск до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: www.adm-
saransk.ru/plan-razvitia/soceco/strateg Режим доступа: свободный (дата обращения: 24.03.2016);
9. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://invest.gorodperm.ru/o-gorode/strategy 2030/ Режим доступа: свободный (дата обращения: 24.03.2016);
10. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Киров» до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http: //www.mo-kirov.ru/official/strategy/ Режим доступа: свободный (дата обращения: 24.03.2016);
11. Стратегия социально-экономического развития муниципального
образования «город Ульяновск» до 2030 года http://ulmeria.ru/ru/node/68120 Режим доступа: свободный (дата
обращения: 24.03.2016);
12. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172 - ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
13. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
14. Ансофф И. Стратегическое управление [Текст]: пер. с англ. - Науч. Ред. И авт. Предисл. Л.И.Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
15. Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд III - 12-е изд., пер. с англ. - М.:Издательский дом «Вильямс», 2007. - С.465-468
16. Берданова О. В. Стратегическое планирование / О. В. Берданова, В. М. Вакуленко, В. В. Тертичка. — Киев: ПАУСИ, 2007. — 149с.№4-3 (23).
17. Бутова Т.В., Елесина М.В., Михайлова Т.М. Молодежная политика в городе федерального значения. Система государственного и муниципального управления: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Седьмой Всероссийской (третьей международной) научно-практической конференции 4 декабря, 2013 г. - М.: Изд. Московск. гумманит. университета, 2013
18. Волчкова, Л.Т. Планирование социально-экономического развития : теория, методология, организация : учебно-методическое пособие. - СПб. : изд-тво Санкт-петербургского университета, 1999. - 64 с.
19. Галустов В. У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 388-392.
20. Егоров К.Ю. Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона // Вестн. Самар. гос. экон. унта. Самара, 2010. № 10 (72). С. 20-22
21. Жихаревич Б.С. Как оценить качество стратегического планирования: практическое пособие / [и др.] - Т 2 - СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр" при поддержке Фонда Евразия, 2002. - С.41-42
22. Лапыгин Ю.Н., «Стратегический менеджмент», ИД «ИНФРА-М», 2007
23. Львова Д.С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов и др.; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. - ООН РАН, НИМБ. - 2-е изд., доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 603 с.
24. Маковкина С.А. Методические рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования социально-экономического развития крупных муниципальных образований РФ // Муниципальная экономика и управление. - 2014.- № 06.
25.Организация управления и самоуправления в крупнейших городах: современное состояние и проблемы. Учебно-методическое пособие 2- изд. испр. и дополн. / Под редакцией В.Б. Зотова - М.: ГУУ; МГУУ Правительства Москвы. 2010 год - 296 с.
26. Светуньков С.Г., Заграновская А.В., Светуньков И.С. Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально - экономического развития регионов России. - СПб.: 2012 год - 301 с.
27. Середа О. В. Исследование подходов к оценке стратегического управления развитием городов // Молодой ученый. — 2013. — №2. —
С. 182-185.
28. Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социальноэкономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестн. научно-исслед. центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2009. — № 3.
29. Филатова Т., Рагулина Ю., Новиков В. Стратегия развития городской агломерации: особенности, проблемы, перспективы. Самоуправление. 2013. № 7-8. С. 12-16.
30. Информационный ресурс регионального экспертного сообщества Республики Карелии. [Электронный ресурс]. - URL: 1111:р://эксперткарелия.р(Ь/соп1еп1:/регегаетигка-о-поуоу^51ете- strategicheskogo-planirovaniva-v-rossii-i-chto-nado-menvat-v Режим доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
31. Карлова О. Формирование стратегии социально-экономического развития города / О.Карлова. — Електронный ресурс. — Режим доступа:
http: //www.kpi. kharkov. ua/archive/Наукова перюдика/vestnik/Tехшчний прогрес та ефектившсть виробництва/2012/5/13karkov■pdf Режим доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
32. Кривцова М. К., Петрова Д. Е., Белозерова В. А. Особенности стратегического управления городом федерального значения // МНИЖ . 2014. URL: http: //cvberleninka■ru/article/n/osobenno sti-strategichesko go- upravleniva-gorodom-federalnogo-znacheniva (дата обращения: 12.03.2016) .
33. Министерство экономического развития Российской Федерации
[Электронный ресурс]. URL:
http://economv.gov.ru/minec/activitv/sections/strategicPlanning/regulation/ Режим доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
34. Новиков А.В. Что надежнее: регион или его столица? Роль столичных городов в системе бюджетного федерализма. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder id=93&mat id=40&page i d=782 (дата обращения: 03.02.2016).
35.Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ Режим доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
36.Официальный сайт администрации города Киров [Электронный ресурс]. URL: http://www.mo-kirov.ru/ Режим доступа: свободный
(дата обращения 25.03.2016);
37.Официальный сайт администрации города Пермь [Электронный ресурс]. URL: www.gorodperm.ru Режим доступа: свободный (дата
обращения 25.03.2016);
38.Официальный сайт администрации города Самары [Электронный ресурс]. URL: http://city.samara.ru/node/467 Режим доступа:
свободный (дата обращения 20.02.2016)
39. Официальный сайт администрации города Ульяновск [Электронный ресурс]. URL: http://ulmeria.ru/ru Режим доступа: свободный (дата обращения 25.03.2016);
40.Официальный сайт Полномочного представителя Президента РФ в ПФО [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfo.ru/?id=37359 Режим доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
41. Падилья Сароса Л.Ю. Планирование экономического развития муниципальных образований. Постановка проблемы в современных условиях // Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации — Планирование экономического развития муниципальных образований.
2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. gisa. ru/47043.html
42. Портал Государственных программ Российской Федерации
[Электронный ресурс]. URL: http://www.gosprogrammy.gov.ru Режим
доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
43. Регионы России. Основные социально-экономические показатели
городов. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/public ations/catalog/doc 1138631758656 Режим доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016)
44. Смирнов Е.П. Стратегия развития регионов: теория, практика и новые подходы. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.regions.ru Режим доступа: свободный (дата обращения: 18.03.2016).
45. Туровский Р.Ф.. Политическая регионалистика, 2010 Учебное пособие.
http://freebooks.site/teoriva-politiki-uchebnik/politicheskava- regionalistika.html Режим доступа: свободный (дата обращения
20.02.2016)
46. Фонд Центр стратегических Разработок «Северо-Запад» [Электронный ресурс]. URL: http://www.csr-nw.ru/ Режим доступа: свободный (дата обращения 12.05.2016);
47. Храбров Е.А. Формирование унифицированного механизма разработки и реализации стратегического плана развития муниципальных образований // УЭкС. 2011. №34. [Электронный ресурс]. - URL: http: //cvberleninka.ru/article/n/formirovanie-unifitsirovanno go-mehanizma- razrabotki-i-realizatsii-strategicheskogo-plana-razvitiva-munitsipalnyh- obrazovaniy Режим доступа: свободный (дата обращения 20.02.2016);
48. Центральная база статистических данных Росстата. [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/# 1 Режим доступа:
свободный (дата обращения 20.02.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ