Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие позновательного интереса: обучающихся в процессе изучения экономической и социальной географии "(9-10 класс)"

Работа №46503
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметгеография
Объем работы116
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 4
1. Историко-теоретические аспекты развития познавательного интереса
обучающихся в процессе изучения географии 7
1.1 Ретроспективный анализ развития познавательного интереса школьников в
процессе изучения географии 7
1.2 Психолого-педагогические аспекты познавательного интереса учащихся . .20
1.3 Анализ содержания школьных учебников географии для развития
познавательного интереса у учащихся 24
2. Педагогическое обеспечение процесса развития познавательного интереса учащихся 9-10-х классов в процессе изучения экономической и социальной
географии 39
2.1 Педагогические условия развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения экономической и социальной географии 39
2.2 Использование инновационных образовательных технологии в учебновоспитательном процессе при изучении экономической и социальной
географии 62
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса учащихся в процессе изучения экономической и
социальной географии 90
Заключение 97
Список использованных источников 100
Приложения 105


Актуальность. Образовательная система в Российской Федерации постоянно находится в поиске, происходит, смена приоритетов развития. Данные изменения неизбежны и для системы среднего профессионального образования. Педагогические средства обучения, содержания и организации учебного процесса в современных условиях не всегда срабатывают в должной мере. В связи с этим, нарастают различные проблемы, в частности, проблема формирования познавательного интереса у школьников к предметам как профильного, так и общеобразовательного циклов. Если сформировать интерес к предметам, формирующие компетенции в рамках будущей профессии, просто, то увлечь и заинтересовать «школьным» предметом намного тяжелее. Для школьников общеобразовательный предмет воспринимается как обуза, «школьное прошлое», а значит совсем неинтересное и ненужное, отсюда нежелание уделять должное внимание предмету, а, как правило, и посещать занятие.
В любом учреждении среднего профессионального образования присутствуют общеобразовательные предметы, в том числе и география. Географические знания дают общее понимание сущности процессов и явлений, происходящих в природных, социально-экономических системах Земли. Формируется представление о закономерностях взаимодействия природы и общества, их компонентов. География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики - так подчеркивается в проекте «Концепция развития географического образования в Российской Федерации». Таким образом, география является важным предметом для
изучения в средних профессиональных учреждениях, а процесс формирования интереса к данному предмету актуален и требует постоянного обновления и творческого поиска для педагогов.
Объект исследования: процесс обучения географии в 9-10 классе.
Предмет исследования: формирование познавательного интереса к
географии в процессе изучения экономической и социальной географии.
Цель работы: Раскрыть условия формирования познавательного интереса при изучении курсе географии в 9-10 классе.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формирование познавательного интереса в учебном процессе;
- Рассмотреть педагогические условии формирование познавательного интереса при изучение курса экономической и социальной географии в старших классах;
- Разработать методические приемы, способствующие формированию познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения экономической и социальной географии.
- Провести опытно-экспериментальную работу по апробации предложенных методических приемов.
Методы: теоретические (сопоставление, обобщение, анализ результатов, систематизация, моделирование и прогнозирование педагогических явлений и процессов); эмпирические: (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент), статистическая обработка.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 141 с углубленным изучением отдельных предметов" Советского района г. Казани; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани.
Научная новизна работы: элементами научной новизны является определение уровня познавательного интереса в 9-10 классе, а также материалы, разработанные, согласно специфике обучающихся, для развития познавательного интереса.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования результатов исследования в практике работы учителя географии в общеобразовательном учреждении.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В психологии и педагогике разработаны критерии познавательного интереса, по которым можно судить о его наличии у обучающегося как на занятии, так и вне его. Эти критерии выражаются в специфических особенностях поведения и деятельности обучающегося: осведомленность в данной области; наличием самостоятельности в решении познавательных задач; положительным отношением к поисковым и творческим заданиям; основательностью и глубиной решения вопроса.
Существует несколько классификаций познавательного интереса:
• по объему (широкие, узкие),
• по содержанию (по предмету, на который направлен интерес),
• по стойкости или длительности (устойчивые, неустойчивые),
• по силе (активные, пассивные),
• по преобладающей направленности (практические и
теоретические).
Г.И. Щукина выделяет высокий, средний и низкий уровни развития познавательного интереса, которые выражаются у обучающихся в познавательной активности, познавательной самостоятельности, стремлении преодолеть трудности, увлеченностью предметом во внеурочное время. Придерживаясь подобной градации уровней, можно проследить развитие интереса у обучающихся.
Формирование познавательного интереса связано с яркими впечатлениями, представлениями об обучаемом предмете. Эти впечатления обеспечивает занимательность, новизна содержания, источников информации и способов учебной деятельности. Создание положительных переживаний, связанных с усвоением новых знаний. Большую роль играет показ современных достижений науки, личность учителя, его умение донести до сознания обучающихся практическую значимость знаний, а также мотивы познавательной деятельности.
География - это один из уникальнейших предметов школьного курса, который не просто рассматривает природу и общество, а изучает их взаимодействие. Знакомство с географией дает школьникам возможность овладеть знаниями о Земле, обществе, открывает основные направления мирового развития, заставляет осознать истинный масштаб глобальных проблем человечества.
Весь школьный курс географии представляет собой по сути лишь каркас содержания, который каждый педагог наполняет по своему усмотрению: всевозможными примерами и фактами, отображает закономерности, различными приемами и способами раскрывает понятия, путем применения различного рода заданий и упражнений формирует требуемые программой умения. На развитие познавательного интереса к географии оказывают влияние множество различных факторов, однако учителю необходимо выделить наиболее значимые из них. Для привлечения внимания обучающихся к занятиям, педагогам важно задействовать в своей работе активные формы организации познавательной деятельности обучающихся.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Наиболее оптимальными формами и методами активизации познавательной деятельности обучающихся являются такие, которые дают возможность обучающимся активно проявлять себя на уроках, демонстрировать приобретенные навыки и умения, совершенствовать мышление и творческие способности, а не механически получать новые знания. Это уроки-деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки по типу телевизионных программ, театрализованные уроки, уроки с использованием ИКТ и многие другие.
2. Спланированная серия уроков с использованием активных приемов и форм организации познавательной деятельности обучающихся, апробированная в ходе педагогической практики, дала положительную динамику успеваемости, что свидетельствует о достижении поставленных нами в ходе исследования задач.
Таким образом, были раскрыты условия формирования познавательного интереса и апробированы на практике, по результатам которой у большинства школьников сложилось положительное эмоциональное отношение к географии, а у части появился интерес к данному предмету, а также вырос уровень знаний.
Развитие интереса у подростков определяется множеством факторов. Для создания условий активизации познавательного интереса необходимо: создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников; оптимальный уровень доступности; занимательность; познавательные игры; сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений; создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков; новизна материала.
На констатирующем этапе эксперимента с помощью анкетирования по методикам ЕА. Кувалдиной и Н.Е. Елфимовой выявлен исходный уровень сформированности познавательного интереса у обучающихся. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у старшеклассников преобладает низкий уровень сформированности познавательного интереса.
Результатам, полученные в ходе контрольного этапа исследования, показали позитивную динамику в активизации познавательного интереса учащихся. Таким образом, можно заключить, что цель исследования достигнута, а гипотеза подтвердилась.



1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г// Вестник образования.- 2012. - №6. - С.1-10.
Книги, монографии
2. Аюпова, С.Д. Использование дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования. Материалы педагогического совета / С.Д. Аюпова, Н.В. Лишик. Усть-Илимск: Издательский Центр «Ката», 2018 - 205с.
3. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание // Стандарты и мониторинг в образовании . - 2013 . - № 5 . - с. 30-34
4. Болотникова, Н.П. Сборник программ элективных курсов. Г еография 9
класс: предпрофильная подготовка / Н.В. Болотникова. Волгоград.
Издательство «Феникс», 2016 -110 .
5. Брель, О.А. Методика преподавания географии: Учебно-методическое пособие / О.А Брель. - Кем. Гос. ун-т; 2013 - 40 с.
6. Бускина, Е.В. Управленческие аспекты предпрофильной подготовки: Методическое пособие/ Е.В. Бускина.- Новокузнецк: Издательство МОУ ДПО ИПК, 2015-88с.- (Предпрофильная подготовка)
2013. - N5. - С.22-26.
7. Васильева, Е. Познавательный интерес - основной мотив в деятельности ученика/ Е. Васильева // Народное образование. - 2012. - N11. - С.3-9.
8. Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий/ С.И. Вершинин // Школа и производство. - 2016. - N3. - С.77-79.
9. Воронина, Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя / Г. А. Воронина. - М.: Айрис - пресс, 2016.-128 с. - (Профильное обучение)
10. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии в школе / И. В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. - М.:Агропромиздат, 2012 -230 с.
11. Ермошкина, А.С. О тематике профильных курсов географии / А.С. Ермоттткина. // Профильная школа. - 2014. - №3. С. 8-20.
12. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев. - СПб, 2014 - 403 с.
13. Копытов, А.Д. Пути и средства формирования профессиональных интересов школьников/ А.Д. Копытов// Вестник ТГПУ. - 2013.- Вып.5(14).- Серия: Педагогика. - С.53-58.
14. Крылова, О.В. Интересный урок географии./ О.В. Крылова - М.: «Феликс» ,2012. - 96 с.
15. Левков, Ю.Я. Индивидуальная воспитательная работа с подростками по формированию их познавательных интересов. Формирование познавательных интересов школьников./ Ю.Я. Левков - Л.,1968 - 89 с.
16. Лобок, А. В лабиринтах профилизации/ А.В. Лобок // Первое сентября. - 2014 . - № 5 . - С. 2
17. Максаковский, В.П. География 10 класс / В.П. Максаковский - М.: Просвещение. -2018. - 288с.
18. Михалева, Л.П. Методы активного обучения в педагогическом процессе. Методические рекомендации./ Под. ред. Л.П. Михалевой. - Красноярск: КГАУ, 2014.- 35 с.
19. Мустакимов, Р.Д. Развитие интереса к математике учащихся общеобразовательной школы/ Р.Д. Мустакимов. - Автореф. дис. ... канд. пед. Наук.- Якутск, 2015. - 17 с.
20. Назарова, Т. Н. Опыт организации профильного обучения в школе: инструктивно-методические материалы/ Т. Н. Назарова. - Волгоград: Учитель, 2018. - 215 с.
21. Петрова, Н.Н. Настольная книга учителя географии / Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин. - М.: Учитель, 2014 - 207с.
22. Орленок, В.В. Географическое образование на пороге нового века / В.В. Орленок, В.А. Гриценко, Д.О. Хабузова // География в школе. - 2014. - №4. - С. 21-30.
23. Панфилова, Т.С., Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе./ Т.С. Панфилова - М.: Феликс, 2013 - 171с.
24. Попова, А.И., Развитие самостоятельности у младших школьников в условиях коллективных занятий./ А.И. Попова, И.Г. Литвинская //Начальная школа. 2015. №-11. С. 24-29.
25. Лютикова, Н.Н. Проектирование профильного обучения старшеклассников: методические рекомендации / Н.Н. Лютикова, Т.К. Волкова. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2015. - 102 с.
26. Рожина, Л. П. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. / Л.П. Рожиной. Минск: Нар. асвета, 2012.- 189 с.
27. Райский, Б.Ф. Руководство самообразованием школьников / Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин. М., 2014.
28. Рыжаков, М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития / М.В. Рыжаков // География в школе. - 2013. - №10.
29. Рябцева, И.В. Теоретические основы предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования: монография / И.В. Рябцева. - РИО КузГПА, 2014.-291с.
30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.В. Селевко. - М.: Народное образование, 2018.- 256с.
31 . Сиротин, В.И. О введении профильного обучения на старшей ступени общего образования и месте географии в примерных планах возможных профилей / В.И. Сиротин // География в школе. - 2012. - №9. С. 33-47.
32. Сухоруков, В.Д. Практикум по методике обучения географии : учеб. пособие для студ. вузов / В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров, Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-144с.
33. Тайсин А.С. География Республика Татарстана: Учеб. Пособие для 8-9 кл. сред. Общеобразоват. шк.- Казань: Магариф, 1998.-223 с.:с ил.
34. Трофимов А.М., Гайсин И.Т.. Рубцов В.А. Актуальные проблемы социально-экономического географии: учебное пособие.- Казань: РИЦ « Школа», 2009-176 с.
35. Тесля, Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей / Е.Б. Тесля // Педагогика. - 2014.-N7.-C.58-63.
36. Паневина, П.Н. Элективные курсы географического и экономического содержания в основной школе: сборник программ /. П.Н.Паневина. - Хабаровск: ХКИППК ПК, - 2015. - 92с.
37. Паневина, П.Н. Элективные курсы для основной школы: сборник авторских программ / сост. и ред. П.Н. Паневина // - Хабаровск: ХК ИППК ПК. - 2015. - Вып.2. - 63с.
38. Шамова, Т.Н., Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. / Т.Н. Шамова, Н.А. Нефедова М., 2015 - 45c.
39. Щербань, Ю.Ю. Обучение как процесс управления познавательной деятельностью учащихся./Ю.Ю. Щербань - М., 2013 - 65с.
40. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе./ Г.И. Щукина, М., 2014 - 129с.
Диссертации
41. Романенко. О.Н. Организационно-педагогическое обеспечение индивидуализации обучения старшеклассников. Диссертация кандидата педагогических наук.- Ставрополь, 2017.-177с.
Авторефераты диссертаций
42. Брель, О.А Развитие профессиональных интересов старшеклассников в условиях естественнонаучного образования: Автореф. дис... канд. пед. наук /
О. А. Брель. - Кемерово, 2012. - 18 с.
43. Губанова, М.И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профессионального обучения: Автореф. дис... канд. пед. наук. / М.И. Губанова. - Новосибирск, 2016. - 18 с.
44. Денисова, В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: (на прим. гимназии): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / В.Г. Денисова. - Волгоград,2017. - 22 с.
45. Зайцева, О.Н. Преемственность формирования профессиональных интересов подростков в учебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- М.,2015. - 19 с.
46. Землянская, Е.Н. Формирование профессиональных интересов старшеклассников к экономической сфере на основе интегративного подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук./ Е.Н. Землянская. - М.,2015. - 19 с.
47. Иванова, А.П. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики на основе личностноориентированного обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук./ А.П. Иванова. - Якутск,2018. - 15 с.
48. Истратова, Э.Н. Развитие профессионального интереса учащейся молодежи: (На материале преподавания математики): Автореф. дис. ... канд. пед. наук./ Э.Н. Истратова. - Воронеж, 2014. - 21 с.
49. Кайдаш, Е.Г. Развитие познавательных интересов младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Е.Г. Кайдаш. - М.,2015. - 18 с.
50. Науменко, О.В. Формирование познавательного интереса во взаимосвязи с самооценкой у учащихся классов педагогической поддержки/
О.В. Науменко. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2014. - 28 с.
51. Петунин, О.В. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла/ О.В. Петунин. - Дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2012. - 210 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!



© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.