Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отражение крупнейших сражений тюрко-мусульманского мира средневековья в школьных учебниках истории

Работа №33442

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
482
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные сражения тюрко-мусульманского мира Восточной Европы 7
1.1 Битва на реке Калке 7
1.2. Битва на реках Кундурча и Терек 13
Глава 2. Отражение крупнейших сражений Восточной Европы в
школьных учебниках 21
2.1. Учебники по Всеобщей и Отечественной истории для 6
класса 21
2.2. Учебники по Всеобщей и Отечественной истории для 10
класса 25
2.3. Учебники по истории Татарстана для 5-6-ых и 10-ых
классов 28
Глава 3. Разработка плана урока для учащихся 10-ого класса на тему
«Крупнейшие сражения тюрко-мусульманского мира Средневековья» 31
Заключение 39
Список источников и литературы 41
Приложение

Всеобщая история - это совокупность научных знаний, изучающих процесс развития всего мира от появления первого человека до наших дней. Она включает в себя историю Запада и Востока, которые, находясь на разных этапах развития, являются прямо противоположными.
На сегодняшний день школьная программа перенасыщена информацией, перед ней ставятся разные задачи, в ходе решения которых нередко страдает та или иная сторона образовательного процесса.
Времена меняются, меняются и школьные учебники истории. И меняются они с такой частотой, что трудно представить, что же будут изучать школьники на уроках. Ведь всем известен тот факт, что в былые времена правители переписывали историю по своему усмотрению и напрашивается вопрос, не происходит ли такое и сейчас.
На сегодняшний день множество нужных для изучения тем просто вычеркнуты из школьного курса. Главной причиной этого является нехватка времени, так как школьники Татарстана за год должны усвоить три курса истории: Всеобщей, Отечественной и региональной. Поэтому нередко темы объединяются, а то и вовсе опускаются в процессе обучения. Это упрощает процесс обучения, делает его менее объемным, но при этом упускается много важных событий, которые являлись ключевыми.
Следует отметить, что чаще всего упускаются темы по истории мусульманского Востока, в угоду истории европейских стран, которые считаются более развитыми. Несомненно, европейские страны наложили свой отпечаток на развитие многих государств мира, в том числе и на развитие восточных государств, но не это умаляет роль Востока во всемирном историческом процессе.
Характеристика литературы. Исследуемая нами тема хорошо прослеживается в труде М.Ф. Сафаргалиева «Распад Золотой Орды» . В ней автор рассматривает период расцвета Золотой Орды, до ее распада в XV веке и образования на ее месте Казанского, Крымского и Астраханского ханств. Труд Н.И. Березина «Ханские ярлыки»1 посвящено ярлыку Тохтамыш-хана к Ягайло, а также тарханным ярлыкам Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет-Гирея. «Золотая Орда и ее падение» Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского - очерк истории Золотой Орды и период её сложения, расцвета и упадка, т. е. в XIII - XV вв. Написан этот очерк непосредственно по источникам, отражая вместе с тем уровень знаний по этому вопросу на сегодняшний день. Авторы старались ввести по возможности больший круг источников, используя при этом не только письменные сведения, но и данные археологии. Нами была использована статья С.Л. Тихвинского из сборника «Татаро-монголы в Европе и Азии». Этот сборник включает в себя освещение различных событий, связанных с завоевательными походами Чингисхана и его преемников в страны Азии и Европы. Использованы статьи Д.Р. Зайнуддинова, И.Л. Измайлова, Ч.Карлсона, И.М. Миргалеева из сборника «Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения». В этом сборнике представлены тридцать пять статей, лишь отчасти отражающих чрезвычайно широкую палитру научных изысканий в области источниковедения и восточной археографии, средневековой и новой истории государств и народов исламской Евразии профессора М.А. Усманова. В. Л. Егоров в «Историческая география Золотой Орды в XIII -XIV вв.» освещает историко-географические проблемы средневекового государства от времен его возникновения до упадка. Автор рассматривает территорию, границы, административное устройство Золотой Орды.
Характеристика источников. На данный момент Золотая Орда изучена множеством историков. В данной же работе мы использовали труды В.Г. Тизенгаузена, Ибн-ал-Асира, А.И. Пономарева и других. Работа Тизенгаузена В.Г. «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I»1 - это огромный труд, включивший в себя восточные сведения о Золотой Орде. Автор совершил путешествие по Европе, для того чтобы собрать рукописные собрания сведений о Золотой Орде. Так же нами использована и статья А.И. Пономарева «Карасакпайская надпись Тимура» из поправок к чтению «Надписи Тимура»2. В ней дается перевод уйгурской надписи на камне, найденном у горы Алтын-Чуку, близ Карасакпайского рудника. Исторический труд «Китаб ал-камил фи-т-та’рих» (Полный свод истории) известного арабского историка XIII в. ‘Изз ад-дина Ибн ал-Асира посвящён истории мусульманского мира и охватывает период с доисламского времени до эпохи монгольских завоеваний . «Материалы источников по битве при Калке» Р.П. Храпачевского представляет собой сборник источников четырех видов: русских, арабских, персидских и китайских. В русских источниках представлены фрагменты из русских летописей - Ипатьевской, Лаврентьевской и Новгородской; они имеют в своем составе оригинальные известия о битве на Калке. Из арабских источников приведен «Полный свод истории» Ибн ал-Асир. «История Покорителя вселенной» Ала-ад-дин Ата-мелик Джувейни относится к персидским источникам. В написании своей книги автор пользовался рассказами очевидцев и современников битвы. Китайские же источники представлены фрагментами официальной хроники монгольской династии Юань в Китае (1280-1368 гг.)
Объектом исследования является преподавание в школьном курсе истории Всеобщей и Отечественной истории.
Предмет исследования - изучение крупнейших тюрко-мусульманских войн времен Средневековья в школьной программе.
В ходе научного исследования, нами были использованы общенаучные и специальные методы.
Основным общенаучным методом в работе стал анализ школьных учебников 6 и 10 классов, в ходе которого учебные пособия были изучены каждое в отдельности.
Также были использованы метод сравнения, который позволил увидеть различия в подаче материала о сражениях тюрко-мусульманского мира в учебниках, сравнительно-сопоставительный метод, благодаря которому мы смогли выявить общие и отличительные черты битв на реках Калка, Кундурча и Терек.
Хронологические рамки охватывают с XIII в. по XIV в. Нижний хронологический горизонт связан с монгольскими завоеваниями, когда в 1223г. произошла битва на Калке, верхний хронологический горизонт - конец XIV в., когда в 1395 году случилась битва на р. Терек.
Территориальные рамки. Территория Золотой Орды охватывает достаточно широкое географическое пространство. На западе государство занимала территорию до р. Прут, на севере - до Рязанского княжества, восточная граница проходила по линии городов Хорезм - Дербент.
Целью данной работы является изучение проблемы освещения крупнейших войн в тюрко-мусульманском мире Средневековья в школьном курсе истории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. подробно рассмотреть крупнейшие сражения тюркомусульманского мира.
2. выявить степень их изученности в школьном курсе истории, путем анализа школьных учебников.
3. составить план урока на тему «Крупнейшие тюрко-мусульманские сражения эпохи Средневековья».
Научная новизна. В школьной программе отсутствуют темы крупнейших тюрко-мусульманских сражений. В своей работе мы предлагаем полноценный план для проведения урока на данную тему.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный в данной исследовательской работе план урока может в дальнейшем применяться на уроках истории как дополнительная тема для изучения. Также, работу можно использовать в качестве методических рекомендаций будущим учителям.
Структура работы соответствует поставленной цели и заявленным задачам, состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мусульманский мир, будучи частью Всеобщей истории, оставляет свой след в развитии многих стран. За всю свою историю он, так или иначе, был связан с остальным миром. Лишь в последнее время исламский мир считается проблемой для западных стран, но это не отменяет его влияния на весь исторический процесс.
В современных условиях от школы требуется воспитание всесторонне развитой личности. Именно поэтому в курсе истории предусмотрено изучение не только Отечественной истории, но и Всеобщей. Но, в силу нехватки учебного времени, курс Всеобщей истории сильно сокращается. Помимо этого существует проблема того, что учебники по Всеобщей истории содержат в себе по большей части общую, упрощенную информацию. Поэтому перед учителем стоит важная задача обеспечить усвоение и понимание важности вклада мусульманских государств в историю.
Учитель, привлекая дополнительные источники информации, может разнообразить учебный материал, добавить в повествование интересные факты о грандиозных событиях, устроить дебаты на уроке. Это может помочь учащимся заполнить недостающие знания о важнейших событиях в истории человечества.
Тема крупнейших тюрко-мусульманских сражений Средневековья является одной из таких. Не смотря на свою масштабность как по количеству участников, так и по занимаемой территории, на роль, сыгранную в истории мусульманского Востока и истории России, битвы при реках Кундурча и Терек не изучаются в школьной программе.
Следует отметить, что битва на реке Калке произошла на расцвете монголо-татаров. Она показала всему миру их мощь и опасность. Именно после Калки монголо-татары установили над Русью свое владычество, которое продлится больше 150-и лет. А битвы на реках Кундурча и Терек 1390-ых годов наоборот, пришлись ко времени заката своей эпохи. Борьба
Тохтамыш-хана и Аксак Тимура за сарайский престол привела к началу распада самой Золотой Орды и монгольского владычества над Русью.
Без никаких сомнений, необходимо показать на уроке все нюансы распада великой империи, имевшей не столь продолжительную историю, но прославившейся на весь мир.
На сегодняшний день учителя имеют множество вариантов проведения урока. Главное - выбрать для каждой темы подходящий метод. Да и от возраста многое зависит. Если урок проводится в среднем звене - намного эффективнее будет лекция с интересными фактами, ведь именно они запоминаются лучше всего. В старшем же звене - работа над источниками, возможно в группах. Нужно сделать все возможное, чтобы ученики знали историю не только по учебникам, где все предоставляется все в довольно кратком изложении и отброшены все «второстепенные» темы, а намного больше.



1.1. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров - 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 264 с.
1.2. Гилязов И.А., Пискарев В.И., Хузин Ф.Ш. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие для 10 класса средней общеобразовательной школы. - Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2008. - 271 с.
1.3. Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. XVI - XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / О.В. Дмитриева; под науч. ред. С.П. Карпова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 224 с.
1.4. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 432 с.
1.5. Записка первого секретаря Посольства в Турции статского советника Г.Чарыкова. Архив внешней политики Российской империи, ф. Канцелярия, 1890, д.25.
1.6. Ибн-ал-Асир. Полный свод всеобщей истории. [Электронный
ресурс] //Золотая Орда в источниках». Том I. - М., 2003. -
http://www.midday.narod.ru/10.htm (дата обращения: 12.04.2019)
1.7. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XVI века: 5-6 классы: Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Ф.Ш. Хузин, В.И. Пискарев, А.Р. Мухамадеев, И.М. Миргалеев, М.М. Гибатдинов. - Казань: Татар. дет. изд-во, 2016. - 128 с.
1.8. Михайловский Ф.А. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Ф.А. Михайловский; под ред.
Г.М. Бонгард-Левина. - 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 296 с.
1.9. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 240 с.
1.10. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч. 1: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. - 320 с.
1.11. Методические рекомендации по вопросам преподавания истории
в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и Концепцией нового УМК по отечественной истории [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.apkpro.ru/217.html (дата обращения: 19.12.2018).
1.12. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). - С. Пб. : Типография М.А. Александрова, Т. 2 : Ипатьевская летопись. - 1908. - 638 с.
1.13. Примерная основная образовательная программа основного
общего образования. Утверждена протоколом заседания федерального УМО по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosreestr. ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-
programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 19.12.2018).
1.1. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. - Санкт-Петербург. - 1884. - 588 с.
1.14. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. - URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo- kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html (дата обращения: 19.12.2018).
1.15. Храпачевский Р. П. Материалы источников по битве при Калке [Электронный ресурс] / Сост. Р.П. Храпачевский. - http://rutenica.narod.ru/kalka.html (дата обращения: 12.04.2019)
II. Литература
2.1. Березин И.Н. Ханские ярлыки. Внутреннее устройство Золотой Орды (по ханским ярлыкам). Монография. - СПб., 1850.
2.2. Галстян, А. Завоевание Армении монгольскими войсками /А. Галстян //Татаро-монголы в Европе и Азии: C6. научн. тр. - М. : Наука, 1977. - С. 166-185.
2.3. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 505 с.
2.4. Евглевский А.В. Степи Европы в эпоху Средневековья. Т. 1. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2000. - 400 с.
2.5. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. - М.: Либроном, 2009. - 248 с.
2.6. Зайнуддинов Д.Р. Сведения о Чингиз-хане и некоторых золотоордынских ханах в биографическом словаре ас-Сафади Салах ад-дина Халила (ум. 764 г.х. / 1363) // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С. 198 - 213.
2.7. Ибятов Ф.И. Тохтамыш и Тимур. - Казань, 2003. - С. 178.
2.8. Измайлов И.Л. Распад Улуса Джучи и элементы
этнополитического единства тюрко-татарских государств Северной Евразии // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С. 220 - 241.
2.9. Карлсон Ч. Записки ранних западных путешественников о Волжской Булгарии // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С. 177 - 185.
2.10. Кирпичников А.К. Древнерусское оружие. Вып.2. Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистены IX-XIII вв. - М.-Л.: Наука, 1966. - 181с.
2.11. Крамаровский М.Г. Крым и Рум во второй половине XIII-XIV вв. // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С. 192 - 198.
2.12. Кудряшов К.В. О местоположении реки Калки // Вопросы истории. - 1954. - №9. - С. 118-119.
2.13. Лушников О.В. Этнокультурные последствия формирования и распада Монгольской империи и улуса // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения. - Казань: Изд-во Казан. унта, 2015. - С. 243 - 254.
2.14. Миргалеев И.М. Золотоордынский богослов Абу Бакр Каландар //
Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы
изучения. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С. 241 - 243.
2.15. Недашковский Л.Ф. Изучение города и древностей Золотой Орды // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С. 213 - 220.
2.16. Новгородская первая летопись младшего и старшего изводов. - М. ; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 568 с.
2.17. Пономарев А.И. Поправки к чтению «Надписи Тимура». / Советское востоковедение. Т. 3. - Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - С. 224.
2.18. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. - 279 с. - (Ученые записки Мордовского государственного университета. Вып. XI).
2.19. Сафаров Р.Ф. О роли тюрок в расширении мусульманского ареала // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С. 261 - 272.
2.20. Тараненко, Д.И. Заметки по топонимике Северного Приазовья /Д.И. Тараненко //Донецкий археологический сборник. Выпуск 3. - Донецк : Аверс, 1993. С. 165 - 172.
2.21. Тихвинский, С.Л. Монголо-татарские завоевания в Азии и Европе /С.Л. Тихвинский //Татаро-монголы в Европе и Азии: c6. научн. тр. - М. : Наука, 1977. - С. 3-22.
2.22. Фодор И. Судьба восточных венгров после монгольского
нашествия // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и
перспективы изучения. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С. 185 - 192.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ