ИЗУЧЕНИЕ РЕЛЬЕФА В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
|
Введение 3
Глава 1. Методика проведения исследований рельефа 6
1.1. Древнеледниковая морфоскульптура 6
1.2. Методы изучения ледникового рельефа 12
Глава 2. Анализ содержания школьных учебников на предмет
изучения ледникового рельефа (младших, средних, старших классах) 23
2.1. Изучение рельефа в младших классах 23
2.2. Тема «Ледниковый рельеф» на уроках географии в средних
классах 26
2.3. Анализ содержания школьных учебников на предмет изучения
рельефа в старших классах 35
Глава 3. Элективный курс «Ледниковый рельеф Русской равнины» 38
3.1. Исследование занятий учителей о ледниковом рельефе 38
3.2. Разработка элективного курса «Ледниковый рельеф Русской
равнины» 40
3.3. Анализ опыта проведения элективных курсов учителями 55
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение
Глава 1. Методика проведения исследований рельефа 6
1.1. Древнеледниковая морфоскульптура 6
1.2. Методы изучения ледникового рельефа 12
Глава 2. Анализ содержания школьных учебников на предмет
изучения ледникового рельефа (младших, средних, старших классах) 23
2.1. Изучение рельефа в младших классах 23
2.2. Тема «Ледниковый рельеф» на уроках географии в средних
классах 26
2.3. Анализ содержания школьных учебников на предмет изучения
рельефа в старших классах 35
Глава 3. Элективный курс «Ледниковый рельеф Русской равнины» 38
3.1. Исследование занятий учителей о ледниковом рельефе 38
3.2. Разработка элективного курса «Ледниковый рельеф Русской
равнины» 40
3.3. Анализ опыта проведения элективных курсов учителями 55
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение
Теме рельефа в школьном курсе географии уделяется большое внимание. При этом особую роль играет ледниковая форма рельефа. Поэтому целью дипломной работы ставится изучение ледниковой формы Русской равнины.
Продолжительность четвертичного периода не так невелика, всего около 2 млн. лет, однако геологическая история, события этого самого последнего периода в большей степени отражаются в современном облике природы. К наиважнейшим событиям четвертичного периода вместе с неотектоническими движениями относятся древние оледенения и морские трансгрессии, которые оказали непосредственное воздействие на морфоскульптуры.
Ледниковой теории уже свыше 150 лет. В 1939 г. вышла в свет монография И.П. Герасимова и К.К. Маркова «Ледниковый период на территории СССР». С того времени накопилось огромное количество нового фактического материала, в которых пересматривались некоторые представления о древнем оледенении, в том числе на какое-то время утверждалось представление о пятикратном оледенении в четвертичном периоде (Асеев А.А., Вознячук Л.Н., Горецкий Т.И., Москвитин А.И., Серебрянный Л.Р. и др.), однако, в конечном счёте, оказалось, что базисные положения названной монографии сохранили своё значение и поныне.
Установлено, что длительные, продолжительностью в несколько десятков миллионов лет, холодные этапы в развитии Земли в геологическом прошлом бывали неоднократно. Такие этапы называют ледниковыми периодами. Последний, четвертичный, ледниковый период начался свыше 30 млн. лет назад, в северном же полушарии крупные ледниковые покровы появились лишь около 2,5 млн. лет назад.
Неоднократность оледенений вызывалась ритмическими изменениями климата, чередованием тёплых и холодных, влажных и сухих условий. За последние 900 тыс. лет известно девять глобальных похолоданий и оледенений и столько же потеплений. Таким образом, продолжительность одного цикла (похолодание-потепление) около 100 тыс. лет, из которых только приблизительно 10% времени приходилось на периоды потеплений, остальное - на холодную часть цикла. Сегодня идёт голоценовое межледниковье, начавшееся около 10 тыс. лет назад.
Ледники имели огромное рельефообразующее значение. Они покрывали более 20% территории России. В широкой полосе у края ледников ведущую роль в формировании рельефа играли талые воды.
На сегодняшний день множество учёных считают, что на территории России прослеживаются следы трёх ледниковых эпох в плейстоцене: миндельской (или окской) - ранний плейстоцен; рисской (днепровской с московской стадией) - средний плейстоцен; вюрмской (валдайской) - поздний плейстоцен.
Всё вышесказанное и обусловило актуальность и значимость данного исследования.
Целью дипломной работы является изучение ледникового рельефа Русской равнины.
В соответствии с намеченной целью исследования в данной работе поставлены следующие задачи:
- изучить древнеледниковую морфоскульптуру;
- изучить методы исследования ледникового рельефа;
- дать анализ изучению рельефа в младших классах;
- проанализировать тему «Ледниковый рельеф» на уроках географии в средних классах;
- проанализировать содержание школьных учебников на предмет изучения рельефа в старших классах;
- исследовать занятия учителей о ледниковом рельефе;
- разработать элективный курс «Ледниковый рельеф Русской равнины»;
- проанализировать опыт проведения элективных курсов учителями.
Объектом исследования дипломной работы является ледниковый рельеф.
Предмет исследования - ледниковый рельеф Русской равнины.
Информационной базой исследования выступили учебные пособия, статистические данные, разнообразные публикации по вопросам рельефообразования, Интернет-ресурсы.
Структура работы соответствует целям и поставленным задачам. Дипломная работа состоит из введения, трёх взаимосвязанных глав, заключения и списка литературы.
Продолжительность четвертичного периода не так невелика, всего около 2 млн. лет, однако геологическая история, события этого самого последнего периода в большей степени отражаются в современном облике природы. К наиважнейшим событиям четвертичного периода вместе с неотектоническими движениями относятся древние оледенения и морские трансгрессии, которые оказали непосредственное воздействие на морфоскульптуры.
Ледниковой теории уже свыше 150 лет. В 1939 г. вышла в свет монография И.П. Герасимова и К.К. Маркова «Ледниковый период на территории СССР». С того времени накопилось огромное количество нового фактического материала, в которых пересматривались некоторые представления о древнем оледенении, в том числе на какое-то время утверждалось представление о пятикратном оледенении в четвертичном периоде (Асеев А.А., Вознячук Л.Н., Горецкий Т.И., Москвитин А.И., Серебрянный Л.Р. и др.), однако, в конечном счёте, оказалось, что базисные положения названной монографии сохранили своё значение и поныне.
Установлено, что длительные, продолжительностью в несколько десятков миллионов лет, холодные этапы в развитии Земли в геологическом прошлом бывали неоднократно. Такие этапы называют ледниковыми периодами. Последний, четвертичный, ледниковый период начался свыше 30 млн. лет назад, в северном же полушарии крупные ледниковые покровы появились лишь около 2,5 млн. лет назад.
Неоднократность оледенений вызывалась ритмическими изменениями климата, чередованием тёплых и холодных, влажных и сухих условий. За последние 900 тыс. лет известно девять глобальных похолоданий и оледенений и столько же потеплений. Таким образом, продолжительность одного цикла (похолодание-потепление) около 100 тыс. лет, из которых только приблизительно 10% времени приходилось на периоды потеплений, остальное - на холодную часть цикла. Сегодня идёт голоценовое межледниковье, начавшееся около 10 тыс. лет назад.
Ледники имели огромное рельефообразующее значение. Они покрывали более 20% территории России. В широкой полосе у края ледников ведущую роль в формировании рельефа играли талые воды.
На сегодняшний день множество учёных считают, что на территории России прослеживаются следы трёх ледниковых эпох в плейстоцене: миндельской (или окской) - ранний плейстоцен; рисской (днепровской с московской стадией) - средний плейстоцен; вюрмской (валдайской) - поздний плейстоцен.
Всё вышесказанное и обусловило актуальность и значимость данного исследования.
Целью дипломной работы является изучение ледникового рельефа Русской равнины.
В соответствии с намеченной целью исследования в данной работе поставлены следующие задачи:
- изучить древнеледниковую морфоскульптуру;
- изучить методы исследования ледникового рельефа;
- дать анализ изучению рельефа в младших классах;
- проанализировать тему «Ледниковый рельеф» на уроках географии в средних классах;
- проанализировать содержание школьных учебников на предмет изучения рельефа в старших классах;
- исследовать занятия учителей о ледниковом рельефе;
- разработать элективный курс «Ледниковый рельеф Русской равнины»;
- проанализировать опыт проведения элективных курсов учителями.
Объектом исследования дипломной работы является ледниковый рельеф.
Предмет исследования - ледниковый рельеф Русской равнины.
Информационной базой исследования выступили учебные пособия, статистические данные, разнообразные публикации по вопросам рельефообразования, Интернет-ресурсы.
Структура работы соответствует целям и поставленным задачам. Дипломная работа состоит из введения, трёх взаимосвязанных глав, заключения и списка литературы.
Изучив учебную и специальную литературу по географии и геоморфологии, выяснили, что под рельефом понимается совокупность неровностей (форм) земной поверхности.
Ледниковый рельеф - формы земной поверхности, происхождение которых связано с деятельностью ледников или их талых вод.
Среди конкретных методов изучения ледникового рельефа можно выделить:
- картирование краевых ледниковых образований;
- литологические методы;
- методы текстурно-фациального анализа;
- методы стратиграфии и геохронологии;
- спорово-пыльцевой анализ;
- палеоэнтомологические исследования;
- изотопные методы датирования;
- метод абсолютного датирования (ТЛ-анализ);
- методы оценки выветрелости материала в моренах;
- методические приёмы, обеспечивающие взаимный контроль полученных выводов и др..
На основании проведённых вышеперечисленных методов исследований различаются два вида ледникового рельефа - экзарационный и аккумулятивный. К экзарационным формам относятся кары, ригели (поперечный скалистый уступ в ледниковой долине), троги, бараньи лбы, курчавые скалы. К аккумулятивным - моренные холмы и гряды, камы, азы, друмлины, эрратические валуны, зандры. По формам ледникового рельефа судят о площадях распространения древних ледников. На этом основании были определены границы древних оледенений.
На Русской равнине отчетливо выражена зональность различных типов ледникового рельефа. Например, на Балтийском щите очень своеобразны
сильно расчлененные равнины с преобладанием денудационного ледникового рельефа; южнее, в пределах Валдайского оледенения, чрезвычайно характерны равнинные типы рельефа, стадиальные моренные гряды и конечноморенные комплексы ледникового и водноледникового рельефа со свежими формами ледниковой аккумуляции.
К формам ледниковой аккумуляции относятся моренные гряды, моренные холмы, разные по величине и высоте, и т. д.; к формам водноледниковой аккумуляции - зандровые поля, озы, камы и т.п. Ближе к краям бывших ледниковых покровов располагаются слоистые, сложенные крупнозернистым песчаным материалом, относительно плохо сортированные осадки; южнее сортированность отложений становится лучше и песчаные отложения сменяются супесчаными и суглинистыми. Очень своеобразны по своему составу так называемые покровные суглинки, залегающие вдоль внешнего края территории валдайского оледенения.
Сохранность ледниковых форм рельефа тесно связана с возрастом ледниковых покровов. На Русской равнине свежий ледниковый рельеф хорошо сохранился в пределах валдайского оледенения. В ряде районов новая речная сеть только осваивает территорию. В полосе московского оледенения преобладают смешанные формы рельефа-ледникового и эрозионного. Ледниковые формы рельефа имеют более мягкие и как бы «стертые» очертания, а эрозионные более резкие. На территории днепровского оледенения господство переходит к водноэрозионным формам рельефа. Как в пределах московского, так и днепровского оледенений широко распространены покровные пылеватые суглинки, южнее они сменяются лёссовидными. Аккумулятивные ледниковые формы рельефа либо не сохранились, либо сильно изменены эрозией.
Все перечисленные особенности литогенной основы и форм ледникового рельефа следует рассматривать как проявление зональности (в широком смысле слова), свойственной эпохе плейстоцена. Эта зональность, разумеется, не соответствует современным природным зонам. Современные природные зоны и их границы сформировались в послеледниковое время.
Изучив курс географии с 1 по 11 классы на тему «Ледниковый рельеф», выяснилось, что данный вопрос не так полно раскрыт в учебной литературе. Ввиду этого рекомендуется вводить элективные курсы по этой теме. Кроме того, проанализировав опыт учителей, вполне понятно, что эпохи оледенения Русской равнины; оледенение, оказавшее наибольшее влияние на наш рельеф; ледниковые формы рельефа; обнаружение ледниковых форм рельефа непосредственно на изучаемой территории - очень интересно ученикам.
Школьникам необходимо знать, что главнейшие формы рельефа, обусловленные ледниковой деятельностью, играют не только огромную роль в дальнейшем развитии рельефа, но также оказывают огромное влияние в формировании всей современной географической среды. Помимо влияния на рельеф, подземные и наземные воды, ледниковые отложения играют колоссальную роль при образовании почв и растительных сообществ.
Ледниковый рельеф - формы земной поверхности, происхождение которых связано с деятельностью ледников или их талых вод.
Среди конкретных методов изучения ледникового рельефа можно выделить:
- картирование краевых ледниковых образований;
- литологические методы;
- методы текстурно-фациального анализа;
- методы стратиграфии и геохронологии;
- спорово-пыльцевой анализ;
- палеоэнтомологические исследования;
- изотопные методы датирования;
- метод абсолютного датирования (ТЛ-анализ);
- методы оценки выветрелости материала в моренах;
- методические приёмы, обеспечивающие взаимный контроль полученных выводов и др..
На основании проведённых вышеперечисленных методов исследований различаются два вида ледникового рельефа - экзарационный и аккумулятивный. К экзарационным формам относятся кары, ригели (поперечный скалистый уступ в ледниковой долине), троги, бараньи лбы, курчавые скалы. К аккумулятивным - моренные холмы и гряды, камы, азы, друмлины, эрратические валуны, зандры. По формам ледникового рельефа судят о площадях распространения древних ледников. На этом основании были определены границы древних оледенений.
На Русской равнине отчетливо выражена зональность различных типов ледникового рельефа. Например, на Балтийском щите очень своеобразны
сильно расчлененные равнины с преобладанием денудационного ледникового рельефа; южнее, в пределах Валдайского оледенения, чрезвычайно характерны равнинные типы рельефа, стадиальные моренные гряды и конечноморенные комплексы ледникового и водноледникового рельефа со свежими формами ледниковой аккумуляции.
К формам ледниковой аккумуляции относятся моренные гряды, моренные холмы, разные по величине и высоте, и т. д.; к формам водноледниковой аккумуляции - зандровые поля, озы, камы и т.п. Ближе к краям бывших ледниковых покровов располагаются слоистые, сложенные крупнозернистым песчаным материалом, относительно плохо сортированные осадки; южнее сортированность отложений становится лучше и песчаные отложения сменяются супесчаными и суглинистыми. Очень своеобразны по своему составу так называемые покровные суглинки, залегающие вдоль внешнего края территории валдайского оледенения.
Сохранность ледниковых форм рельефа тесно связана с возрастом ледниковых покровов. На Русской равнине свежий ледниковый рельеф хорошо сохранился в пределах валдайского оледенения. В ряде районов новая речная сеть только осваивает территорию. В полосе московского оледенения преобладают смешанные формы рельефа-ледникового и эрозионного. Ледниковые формы рельефа имеют более мягкие и как бы «стертые» очертания, а эрозионные более резкие. На территории днепровского оледенения господство переходит к водноэрозионным формам рельефа. Как в пределах московского, так и днепровского оледенений широко распространены покровные пылеватые суглинки, южнее они сменяются лёссовидными. Аккумулятивные ледниковые формы рельефа либо не сохранились, либо сильно изменены эрозией.
Все перечисленные особенности литогенной основы и форм ледникового рельефа следует рассматривать как проявление зональности (в широком смысле слова), свойственной эпохе плейстоцена. Эта зональность, разумеется, не соответствует современным природным зонам. Современные природные зоны и их границы сформировались в послеледниковое время.
Изучив курс географии с 1 по 11 классы на тему «Ледниковый рельеф», выяснилось, что данный вопрос не так полно раскрыт в учебной литературе. Ввиду этого рекомендуется вводить элективные курсы по этой теме. Кроме того, проанализировав опыт учителей, вполне понятно, что эпохи оледенения Русской равнины; оледенение, оказавшее наибольшее влияние на наш рельеф; ледниковые формы рельефа; обнаружение ледниковых форм рельефа непосредственно на изучаемой территории - очень интересно ученикам.
Школьникам необходимо знать, что главнейшие формы рельефа, обусловленные ледниковой деятельностью, играют не только огромную роль в дальнейшем развитии рельефа, но также оказывают огромное влияние в формировании всей современной географической среды. Помимо влияния на рельеф, подземные и наземные воды, ледниковые отложения играют колоссальную роль при образовании почв и растительных сообществ.



