Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение инновационных технологий имажинальной географии в 7 классе

Работа №99564

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМАЖИНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 6
1.1. История становления имажинальной географии 6
1.2. Культура и пространство: моделирование географических образов 8
1.3. Психолого-педагогические особенности среднего школьного
возраста 15
ГЛАВА ВТОРАЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМАЖИНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 21
2.1. Особенности изучения стран в курсе География-7 с применением методов формирования географических образов 21
2.2. Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в географии 27
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ 39
3.1. Методические рекомендации по формированию географических образов 39
3.2. Экспериментальная работа по формированию географических
образов и обобщение результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89


В последние десятилетия в отечественной науке активно формируется направление, складывающееся на рубеже различных гуманитарных дисциплин, получившее название «гуманитарная география». Цели и задачи ее зачастую пересекаются с социальной, экономической, политической географией, а необходимость ее появления, очевидно, была продиктована изменениями во многих научных областях. Как верно подметил один из исследователей в области гуманитарной географии И.И. Митин, в последние годы произошел поворот в сторону объемного изучения пространства, который так и был назван - «пространственным поворотом» [15]. Философские, социально-антропологические, когнитивистские методы стали активно использоваться в новом направлении - гуманитарной географии.
Главной задачей географического образования, как известно, является формирование географической культуры, которая представляет собой часть общей культуры человека. Вследствие этого, один из важнейших компонентов образования - это географическое мышление, которое входит в состав понятия «географическая культура» и является основой для формирования географических образов. В основе географического мышления лежит система географических знаний и умений. Формирование географических понятий часто начинается с представлений. Поэтому при изучении географии, без-условно, есть необходимость применения дополнительных средств, которые способствуют более глубокому усвоению знаний за счёт формирования гео-графических образов.
Образ является одним из форм отражения действительности в сознании человека, который создают при помощи органов чувств и на уровне мышления. Образ территории - реальное представление учащихся о ней, которое способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу и предмету, в целом. Оригинальность и неповторимость изучаемых объектов создаёт эмоциональное восприятие учебной информации, что позволит формировать в памяти учащихся устойчивое представление о той или иной территории.
Отмеченное выше доказывает актуальность изучаемой проблемы.
Цель работы - изучение инновационных технологий имажинальной географии в 7 классе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы и проанализировать современное состояние имажинальной географии в школе;
2. Выявить проблемы, препятствующие эффективному применению имажинальной географии;
3. Разработать методические рекомендации по формированию географических образов;
4. Апробировать и определить эффективность разработанных рекомендаций в ходе научно-педагогической практики.
Объектом данного исследования является применение имажинальной географии в создании образа территории в курсе географии.
Предметом исследования выступает создание образа территории в курсе География-7 с применением информационно-коммуникативными технологиями.
Практическая значимость - выявлены и экспериментально обоснованы условия, методы и приемы формирования образов территорий у обучающихся с помощью применения информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. Разработаны конструкты уроков с применением мо¬ильного планшета. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности учителей географии.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, опрос, анкетирование учителей географии и учащихся 7 классов, педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования служат работы таких известных ученых как В.П. Максаковский, Н.Н. Баранский, Д.Н. Замятин, Г.А. Кононова и некоторых других.
База исследования: МАОУ «Гимназия №94» г. Екатеринбург.
Апробация методических разработок проводилась среди учеников 7 «Б» и 7 «Г» классов. По теме дипломной работы написана 1 статья в печати [49].
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, дается обзор методов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Географические образы находятся между эмпирическими и теоретическими знаниями. Они представляют собой набор значимых и уникальных признаков и свойств объектов. Формирование географических образов территории может осуществляться словом, наглядными средствами и практическими действиями. Необходимо подчеркнуть, что формирование образов во время проведения эксперимента осуществлялось на эмоционально-чувственном уровне с участием разных видов мышления.
На протяжении долгих лет основными наглядными средствами обучения географии являлись: карты, учебники, атласы, телепередачи, диафильмы, натуральные объекты. В связи с компьютеризацией общества появилась возможность широко использовать в преподавании весь спектр функций мобильного планшета iPad. Планшет является более современным, оптимальным и мобильным наглядным устройством, позволяющий значительно расширить и углубить информационный материал, систематизировать его, произвести отбор необходимой фактической информации.
Современные обучающиеся, воспитанные в информационно-коммуникативном мире, в большинстве своем являются «визуалами». Большую часть информации они способны воспринимать, только если она сопровождается рядом красочных образов. Поэтому возникает необходимость внедрения в педагогическую практику эффективных инструментариев, способствующих формированию и развитию географических образов на уроках географии у обучающихся. В результате работы был предложен один из путей ее решения - применение различных методов и средств, которые совмещает в себе планшетный компьютер, на уроках географии.
Цель дипломной работы была достигнута. В данной работе представлены возможности и перспективы формирования географического образа территории стран в курсе географии седьмого класса «Материки и океаны». Развитие материально-технической базы играет важную роль в развитии познавательного интереса к изучаемому материалу и к предмету в целом. Проведённое анкетирование в школах Пермского края и Свердловской области показало, что, по мнению учителей географии, формирование географических образов является обязательным и значимым видом учебной деятельности. Элементы такой работы присутствуют в ряде школ, они заключаются в использовании разнообразных методов такие как: наглядные, словесные творческие работы учащихся и т.д., но мало внимания уделяют применению ин-формационно-коммуникационных технологий на уроках.
По нашему мнению, наиболее эффективный способ формирования географических образов территории стран заключается в использовании системы заданий, направленных на самостоятельное формирование «имиджа» страны учениками. Это требует творческого подхода, особенно использования компьютерной техники.
Проведённый на базе 7-х классов МАОУ «Гимназия №94» в г. Екатеринбурге педагогический эксперимент показал, что внедрённые и апробированные в экспериментальном классе методические рекомендации являются эффективными, так как способствуют формированию прочных и устойчивых образов территории стран.
В ходе работы было составлено 4 конструкта уроков.
Разработанная и апробированная методика может быть широко использована в общеобразовательной школе.



1. Абдулвагабова С. А. Формирование представлений о географических понятиях как условие активизации познавательного интереса учащихся // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №3 (28) с. 37-43.
2. Баранский Н. Н. Научные принципы географии. М. : Мысль, 2000. 25 с.
3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / Беспалько В. П. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с., с. 289-290.
4. Вампилова Л. Б., Манаков А. Г. Опыт историко-географического районирования территории России // Известия Русского географического общества. Т. 145, вып. 2, 2013. с. 25-36.
5. Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1990. № 1. с. 5-17.
6. Гладкий Ю. Н. Гуманитарная география. Научная экспликация. СПб. : Филологический ф-т СПбГУ. 2010. - 664 с.
7. Глазычев В. Л. Город без границ. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2011. - 67 с.
8. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. - 345 с.
9. Горбунова О. В. Веб-квест как педагогический инструмент / Горбунова О. В. // Народное образование. - 2014. - № 7. - с. 162-166.
10. Гусакова Е. М. Электронная интерактивная доска: программное обеспечение и технические характеристики, влияющие на эффективность обучения / Гусакова Е. М. // Интеграция образования. - 2013. - № 1. - с. 89-93.
11. Душина И.В. Необходимы ли в структуре школьной географии страноведческие курсы? // География в школе, № 2, 2002, с. 52-53.
12. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000. с. 180-190.
13. Замятин Д. Н. Географические образы: что это такое? // География в школе, № 6, 2003, с. 21-28.
14. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие гуманитарных наук / Замятин Д. Н // Феномен культуры в российской общественной географии: экспертные мнения, аналитика, концепты / под ред. А. Г. Дружинина и В. Н. Стрелецкого; Южный федеральный университет. Издательство Южного федерального университета. - Ростов-на-Дону, 2014. - с. 99-101.
15. Замятин Д. Н., Замятина Н. Ю., Митин И. И. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические выводы. М., 2008. 118 с.
16. Замятина Н. Ю. Имажинальная (образная) география // Гуманитарная география. Вып 4. М., 2007. 291 с.
17. Исаченко Г. А. Образное восприятие в географическом познании мира. — Известия РГО. — 2001. — Т. 133. — Вып. 3. — с. 27-28.
18. Кожевникова С. И. Формирование образа территории в школьном краеведении./ Кожевникова С. И. // География в школе. 1999. №5. 40 с.
19. Кожевникова С.И. Формирование эмоциональных и поэтических образов как одно из условий активизации учебной деятельности // География в школе, №5, 1999. 41 с.
20. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. 200 с.
21. Кононова Г. А. Пути формирования географического образа. // География в школе, № 6, 1997, с. 57-60.
22. Кононова Г.А. Формирование географического образа территории при изучении курса география России. Санкт-Петербург, 1996. 145 с.
23. Кравченко С.А. Педагогические условия развития географической культуры студентов: дисс. на соиск. уч. степ. канд. педагог. наук. Курск: КГПУ, 2002. 203 с.
24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет), учебное пособие, 4-е изд-е, - М.: «УРАО», 1998. 68 с.
25. Левшенкова С. Ю. Внедрение в обучение интерактивной доски / Левшенкова С. Ю. // Вестник алтайской государственной педагогической академии. - 2009. - № 1. с. 101-104.
26. Максаковский В. П. Литературная география: геогр. образы в рус. худож. лит.: кн. для учителя / В.П. Максаковский. М.: Просвещение, 2006. 407 с.: ил. (Библиотека учителя. География).
27. Максаковский В. П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира: Книга для учителя. М: Просвещение, 1994. 194 с.
28. Мартемьянов В. В. Географические открытия школьников в процессе компьютерного моделирования на уроках // III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов. - М. : НИЯУ МИФИ. 2013 355 с.
29. Методические записи по вопросам музыкального образования: Сборник статей, вып.3 М..: «Музыка», 1991. 23 с.
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997. 67 с.
31. Наука и искусство географии: спектр взглядов ученых СССР и США. - М., 1989. Обучение географии по усовершенствованной программе / Под. ред. Матрусова И. С., - М., 1984. 270 с.
32. Новое мышление в географии: Сборник статей. М.: Наука, 1991. с. 110¬
111.
33. Омарова Д. С. Некоторые педагогические аспекты использования планшетного компьютера в инновационной профессиональной деятельности педагога / Омарова Д. С.// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 4. с.110-113.
34. Омикеев М.И. Общая психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2003. 310 с.
35. Осипова О. П. Процесс создания и внедрения электронных образовательных ресурсов / Осипова О. П.// Народное образование. - 2015. - № 4. с. 127-128.
36. Педагогический терминологический словарь - СПб. : Российская национальная библиотека., 2006. 458 с.
37. Пидкасистый П. И. Педагогика : учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Просвещение, 2006. с. 304-305.
38. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е. С. - М. : Мысль, 2001. 248 с.
39. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М., 2001. 90 с.
40. Программы общеобразовательных учреждений. География 7-9 классы. / Составитель Т. А. Душина - М.: Просвещение, 2001 г. 35-59 с.
41. Рождественская Н. А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998. 110 с.
42. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. - М. : НИИ шк. технологий, 2005. 208 с.
43. Семенов-Тян-Шанский В. П. Район и страна. — М.; Л., 1928. 144 с.
44. Словарь бизнес-терминов / Сост. Е. С. Серый. - М. : НДП Альянс- Медиа, 2001. 678 с.
45. Справочник психолога-консультанта организации / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. 638 с.
46. Стёпина В.А. Использование классической поэзии и живописи для создания географического образа // География в школе, №5, 2001. 32 с.
47. Сухоруков В.Д. Новации методики обучения географии // География в школе, №4, 2007, 56 с.
48. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. вузов / Исаченко А. Г.— М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.
49. Урал: природа, история, культура: материалы Межрегиональной молодёжной научно-практической конференции, проходящей в рамках Большого географического фестиваля «Моя Земля», 21 марта 2017 г., Екатеринбург / ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В.: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2017. с. 115-118 .
50. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии // География в школе, №8, 2003. с. 37-42.
Электронные ресурсы
51. География в 7 классе. Особенности методики изучения населения и государств. [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. — Электрон. текстовые данные.— М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010. — Режим доступа: http://oso.rcsz.ru/inf/geografi.htm(дата обращения 15.03.2017).
52. Государственный образовательный стандарт (национально¬региональный компонент) образования основного общего и среднего (полного) образования Свердловской области [Электронный ресурс]: приказ Правительства Свердловской области № 897-1111 от 03.08.1999 г. URL: http://ekb4.info/dokument4/postanovlenie25.htm(Дата обращения: 04.04.2017)
53. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012. URL: http://минобрнауки.рф/ (Дата обращения: 11.05.2017)
54. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 гг. [Электронный ресурс] : постановление 1равительства Российской Федерации № 61 от 7 февраля 2011 г. URL:
НИр://минобрнауки.рф/досишеп18/2010 (Дата обращения: 24.02.2017)
55. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ № 823 от 13 августа 2015 г. URL:http://base.garant.ru/71171288/(дата обращения 24.02.2017)
56. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки Рос-сии № 1897 от 17 декабря 2010 года. URL:
http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 07.03.2017)
57. Что проходят на уроках географии. [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. — Электрон. текстовые данные.— М., 2012-2017. — Режим доступа: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/o-
mir/20186-chto-prohodyat-na-urokah-geografii-v-7-klasse.html (дата обращения 10.02.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ