Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

Работа №30089

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
542
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Общие сведения о Кукморском районе
1.1 Историко-географическая характеристика Кукморского
района 6
1.2 Система образования в Кукморском районе 16
Исследовательская деятельность школьников
2.1 Цели, задачи и виды исследовательской деятельности 24
2.2 Формы и методы исследовательской деятельности 35
Организация исследовательской деятельности
3.1 Исследовательская деятельность школьников. Методы краеведения в
школьной деятельности 48
3.2 Исследовательская работа по изучению рельефа Кукморского района 61
Заключение 69
Список используемой литературы

В современном обществе среди всех качеств, предъявляемых к выпускнику общеобразовательной школы, все чаще отмечают те, которые указывают на его способность к дальнейшему развитию личности: саморазвитие, способность к самообразованию и дальнейшему творческому росту, самореализация, воспитание внутренней активности, готовности и стремления к самосовершенствованию, развитие качеств познавательной самостоятельности (развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, раскрывать признаки и сущность явлений окружающего мира, аргументировано отстаивать собственную точку зрения).
Одним из возможных путей достижения названной цели, поставленной перед школой и каждым учителем, является усиление практической направленности учебно-воспитательного процесса. При этом все большее число педагогов и ученых относит исследовательскую работу к компонентам деятельного образования.
По мнению психологов, исследовательская работа относится к образовательной сфере, где интегрированы все виды деятельности, необходимые для практического самоопределения каждого ребенка, развития его способностей. Именно она позволяет не «не готовить ребенка к жизни», а реально включать его в жизнь, основанную на личном опыте, знаниях, необходимых для решения конкретных практических и жизненных задач.
Самое главное - в отличие от традиционного образования, информация, практические умения и навыки приобретаются на опыте собственных открытий. Открытие дает радость познания и связано с положительными эмоциями, что способствует успеху в обучении.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся приобретают важный для жизни социальный опыт работы в группе, навыки сотрудничества, взаимодействия, распределения функций и обязанностей с учетом индивидуальных личностных особенностей и требований общего дела.
Особое значение при организации исследовательской деятельности детей школьного возраста имеют работы по изучению природы. Исследования психологов и педагогов показывают, что в процессе изучения сложных, многоаспектных взаимоотношений между живой и неживой природой, отдельными организмами, человеком и природой у ребенка формируется неосознанное уважение к окружающему миру, появляется чувство ответственности перед живыми организмами. В связи с этим передовые учителя активно используют возможность включения детей в практическую деятельность по изучению, сохранению и преобразованию природной среды своего края для формирования и развития экологической грамотности, экологической культуры и нравственной позиции по отношению к природе как среде жизни и источнику жизни.
По содержанию и характеру деятельности исследование окружающего мира может быть реферативным (изучение и обобщение литературных источников), методическим (освоение методов научных исследований) и собственно исследовательским (проведение собственного эксперимента и обработка полученных результатов).
Актуальность. Нынешнее отношение к предмету географии огорчает снижением заинтересованности и снижением уровня знаний. Но в тоже время сейчас есть возможность дать детям нужные знания, есть творческие ученики. И если правильно организовать обучение географии в школе, можно заинтересовать учеников и помочь им познать окружающий мир. Одним из способов решения данной проблемы является обучение предмету с использованием исследовательского метода и инновационных методов и средств обучения.
Целью работы является анализ теоретико-педагогической основы, возможности содержательной и организационной исследовательской деятельности по изучению природы родного края.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать и изучить необходимую психолого-педагогическую и методическую литературу по заявленной теме;
2. Охарактеризовать специфику организации исследовательской деятельности на уроках;
3. Рассмотреть общетеоретические аспекты исследовательской работы;
4. Рассмотреть методы краеведения в школьной деятельности.
5. Организовать экскурсию по изучению рельефа местности в 10 классе.
Предмет исследования. Возможности условия организации исследовательской деятельности при проведении краеведческой экскурсии.
Объект исследования. Исследовательская работа по изучения природы родного края.
Методом исследования является анализ литературы по проблеме, обобщение и систематизация выводов и результатов исследования, наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. Исследования способствуют развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. Использование местного материала способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, гордости за свой край, любви к своему народу. При этом они осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им знаний, а учатся самостоятельно получать эти знания, что является более эффективным способом воспитания и образования.
Исследовательская деятельность избавлена от самой большой проблемы традиционного образования - отсутствия познавательного интереса учащихся.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Существенным фактором воспитания школьников является непосредственное воздействие на них социальной природной среды. Именно поэтому могут быть эффективно реализованы возможности в развитии творческой деятельности школьников, их самостоятельности, активности, познавательного интереса как факторов, обеспечивающих личностнообщественное становление каждого растущего организма.
Исследовательская работа позволяет наиболее полно учесть индивидуальные и психологические особенности учащихся, их интересы, жизненный опыт, склонности. Особенно важно, что проводя наблюдения и эксперименты, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая захватывает душу ребенка, сохраняет ее чистоту и чуткость.
Исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения. Исследовательски деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
Создавая условия для полного проявления самостоятельности учащихся, наблюдались изменения в них самих. Ребята становились способными к изменению обстоятельств своей деятельности, изменению себя, своего субъективного пространства саморазвития. Собственные наблюдения за учащимися позволяют сделать вывод о том, что исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления ребенка.
Также можно сделать вывод о том, что изучении географии становится гораздо более эффективным при параллельном преподавании краеведческого материала в рамках кружка. При дополнении процесса обучения географии работой краеведческого кружка повышается уровень знаний учащихся о географических особенностях местности. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений.



1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
3. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М. Просвещение, 1988, 158с.
4. Баринова И.И. Современный урок географии. Методические разработки уроков. М., 2001г
5. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. - М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007.
6. Бурнашев С.И.Организация учебно-исследовательской
деятельности учащихся.//Юннатский вестник.№1-2,2003.С.27
7. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
8. Волкова, Л.А. Учебное исследование в школе: виды, алгоритмы, принципы Л.А. Волкова Школьные технологии.- 2009.-№4.-С.94-96
9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 233 с. (Стандарты второго поколения).
10. Гузеева, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы В.В. Гузеева Школьные технологии.- 2010.-№5.-С.49-52
11. Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.. 2004
12. Журнал «Г еография в школе» 2002г, № 5, с.41-46, 2002 г. № 9 с. 55, 2004г. № 7 с. 70-76
13. Журнал «География в школе» №1 2010г. Д.П. Финаров «Программа интегрированного курса “Краеведение” для учащихся средней школы.
14. Козлова Ю.В. Краеведение М. «ТЦ Сфера», 2007. - 127с.
15. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.-сост. - Волгоград: Учитель, 2009.
16. Кукморский район: проблемы истории и культуры. Вопросы истории и археологии // Серия «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Под ред. А.А. Бурханова. - Вып. 5. - Казань: Gumanitarya (Изд-во ТГГИ), 2009 - 266с.
17. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.:2003.
18. Лисицына, Т.Б. Экскурсия - педагогический процесс / Т.Б. Лисицина // Молодой ученый. 2012. - № 6. - С. 40-42.
19. Мухаметов, Р.М., География Кукморского района / М.Р. Мухаметов, А.Р. Мухаметов// Пробное учебное пособие. Кукмор 1996. - 62с.
20. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
21. Рогова, И.А. Исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования /И.А. Рогова //Профильная школа.- 2008.-№5.-С.14-19
22. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа
исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности"//Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.
23. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.
24. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Ось-89, 2006.
25. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М., 2003.
26. Синенко В. Я. Методология и практика школьного образования: учеб. пособие / В. Я. Синенко. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008.
27. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в
28. общеобразовательной школе / Л.А. Тысько. - Москва : Просвящение, 2015. -125 с.
29. Фахретдинова, Ф.Р. исследовательская деятельность - основа развития одаренной личности Ф.Р. Фахретдинова Одаренный ребенок.- 2010.-№1.-С.122-127
30. Федина, И.М. Особенности природоведческих экскурсий / И.М. Федина, А.С. Черноусова. - Москва : Сервис, 2011. - 350 с.
31. Храмова Е.В. Программа по георафическому краеведению/ Е.В. Храмова, М.Ю. Аксенова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2012.- 36с.
32. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Н.А. Якимова // Исследовательская работа школьников. - 2013. - № 1. - С. 48-51.
Диссертация
33. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Улан-Удэ: 2010. - 24 с.
Электронные ресурсы
34. http://kukmor.tatarstan.ru/istoriya-rayona.htm - Кукморский муниципальный район
35. http://schools.keldysh.ru/labmro сР — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
36. www.researcher.ru сР — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день.
37. www.1553.mcP— сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Г ородской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебноисследовательской деятельности учащихся». До 50 посещений в день.
38. www.vernadsky.dnttm.ru сР — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского.
39. www.issl.dnttm.ru сР — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.
40. www.konkurs.dnttm.ru сР — обзор исследовательских и научнопрактических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.
41. www.subscribe.dnttm.mtf— рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ