Введение 3
Глава 1. Методические основы использования исторического документа в образовательном процессе по истории
1.1 Виды документов. Требования к их использованию 6
1.2 Классификации исторических документов, принятые в методике
обучения истории 11
1.3 Методические приемы изучения документов 28
Глава 2. Методические основы изучения темы «Крымская война 1853-1856 гг.» в школьных курсах истории.
2.1 Структурно-функциональный анализ темы «Крымская война 1853-1856
гг» на материале учебного пособия 43
2.2 Описание методических приемов работы с источниками при изучении
темы «Крымская война 1853-1856 гг» 48
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Современному обществу требуются специалисты, обладающие неповторимой творческой индивидуальностью, нешаблонным и достаточно гибким мышлением, умеющие найти творческий подход к решению различных профессиональных, образовательных задач.
Методика работы с историческими источниками является важным составляющим компонентом исторического образования, так как развивает у школьников навыки самостоятельной работы с текстом, умение выделять и анализировать полученную информацию, сравнивать и делать заключения. Данный аспект и выступает актуальностью нашего дипломного исследования.
Так как в современном геополитическом контексте Крым вернулся в состав РФ, то особенно важным становится изучение общих культурных, исторических и политических событий в истории РФ и Крымского полуострова. Крымская война - важная страница, как в истории РФ, так и для Крыма. Необходимо расширять документальную базу в учебниках, что будет демонстрировать историческую связь и значимость военных действий, а также даст возможность учителям использовать этот дополнительный компонент учебника для интерактивных методов обучения, например, подготовки проектной работы или драматизации исторических событий при изучении темы «Крымская война 1853 - 1856 гг.».
Характеристика литературы и источников.
Основными источниками в написании данной работы являлись нормативные документы: «Образовательный стандарт основного общего образования по истории» , «Примерная программа основного общего образования по истории пояснительная записка» и «Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1 марта 2012 года» .
Эти документы являются основополагающими при планировании учебной работы учителем истории. В них сформулированы: цели и задачи, определено основное содержание и даты, требования к уровню подготовки выпускников в зависимости от возраста и профиля обучения. Базисный учебный план позволяет планировать элективные курсы в обучении истории и с их помощью решать конкретные цели и задачи для каждой возрастной группы.
В результате анализа данных источников нами были выделены глобальные цели, задачи и принципы исторического образования на современном этапе; конкретные цели и задачи обучения истории в полной средней школе на базовом и профильном уровнях. Кроме выше перечисленных документов при написании работы использовалась научная и научно-методическая литература.
Большой интерес для учителя истории имеют документы ненормативного характера, оказывающие влияние на обучение истории. Например, Авторы статьи «Лес проблем и вариант дороги», В. В.Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев журнал «Преподавание истории в школе» №1, 2007г. ставят немало вопросов . Среди них, вопрос - «Почему вообще человечество так пристально вглядывается в свое прошлое, в свою историю?» Ответ очевиден: научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть-чуть спрогнозировать будущее. Дети должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.
Проблема введения исторических источников в учебный процесс рассматривалась ещё в трудах педагогов-методистов дореволюционной школы. Ими определены приёмы работы с документальными источниками, предложены критерии отбора (научная достоверность, информационная ёмкость источника).
В 1920-е - 1930-е гг. основное внимание педагогов-методистов было сосредоточено на применении дидактических приёмов и средств развития активности учеников при использовании рабочих книг по обществоведению, при этом основное место в преподавании занимал лабораторный метод. В середине 1930-х гг. данная методика была отвергнута, а с нею были исключены из учебников и исторические источники.
Однако в последующие десятилетия методисты уделяли вопросам работы учащихся с источниками всё больше и больше внимания. В их трудах освещены отдельные вопросы развития познавательной деятельности учащихся в связи с совершенствованием преподавания истории, сформулированы некоторые исходные методические условия работы с историческими документами.
В 1960-е - 1980-е гг. в методике использования источников на уроках истории определены задачи использования исторических документальных источников в школьном преподавании истории, принципы отбора, виды работ с документами, предложены конкретные методические рекомендации относительно последовательности анализа первоисточников. На этом этапе были разработаны учебно-познавательные задачи для учащихся старших классов.
В 1990-е - 2000-е гг. проблемы методики изучения исторических
источников обсуждались в журналах Румянцева В.Я. Работа с историческим источником / «Преподавание истории в школе» - 2003. - № 3. - С. 58-64 .
Следует отметить и труды Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой в «Методических рекомендациях учителю истории» предложили приёмы работы с историческими документами, проанализировав опыт Стивена Л. Шехтера по работе с печатными текстами. Заслуживает внимания памятка для работы с документами и типология вопросов и заданий к каждому виду документа по классификации Стивена Л. Шехтера Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории.
Так же в данной литературе представлены материалы по реформе исторического образования: цели исторического образования, опыт
разработки новых жанров учебной литературы, форм занятий, способов диагностики и оценки результатов обучения. Также представлен отечественный и мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования в России, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса.
В 1982 году И. Д. Ковальченко, в своей статье «Исторический источник в свете учения об информации» , обратил внимание на то, что одна из важнейших особенностей исторических источников состоит в том, что они содержат не только прямо выраженную, намеренную информацию, но и ненамеренную, косвенную (скрытую) информацию. Задача историка извлечь из источника всю эту информацию, используя методы, в ыработанные теорией информации. И. Д. Ковальченко выделил три аспекта информации - праг матический, семантический и синтаксический и рассмотрел их по отношению к историческому источнику.
Свой вклад в развитие науки о документе сделали также работы Кулешова С. Г. «Документальные источники научной информации: понятие, типология, история типологической схемы» и «Документальные источники научной информации как объект исследования информатики» . Автор говорит, что понятию «целевое назначение» документа здесь соответствует «цель как социальная функция ДДНИ». Например, для научно-исследовательских документов специальной функцией является
«обеспечение общества первичной научной информацией».
Медушевская О. М. в своей работе «Источниковедение: теория, история, метод» анализирует основные понятия источниковедения и проблема классификации исторических источник ов, а также подробно разбирает элементы метода источниковедения - источниковедческий анализ и синтез, на основе которых исследователь делает выводы о степени достоверности, полноты исторических источников, их познавательных возможностях и научной ценности.
Полетаева О. С. в статье «Работа с документами на уроках истории» проанализировала эффективные методические приемы, способы и методы формирования у учащихся навыков исследовательской работы на уроках истории в процессе организации работы с историче скими документами. Представила практическую идею образования через исследование. Рассмотрела эффективное исполь зование исторических документов на уроках истории России.
Методический труд М. Т. Студеникина «Методика преподавания истории в школе» лег в основу написания второй главы моей работы. А для более конкретного раскрытия отдельных приемов работы с историческими документами была использована журнальная статья Румянцева В. Я.
Таким образом, опираясь на изученную литературу и опыт учителей, было дано целостное представление по теме нашего исследования.
Объект исследования - источники и документы по истории России XIX в.
Предмет исследования - источники при изучении курса «Крымская война» в школьном курсе.
Целью данной дипломной работы является анализ особенностей методической работы с источниками при изучении темы «Крымская война 1853-1856 гг.» в школьном курсе истории средней школы.
Для осуществления данной цели поставлен ряд задач:
• изучение понятия «документ», виды документов, требования к их использованию;
• выделить классификации исторических документов, принятые в методике обучения истории;
• рассмотреть методические приемы изучения документов;
• сделать структурно-функциональный анализ темы «Крымская война 1853-1856 гг.» на материале учебного пособия;
• составить описание методических приемов работы с источниками при изучении темы «Крымская война 1853-1856 гг.».
Гипотеза работы : работа с историческими источниками и документами способствует легкому усвоению учащимися материала темы «Крымская война 1853 - 1856 гг.».
Методологическая база исследования обусловлена современной методологией социально-гуманитарного научного познания: анализ, синтез, сопоставление, метод компонентного анализа, статистический метод, а также историко-методические методы: историко-хронологический метод (был
использован для обзора источниковедческой и методической литературы), интерактивные методы преподавания, метод периодизации (для
периодизации литературы по методике преподавания), сравнительный метод (в работе был использован для сравнения источников по теме «Крымская война» в учебных пособиях для 8 класса общеобразовательной школы).
Новизна данной работы заключается в том, что в работе были показаны методы работы с историческими источниками и документами при изучении темы «Крымская война 1853 - 1856 гг.».
Практическая значимость исследования. Материалы дипломной работы можно использовать при преподавании истории России в общеобразовательной школе, а также при подготовке методических рекомендаций к учебным пособиям по курсу «История России 19 века» для 8 класса.
Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования и классификации источников. Вторая - особенностям методических приемов работы с источниками при изучении темы «Крымская война 1853-1856 гг.».
Таким образом, в дипломном исследовании была проанализирована работа с источниками при изучении темы «Крымская война 1853-1856 гг.» в школьном курсе истории средней школы. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: проанализировано определение понятия
«документ», виды документов, требования к их использованию; выделены классификации исторических документов, принятые в методике обучения истории; рассмотрены методические приемы изучения документов; сделан структурно-функциональный анализ источников по теме «Крымская война 1853-1856 гг.» на материалах трех учебных пособий; описаны методические приемы работы с источниками при изучении темы «Крымская война 1853-1856 гг.».
На сегодняшний день существует большое количество определений понятия «документ» и разные классификации его видов. Некоторые ученые понимают под этим термином только письменные источники, в то время как другие относят к данной категории и вещественные экземпляры. Вопросом определения термина занимались как отечественные исследователи, так и французские источниковеды.
Классификация исторических источников основывается на естественно-историческом и географическом происхождение источников, либо на их субъективно-объективном характере, либо на формах и способах кодирования информации. При всем многообразии классификационных схем исторических источников, любая классификация должна определяться характером источниковой базы, обусловленной особенностями исторической эпохи; органично вытекать из целей и задач исследования, его тематики, из специфики научно-исследовательской, учебной или научно¬
просветительской работы; способствовать получению как можно более полной и достоверной источников информации; учитывать источниковедческий опыт исследователя и уровень подготовки лиц, осваивающих исторические знания.
Поэтапно спланированная работа с историческими источниками на уроках в общеобразовательной школе должна проходить с учетом возрастных особенностей и развивать культуру исторического мышления, способствовать процессу познания и осмысления конкретных исторических событий, явлений. Исторические источники необходимо использовать для обеспечения эффективности уроков, повышения качества знаний, углубление, закрепление и обобщение материала. Для работы с источниками при изучении темы "Крымская война" в школьном курсе истории средней школы из выбранных нами учебников наиболее подходит учебник по истории России для 8 класса под ред. А.А. Данилова, так как в нем представлено наибольшее количество источников и есть разные виды документов.
1.1. Битюков Г. А. Проблемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения// Преподавание истории и обществознания в школе. - М.: Просвещение. - №5. - 2005. - С. 145.
1.2. Брызгалова С. И. Исследовательский метод обучения как способ развития учебно-исследовательской деятельности учащихся // Развитие учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей: доклады и сообщения. - Калининград, 2001. - С. 32-36.
1.3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. / Практическое пособие для учителей. / Е. Е. Вяземский М.: Высшая школа, 1999. - 250с.
1.4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. / Е. Е. Вяземский. - М.:Владос, 2001. - 175с.
1.5. Илизаров Б. C. Документальный памятник науки и техники и его роль в формировании исторического самосознания общества // Памятники науки и техники, 1984: Сб. ст. - М., 1986. - C. 200.
1.6. Ковальченко И. Д. Исторический источник в свете учения об информации: (К постановке проблемы) // История СССР. - 1982. - № 3. - C. 143.
1.7. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследований. - Изд. 2-е.- М.: Наука, 2003. - С. 147-148.
1.8. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: учебное пособие для учителей. - М.: Владос, 1999. — 192 с.
1.9. Кулешов C. Г. Документальные источники научной информации: понятие, типология, история типологической схемы / Укр. акад. информатики. - М., 1995. - 191 c .
1.10. Кулешов C. Г. Документальные источники научной информации как объект исследования информатики // Студии с архив. дела и документоведения / УДНДИАСД. - 1996. - Т.1. - C. 72-76
1.11. Ланглуа Ш. В., Сальброс Ш. Введение в изучение истории / Пер. с франц. А. Серебряковой. - СПб., 2009. - C. 13.
1.12. Медушевская О. М. Источниковедение: теория, история, метод. - М.: РГГУ, 1996. - С. 29.
1.13. Полетаева О. С. Работа с документами на уроках истории/К. А. Кирсанов// Науковедение. - 2012. - №3. - 3 с.
1.14. Румянцев В.Я. Работа с историческим источником // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 3. - С. 58-64.
1.16. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. — 240 с.
1.17. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Лес проблем и вариант дороги // Преподавание истории в школе. 2000, №1. 53 с.
Источники
1.1. Данилов А. А., Л. Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2012 г.
1.2. Ляшенко Л. М. История России. X IX век. 8 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012 г.
1.3. Сахаров А. Н., Боханов А. Н. Россия 19 век: учебник для 8 класса. - М., 2012г.
Интернет - ресурсы
1.1. Образовательный стандарт основного общего образования по истории.
Режим доступа: ййрз://минобрнауки.рф
1.2. Примерная программа основного общего образования по истории пояснительная записка. Режим доступа: ййрз://минобрнауки.рф
1.3. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1 марта 2012 года. Режим доступа: ййрз://минобрнауки.рф