Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационно-образовательные технологии в школьной географии

Работа №31186

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
498
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Информационные технологии и их значение в современном
образовании 6
1.1. Информационные технологии: сущность, возникновение и развитие,
классификация 6
1.2. Информатизация школьного образования 11
1.3. Роль информационных технологий в реализации Федерального
государственного образовательного стандарта 16
1.4. Информатизация школ в Республике Татарстан 19
1.5. Психофизиологические особенности восприятия визуальной
информации учащимися 23
2. Внедрение информационных технологий в школьный предмет
«Г еография» 28
2.1. Информационно-образовательные технологии в школьной
географии 28
2.2. Репродуктивно-образовательные технологии 31
2.3. Продуктивно-образовательные технологии 39
3. Использование информационных технологий
во внеурочной деятельности в курсе школьной географии 52
3.1. Значение и особенности внеклассной работы по географии 52
3.2. Мониторинг учащихся по теме «Информационные технологии в
географии» 60
3.4. Разработка программы и проведение первого занятия по
географическому кружку с применением информационных технологий 65
Заключение 75
Список использованных источников

На сегодняшний день компьютеризация тесно идет нога в ногу с подрастающим поколением. В настоящее время встретить ребенка без смартфона, планшета или компьютера уже немыслимо. Важно, чтобы современные гаджеты использовались не только в качестве развлечения, а прививал рвение к получению новых знаний, умений и навыков. Именно поэтому информационные технологии тесно внедряются в образовательный процесс. Сегодня по всей России, в частности в РТ, успешно осуществляется государственная программа оснащения общеобразовательных учреждений компьютерами, доступом в Интернет, присоединением к инновационным площадкам, созданием IT классов. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить уровень знаний, полнее и точнее информировать учеников об изучаемом предмете или явлении, обогащать мировоззрение, расширять арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что в концепции модернизации российского образования отмечается необходимость ориентации образования на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, на развитие его личности, познавательных и способностей. Современные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс, уделяют большое внимание формированию у школьников, информационно-коммуникационной компетентности. Для этого учитель должен уметь применять в образовательном процессе различные электронные средства учебного назначения. Согласно ФГОС по географии, требования к предметным результатам освоения курса географии на профильном уровне должны отражать владение умениями работы с геоинформационными системами (ГИС), формировать у обучающихся таких предметных и метапредметных умений как, использование географической карты, статистических данных, современных геоинформационных технологий
для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных.
12
Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и самостоятельную деятельность, и личностную ответственность обучающихся (т.е. ключевые компетентности).
Выбор темы исследования определен необходимостью совершенствования процесса обучения школьников географии, недостаточностью теоретической разработанности проблемы использования информационных технологий во внеурочной деятельности по географии и возможностью ее практического осуществления.
Цель исследования - анализ применения географических
информационных систем во внеурочной деятельности в курсе школьной географии.
Предмет исследования - информационные технологии, применяемые при обучении географии.
Объект исследования - способы применения информационных технологий во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
а) проанализировать научную и методическую литературу по проблеме становления и развития информационных технологий в педагогическом процессе;
б) охарактеризовать основные информационные технологии,
используемые в географии;
в) проанализировать использования информационных технологий во внеурочной деятельности;
г) разработать внеурочное занятие по географии с использованием информационных технологий.
Методы: изучение и анализ научной, научно - публицистической, методической литературы, проектирование методики исследовательской деятельности, анализ, сравнение, обобщение, изучение педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была нацелена на
установление решения проблемы по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность в процесс обучения географии.
В процессе написания работы, мы изучили и проанализировали литературные источники по проблеме становления и развития
информационных технологий в учебной деятельности, рассмотрели классификации информационных технологий, рассмотрели этапы информатизации образования в Республике Татарстан. Рассмотрели вопрос по проблеме психофизиологических особенностей восприятия визуальной информации учащимися. Изучили, охарактеризовали и проклассифицировали информационные технологии, которые, непосредственно, можно использовать при обучении географии в школе.
В предлагаемой работе делается попытка осветить и конкретизировать ряд вопросов, касающихся непосредственно темы внеурочной деятельности по географии, какие существуют особенности, виды, какие формы и методы могут быть применены. Затронули вопрос об использовании информационных технологий во внеурочной деятельности, провели мониторинг учащихся по данной теме, в результате которого разработали программу кружка, провели одно занятия с целью развития познавательной и творческой активности учащихся в области информационных технологий используемых в географии и выявление эффективности его работы.
Исследования показали, что использование информационных технологий во внеурочной деятельности, положительно влияет на учащихся, а следовательно и на весь процесс обучения, позволяя раскрыть свои творческие способности, усиливая мотивацию обучения, повышая интерес к предмету. В ходе внеурочной деятельности, работая самостоятельно, школьники приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. В приложения к выпускной квалификационной работе мы подготовили таблицы и приложили картографический материал, созданный с помощью информационных технологий.
В целом, можно отметить, что поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты в полной мере.
Подводя итог, хочется отметить, что приоритетным направлением деятельности в области информационных технологий - должно стать развитие учебно-методического обеспечения, разработка структуры и содержания подготовки специалистов — учителей географии в области информационных технологий. Разработка структуры учебно-методического обеспечения должна учитывать достижения ведущих отечественных педагогических вузов. Наряду с подготовкой специалистов, необходимо осуществлять переподготовку и подготовку учителей географии в области современных информационных технологий.
Информационные технологии, значительно усиливают деятельностный аспект обучения. Учащиеся самостоятельно добывают «новые знания», одновременно усваивая новые приемы работы, транслирующие особенности современных научных методов географического познания. Они получают начальную подготовку и опыт практической деятельности с использованием этих технологий. Информационные технологии способствуют достижению важной цели, заложенной ФГОС второго поколения, — личностному результату образования.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) / Российская газета, N 303, 2012.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - М.: Академия. 2017. - 12 с.
3. Целевая программа «Информатизация образования в Республике Татарстан на 20-е годы»
4. Итоговый отчет Министерства образования и науки Республики Татарстан о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования Республики Татарстан, Министерство Образования РТ, 2016 год
5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей. - М.: Изд. ИНТ, 2014.- 168 с.
6. Санитарные правила и нормы СанПин 2.4.2.2821-10 "Требования для использования компьютерных и цифровых приборов" М.: Изд. ИНТ, 2016.250 с.
Книги, монографии
7. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2012. — 476 с.
8. Аксакалова Г. П., Андреева Н.В., Гoлoва В.П. Внеурочные занятия по геoграфии./ Г.П Аксклова, Н.В Андреева, В.П Голова — М.: Прoсвещение, 2016. — 125 с
9. Белашова И. В. Использование школьной геоинформационной системы «Живая география» как средство повышения эффективности учебного процесса./ И.В Белашова - М.: Академия, 2013. - 74 с.
10. Галанов, А.Б. Новые информационные технологии для учителей- предметников/А.Б. Галанов.-Уфа: изд-во БИРО, 2014. - 56 с.
11. Георгиев, П. Роль аудиовизуальных учебно-технических средств для развития познавательной деятельности учащихся/П. Георгиев. - М., 2014. - 7 с.
12. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы внеклассной работы по географии/В.В. Гузеев,- М.: Народное образование, 2012. - 128с.
13. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий / В.Г Домрачев., И.В. Ретинская - М.: Академия, 2013. - 192 с.
14. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / Захарова И. Г. - М.: Академия, 2011. - 192 с.
15. Лиознер В.Л. К уроку географии/В.Л Лиознер.- М: Издательство «Наука», 2011.- 56 с.
16. Локшина, Л.М. Использование технических средств при обучении географии/Л.М. Локшина.- Минск: Парк. света, 2012. -46 с.
17. Лопатов К.А. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /К.А Лопатов. — М.: Педагогика, 2015. — 97 с.
18. Макарова, Н.В. Компьютерные технологии в профессиональной подготовке учащихся/Н.В. Макарова/ Компьютерные учебные программы и инновации, -2014. -70 с.
19. Осетрова, Н.В. Книга и электронные средства в образовании/Н.В. Осетрова, А.И. Смирнов, А.В. Осип.- М.: Логос, 2014. - 144 с.
20. Петрова, Н.Н. Г еография. Внеурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.- М.: Школа-Пресс, 2015. - 126 с.
21. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий./ Г.К. Селевко Т. 1. - М.: Народное образование, 2015. - 187 с.
22. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступниц- кий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 520 с.
23. Слизких Е. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии через применение информационно-коммуникационных технологии/ Е.А Слизких - М.: Народное образование, 2013.- 98 с.
24. Терентьева М.А., Фесенко В.В. Техника нового поколения в учебном процессе на примере использования мультимедийного проектора / М.А. Терентьева, В.В Фесенко - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2012.-290 с.
25. Фесенко В. В., Прончев Г. Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе / В. В Фесенко, Г. Б. Прончев Спб: СМИО, 2011.-150 с.
Печатная периодика
26. Алешкина О.В., Бочарникова Э. А. Использование геоинформационных систем на уроках географии / О.А Алешкина, Э.А Бочарникова // Научно-методический журнал «Молодой учитель». - 2014. - N
12. - С.53.
27. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий /В.Г Домрачев, И.В Ретинская// Информ. технологии.- 2013. - N2. - С.64
28. Николина В.В. Географическое образование школьников в изменяющемся мире/ В.В Николина // Научно-методический журнал «География в школе». - 2013. - C.63.
29. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении/Д.В. Новенко// Научно-методический журнал «География в школе. - 2014. - N5. - С.48.
30. Роберт, И.В. Новые информационные технологии в обучении:
дидактические проблемы, перспективы использования/И.В. Роберт//
Информатика и образование.- 2012. - N4.- С.27
31. Роберт, И.В. Средства новых информационных технологий в школе/И.В. Роберт// Информатика и образование.- 2013. -№2.- С.65.
32. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / С.Е. Румянцева// Научно-методический журнал «География в школе».- 2014. - N6. - C.80.
33. Рыжаков М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития М.В. Рыжаков// Научно-методический журнал «География в школе». - 2013. - N10.- С.54.
34. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности
использования./ Е.А. Таможняя// Научно-методический журнал «География в школе».- 2016.- N4.- С.46.
Диссертации
35. Дацюк, Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникативных технологий в учреждениях общего и среднего образования/ Г.И Дацюк : Дис. канд. пед. наук. М.: 2013. - 235 с.
36. Петрова, И.П. Разработка образовательной технологии
«Компьютерная анимация как средство медиа образования»/ И.П Петрова : Дисс. канд. пед. наук; М., 2012.-213 с.
Авторефераты диссертаций
37. Мягков, И.Ф. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся. Автореф. дисс. канд. психол. паук; М.,2013.-21 с.
Отчеты о научно-исследовательской работе
38. Врагов Н.В Компьютеризация учебного процесса/ В.Н Врагова - Межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск,2013- 67 с.
39. Громов Ю. Ю., Дидрих И. В., Иванова О. Г., Ивановский М. А., Однолько В. Г. Информационные технологии / Ю. Ю. Громов, И.В. Дидрих, О.Г Иванова, М.А. Ивановский, В.Г. Однолько - Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с.
40. Уленгов Р.А., Уразметов И.А., Габдрахманов Н.К., Давлетбаева К.С. Проблемы и перспективы применения геонформационных систем в
школьной географии в условиях внедрения новых образовательных стандартов / Р.А. Уленгов, И.А. Уразметов, Н.К. Габдрахманов, К.С Давлетбаева - Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3
41. Уленов Р.А. Использование геоинформационных систем на уроках географии как средство формирования ИКТ-компетентности/Р.А. Уленов, И.А. Уразметов, С.Н. Июдина // Векслинские чтения. География, географическое образование и туризм: материалы I Всероссийской конференции. - Казань. из- во КФУ, 2017. С. 184-188
42. Нигматуллин А.Ф., Якимов М.С. Особенности использования геоинформационных технологий (на примере MAPINFO) / А.Ф. Нигматуллин, М.С. Якимов: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Уфа: РИЦ БашГУ, 2016 - № 2 -200 с.
Электронные ресурсы
43. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http s: //gufo .me/dict/bes
44. Городская школьная информационная система [Электронный ресурс] // URL: http://schoolinfo.educom.ru
45. Инфоурок [Электронный ресурс] // URL :http: / /infourok.ru
46. Министерство образования и науки Республики Татарстан [Электронный ресурс] // URL : http://mon.tatarstan.ru
47. Сайт для учителей [Электронный ресурс] // URL:http:// kopilkaurokov.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ