Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ РЕЛЬЕФА В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Работа №51887
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметгеография
Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава 1. Методика проведения исследований рельефа 6
1.1. Древнеледниковая морфоскульптура 6
1.2. Методы изучения ледникового рельефа 12
Глава 2. Анализ содержания школьных учебников на предмет
изучения ледникового рельефа (младших, средних, старших классах) 23
2.1. Изучение рельефа в младших классах 23
2.2. Тема «Ледниковый рельеф» на уроках географии в средних
классах 26
2.3. Анализ содержания школьных учебников на предмет изучения
рельефа в старших классах 35
Глава 3. Элективный курс «Ледниковый рельеф Русской равнины» 38
3.1. Исследование занятий учителей о ледниковом рельефе 38
3.2. Разработка элективного курса «Ледниковый рельеф Русской
равнины» 40
3.3. Анализ опыта проведения элективных курсов учителями 55
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение


Теме рельефа в школьном курсе географии уделяется большое внимание. При этом особую роль играет ледниковая форма рельефа. Поэтому целью дипломной работы ставится изучение ледниковой формы Русской равнины.
Продолжительность четвертичного периода не так невелика, всего около 2 млн. лет, однако геологическая история, события этого самого последнего периода в большей степени отражаются в современном облике природы. К наиважнейшим событиям четвертичного периода вместе с неотектоническими движениями относятся древние оледенения и морские трансгрессии, которые оказали непосредственное воздействие на морфоскульптуры.
Ледниковой теории уже свыше 150 лет. В 1939 г. вышла в свет монография И.П. Герасимова и К.К. Маркова «Ледниковый период на территории СССР». С того времени накопилось огромное количество нового фактического материала, в которых пересматривались некоторые представления о древнем оледенении, в том числе на какое-то время утверждалось представление о пятикратном оледенении в четвертичном периоде (Асеев А.А., Вознячук Л.Н., Горецкий Т.И., Москвитин А.И., Серебрянный Л.Р. и др.), однако, в конечном счёте, оказалось, что базисные положения названной монографии сохранили своё значение и поныне.
Установлено, что длительные, продолжительностью в несколько десятков миллионов лет, холодные этапы в развитии Земли в геологическом прошлом бывали неоднократно. Такие этапы называют ледниковыми периодами. Последний, четвертичный, ледниковый период начался свыше 30 млн. лет назад, в северном же полушарии крупные ледниковые покровы появились лишь около 2,5 млн. лет назад.
Неоднократность оледенений вызывалась ритмическими изменениями климата, чередованием тёплых и холодных, влажных и сухих условий. За последние 900 тыс. лет известно девять глобальных похолоданий и оледенений и столько же потеплений. Таким образом, продолжительность одного цикла (похолодание-потепление) около 100 тыс. лет, из которых только приблизительно 10% времени приходилось на периоды потеплений, остальное - на холодную часть цикла. Сегодня идёт голоценовое межледниковье, начавшееся около 10 тыс. лет назад.
Ледники имели огромное рельефообразующее значение. Они покрывали более 20% территории России. В широкой полосе у края ледников ведущую роль в формировании рельефа играли талые воды.
На сегодняшний день множество учёных считают, что на территории России прослеживаются следы трёх ледниковых эпох в плейстоцене: миндельской (или окской) - ранний плейстоцен; рисской (днепровской с московской стадией) - средний плейстоцен; вюрмской (валдайской) - поздний плейстоцен.
Всё вышесказанное и обусловило актуальность и значимость данного исследования.
Целью дипломной работы является изучение ледникового рельефа Русской равнины.
В соответствии с намеченной целью исследования в данной работе поставлены следующие задачи:
- изучить древнеледниковую морфоскульптуру;
- изучить методы исследования ледникового рельефа;
- дать анализ изучению рельефа в младших классах;
- проанализировать тему «Ледниковый рельеф» на уроках географии в средних классах;
- проанализировать содержание школьных учебников на предмет изучения рельефа в старших классах;
- исследовать занятия учителей о ледниковом рельефе;
- разработать элективный курс «Ледниковый рельеф Русской равнины»;
- проанализировать опыт проведения элективных курсов учителями.
Объектом исследования дипломной работы является ледниковый рельеф.
Предмет исследования - ледниковый рельеф Русской равнины.
Информационной базой исследования выступили учебные пособия, статистические данные, разнообразные публикации по вопросам рельефообразования, Интернет-ресурсы.
Структура работы соответствует целям и поставленным задачам. Дипломная работа состоит из введения, трёх взаимосвязанных глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Изучив учебную и специальную литературу по географии и геоморфологии, выяснили, что под рельефом понимается совокупность неровностей (форм) земной поверхности.
Ледниковый рельеф - формы земной поверхности, происхождение которых связано с деятельностью ледников или их талых вод.
Среди конкретных методов изучения ледникового рельефа можно выделить:
- картирование краевых ледниковых образований;
- литологические методы;
- методы текстурно-фациального анализа;
- методы стратиграфии и геохронологии;
- спорово-пыльцевой анализ;
- палеоэнтомологические исследования;
- изотопные методы датирования;
- метод абсолютного датирования (ТЛ-анализ);
- методы оценки выветрелости материала в моренах;
- методические приёмы, обеспечивающие взаимный контроль полученных выводов и др..
На основании проведённых вышеперечисленных методов исследований различаются два вида ледникового рельефа - экзарационный и аккумулятивный. К экзарационным формам относятся кары, ригели (поперечный скалистый уступ в ледниковой долине), троги, бараньи лбы, курчавые скалы. К аккумулятивным - моренные холмы и гряды, камы, азы, друмлины, эрратические валуны, зандры. По формам ледникового рельефа судят о площадях распространения древних ледников. На этом основании были определены границы древних оледенений.
На Русской равнине отчетливо выражена зональность различных типов ледникового рельефа. Например, на Балтийском щите очень своеобразны
сильно расчлененные равнины с преобладанием денудационного ледникового рельефа; южнее, в пределах Валдайского оледенения, чрезвычайно характерны равнинные типы рельефа, стадиальные моренные гряды и конечноморенные комплексы ледникового и водноледникового рельефа со свежими формами ледниковой аккумуляции.
К формам ледниковой аккумуляции относятся моренные гряды, моренные холмы, разные по величине и высоте, и т. д.; к формам водноледниковой аккумуляции - зандровые поля, озы, камы и т.п. Ближе к краям бывших ледниковых покровов располагаются слоистые, сложенные крупнозернистым песчаным материалом, относительно плохо сортированные осадки; южнее сортированность отложений становится лучше и песчаные отложения сменяются супесчаными и суглинистыми. Очень своеобразны по своему составу так называемые покровные суглинки, залегающие вдоль внешнего края территории валдайского оледенения.
Сохранность ледниковых форм рельефа тесно связана с возрастом ледниковых покровов. На Русской равнине свежий ледниковый рельеф хорошо сохранился в пределах валдайского оледенения. В ряде районов новая речная сеть только осваивает территорию. В полосе московского оледенения преобладают смешанные формы рельефа-ледникового и эрозионного. Ледниковые формы рельефа имеют более мягкие и как бы «стертые» очертания, а эрозионные более резкие. На территории днепровского оледенения господство переходит к водноэрозионным формам рельефа. Как в пределах московского, так и днепровского оледенений широко распространены покровные пылеватые суглинки, южнее они сменяются лёссовидными. Аккумулятивные ледниковые формы рельефа либо не сохранились, либо сильно изменены эрозией.
Все перечисленные особенности литогенной основы и форм ледникового рельефа следует рассматривать как проявление зональности (в широком смысле слова), свойственной эпохе плейстоцена. Эта зональность, разумеется, не соответствует современным природным зонам. Современные природные зоны и их границы сформировались в послеледниковое время.
Изучив курс географии с 1 по 11 классы на тему «Ледниковый рельеф», выяснилось, что данный вопрос не так полно раскрыт в учебной литературе. Ввиду этого рекомендуется вводить элективные курсы по этой теме. Кроме того, проанализировав опыт учителей, вполне понятно, что эпохи оледенения Русской равнины; оледенение, оказавшее наибольшее влияние на наш рельеф; ледниковые формы рельефа; обнаружение ледниковых форм рельефа непосредственно на изучаемой территории - очень интересно ученикам.
Школьникам необходимо знать, что главнейшие формы рельефа, обусловленные ледниковой деятельностью, играют не только огромную роль в дальнейшем развитии рельефа, но также оказывают огромное влияние в формировании всей современной географической среды. Помимо влияния на рельеф, подземные и наземные воды, ледниковые отложения играют колоссальную роль при образовании почв и растительных сообществ.



1. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс: учебное пособие, 17-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2011 - 304 с.
2. Бахчиева О.А. География 10-11 классы: учебник по географии для старшей школы (базовый и углубленный уровни). - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 220 с.
3. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с.
4. Богданова Е.Н. Горы и равнины России/ Е.Н. Богданова// География. - 2012. - №35. - С. 156
5. Воробьёв В.М. Волоковые пути на Главном водоразделе Русской равнины: учебное пособие. - Тверь: Славянский мир, 2013. - 70 с.
6. Гаврилов А.А. Некоторые вопросы геоморфологической терминологии/А.А. Гаврилов// Геоморфология. - 2015. - №3. - С. 94
7. Гаднова Е.Н. Историческая география России: учебное пособие. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. - 52 с.
8. Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. География / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2012. - 184 с.
9. Дронов В.П. Программы элективных курсов. География. 8 класс: профильное обучение, 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 230 с.
10. Ежкова Е.А. Важнейшие события четвертичной истории и их воздействие на рельеф/Е.А. Ежкова// География в школе. - 2015. - №2. - С. 188
11. Климанов В.В. География в таблицах. 8 класс: справочное пособие/ авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. - М.: Дрофа, 2013. - 98 с.
12. Короновский Н.В. Геология 10-11 классы: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013. - 110 с.
13. Котов В.А. Рельеф и геологическое строение России/В.А. Котов// Основы геоморфологии. - 2015. - №9. - С. 194
14. Кузин И.Л. «Ледниковые» формы рельефа Западно-Сибирской и Русской равнин/ И.Л. Кузин// Известия Русского Географического общества.
- 2006. - №3(138). - С. 220
15. Ладонкина Е.Г. Полевая практика по геоморфологии: методическое пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 228 с.
16. Лазаревич К.С. Формы рельефа, созданные ледниками/К.С. Лазаревич// География в школе. - 2014. - №7. - С. 188
17. Лапаева Ю.А. Морфоскульптура и современные процессы рельефообразования/Ю.А. Лапаева//Рельеф территории России. - 2015. - №8.
- С. 46
18. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 2 изд., дораб и доп. / А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 160 с.
19. Летягин А.А. География: программа: 5-9 классы / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 204 с.
20. Лобанова Г.А. Ледниковый рельеф/Г.А. Лобанова// География в школе. - 2014. - №11. - С. 188
21. Мамаев Д.В. Следы древних ледников и методы их изучения. - М.: РГАУ-МСХА (зооинженерный факультет), 2014. - №7. - С. 74
22. Миронов В.Ю. Особенности рельефа Земли/В.Ю. Миронов// Геоморфология. - 2013. - №5. - С. 94
23. Нагорная О.Е. Рельеф ледниковой поверхности/О.Е. Нагорная// География в школе. - 2015. - №8. - С. 188
24. Новик А.Н. Географическое положение и рельеф Русской равнины/А.Н. Новак// География. - 2014. - №28. - С. 156
25. Озерова И.О. Взаимосвязи в природных зонах Русской
равнины/И.О. Озерова// География. - 2015. - №1. - С. 156
26. Паньков Е.Н. Рельеф областей древних оледенений/Е.Н.
Паньков//География в школе. - 2013. - №10. - С. 188
27. Орешкин А.Ю. По следам древних оледенений. - М.: РГАУ-
МСХА (зооинженерный факультет), 2015. - №12. - С. 74
28. Осташкин В.И. Внешние границы древних ледников. - М.: РГАУ- МСХА (зооинженерный факультет), 2015. - №8. - С. 74
29. Радаев Р.Ю. Рельеф областей материкового оледенения/ Р.Ю. Радаев// Земледелие. - 2013. - №4. - С. 122
30. Раковская Э.М. Физическая география России: учебное пособие/ Э.М. Раковская, М.И. Давыдова. - М.: Дрофа, 2011. - 180 с.
31. Ретов Л.А. Ледниковые и водноледниковые формы рельефа/Л.А. Ретов// Геоморфология. - 2014. - №6. - С. 94
32. Романов Н.С. Рельеф России/Н.С. Романов// Основы геоморфологии. - 2014. - №8. - С. 194
33. Смирнова М.С. Уроки географии. 8 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, 2013. - 122 с.
34. Степанюк Е.Н. Возможности начального курса географии в организации познавательной деятельности школьников/Е. Н. Степанюк// География. - 2016. - №1. - С. 156
35. Судакова Н.Г. Литолого-геоморфологический анализ как основа комплексного эколого-палеогеоморфологического районирования Русской равнины/ Н. Г. Судакова, С. И. Антонов, А. И. Введенская, В. А. Костомаха, Г. М. Немцова//Геоморфология. - 2013. - №3. - С. 94
36. Сычев П.О. Геоморфологические процессы на равнинах/П.О. Сычев// География в школе. - 2015. - №3. - С. 188
37. Тавинова Г.И. Самостоятельные и практические работы по географии. 8 класс: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
38. Тельнова О.И. Ледники. Терминология и структура ледниковых образований/О.И. Тельнова// География. - 2015. - №10. - С. 156
39. Тихонов А.Ю. Важнейшие события четвертичного периода и их отражение в современном рельефе/А.Ю. Тихонов// Основы геоморфологии. - 2014. - №12. - С. 194
40. Тюрина И.Л. Геоморфология горных и равнинных стран/И.Л. Тюрина// Природа. - 2015. - №7. - С. 58
41. Уфимцев Г.Ф. Размышления об особенностях теории геоморфологии/Г.Ф. Уфимцев// Геоморфология. - 2012. - №1. - С. 94
42. Чичерина О.В. География в таблицах и диаграммах. 8 класс: справочное пособие. / Сост. О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова. - М.: АСТ, 2014. - 138 с.
43. Чувардинский В.Г. Четвертичный период. Новая геологическая концепция/ В.Г. Чувардинский//Экспедиция. - 2013. - №2. - С. 160
44. Чувардинский В.Г. Дискуссия с ледниковой теорией, воцарившейся в науках о земле/В.Г. Чувардинский//Природа. - 2014. - №6. - С. 58
45. Шарова И.И. Современный урок географии. Уроки развивающего обучения. 8 класс: методические разработки уроков. - М.: Школьная Пресса, 2014. -102 с.
46. Шарова И.И. Современный урок географии. Уроки развивающего обучения. 6-7 класс: методические разработки уроков. - М.: Школьная Пресса, 2015. -126 с.
47. Шутова Е.А. Рельеф в зоне ледниковой экзарации/Е.А. Шутова//Основы геоморфологии. - 2015. - №4. - С. 194

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.