Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование исторических источников на уроке Истории России в 8 классе

Работа №50836

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Научно-теоретические и методологические основы использования исторических источников в курсе Истории России 14
§ 1. Понятие и классификация источников в исторической науке 14
§ 2. Классификация исторических источников в методике преподавания истории и особенности их использования 22
Глава II. Изучение темы «Присоединение Крыма в царствование Екатерины II в 1783г.» (по материалам исторических источников) 28
§1. Присоединение Крыма как внешнеполитический курс России в XVIII века 28
§2. Интеграция Крымского полуострова в общероссийское пространство в конце XVIII века 36
Глава III. Авторская модель урока по Истории России в 8 классе с использованием исторических источников 44
§ 1. Инновационный опыт в использовании исторических источников на
уроках Истории России 44
§2. Особенности разработки лабораторного урока (на примере урока
«Присоединение Крыма и его освоение в царствование Екатерины II в
1783 г.») 51
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Приложение

Актуальность темы. Практика использования исторического источника в процессе обучения истории широко распространена в наше время и не является инновационной методикой. Однако на сегодняшний день требования по развитию у обучающихся универсальных учебных действий в работе с историческими источниками нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего общего образования, в Историко-культурном стандарте, это актуализирует вопрос включения исторических текстов в учебный процесс.
Ориентация на развитие критического мышления, формирование исторического мышления обучающихся и их практических умений через работу с историческими источниками и документами является вектором формирования и развития УУД обучающихся на этапе получения основного общего образования. ФГОС ООО второго поколения указывает на конкретные результаты освоения умений «поиска, анализа, сопоставления и оценивания содержащегося в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего, а также на результаты развития способностей аргументации своего отношение к ним» .
Как правило, источники используются как вспомогательный текст, а не основной материал работы на уроке. Так, в реальном образовательном процессе к лабораторному методу на уроке обращается малая доля педагогов. Однако даже большинство тех, кто организует уроки по такому методу, не проводят подготовительную работу со школьниками: на наш взгляд, первоначально использование исторических источников предполагает знакомство с их разнообразием и алгоритмом их анализа. Как правило, подготовительный этап игнорируется, и поэтому выработка модели организации лабораторного метода весьма актуальна.
Актуальность разработки эффективных методик работы с документами вызвана отсутствием единого учебного комплекса, широкой практикой включения исторических источников в заданиях Единого государственного экзамена (ЕГЭ) (задания 6, 10, 12, 18-19, 20-24)1, Основного
государственного экзамена (ОГЭ) (задания 4, 8, 15, 18, 22, 27, 31-34) и Всероссийской проверочной работы (ВПР) .
Существенным для определения актуальности темы представляется повышенный интерес к исследованиям, выполненным на региональном материале. Геополитические изменения в Азово-Черноморском регионе вследствие политического кризиса конца 2013 - начала 2014 гг. на Украине акцентировали внимание на научном осмыслении процессов присоединения и интеграции приграничных национальных государств в общее пространство России. Так, из-за некорректной политической формулировки этих событий, по мнению сенатора от Крыма С. Цекова, учебник «История России: начало XX - начало XXI века», выпущенного издательством «Дрофа», был направлен на дополнительную экспертизу научно-методического совета Минобрнауки РФ . Историко-культурный стандарт обращает особое внимание на наличие в школьных учебниках спорных формулировок, принципиальных оценок ключевых событий прошлого, известные как «трудные вопросы истории».
Одна из таких дискуссий наблюдается в вопросах присоединения территории Крымского полуострова. В связи с этим актуально вынести тему «Присоединение Крыма и его освоение в царствование Екатерины II в 1783 г.» как отдельный урок с применением лабораторного метода, и таким образом продемонстрировать объективные историко-правовые основания для «воссоединения» Крыма с Россией.
Обзор источников и литературы. Основу исследования составляют исторические источники, необходимые для работы над правовой и методологической частью. Во-первых, это законодательные акты - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1, подзаконные акты - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» , Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» , Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории , а также манифест, именные указы, договоры, трактаты, имеющие отношение к периоду царствования Екатерины II.
Принятые органами государственной власти Российской Федерации законодательные акты необходимы для понимания основных понятий, имеющих отношение к образовательному процессу и особенностям организации учебной деятельности.
Во-вторых, источниковую базу исследования составляют источники личного происхождения - записки и мемуары государственных деятелей1; документы делопроизводственной практики ; материалы архивной комиссии для статистического анализа . Законодательные акты периода правления Екатерины II используются в выпускной квалификационной работе как документы, необходимые для реализации лабораторного метода на уроке Истории России в 8 классе.
Основу литературной базы составили труды историков, ученых- педагогов, методистов, опыт инновационных учителей, которую условно можно объединить в пять групп.
Первую группу составила литература по источниковедению. Следует отметить, что изучение различных типов источников и разработка методов их интерпретирования в рамках источниковедения как науки оформляется в конце XVIII - первой половине XIX вв. По вопросам понятия исторического историка и его классификации мы обратились к работам А.С. Лаппо- Данилевского , И.Д. Ковальченко1, Л.Н. Пушкарева2.
Во вторую группу можно объединить исследования таких педагогов, как М.Т. Студеникина , П.В. Гора , А.А. Вагина . В целом, труды этих авторов касаются вопросов теории методологии преподавания истории в школе.
Исторический аспект был освещен в трудах отечественных историков С.Г. Агаджакова и А.Н. Сахарова , Р.Д. Алиева , Е.Е. Бойцовой и В.В. Хапаева , В.Е. Возгрина и др.
Непосредственно проблемам преподавания Истории России с использованием исторических источников посвящены работы учителей- новаторов, таких как В.Р. Шаяхметова и О.Ю. Обухова , Л.Н. Алексашкиной11, О.Ю. Стрелова , Н.И. Ворожейкина , О.М. Хлыстина , Т.И. Балакина , Е.А. Гевуркова и Е.А. Крючкова . Результаты деятельности этих авторов раскрывают наиболее актуальные вопросы ФГОС ООО второго поколения в отношении изучаемой темы. Их исследования объединяет применение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных школах, описывается педагогический опыт разработки методов работы с техническими средствами.
В завершение в отдельную, пятую, группу выделим учебно-методический комплекс. Здесь представлены учебники и учебные пособия, как для вузов, так и для средней школы - Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой1, А.Г. Голикова , А.Т. Степанищев , М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина , Г.Д. Шкарлупина . Особое внимание было уделено анализу содержания школьных учебников последних (на момент написания работы) образцов. С введением ФГОС ООО второго поколения началась переработка и переиздание школьной учебной литературы, корректируются образовательные программы. В связи с этим тема «Внешняя политика Екатерины II» встречается в некоторых учебниках в 7 классе , в других - в 8 . Интересно, что в учебнике 2012 г. издания тема Крыма упоминается вскользь . Напротив, в учебнике 2016 г. тема параграфа представлена как «Россия в международных отношениях», а крымскому вопросу уделено отдельное упоминание «Отношения России с Турцией и Крымом»1, «Начало освоения Новороссии и Крыма» .
Таким образом, источниковая и литературная база разнообразна, степень изученности проблемы, как присоединения Крыма в 1783 г., так и использования исторических источников на уроке на высоком уровне, однако исследования носят обособленный характер. В данной выпускной квалификационной работе сделана попытка представить имеющиеся исследовательские наработки в совокупности в рамках урока Истории России в 8 классе на тему «Присоединение Крыма и его освоение в царствование Екатерины II в 1783 г.» и таким образом показать возможности
использования исторических источников в учебном процессе.
Объектом исследования является методика работы с историческими источниками на уроках Истории России.
Предметом исследования выступает методические аспекты работы с историческими документами на уроках Истории России в 8 классе по теме «Присоединение Крыма и его освоение в царствование Екатерины II в 1783 г.».
Целью данной работы является апробация методических аспектов в организации лабораторной работы (использование исторических источников) на уроках Истории как средство формирования метапредметных результатов обучающихся.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить отличительные черты классификации исторических историков в методике преподавания истории и в источниковедении.
2. Проанализировать научные работы и инновационный опыт учителей истории в использовании исторических источников.
3. Охарактеризовать методы организации работы с историческими источниками на уроках Истории России в 8 классе, в том числе лабораторного метода.
4. Описать исторические источники, необходимые на уроке Истории России в 8 классе по теме «Присоединение Крыма и его освоение в царствование Екатерины II в 1783 году».
5. Определить возможности формирования и развития УУД с помощью лабораторного метода в соответствии с ФГОС ООО (на примере 8 класса).
6. Разработать демонстрационный вариант урока по Истории России в 8 классе на основе лабораторной формы организации деятельности обучающихся (модель достижения УУД с помощью лабораторного метода).
Методологическую основу исследования составляют педагогические и психологические концепции. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов адекватных объекту и предмету исследования. Были выбранные следующие теоретические методы:
— теоретический анализ психологической, педагогической и
методологической литературы по проблеме исследования;
— проблемно-хронологический подход;
— изучение инновационного опыта работы учителей;
— проектирование модели достижения метапредметных результатов с помощью лабораторного метода.
Метод анализа литературы использовался при раскрытии педагогической и методологической тематики в более широком русле, а метод синтеза для выделения из предыдущего материала проблематики исследований для дальнейшего изучения. При работе с памятниками истории использовался проблемно-хронологический подход и принцип историзма, а также сравнительно-исторический метод - при сопоставлении разных видов источников. Проектирование способствовало созданию алгоритма действий при организации учебного процесса для достижения метапредметных результатов благодаря использованию исторических источников на уроке истории.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что использование исторических источников на уроке Истории России должно носить комплексный и систематизированный подход, который обеспечил бы формирование исторического мышления обучающихся. Для эффективного исполнения поставленных задач требуется разработка алгоритма действий при работе с лабораторным методом, реализация которого и должна обеспечить достижение метапредметных результатов.
Новизна данного исследования заключается в разработке авторских заданий для работы с историческими источниками (на основе лабораторного метода) в основной школе по теме «Присоединение Крыма и его освоение в царствование Екатерины II». Систематизирован комплекс дидактических материалов (приемов, алгоритмов) работы с историческими источниками, включающий памятки. С внесением изменений в Конституцию РФ относительно ее субъектов, учитывая концепции историко-культурного стандарта, существенным для определения новизны темы представляется также то, российская история - это «история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи» . В выпускной квалификационной работе широко использовался интерес к исследованиям регионального уровня (Крым).
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что использование исторических документов в преподавании истории создает условия развития самостоятельности обучающихся на уроке при изучении новых тем.
Практическая значимость исследования представляется в возможности применения материалов исследования на практике в школе, материалы и выводы, представленные в работе, могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога, при написании научных статей. В дальнейшем возможна разработка полноценного учебно-методического комплекса, который включал бы план проведения всех тем по Истории России (8 класс) в течение одной четверти на основе системного применения лабораторного метода работы.
Апробация:
1. Муллабаева Р.Р. Причины слабой развитости земледелия в Таврической области в начальный период интеграции Крыма // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2016 года: сб. статей / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 326-328.
2. Муллабаева Р.Р. Политика Екатерины II в отношении населения Крыма в конце XVIII века // Молодежь. Наука. Будущее. Оренбург, 25-26 мая 2016 г.: сб. статей: в 2 т. - Т. 2. / ФГБОУ ВПО, «Оренб. гос. пед. ун-т». - Оренбург: Изв-во ОГПУ, 2016. - С. 65-67.
3. Муллабаева Р.Р. Попытки реализации принципов социальной справедливости на начальном этапе интеграции Таврической области в 1786-1796 гг. // Проблемы социальной справедливости и современный мир: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (г. Череповец, 24-26 марта 2016г.) / Под ред. О.В. Козловой (отв. ред.), А.Е. Новикова, Н.В. Алексеевой. - Череповец: ЧГУ, 2016. - С. 151-155.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие элементы: введение, три главы, содержание каждой из которой раскрывается в двух параграфах, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Методика использования исторических источников была реализована нами на уроке Истории России по теме «Присоединение Крыма в период царствования Екатерины II» в рамках внешней политики императрицы. Тема представляется нами в перечне «трудных вопросов», потому что имеет непосредственное отношение к региональной истории в связи с «воссоединением» Крыма с Россией 18 марта 2014 г. Использование исторических источников позволяет обосновать историко-правовые основы современной внешней политики Российской Федерации в отношении Крыма.
Проведение целого ряда лабораторных занятий в течение месяца в период прохождения педагогической практики требовало значительной теоретической и методической подготовки.
Во-первых, были выявлены отличительные черты классификации исторических историков в методике преподавания истории и в источниковедении. Это объясняется целями, для которых используются исторические источники. Научные исследования историков направлены на установление истинности исторических фактов, выявлении закономерностей исторических процессов и явлений с опорой на исторические источники. Цели определения объективности и достоверности этих источников посвящены изыскания источниковедов. Для методики преподавания общественно-научной дисциплин (Истории) исторические источники имеют, в первую очередь, культурно-воспитательную функцию, их использование в учебном процессе ограничено возрастными особенностями обучающихся. Если для источниковедов большую роль имеет внутренний и внешний анализ источника, то для методистов - разработка методики и приемов использования источников в учебном процессе, реализация принципа наглядности и системно-деятельностного подхода, моделирование схемы развития предметных и межпредметных умений и компетенций. Для реализации этих образовательных задач был разработан урок по Истории России с использованием исторических источников в лабораторной форме.
Концепции современного образования выдвигают идеи общественного начала и исторического источника как средства не только познания фактов, но и расширение возможностей общения личности с историко-культурным пространством, «чувствования» духа исторической эпохи, создание эмоционального фона восприятия исторической информации.
Во-вторых, были выявлены противоречия между выдвигаемыми задачами образования и реалиями учебного процесса. Они выразились в недостаточной разработанности подходов в реализации формирования познавательных результатов в процессе работы над историческим источником. Вместе с проблемами методисты-практики определяют направления, требующие большей разработанности: при работе с
источниками специфического характера отмечается важность достижения метапредметных результатов.
Методика организации работы с источниками на уроках Истории России разнообразна. В выпускной квалификационной работе был сделан акцент на приемах работы с историческими источниками, актуальных для обучающихся 8 класса. Особая роль отведена лабораторному методу.
В ходе педагогической практики нам было сделано наблюдение, что обучающиеся не владеют исследовательскими компетенциями для работы с разными типами и видами источников. Это навело нас на мысль о выработке поэтапной лабораторной работы. Особенности предлагаемой нами организации учебного процесса - визуализация исторической информации и источниковедческая подготовка обучающихся перед непосредственным «изучением» источников на уроке.
Необходимость организации урока по Истории России по теме «Присоединение Крыма в период царствования Екатерины II» с практикой лабораторного метода предполагал использование широкого разнообразия источников. Новые носители информации дают возможность альтернативного изучения истории. Деятельность ученика может носить исследовательский характер, для школьника - это возможность аргументировать собственную позицию. Изменения коснутся и учителя: его роль отводится как модератора самостоятельной работы обучающихся.
При анализе источников предлагаются упражнения, которые бы позволили проверить конкретные УУД:
— раскрытие в источнике терминов и понятий, включенных в
обязательный минимум, а также поиск объяснения им в оригинале текста;
— объяснение общественных явлений с помощью имеющихся в
тексте или собственных аргументов, конкретных примеров;
— характеристика изучаемого объекта (ведущие признаки, их
соотношение, связи, зависимости, представленные в источнике);
— выделение в тексте содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
— сравнение нескольких социальных объектов, предъявленных в тексте или на основе нескольких источников;
— сопоставление различных точек зрения, выдвижение аргументов в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
— составление справочного аппарата к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между понятиями и т.п.).
таким образом, изучение истории в основной школе (5-9 классы) на многоуровневой основе позволяет обучающимся самоидентифицироваться как гражданам своей страны, членам этнических и религиозных общностей с помощью приобретенного опыта работы с различными источниками информации. Профильный уровень изучения Истории позволяет демонстрировать предметные результаты освоения курса Истории России и родного края: владение базовыми приемами работы с историческими источниками и развитость умений оценивать различные исторические точки зрения.



1.1.1. АВПРИ, ф. «Сношения России с Турцией», оп. 89/8, 1787 г.,
д.786, лл. 34-38 об. // [Цит. по: Хроники времен Екатерины II. 1729-1796 гг. Петр Стегний. М., «Алгоритм», 1999. - 480 с.]
1.1.2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета». - N 303. - 31.12.2012.
1.1.3. «Именной указ, данный Новороссийскому Генерал-губернатору Князю Потемкину «О принятии Крымских жителей и прочих Татарских народов в Российское подданство» // Именной указ, данный Сенату «О составлении Таврической области из 7 уездов» // ПСЗРИ. - Т. 21. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - С. 985-986.
1.1.4. Высочайше утвержденный доклад Сената «О гербе Таврической области» 8 марта 1784 г. // ПСЗРИ. Собрание первое (1649-1825). - Т. 22 (1784-1788). - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - С. 69 // http://elib.shpl.ru (дата обращения: 20.02.2016).
1.1.5. Договор взаимный, в обозе при реке Прут, учиненный между Российскими уполномоченными, подканцлером Бароном Шафировым и генерал-майором Михаилом Шереметевым и между Великим визирем Магмет Пашею // ПСЗРИ. - Т. 4. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - С. 714-716 // http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 20.02.2016).
1.1.6. Договор о перемирии на 15 лет и 6 месяцев между Государствами Российским и Польским, учиненный на съезде в деревне Андрусов полномочными послами // ПСЗРИ. - Т. 1. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - С. 656-662 // http://elib.shpl.ru (дата обращения: 20.02.2016).
1.1.7. Именной указ, данный Сенату «О составлении Таврической области из 7 уездов» // ПСЗРИ. - Т. 22. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - С. 20.
1.1.8. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 10 июля 1774 года // А.А. Сазонов, Г.Н. Герасимова, О.А. Глушкова, С.Н. Кистерев. Сборник архивных документов. - М.: Русская книга, 1992. - С. 78-92.
1.1.9. Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской под Российскую державу // ПСЗРИ. - Т. 21. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - С. 897 // http://elib.shpl.ru (дата обращения: 20.02.2016).
1.1.10. Мирный и союзный трактат между Российскою Империею и Ханством Крымским // ПСЗРИ. - Т. 19. - № 13943. - С. 708-712 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 10.03.2018).
1.1.11. Сенатский указ «О верном и ясном описании признаков при межевании земель и о сличении межевых знаков и книги с полевыми записками» // Именной указ, данный Сенату «О составлении Таврической области из 7 уездов» // ПСЗРИ. - Т. 22. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - С. 52-54.
1.1.12. Трактат, между Российским и Турецким двором, заключенный в лагере при Беглраде // ПСЗРИ. - Т. 10. - № 7900. - С. 903 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 10.02.2018).
1.1.13. Именной указ, данный Сенату «О составлении Таврической
области из 7 уездов» // ПСЗРИ. - Т. 20. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - С. 229-403 // http://elib.shpl.ru (дата обращения:
20.02.2016).
1.2. Подзаконные акты
1.2.1. Приказ Минобразования России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». - N 9. - 28.02.2011.
1.2.2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // «Официальные документы в образовании». - N 26-25. - 2004.
1.2.3. Концепция нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории. - [Электронный ресурс]. -
https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf (дата обращения:
27.11.2017) .
1.3. Документы личного происхождения
1.3.1. 1.3.1. Выписка из путешественных записок Василья Зуева, касающихся до полуострова Крыма. - СПб.: Месяцеслов, 1783. - С. 1 // [Цит. по: Открыватели земли Крымской: очерки об исследователях природы Крыма / В.Г. Ена. - Симферополь: Крым, 1969. - 133 с.].
1.3.2. Задания к лабораторной работе «Присоединения Крыма и его освоение в царствование Екатерины II» // Личный архив Муллабаевой Р.Р.
1.3.3. Записки генерал-фельдмаршала князя А.А. Прозоровского.
Российский архив. М. Российский фонд культуры. Студия «Тритэ» Никиты Михалкова «Российский архив», 2004. - 780 с. //
http: //www.vo stlit .info/T exts/Dokumenty/T urk/XVIII/1760- 1780/Prozorovskij_A_A/frametext13.htm (дата обращения: 10.02.2018).
1.3.4. Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785-1789) / Пер. с франц. с примечаниями переводчика - СПб.: Типография В.П. Майкова, 1865. - 386 с.
1.3.5. Иллюстрация настольной медали «В память
Константинопольского мирного договора» (авторы Г. Хаутч и Г.Ф. Нюрнбергер (Нюрнбергский монетный двор) //
http://www.runivers.ru/gal/today.php?ID=577821 (дата обращения: 10.02.2018).
1.3.6. Миних Б.-К. фон. Записки фельдмаршала графа Миниха / Пер. С.Н. Шубинского // Перевороты и войны. - М.: Фонд Сергея Дубова, 1997. - 318 с. // http://www.memoirs.ru/texts/Minich1997B.htm (дата обращения: 10.02.2018).
1.3.7. Реляция П.А. Румянцева Екатерине II о сражении при Кагуге (31 июля 1770). - № 72 // Фельдмаршал Румянцев: сборник документов и материалов / Главное архивное управление МВД. Центральный государственный военно-исторический архив. - М.: ОГИЗ, 1947. - С. 178 // https://dlib.rsl.ru/viewer/01005074905#?page=128 (дата обращения: 10.02.2018).
1.3.8. Технологическая карта урока по теме «Присоединения Крыма и его освоение в царствование Екатерины II» // Личный архив Муллабаевой Р.Р.
1.4. Материалы делопроизводства
1.4.1. Донесение 10 апреля // Всеподданнейшие донесения гр. Миниха. Моск. Отд. Арх. Гл. штаба. По списку поручика запаса арм. Кав. М. Н. Прокоповича / Под ред. А.З. Мышлаевского. - Сб. воен.-ист. Материалов. - Вып. 1. - СПб.: Воен.-учен. ком. Гл. Штаба. - Т. 3. - Ч. 1. - 1897. - С. 301¬330.
1.4.2. Донесения о ходе осады Азова в 1696 г. (упоминается сражение
Петра I и отряда казачьего атамана Фрола Минаева на море и другие сражения, дан перечень убитых, раненых и пропавших безвести) [рукопись]. - [Б.м.], 1696 г. - 3 л. - OR Ф.173.2 № 84 //
https://dlib.rsl.ru/viewer/01005066831#?page=4 (дата обращения: 10.02.2018).
1.4.3. Шертная грамота Крымского хана Мурата-Гирея, учиненная пред российскими послами // ПСЗРИ. - Т. 2. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств.
Е.И.В. Канцелярии, 1830. - С. 290-292 // http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 20.02.2016).
1.5. Статистические источники
1.5.1. Арсеньев К.К. Статистические очерки России. - 1848. //
http://www.e-heritage.ru/ras/view/publicatton/general.html?id=47009123 (дата
обращения: 29.02.2016).
1.5.2. Габлиц К.И. Физическое описание Таврической области по ее местоположению и по всем царствам природы. - СПб., Тип. И. Вейтбрехта, 1785. - С. 3 // http://www.prlib.ru (дата обращения: 20.09.2015).
1.5.3. Ден В.Э. Население России по пятой ревизии. Подушная подать в XVIII веке и статистика населения в конце XVIII века: в 2 т. - Т 1. - М., 1902. - 377 с. // http://elib.shpl.ru (дата обращения: 08.02.2016).
1.5.4. Камеральное описание Крыма 1783-1884 гг. // Известия Таврической ученой архивной комиссии. - Симферополь, 1887. - № (3). - 68 с. // http://elib.shpl.rU/ru/nodes/12959-3-1887#page/1/mode/grid/zoom/1 (дата обращения: 14.02.2016).
1.5.5. Камеральное описание Крыма 1783-1884 гг. // Известия Таврической ученой архивной комиссии. - Симферополь, 1889. - № 7. - 126 с. // http://elib.shpl.rU/ru/nodes/12963-7-1889#page/132/mode/grid/zoom/1 (дата обращения: 07.02.2016).
2. Литература
2.1. Агаджаков С.Г., Сахаров А.Н. Крым: прошлое и настоящее / Ин -т истории АН СССР. - М.: Мысль, 1988. - 114 с.
2.2. Алексашкина Л.Н. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - 2. - С. 15-24.
2.3. Алиев Р.Д. Последствия эмиграции крымских татар в 60-х гг. XIX века: постановка проблемы / Р.Д. Алиев // Исторические науки. - Т. 27 (66). - № 2. - 2014. - С. 10-16.
2.4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции
оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое
исследование. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
2.5. Амриллаев Х.А. Эффективность использования электронных средств при организации учебного процесса / Х.А. Амриллаев // Молодой ученый. - 7 (141). - 2017. - С. 419-421.
2.6. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний обучающихся / В.П. Беспалько // Школьные технологии. - 2006. - 2. - С.138¬150.
2.7. Бехтенова Е.Ф. Организация историко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории / Е.Ф. Бехтенова // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 50-55.
2.8. Блуднова Е.Ю. Мемуары Н.П. Игнатьева как исторический источник / Е.Ю. Блуднова // Вестник Российского университета дружбы народов. - № 3 (7). - 2006. - С. 34-40.
2.9. Богданова О.С. Воспитательное значение оценки знаний учеников / О.С. Богданова // Советская педагогика. - 1952. - №9. - С.54-59.
2.10. Бойцова Е.Е., Хапаев В.В. Между крестом и полумесяцем. Крым в XIII-XVII веках // История Крыма. - М.: ОЛМА Медиа групп, 2015. - С. 92¬94.
2.11. Брикнер А.Г. Потемкин / соч. А. Г. Брикнера. - СПб К.Л. Риккер, 1891. - 276 с.
2.12. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников. - М.: Просвещение, 2010. - 265 с.
2.13. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. - М.:
Просвещение, 1972. - 354 с.
2.14. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. - М.: Просвещение, 1968. - 434 с.
2.15. Водарский Я.Е., Елисеева О.И., Кабузан В.М. Население Крыма в конце XVIII - в конце XX вв. (численность размещение, этнический состав).
- М.: ИРИ РАН, 2003. - С. 155-158.
2.16. Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. - М.: Мысль.
- 1992. - 246 с.
2.17. Воробьева Т. Функции, цели и задачи контрольных процедур в учебном процессе / Т. Воробьева // Учитель. - 2006. - №2. - С. 85-88.
2.18. Ворожейкина Н.И. Хрестоматия как часть УМК по истории: педагогические требования, методические рекомендации / Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - М.: Шк. Пресса. - N 4.
- 2017. - С. 26-33.
2.19. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
2.20. Гевуркова Е.А., Крючкова Е.А. Формирование метапредметных умений работать с источниками в курсах истории / Е.А. Гевуркова, Е.А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. - № 7. - 2016.
- С. 33-40.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ