ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие бюджетирования и его роль в процессе финансового планирования
и управления организацией 7
1.2. Методы бюджетирования 16
1.3. Бюджетирование на основе центров финансовой ответственности.
Бюджетный процесс и порядок его построения 19
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТОЙЛГАЗ») 32
2.1. Общая характеристика и анализ финансового состояния ОАО «ТАТОЙЛГАЗ» 32
2.2. Особенности процесса бюджетирования в ОАО «ТАТОЙЛГАЗ» 36
2.3. Анализ финансовой структуры в ОАО «Татойлгаз» 52
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОАО «ТАТОЙЛГАЗ» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях каждая организация неизбежно сталкивается с серьезной конкуренцией, причем если раньше компании пытались превзойти друг друга только посредством предложения потребителю более широкого ассортимента или высокого качества продукции, то в настоящий момент инструментом завоевания лидирующих позиций на рынке стали не только стоимость товара и его качество, но и время обслуживания клиентов и многие другие аспекты хозяйственной деятельности компаний. Поэтому разработанные многие годы назад и, казалось бы, успешно функционирующие на протяжении десятилетий системы управления зачастую не способны обеспечить всеобъемлющий контроль процессов и операций, имеющих место в повседневной работе организаций. В связи с этим практики управленческой деятельности все время находятся в поисках чего-то нового, способного удовлетворить запросы руководства и обеспечить компании преимущество перед конкурентами. Далеко не всегда происходит так, что конкурентное преимущество скрывается непосредственно во взаимоотношениях компании с потребителями.
Все чаще организации прилагают усилия к поиску внутренних резервов повышения эффективности своей хозяйственной деятельности. Возможно, ежедневно имеют место потери времени и средств, которых можно было избежать, или оперативные планы изо дня в день не выполняются по явной, но не замеченной центральным руководством причине. В результате общая эффективность деятельности компании снижается, а это значит, что у нее меньше возможностей разработать и предложить клиенту что-то качественно новое, отвечающее его потребностям.
С течением времени стало понятно: эффективное и последовательное развитие предприятий в условиях ужесточения конкурентной борьбы на сегодняшний день возможно лишь при условии четко скоординированной и спланированной работы всех подразделений компании. Одним из условий формирования системы, отвечающей таким требованиям, является создание системы бюджетирования.
Основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы организации на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств и их источников, выявлении рисков и снижении их уровня, а также повышении гибкости в функционировании экономического субъекта. Формирование бюджета организации является основным инструментом краткосрочного финансового планирования, определяющим источники и направления использования денежных средств. При этом бюджет (финансовый план действий), являясь методом регулирования экономики организации, позволяет не только управлять финансами, но и гармонизировать отношения как внутри хозяйствующего субъекта, так и с внешней средой.
Эффект от внедрения системы бюджетирования состоит в том, что при составлении планов руководители видят результаты действий в зависимости от принятого варианта управленческого решения и определяют базовые установки для каждого из направлений деятельности организации. Другими словами, создается полный набор сценариев, с помощью которых можно увидеть общую картину развития компании в будущем. Это означает, что, располагая множеством возможных вариантов развития, подкрепленных соответствующими расчетами, легко предугадать, в каком положении окажется организация, выбрав тот или иной вариант. Кроме того, постоянно сравнивая планы с фактическим состоянием дел, можно увидеть опасные тенденции в распределении финансовых потоков. Постепенно качество планирования и принятия управленческих решений на основании бюджетов повышается.
В отечественной литературе проблемы бюджетирования начали обсуждаться с начала 1990-х гг. В середине 1990-х гг. были предприняты попытки реализации систем бюджетирования на отдельных российских предприятиях.
Внедрение системы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий связано с рядом проблем:
- отсутствием единообразия в методологии и методике комплексного финансового планирования, учета и анализа экономических показателей;
- разнообразием методических подходов к составлению прогнозного баланса, выступающего индикатором перспектив финансового состояния экономического субъекта;
- наличием специфических особенностей при формировании бюджета предприятия в зависимости от его масштабов и направления деятельности.
В этой связи весьма актуальной является проблема совершенствования методики бюджетирования, позволяющей планировать и контролировать экономический результат деятельности организации.
Объект исследования данной работы: бюджетирование в открытом акционерном обществе «Татойлгаз».
Предметом исследования являются способы повышения эффективности системы бюджетирования в ОАО «Татойлгаз».
Теоретической и методологической основой написания работы являются отечественных (Аньшина В.М., Вахрушиной М.А., Гетьмана В.Г., Грачевой М.В., Ендовицкого Д.А., Едроновой В.Н., Ковалева В.В., Мельник М.В., Лысенко Д.В., Петрова В.И., Савчука В.П., Хруцкого В.Е., Шеремета А.Д., Щиборща К.В.) и зарубежных (Александера Г.Д., Бэйли Д.В., Боди З., Гитмана Л.Дж., Друри К., Каплана Р., Коллинза Д., Маршалла Д.Ф., Нортона Д., Ришар Ж., Хавернек П.М., Шапиро А.К., Шима Дж. К.) ученых. Кроме того, в процессе выполнения работы были использованы статьи экономических журналов, отчетность ОАО «Татойлгаз», положения компании, а также Интернет-ресурсы.
Основной целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов бюджетирования, а также выявление источников повышения его эффективности непосредственно в исследуемой организации. В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- определение сущности бюджетирования как инструмента финансового планирования;
- выявление основных методов бюджетирования;
- рассмотрение финансовой структуры компании как основы распределения ответственности в процессе бюджетирования;
- анализ действующей практики организации бюджетного процесса в ОАО «Татойлгаз»;
- разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию действующей практики бюджетирования в организации.
Переход к системе бюджетирования, совершенствование ее организации требует значительных затрат со стороны руководства компании, поэтому прежде, чем принимать решение о необходимости столь масштабных преобразований, следует оценить потенциальную эффективность данной системы управления. Таким образом, к задачам, которые необходимо решить в ходе работы, стоит отнести и качественную оценку системы бюджетирования в ОАО «Татойлгаз», а также предложенных мероприятий по ее совершенствованию.
Вьпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
На основе изучения теоретических и методических аспектов организации бюджетирования в организации можно прийти к следующим выводам.
Исследование сущности, функций, целей и задач системы бюджетирования, проведенное в первом разделе работы, показало, что подобная система - один из современных инструментов финансового планирования, позволяющих повысить эффективность деятельности компании. Она представляет собой систему управления предприятием по центрам ответственности через бюджеты, позволяющую достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.
Практически все специалисты, которые занимаются исследованием процесса бюджетирования, согласны с тем, что данный процесс представляет особый интерес для исследования, поскольку его внедрение в управление организацией актуализирует процесс управления денежными потоками.
Система бюджетирования строится на ряде ключевых принципов, среди которых стоит отметить следующие:
- бюджет составляется сроком на 1 календарный год с внутренним делением по месяцам;
- бюджет строится на основании плановых величин ключевых показателей деятельности компании, утвержденных Советом директоров, и состоит из Главного бюджета и бюджетов по центрам ответственности;
- бюджетирование может быть успешно внедрено только при условии готовности и способности руководителей организации к делегированию полномочий и обязанностей.
Безусловно, в зависимости от специфики конкретной организации и целей руководства могут быть разработаны дополнительные принципы для построения системы бюджетирования. Некоторые из них могут быть исключены, но в общих чертах постановка системы бюджетирования предполагает соблюдение обозначенных принципов.
Ключевым понятием бюджетирования является «бюджет». Под бюджетом принято понимать количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть произведены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Разные организации могут разрабатывать и утверждать различные бюджеты, однако все их многообразие может быть подразделено на несколько основных групп. Так, в зависимости от объекта управления бюджеты подразделяются на бюджеты организации, позволяющие планировать и контролировать деятельность всей компании в целом; функциональные бюджеты, отражающие доходы и расходы, относящиеся к определенной деятельности компании; и операционные бюджеты, позволяющие управлять каждым центром ответственности в отдельности.
Отличительной особенностью бюджетирования является комплексный и циклический его характер. Оно охватывает сразу все функции менеджмента, дополняя основной список. Сюда входят: прогнозирование рыночной конъюнктуры и, в частности, объемов сбыта; планирование затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности; реализация бюджетных заданий; контроль исполнения бюджетов; анализ исполнения бюджетов и отклонений от плана; внесения корректировок в существующие планы с учетом результатов анализа отклонений.
Бюджетирование производится на основании закрепленной финансовой структуры, определяющей характер сводного бюджета компании и порядок консолидации разрабатываемых бюджетов. Финансовая структура организации, являясь одним из основных составляющих элементов системы бюджетирования, представляет собой перечень и иерархию центров ответственности. Правильно построенная финансовая структура позволяет увидеть «ключевые точки», в которых будет формироваться, учитываться и перераспределяться прибыль, а также осуществляться контроль за потоками финансовых ресурсов.
Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что в целом на данный момент финансовое состояние ОАО «Татойлгаз» устойчиво. Основные финансовые показатели соответствуют рекомендуемым значениям, имеют положительную динамику. Об абсолютной финансовой устойчивости свидетельствуют анализ состояния обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
Во втором разделе проекта по материалам ОАО «Татойлгаз» был проведен анализ действующей практики бюджетирования.
Исследование системы бюджетирования ОАО «Татойлгаз» позволило выявить несколько проблем, в частности:
- политика составления бюджетов «сверху-вниз»;
- отсутствие системы операционных бюджетов, что осложняет руководству контроль за финансовым состоянием предприятия;
- отсутствие бюджетных регламентов и инструкций с четким описанием функций и ответственности подразделений на нижних уровнях управления;
- отсутствие четко выстроенной связи между мотивацией персонала и процессом бюджетирования, бюджетные задачи не совпадают с задачами текущей деятельности;
- отсутствие восприятия системы бюджетирования как инструмента управления финансовыми ресурсами.
Для решения этих проблем в третьем разделе проекта были предложены мероприятия по совершенствованию существующей системы бюджетирования на основе распределения ответственности по всем уровням управления. Реализация системы бюджетирования и на нижних уровнях управления приведет в действие механизм повышения эффективности деятельности Общества через контроль и ограничение потребления ресурсов его подразделениями.
Проведя разработку рекомендаций и обоснование мероприятий по совершенствованию действующей системы бюджетирования, можно сказать, что постановка полноценного бюджетирования в ОАО «Татойлгаз» предполагает последовательное выполнение следующих этапов:
- детализацию финансовой структуры Общества путем выделения отдельных МВЗ и ЦФУ в составе структурных подразделений;
- закрепление за каждым МВЗ и ЦФУ соответствующих бюджетов;
- выделение в каждом МВЗ и ЦФУ ответственного лица - распорядителя, который будет отвечать перед начальником ФО за прикрепленные к его МВЗ или ЦФУ бюджеты;
- определение сроков предоставления данных бюджетов начальнику ФО с разбивкой на периоды планирования, контроля исполнения и анализа;
- документальное оформление четырех предыдущих пунктов в соответствующих инструкциях, положениях и т.д.;
- постепенная автоматизация бюджетирования на уровне структурных подразделений собственными программистами путем формирования операционных бюджетов с помощью продукта «ИТРП: Бюджетирование и Финансы» на платформе «1С:Предприятие 8».
Система бюджетирования и на оперативном уровне позволит обеспечить координацию действий и мероприятий отдельных подразделений и определить точную величину расходов, осуществляемых подразделениями для достижения поставленных целей, позволит осуществлять планирование основных финансовых показателей деятельности по организации в целом и ее структурным подразделениям.
Таким образом, внедрение на предприятии системы бюджетирования может расцениваться как первый шаг на пути к управлению затратами. Разрабатывая бюджет, предприятие ограничивает размер планируемых затрат, тем самым управляя ими.
Было приведено описание правового обеспечения предложенных мероприятий, которое заключается в разработке, принятии и исполнении документов, регламентирующих процесс бюджетного управления предприятием. В частности, это «Положение о МВЗ ОАО «Татойлгаз»», описывающее основные задачи МВЗ, сферы ответственности, взаимоотношения и связи между руководителями МВЗ, организацию работы внутри МВЗ. Регламентировав, таким образом, процесс бюджетирования, руководители получат четкое понимание работы всех подразделений компании.
В целом, система бюджетирования призвана координировать планы отдельных подразделений и согласовывать их с общим направлением развития компании. Также она решает задачи распределения финансовых ресурсов, прогнозирования финансового состояния компании и ее подразделений, распределения ответственности между менеджерами. Знание реального положения дел в различных направлениях бизнеса дает возможность принимать обоснованные решения о том, в какие направления целесообразно инвестировать финансовые ресурсы, от каких видов деятельности следует отказаться, какие структуры предприятия работают неэффективно и требуют внимания высшего руководства. Крупные компании, уже в полной мере осуществляющие бюджетирование, со временем, безусловно, осознают все преимущества перехода к такой системе.
1. Адамов, Н., Тилов, А. Бюджетирование в коммерческой организации.
Краткое руководство; Питер - Москва, 2014- 144 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. - М., 1999. - 562 с.
3. Бабич Т. Н., Козьева И. А., Вертакова Ю. В., Кузьбожев Э. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка; Инфра-М - , 2012. - 336 с.
4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 624 с.
5. Бизнес-планирование; Финансы и статистика, 2013. - 816 с.
6. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - К.:Ника-Центр, 1999. - 512 с.
7. Городничев П. Н., Городничева К. П. Финансовое и инвестиционное прогнозирование; Экзамен - Москва, 2011. - 224 с.
8. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование. Шаг за шагом; Питер - Москва, 2011. - 480 с.
9. Друри К. Управленческий и производственный учет: Учебник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 1071 с.
10. Зимин, О. Принципиально иной подход к построению системы бюджетирования // Финансовый директор. - 2011. - № 4.-C. 14-19.
11. Ивашкевич В.Б.Бухгалтерский управленческий учет: учебник / В.В. Ивашкевич. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008. - 574 с.
12. Карпов А.Е. Серия книг «100% практического бюджетирования» Книга 2. «Регламент системы бюджетирования» - М.: «Результат и качество», 2008 г. -472с.
13. Карпова В.В. Стоимостное измерение в системе бухгалтерского учета: современная теория и практика / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Нижний-Новгород, 2011. - С 26.
14. Карпова Т.П., Верецук И.И. Бюджетирование материальных затрат как подсистема управленческого учета // Материалы IV международной научно- практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня». - USA, North Charleston, SC, 2014 - С. 261-265.
15. Клепалова А.Г., Хомякова А.А., Бирюкова Т.И. Бюджетирование ориентированное на результат, как технология стратегического управления предприятием // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». -Изд-во: Ивановский государственный химико-технологический университет. - 2012. - № 31. - С. 25¬33.
16. Клепцова О. Бюджетирование в "1С:Предприятии 8". Информационные технологии бюджетного управления; 1С-Паблишинг, Питер - Москва, 2012. - 240 с.
17. Клиланд Д., Кинг У. Системный анализ и целевое управление. - М., 1997.
18. Ковалев В. В. Учет, анализ и бюджетирование лизинговых операций: теория и практика; Финансы и статистика, 2012. - 512 с.
19. Кубарева Е. Ю. Бюджетирование на проектно-ориентированном предприятии с матричной структурой управления. Организационно¬методические основы; ДПК пресс - Москва, 2011. - 248 с.
20. Кузьмина М. С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы; КноРус - Москва, 2012. - 256 с.
21. Кузьмина М. С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы; КноРус - Москва, 2013. - 248 с.
22. Немировский, И. Б. Бюджетирование. От стратегии до бюджета - пошаговое руководство / И. Б.Немировский, И. А. Старожукова. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. - 512 с
23. Просветов Г. И. Бюджетирование. Задачи и решения; Альфа-Пресс- 2011. - 376 с.
24. Савчук В.П. «Финансовый менеджмент предприятий». Издательский дом «Максимум», 2001.
25. Телешук Г. Я. Бизнес-планирование; Академия управления при Президенте Республики Беларусь - Москва, 2013. - 148 с.
26. Федосеев, А. Нестандартный подход к управлению и планированию финансовых результатов // Финансовый директор. - 2011. - № 9. - С. 32-37.
27. Финансовый менеджмент: Пособие по технике эффективного менеджмента. - М.: CARANA Corporation-USAI-RPS, 1998
28. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. М.А. Поукаса, А.Х. Тейлора. - М.: ИНФРА, 1996. - 480 с.
29. Хруцкий, В.Е.; Гамаюнов, В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования; М.: Финансы и статистика, 2011. - 464 с.
30. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование. Издательство: Финансы и статистика, 2006 464 С.
31. Чиненов М. В., Семибратов В. С. Бюджетное планирование и прогнозирование; Де-По - Москва, 2012. - 118 с.
32. Щиборщ, К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - 2-е изд. перераб. и доп. / К. В. Щиборщ. - М.: Дело и Сервис, 2005. - 592 с.
33. Шаховская, В. В. Бюджетирование: теория и практика: учебное пособие / Л.С.Шаховская, В.В. Хохлов, О.Г. Кулакова [и др.]. - М.: КНОРУС, 2009. - 400 с.
34. ШимДж. К, СигелДж. Г.Основы коммерческого бюджетирования: Полное пошаговое руководство для нефинансовых менеджеров / Пер.с англ.И.Г. Гладкова. - СПб. : Азбука : Бизнес Микро, 2001. - 474 с.
35. Бюджетирование. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businessstudio.ru.
36. Кочнев А. Как построить финансовую структуру? - ITeam портал,
2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.iteam.ru.
37. Кремленков Д. Автоматизация бюджетирования: проблемы и решения. - Технологии корпоративного управления, 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.iteam.ru.
38. Муравьев С. SWOT-анализ: Управление по центрам ответственности.
- ФИНАНСЫ.Ки, 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.finansy.ru.
39. Пушкарев Е. Типы бюджетных моделей и их применимость в современных условиях. - Консалтинговая группа «Лекс», 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lexgroup.ru.
40. Савчук В. Годовое бюджетирование: цели, способы, подходы и последовательность составления. - Бюджетирование, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gaap.ru.
41. Ткачук Е.В. Как правильно разработать систему учета по центрам ответственности. - CFIN.RU, 2009. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cfin.ru.
42. Фрунзе Л. Центры финансовой ответственности в системе управления предприятием. - СТРАТУМ, 2007. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.stratum.ru.
43. Целых А. Всесторонний анализ эффективности информационных проектов. Корпоративный менеджмент, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru.
44. Целых А. Использование бизнес-диагностики для анализа эффективности проектов оптимизации системы управления предприятием. - Корпоративный менеджмент, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru.
45. Needles B.E., Powers M., Mills S.K., Anderson H.R. “Managerial ccounting” 5th - Boston, N.-Y.: Houghton Mifflin Company, 2007. - 1346с.
46. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tatoilgas.ru/
47. Режим доступа:http://www.micex.ru/marketdata/analysis
48. Режим доступа:http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/
49. Положение о БДПС ОАО «Татойлгаз»
50. Положение о бюджетировании ОАО «Татойлгаз
51. Финансовая отчетность ОАО «Татойлгаз»