Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение Крымской войны 1853-1856 гг. в рамках школьного курса истории России

Работа №15493

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. История Крымской войны 1853 - 1856 годов 10
1.1. Предпосылки Крымской войны 10
1.2. Ход Крымской войны 20
1.3. Результаты и последствия Крымской войны 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению истории Крымской войны в средней школе 43
2.1. Исследования уровня знаний учащихся по истории Крымской войны до проведения цикла уроков 43
2.2. Обоснование цикла уроков по изучению Крымской войны в рамках школьного курса истории России 45
2.3. Определение эффективности организации изучения истории Крымской войны 60
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 75
Приложение 4 78
Приложение 5 (Глоссарий) 82


Актуальность данного исследования обусловлена тем, что Крымская война 1853 - 1856 гг. в определенном смысле стала вооруженным разрешением исторического противостояния Европы и России. Пожалуй, никогда ранее до Крымской войны русско-европейские противоречия не были столь очевидными. Именно поэтому Крымская война со всеми основаниями может считаться цивилизационной, поэтому через её рассмотрение и изучение может быть раскрыта дихотомия Россия - Запад, вновь ставшая актуальной в последние десятилетия. Вопросы взаимодействия и противостояния западной и российской цивилизаций сегодня имеют важнейшее значение не только во внешней политике, но и едва ли не во всех сферах жизни этих двух цивилизационных форматов, поэтому изучение предпосылок, особенностей и последствий Крымской войны может позволить понять и современные тенденции взаимоотношений России и коллективного Запада.
С другой стороны, Крымская война обнажила серьезные противоречия и проблемы внутреннего развития России. Именно после Крымской войны начался новый исторический этап в развитии российской цивилизации, когда была осуществлена модернизация практических всех сфер жизни общества.
Таким образом, изучение истории Крымской войны имеет важное значение для понимания закономерностей исторического процесса. Кроме того, история Крымской войны представляет собой прекрасный исторический материал, на котором может быть осуществлено патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ведь подвиги адмиралов П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина и многих-многих офицеров, солдат и матросов не могут оставить равнодушными нормальных людей. Именно пример защитников Севастополя и других героев Крымской войны может сегодня стать весьма важным фактором патриотического воспитания школьников.
Объект исследования: Крымская война 1853 - 1856 гг.
Предмет исследования: изучение Крымской войны в рамках школьного курса истории.
Гипотеза исследования: представляется, что при изучении Крымской войны на уроках истории важнейшую роль играют следующие методы и приемы: вопросы учителя (вопрос репродуктивный, вопрос продуктивно-познавательный, вопрос проблемный); проблемные задачи; прием интервью, т.е. прием составления школьниками вопросов и ответов в воображаемой беседе с историческим персонажем; уроки-семинары (семинар-исследование, семинар-«круглый стол», семинар-дискуссия и семинар-«мозговой штурм»); проектная деятельность учащихся; историческое портретирование.
Цель исследования: изучение возможностей изучения истории Крымской войны в средней школе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть предпосылки, ход, результаты и последствия Крымской войны 1853 - 1856 гг.;
2) разработать и реализовать цикл уроков в рамках школьного курса истории по изучению Крымской войны 1853 - 1856 гг.;
3) разработать и организовать занятия по изучению Крымской войны в рамках школьного курса истории;
4) осуществить оценку эффективности проведенной работы по изучению Крымской войны в рамках школьного курса истории.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) культурно-исторический;
3) сравнительно-исторический;
4) методический эксперимент;
5) диагностические (тестирование).
Теоретическая и источниковая база исследования
В ходе проведения данного исследования в качестве основных источников были использованы работы следующих авторов: А.Г. Бесова [6],И.В. Бестужева [7], Т.В. Вакуловой [10], Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой[12], Н.А. Ищенко [32], Б.Ю. Кагарлицкого [33], А.А. Криволапов [38], М.В. Павлюченко [43], Е.В. Путинцевой [45], И.В. Ружицкой [46], М.Т. Студеникина [47], [48], Е. В. Тарле [41], М.М. Шевченко [56].
Статья А.Г. Бесова посвящена причинам и итогам Крымской войны. По справедливому утверждению автора, для России это было время тревог и большого напряжения сил. Автор отмечает, что Крымская война представляет собой противостояние ведущих мировых держав, целью которого являлось достижение политического, экономического и военного преобладания в одном из ключевых регионов планеты.
И.В. Бестужев в своей работе, непосредственно посвященной Крымской войне, утверждает, что Крымская война 1853 - 1856 г. является одним из крупнейших исторических событий XIX в., которое показало, насколько великую силу представляет собой народ, вставший на защиту своей родины от иноземных захватчиков, и какое изумительное мужество и боевое мастерство способны проявить даже простые люди, поставленные в исключительно тяжелые условия борьбы.
В статье Т.В. Вакуловой раскрывается необходимость использования цивилизационного подхода для анализа предпосылок и результатов Крымской войны. На основании цивилизационного подхода рассматриваются причины войны, включая и те, которые связаны с религиозным фактором. Анализируется конфликт, который возник между Францией и Россией по поводу святых мест. Указывается на главную причину войны - нарушение закрепленного международными договорами права России на покровительство православия в Турции.
В труде Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой рассмотрен мировой и отечественный опыт преподавания истории в школе. Особое внимание уделено актуальным проблемам исторического образования в России, его целям, структуре и содержанию. Предметом специального рассмотрения является развитие познавательных возможностей школьников в процессе обучении истории, а также анализу методов, приёмов и форм организации учебного процесса.
Н.А. Ищенко рассматривает Крымскую войну с точки зрения культуроцентристского подхода. Автор пытается как бы увидеть Крым и его культуру в середине XIX века глазами представителя западной, прежде всего, британской цивилизации, а также стремится рассмотреть Крымскую войну в контексте английской культуры.
Работа Б.Ю. Кагарлицкого, посвященная исследованию взаимоотношений России и западной цивилизации, а также месту Российской империи в системе международных отношений, отличается научной основательностью, использованием большого количества фактического материала и широким охватом рассматриваемого периода отечественной истории.
А.А. Криволапов в своей статье характеризует Крымскую войну 1853 - 1854 гг. в соотношении с русской стратегией середины XIX века. Автор заявляет, что вопреки сложившейся историографической традиции, проблему исхода Крымской войны невозможно сводить лишь до проблемы исхода Крымской кампании, потому что в конечном итоге на исход войны влияли такие факторы, которые далеко Автор глубоко анализирует российскую внешнюю политику и стратегию, выделяя в ней два основных момента: необходимость предотвращения опасности французского реванша в Центральной Европе и необходимость сохранения и упрочения статуса кво в Германии, то есть сохранения формального верховенства Австрии в Германском союзе и законсервирования раздробленности германских земель.
В статье М.В. Павлюченко рассмотрены экономические предпосылки и последствия Крымской войны. Автор заявляет, что среди причин Крымской войны был не только и не столько «спор из-за ключей», геополитические противоречия с Великобританией и реваншистские амбиции Франции, но и серьезная экономическая подоплека.
Работа Е.В. Путинцевой посвящена изучению исторической личности на уроках истории в школе. Автор утверждает, что при изучении исторической личности решается ряд важнейших задач, среди которых исследователь выделяет ознакомление с дополнительной научно-популярной и справочной литературой, формирование у учащихся представления о правомерности существования различных точек зрения, развитие творческого мышления школьников, формирование способностей аргументации, умения выделять главное, анализировать, давать оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям, рассуждать, сравнивать, доказывать и т.д., формирование умения умение ориентироваться в историческом материале и критически оценивать информацию, формирование и определение личностного отношения к историческим личностям и событиям.
И.В. Ружицкая в своей работе пытается пересмотреть проблемы, связанные с историческими событиями середины XIX века. В ходе такого пересмотра автор рассматривает время правления императора Николая I как этап поступательного движения России вперед, к прогрессу, а не топтание на месте или откат назад в прошлое.
В работах М.Т. Студеникина представлен теоретический и практический материал по методике преподавания истории в школе. Автор подробно рассматривает методы, приемы и средства преподавания истории, включая основные приемы изложения главных исторических фактов, изучение исторической личности и исторических документов, использование наглядности и т.д.
Е. В. Тарле в своем фундаментальном труде о Крымской войне, на основе огромного архивного и печатного материала, автор показывает сложный клубок международных противоречий, сложившийся в Европе и Малой Азии к середине XIX века. Историк, приводя доказательства агрессивности планов западных держав на Ближнем Востоке, рассматривает их экономические позиции в этом районе, отмечая значительное расхождение интересов, в первую очередь, Англии и Австрии с политикой России. В работе Тарле детально выяснена закулисная дипломатическая борьба враждующих сторон, показаны разногласия между этими державами. Много нового автор внёс и в описание военных действий. Автор останавливается и на значении войны как пролога к переменам внутри России.
Статья М.М. Шевченко посвящена рассмотрению стратегии России в Крымской (Восточной) войне 1853 - 1856 годов и её отражении в общественном мнении страны. Авто утверждает, что Крымская война выступила в качестве одного из определяющих факторов поворота во внутренней политике России в направлении реформ.
Что касается источников, то в данном случае использованы Высочайший манифест от 14 июня 1853 г., Союзный договор между Австрией, Великобританией и Францией. Вена, 2 декабря 1854 г. и Парижский трактат, 30 марта 1856 года.
В Высочайшем манифесте от 14 июня 1853 года император Николай I обращается к своим подданным с разъяснением позиции России по поводу объявления войны Оттоманской Порте, отмечая, что её неизбежность по причине вероломных действий противника.
Союзный договор от 2 декабря 1854 года представляет собой соглашение между Австрией, Великобританией и Францией, в соответствии с которым в числе прочего Австрия обязывается пропускать через свою территорию и территории оккупированных ею стран англо-французские и турецкие войска, участвующие в войне с Россией.
Парижский тракт подвел итоги Крымской войны, в соответствии с которыми Россия должна была вернуть Турции крепость Карс, уступить Молдавскому княжеству часть Южной Бессарабии и устье Дуная. Чёрное море объявлялось нейтральным, Турция и Россия не имели права держать там военный флот. Также подтверждалась автономия Дунайских княжеств и Сербии. Договор был заключен между Россией с одной стороны и Великобританией, Францией, Турцией, Австрией, Сардинией и Пруссией с другой.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных в его процессе занятий по изучению Крымской войны в рамках школьного курса истории.
Научная новизна работы состоит в том, что в её процессе проведено исследование Крымской войны как знакового события в истории взаимоотношений России и Запада, а также осуществлена разработка уроков по изучению Крымской войны и средств оценивания знаний учащихся по данной тематике.
Структура исследования
Данное исследование состоит из «Введения», основной части, которая включает две главы, «Заключения», «Списка использованных источников и литературы» и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование особенностей и возможностей изучения Крымской войны в рамках школьного курса истории России позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, Крымская война была результатом обострения противоречий между великими державами в их стремлении контролировать ситуацию в мировой политике и экономике, включая и внешние рынки сбыта и сырья. Крымская война стала своеобразной сублимацией экономического интереса некоторых западноевропейских стран и сложным явлением в достижении их политического, военного и экономического преобладания в регионе. При этом каждая из сторон считала другую недостаточно подготовленной к этой войне и не имеющей возможностей одержать в ней победу. Такая взаимная недооценка привела в итоге к довольно кровопролитному вооруженному конфликту, с одной стороны в котором выступали Англия, Франция и Турция, а с другой - Россия.
Во-вторых, в ходе Крымской войны выделяются два эта. Первый - собственно русско-турецкая кампания на Дунайском военном театре, которая велась с ноября 1853 по апрель 1854 г. Второй (апрель 1854 - февраль 1856 г.) был связан с англо-французской интервенцией в Крым, военно-морскими демонстрациями союзников на Балтийском и Белом морях, на Камчатке, а также широкомасштабными боевыми операциями русской армии в Закавказье. Формально Россия потерпела поражение в Крымской войне, однако, понесенные ею территориальные и людские потери были не столь велики, чтобы привести к её безоговорочной капитуляции. И подписание Парижского трактата, являющегося формальным признанием поражения России в Крымской войне, во многом обусловлено не её военными неудачами, а пораженческой политической и дипломатической позицией.
В-третьих, итоги Крымской войны, которую обычно принято считать проигранной, на самом деле далеко не так однозначны. Формально признанное Россией поражение в Крымской войне привело в итоге не только к реформам и ускоренной модернизации России при Александре II и Александре III, но и к осознанию того, что, по справедливому утверждению того же Александра III, единственными союзниками России являются её армия и флот, которые продемонстрировали в ходе Крымской войны полное превосходство над противником в моральном отношении, и даже существенно уступая в техническом оснащении, русская армия, благодаря мощным боевым традициям, превзошли и армию западных союзников, и, тем более, турецкие вооруженные силы. Тем не менее, Крымская война обнаружила настоятельную необходимость последовательных реформ в сфере строительства вооруженных сил и соответствующих сдвигов не только в области военного искусства, но и во всех сферах жизни российского государства и общества. По сути, Крымская война стала драйвером последующего мощного поступательного развития России, которое, при условии грамотно проводимой А.М. Горчаковым внешней политики, привело не только к полному восстановлению позиций России на международной арене, но и существенно повысило её роль в мировой цивилизации.
Отметим, что все, рассмотренные в первой главе работы моменты, а именно, предпосылки и причины, ход и специфика ведения, а также результаты и последствия Крымской войны были использованы при разработке уроков истории по изучению Крымской войны.
В-четвертых, при работе над изучением Крымской войны необходимо учитывать ряд важных факторов: 1) исторические условия и обстоятельства, в которых происходила Крымская война; 2); особенности хода Крымской войны; 3) результаты и последствия Крымской войны; 4) личность участников Крымской войны.
В-пятых, при изучении Крымской войны на уроках истории важнейшую роль играют следующие методы и приемы: 1) вопросы учителя (вопрос репродуктивный, вопрос продуктивно-познавательный, вопрос проблемный); 2) проблемные задачи; 3) прием интервью, т.е. прием составления школьниками вопросов и ответов в воображаемой беседе с историческим персонажем; 4) уроки-семинары (семинар-исследование, семинар-«круглый стол», семинар-дискуссия и семинар-«мозговой штурм»); 5) проектная деятельность учащихся; 6) историческое портретирование.
В-шестых, проведенная опытно-экспериментальная работа позволила отметить следующее основные моменты: а) первое диагностирование уровня знаний учащихся по истории Крымской войны показало, что у большинства обучающихся этот уровень требует повышения; б) при повторном диагностировании отмечен заметный рост уровня знаний учащихся по истории Крымской войны в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе существенных положительных изменений не было отмечено; в) результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о достаточно высокой степени эффективности разработанного и реализованного цикла занятий по изучению истории Крымской войны.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале данного исследования, получила свое подтверждение.



1. Высочайший манифест от 14 июня 1853 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.runivers.ru/doc/d2. php?CENTER_ ELEMENT_ID=146929. - Дата обращения (15.05.2018).
2. Союзный договор между Австрией, Великобританией и Францией. Вена, 2
декабря 1854 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZuserdocs.ru/istoriya/18316/mdex.htmPpageM0 - Дата обращения (15.05.2018).
3. Парижский трактат, 30 марта 1856 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: ./cloc.histrr. ru/19/parizhskiy-traktat/ - Дата обращения (16.05.2018).
Литература
4. Алилуева, Н.А. Организация благотворительной деятельности на российском императорском флоте во время Крымской войны (1853 - 1856 гг.) [Текст]. Дис. ... канд. историч. наук / Н.А. Алилуева. - Воронеж, 2017. - 196 с.
5. Анисимов, Е.В. Императорская Россия [Текст] / Е. В. Анисимов. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 672 с.: ил.
6. Бесов, А.Г. О причинах и итогах Крымской войны [Текст] / А.Г. Бесов // Восточный архив. - 2006. - №14 - 15. - С. 5 - 10.
7. Бестужев, И.В. Крымская война 1853 - 1856 гг. [Текст] / И.В. Бестужев. - М.: Издательство АН СССР, 1956. - 174 с.
8. Болдырев, А.В. Восточный вопрос и общественное мнение России на заключительном этапе Крымской войны (1855-1856) [Текст] / А.В. Болдырев // Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - С. 46 - 55.
9. Болдырев, А.В. Парижский мир 1856 г. и российское общество [Текст] /
А.В. Болдырев // Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - С. 56 - 68.
10. Вакулова, Т.В. Крымская война: конфликт цивилизаций [Текст] / Т.В. Вакулова // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2016. - Том 21. - №6. - С. 38 - 45.
11. Валлерстайн, И. Мир-система Модерна. Том III. Вторая эпоха великой экспансии капиталистического мира-экономики, 1730 - 1840-е годы [Текст] / И. Валлерстайн; Пер. с англ., литер. редакт., комм. Н. Проценко. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. - 528 c.
12. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
13. Георгиев, В.А. Внешняя политика России на Ближнем Востоке в конце 30¬х - начале 40-х гг. XIX в. [Текст] / В.А. Георгиев; Под ред. А.Н. Торопцевой. - М.: Издательство Московского университета, 1975. - 198 с.
14. Гребенщикова, Г.А. Черноморский флот перед Крымской войной 1853 - 1856 годов. Геополитика и стратегия [Текст] / Г.А. Гребенщикова. - СПб.: Издатель М.А. Леонов, 2003. - 80 с.: ил.
15. Дебидур, А. Дипломатическая история Европы. Священный Союз от Венского до Берлинского конгресса. 1814 - 1878. Т. 1 [Текст]/ А. Дебидур. - Ростов-н/Д: Феникс, 1995. - 508 с.
16. Дубровин, Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя [Текст]: в 3 т. Т. 1 / Н.Ф. Дубровин. - СПб.: Типография Товарщества «Общественная Польза», 1900. - 438 с.: карты, планы.
17. Дубровин, Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя [Текст]: в 3 т. Т. 3 / Н.Ф. Дубровин. - СПб.: Тип. Товарищества Общественная Польза, 1900г. - 488 с.: карты, планы.
18. Дубровин, Н.Ф. Первая оборона Севастополя 1854 - 1855 гг. «Русская Троя» [Текст] / Н. Ф. Дубровин. - М.: Эксмо: Яуза, 2014. - 478 с.
19. Дэниел, К. Англия [Текст]: история страны: пер. с англ. / Кристофер Дэниел. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. - 479 с.: ил.
20. Ерофеев, Н.А. Очерки по истории Англии [Текст]: 1815-1917 / Н.А. Ерофеев; под ред. Г.А. Алексеева. - М.: Издательство ИМО,1959. - 263 с.
21. Зайончковский, А.М. Восточная Война 1853 - 1856 [Текст]: в 2 т. Т.1 / А. М. Зайончковский. - СПб.: Полигон, 2002. - 928 с.: ил.
22. Зайончковский, А.М. Восточная Война 1853 - 1856 [Текст]: в 2 т. Т. 2. Ч. 1 / А. М. Зайончковский. - СПб.: Полигон, 2002. - 566 с.: ил.
23. Зверев, Б.И. Вице-адмирал В.А. Корнилов [Текст] / Б. И. Зверев. - Симферополь: Крымиздат, 1957. - 152 с.: карты, ил.
24. Зверев, Б.И. Севастопольская оборона: 1854-1855 [Текст]/ Б. И. Зверев. - М.: Учпедгиз, 1956. - 182 с.: карты, ил.
25. Золотарев, В.А. Три столетия Российского флота [Текст]: в 3 т. Т. 2. / В.
A. Золотарев, И.А. Козлов. - СПб.: Полигон, 2004. - 683, [5] с.: ил.
26. История внешней политики России (конец XV в. - 1917 г.) [Текст]: в 5 т. Т.3: История внешней политики России. Первая половина XIX века: от войн России против Наполеона до Парижского мира 1856 г. [Текст] / О.В. Орлик и др.; Отв. ред. О.В. Орлик - М.: Международные отношения, 1999. - 448 с., ил.
27. История дипломатии. Библиотека внешней политики. В 3 т. / Под ред. В. П. Потемкина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nnre.ru/istorija/ - Дата обращения (12.05.2018).
28. История Европы: с древнейших времён до наших дней: в 8 т. Т.5: От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны [Текст] / Отв. ред. С.П. Пожарская, А.С. Намазова. - М.: Наука, 2000. - 667 с.: ил.
29. История России: XIX век [Текст] / Т.С. Антонова, А.А. Левандовский, Д.И. Олейников и др. - М.: Клио Софт, 2008. - 787 с.
30. История России XIX - начала XX в. [Текст] / В.А. Георгиев и др.; Под ред.
B. А. Федорова. - М.: Проспект, 2010. - 528 с.
31. История России [Текст]. Учебник / И.А. Петрова, Г.П. Кибасова, О.В. Галкова, Г.С. Ковтюх; Под общей ред. В.Б. Мандрикова. - Волгоград: ВолгГМУ, 2017. - 404 с.
32. Ищенко, Н.А. Крымская война 1853-1856 годов. Очерки истории и культуры [Текст] / Н.А. Ищенко. - Симферополь: Крымский Архив, 2002. - 128 с.
33. Кагарлицкий, Б.Ю. Периферийная империя: Россия и миросистема [Текст] / Б.Ю. Кагарлицкий. - М.: Ультра.Культура, 2004. - 528 с.
34. Киселев, С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России [Текст] / С. Г. Киселев. - М.: Известия, 2002. - 368 с.
35. Кондратенко, С.Ю. Легкая пехота середины XIX в. и ее роль в сражениях Крымской войны (1853-1856 гг.) [Текст] / С.Ю. Кондратенко // Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - С. 93 - 105.
36. Конотопов, М.В. История экономики России [Текст] / М.В. Конотопов,
С.И. Сметанин. - М.: КНОРУС, 2008. - 352 с.
37.. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века [Текст] / А.А. Корнилов; вступ. ст. А.А. Левандовского. - М.: Высшая школа,1993. - 447 с.
38. Криволапов, А.А. Восточная война 1853 - 1854 гг. и русская стратегия в середине XIX века [Текст] / А.А. Криволапов // Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - С. 70 - 72.
39. Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы [Текст]. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - 240 с.
40. Ленин, В.И. «Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция [Текст] / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений: в 55 т. Т. 20. - М.: Издательство политической литературы, 1973. - 584 с.: ил.
41. Милов, Л.В. История России XVIII - XIX веков [Текст] / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; Под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - 784 с.
42. Мифы Крымской войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rne.org/sfk/ - Дата обращения (11.05.2018).
43. Павлюченко, М.В. Экономические предпосылки и последствия Крымской войны [Текст] / М.В. Павлюченко // Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - С. 38 - 45.
44. Пономарев, В.Н. Крымская война и русско-американские отношения [Текст] / В.Н. Пономарев; отв. ред. Н.Н. Болховитинов. - М.: АН России ИРИ,1993. - 232 с.
45. Путинцева, Е.В. Методика изучения исторической личности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1 september.ru/articles/594166/ - Дата обращения (05.04.2018).
46. Ружицкая, И.В. Восточная война 1853 - 1856 гг.: новый взгляд [Текст] /
И.В. Ружицкая // Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - С. 4 - 9.
47. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений/ М.Т. Студеникин. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.: ил.
48. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе [Текст]: пособие для учителей и студентов вузов/ М.Т. Студеникин. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 59 с.
49. Суитман, Дж. Крымская война. Британский лев против русского медведя [Текст]/ Дж. Суитман, П. Мерсер; Пер. с англ. А. Колина. - М.: Эксмо, 2011. - 216 с.
50. Таньшина. Н.П. Княгиня Д.Х. Ливен и дипломатическая предыстория Крымской войны [Текст] / Н.П. Таньшина // Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - С. 10 - 16.
51. Тарле, Е.В. Крымская война [Текст] / Е. В. Тарле. - М.: АСТ, 2005. - 1368 с.
52. Татищев, С.С. Внешняя политика императора Николая Первого. Введение в историю внешних сношений России в эпоху Севастопольской войны [Текст] / С. С. Татищев. - СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1887. -656 с.
53. Трубецкой, А. Крымская война. Неизвестная мировая война [Текст] / А. Трубецкой. - СПб.: Амфора, 2014. - 352 с.: ил.
54. Ченнык, С.В. Альма [Текст] / С.В. Ченнык. - Севастополь: Гала, 2011. - 320 с.: ил.
55. Шевченко, М.М. Крымская война в восприятии современников и действительности [Текст] / М.М. Шевченко // Обсерватория культуры: Журнал-обозрение. - 2007. - № 4. - С. 140 - 145.
56. Шевченко, М.М. Стратегия России в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. и общественное мнение [Текст] / М.М. Шевченко // Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - С. 73 - 88.
57. Шевырёв, А.П. Русский флот после Крымской войны: Либеральная бюрократия и морские реформы [Текст] / А.П. Шевырёв. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 184 с.
58. Шеремет, В.И. Война и бизнес. Власть, деньги и оружие. Европа и Ближний Восток в новое время [Текст] / В.И. Шеремет. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. - 712 с.
59. Шеремет, В.И. Крымскую войну начал Ватикан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.otechestvo.org.ua/main/20059/ - Дата обращения (07.05.2018).
60. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология
личностно-ориентированного исторического образования [Текст]: учебное
пособие/ В.В. Шоган. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 475 с.: ил.
61. Шурхно, А.В. Роль личности в истории - воспитательная детерминанта модернизации исторического образования [Текст]/ А.В. Шурхно// Северо-восточный научный журнал. - 2007 . - № 1. - С. 22 - 25.
62. Юдин, С.С. Французская армия в эпоху Крымской войны и её влияние на русскую армию [Текст] / С.С. Юдин // Крымская война (1853 - 1856 гг.) в военной истории России и Европы. Материалы научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Aegitas, 2016. - С. 89 - 92.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ