Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика изучения темы «Британский фактор как элемент внешней политики России» в школьном курсе истории

Работа №15500

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
976
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Изучение «британского фактора» как элемента внешней политики России XIX века 11
1.1. «Британский фактор» как элемента внешней политики России XIX века в
исторической литературе 11
1.2. Исторические источники для изучения «британского фактора» как
элемента внешней политики России XIX века 31
Глава 2. Методические аспекты изучения «британского фактора» как элемента внешней политики России XIX века 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Проблемы преподавания внешней политики России на уроках истории 44
2.3. «Британский фактор» как элемент внешней политики России XIX века в учебной литературе 53
2.4. Анализ возможностей изучения на уроках истории в 8 классе «британского фактора» как элемента внешней политики России XIX
века 57
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложения 85


Актуальность исследования. На протяжении столетий, как Россия, так и Великобритания имели влияние на вектор развития международных отношений, не утратили они его и сегодня. Система российско-британских
отношений являлась неоднозначной во все времена, зависимой от тех ролей,которые брали на себя эти страны на мировой арене. XIX в. был временем сосуществования Британской и Российской империй не лишенных геополитических амбиций. Исходя из этого изучение темы «Британский
фактор как элемент внешней политики России» должна занимать одну из ключевых позиций в школьном курсе «Истории России в XIX в.».
Что касается актуальности изучения методических аспектов данной темы, они продиктованы современными требованиями к преподаванию истории в школе в соответствии с ФГОС, Примерной основной образовательной программой и историко-культурным стандартом. К ним можно отнести, как глубокие знания научных проблем учителем, так и умение учеников анализировать различные источники информации, овладевать
частично поисковым методом, организовывать обучение в рамках
деятельностного подхода. Данный подход предполагает самостоятельную творческую активность, являющуюся необходимой для формирования ценностно-мотивационных установок, учащихся к изучению истории в школе.
Степень изученности. В отечественной и зарубежной литературе мало научных работ, посвященных методике обучения внешней политики России XIX века, ещё меньше работ, анализирующих методику обучения российско-британских отношений.
Следует начать обзор научно-педагогической и методической литературы по проблеме с работ общего характера.
Проблемы исследовательского принципа в обучении отечественной истории рассматривалась в работах советского времени Лернера И. Я. и Дайри Н. Г. В них развивалась мысль о необходимости знакомить учащихся с методами современной исторической науки, приемами самостоятельного познания общественных явлений и процессов, вводилось понятие исследовательского принципа в обучении, подчеркивалось важное значение документа как средства развития мышления, познавательного интереса, творчества. Авторами разрабатывались принципы отбора документов и работы с ними.
В современной методической литературе также широко освещаются вопросы о роли документа в повышении познавательной самостоятельности учащихся как средств организации работы на уроках истории в школе. На развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников обращает внимание Е. С. Манданова, Т. В. Коваль, В. М. Кадневский.
По мнению М. В. Коротковой и М. Т. Студеникина, на уроках осуществляется изучение и усвоение главных исторических фактов. Вместе с тем для поддержания интереса следует привлекать и менее важные факты, биографические сведения и т.д. Формирование познавательного интереса зависит от применяемых методов, приемов и средств обучения истории.
Современный методист А. Т. Степанищев ориентирует на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории, освоение конкретных методик проведения различных видов и форм занятий, организацию самостоятельной работы учащихся и студентов.
В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ века появилось несколько работ, посвященных проблеме игры на уроке истории, И. В. Кучерук, М. Г. Цыреновой и Л. П. Борзовой. Последний автор рассмотрел использование дидактических игр на уроках истории России XIX века.
Ближе всего к теме ВКР диссертация И. А. Нидерман, защищенная в 2007 г., в которой затронута тема формирования познавательного интереса учащихся при изучения внешней политики на уроках истории России XIX века в 8 классе. Автор пришла к выводу, что тема недостаточно разработана в методических исследованиях. И. А. Нидерман выявляет, что применение таких методических приемов, как диалоговая форма общения, объяснение учителя с использованием фрагментов источников, документов, постановка вопросов и заданий различного уровня сложности, работа учащихся с текстом учебника и дополнительной литературой, отбор различных форм учебных занятий способствовали наиболее эффективному усвоению школьниками вопросов внешней политики в курсе истории России XIX в.
Методические разработки по истории XIX века производились еще советскими педагогами. В сборнике статей под редакцией В. А. Орлова «Из опыта преподавания новой истории в средней школе» анализируется прикладной опыт и проблемы, с которыми сталкиваются учителя во время преподавания Новой истории в школе. Был выпущен ряд пособий для учителей советских школ по курсу Новой истории А. В. Ефимовым, А. С. Завадье, X. Я. Гольдштейном.
Методика преподавания внешней политики отражена в ряде разработок современных педагогов к курсу истории России XIX в. А. Н. Майков обратил внимание на потенциал источников, А. Ю. Морозов - на развитие межпредметных связей истории и географии, С. А. Фомин на модель подготовки к ЕГЭ через изучение схем и текстовых комментариев к ним. Опубликован ряд методических разработок уроков, посвященных различным аспектам внешней политики России XIX в. И. В. Приваловой, В. Ярхо, Е. А. Вяткиной.
Таким образом, в работах педагогов проанализированы отдельные аспекты изучения и преподавания истории России XIX века, в том числе внешней политики, создана определенная база для исследования методики изучения темы «британский фактор как элемент внешней политики России», но публикации по заявленной теме ВКР не обнаружено.
Объектом данной работы является процесс обучения внешней политики России в общеобразовательной школе.
Предметом - исторические и методические аспекты изучения британского фактора как элемента внешней политики России XIX в. на уроках в 8 классе общеобразовательной школы.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение темы «Британского фактора» как элемента внешней политики России XIX в. на уроках истории в 8 классе является одной из ключевых проблем этого периода, затрагивающейся на нескольких уроках. В её преподавании является важным не только подходы, методы и приемы, но и историографический материал, и исторические источники.
Цель работы - проанализировать методические аспекты изучения, включая исторические материалы, темы «Британского фактора» как элемента внешней политики России XIX в. на уроках истории в 8 классе.
Задачи:
1. Проанализировать изученность «Британского фактора» как элемента внешней политики России XIX в. в исторической научной литературе, выделить основные проблемы и точки зрения.
2. Сгруппировать исторические источники по теме российско-британских отношений и сделать их обзорный анализ.
3. Описать процесс организации и методы методической части исследования.
4. Изучить педагогическую, методическую и школьную учебную литературу о преподавании внешней политики России на уроках истории и выявить содержащиеся в ней проблемы.
5. Рассмотреть нормативную базу образовательного процесса и определить возможности изучения на уроках истории в 8 классе «британского фактора» как элемента внешней политики России XIX века.
6. Проанализировать результаты экспериментального изучения на уроках истории в 8 классе «британского фактора» как элемента внешней политики России XIX века и выявить методические возможности обучения теме.
Методы исследования. В качестве методической основы в работе также была использована совокупность общенаучных и частнонаучных методов. Из общенаучных методов нами были использованы анализ и синтез. Анализ позволяет познать частные элементы, рассмотреть труды отдельных учёных, их содержание и выводы. Синтез позволяет выявить общие тенденции в развитии российско-британских отношений, увидеть целостную картину.
Основу исторической части исследования составили следующие методы: историографический и источниковедческий анализ, типологизация исторической литературы и источников, содержательный и структурный анализ школьных учебников, сравнительный анализ.
Что касается педагогического исследования, то его основу составили следующие методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы позволило выявить проблемы при изучении внешней политики на уроках истории в школе, педагогическая практика, анализ опыта работы учителей, письменных и устных ответов учащихся, беседы с учителями и учащимися все это дало возможность проанализировать педагогические ошибки и выработать свою стратегию преподавания внешней политики России, а также были использованы методы наблюдения, педагогический эксперимент, методы обобщения и систематизации экспериментальных данных.
Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО в г. Бийске. В соответствии с темой ВКР был выбран 8 класс в качестве площадки для эксперимента в рамках изучения курса «История России в XIX веке» во время прохождения педагогической практики. Более подробна организация педагогического исследования будет описана в параграфе 2.1.
Источниковая база исторического исследования состоит из опубликованных источников личного происхождения, дипломатические документы и материалов российских периодических изданий.
К первой группе относятся «Дневники» В.Н. Ламздорфа, «Воспоминания» С.Ю. Витте, «Воспоминания» О. фон Бисмарка и других политических деятелей.
Вторая группа источников содержится в таких опубликованных сборниках, как «Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917», «Внешняя политика России XIX и начала XX в. Документы Российского министерства иностранных дел. Серия II. 1815 -1830 гг.», «Афганское разграничение. Переговоры между Россией и Великобританией 1872-1885 гг.», ««Большая игра» в Центральной Азии: «Индийский поход» русской армии. Сборник архивных документов» и т.д.
Среди материалов периодической печати следует выделить статьи в газетах «Новое время», «Биржевые ведомости», «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», журналы и сборники «Исторический вестник», «Русский вестник», «Кауфманский сборник», «Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии», «Исторический Вестник», «Вестник Европы» и другие.
Научная новизна исследования заключается в том, что комплексно проанализированы методические аспекты изучения, включая исторические материалы, темы «Британского фактора» как элемента внешней политики России XIX в. на уроках истории в 8 классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовлены и экспериментально апробированы методические разработки, включая историографические материалы и исторические источники, по теме «Британского фактора» как элемента внешней политики России XIX в. на уроках истории в 8 классе. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания учителей истории, при составлении методических рекомендаций по изучению внешней политики России на уроках истории в школе.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава является вводной, она знакомит с основными понятиями, а также отображает обстановку, сложившуюся к заданному промежутку времени. Вторая глава раскрывает методический аспект изучения темы: возможность применения теоретического материала на уроках истории. В заключении были сделаны общие выводы по работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа историографии и источников отобран материал, который можно использовать при изучении внешней политики в XIX в. на уроках истории в школе. Анализ историографии и исторических источников по теме англо-русских отношений, а также классификация последних позволили отобрать материал, примененный на уроках истории в школе.
Были разработаны и проверены в ходе эксперимента система уроков для проверки исходной гипотезы исследования.
Совершенствование содержания историко-внешнеполитического материала с учетом его новизны, сложности, современных подходов в исторической науке, актуальности некоторых событий для сегодняшнего дня помогало более глубокому осознанию учащимися сути, особенностей, сложностей, последствий внешней политики России XIX в., значения в ней британского фактора.
Определены эффективные формы и методы изучения темы «британский фактор» для учащихся восьмых классов (формы коммуникативной организации: коллективная, групповая, индивидуальная; методы: частично-поисковый, исследовательский).
Исследование содержания УМК, а также методической литературы по вопросам преподавания внешней политики на уроках истории в школе позволило выявить, связанные с недостаточным использованием исторических источников, касающихся англо-русских отношений в XIX в. В результате была разработана серия уроков, освещающих тему «британского фактора» в контексте изучения внешней политики России XIX в.
Анализ нормативной базы образовательного процесса позволил отобрать наиболее удачные формы уроков, отвечающие современным требованиям изучения истории в школе.
В ходе экспериментального обучения было выявлено, что применение таких методических приемов, как диалоговая форма общения, объяснение учителя с использованием фрагментов источников, документов, постановка вопросов и заданий различного уровня сложности, работа учащихся с текстом учебника и дополнительной литературой, отбор различных форм учебных занятий способствовали наиболее эффективному усвоению школьниками вопросов внешней политики в курсе истории России XIX в.
В результате исследования определены методические условия формирования представлений о влиянии «британского фактора» на внешнюю политику России в XIX в. у учащихся на уроках истории в 8 классе. Эти условия включают в себя: отбор фактов, понятий, положений, обеспечивающих усвоение вопросов внешней политики России XIX в.; разработку логики раскрытия важнейших вопросов, позволяющих объяснить основные проблемы внешней политики России XIX в.; определение оптимальных путей и приемов осуществлении межпредметных и межкурсовых связей при изучении материала о внешней политики России XIX.; методические пути и приемы, обеспечивающие активную познавательную и умственную деятельность учащихся, формирование глубоких и прочных знаний; использование компьютерных технологий как средство развития познавательного интереса не только к истории, но и к процессу обучения в целом.
Таким образом, можно говорить о подтверждении, выдвинутых в гипотезе предположений: Изучение темы «Британского фактора» как элемента внешней политики России XIX в. на уроках истории в 8 классе является одной из ключевых проблем этого периода, затрагивающейся на нескольких уроках; В её преподавании является важным не только подходы, методы и приемы, но и историографический материал, и исторические источники.



1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. №1897 (ред. 31.12.2015). [Электронный ресурс] // база Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/ (15.04.2018)
2. Абдуррахман-Хан. Автобиография. / Пер. с англ. M. Грулева. В 2¬
х томах. [Электронный ресурс] // Восточная литература. - СПб., 1902. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-
1840/Russ_afg_torg_otn/lit.htm (8.03.2018)
3. Афганское разграничение. Дополнение к изданию Министерства
Иностранных Дел: «Афганское разграничение. Переговоры между Россией и Великобританией. 1872-1885 гг.». [Электронный ресурс] // Восточная литература. - СПб., 1889. - Режим доступа:
http://www.vostlit.mfo/TextsZM.Asien/XIX/Afghan_razgr/ pred1 .htm (12.03.2018)
4. Бисмарк О.фон. Воспоминания, мемуары. [Текст]. В 2 т. Т 1. / О. фон Бисмарк. - М., Минск, 2002. - 592 с.
5. Бисмарк О.фон. Воспоминания, мемуары. [Текст]. В 2 т. Т 2. / О. фон Бисмарк. - М., Минск, 2002. - 560 с.
6. «Большая игра» в Центральной Азии: «Индийский поход» русской армии. / Под ред. Т. Н. Загородниковой. [Электронный ресурс] // Twirpx. - М., 2005. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/ 2098297/ (11.04.2018)
7. Бьюкенен Д. Мемуары дипломата. [Текст]: монография / Д. Бьюкенен. - М., 1991. - 344 с.
8. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. [Электронный ресурс] // Государственная публичная историческая библиотека России. СПб., 1865. - Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16103-vamberi-a-puteshestvie-po- sredney-azii-m-1874#mode/grid/page/1/zoom/1 (28.03.2018)
9. Вестник Европы. Книга №10. [Электронный ресурс] //
Президентская библиотека. - 1879. Режим доступа:
https://www.prlib.ru/node/323382/ source (12.04.2018)
10. Витте С. Ю. Воспоминания, мемуары: В 3 т. [Текст]: монография / С. Ю. Витте. - Минск, 2002. - 800 с; 800 с; 608 с.
11. Внешняя политика России XIX - нач. XX в. Документы Российского министерства иностранных дел. Серия II. 1815 -1830 гг. [Текст]. - М., 1960. - 866 с.
12. Гедин С. В сердце Азии. Памир. Тибет. Восточный Туркестан. Путешествие Свена Гедина в 1893-1897 годах. / Пер. со швед. А. И П. Ганзен. В 2-х тт. [Электронный ресурс] // Twirpx. - СПб., 1899. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/ 678951/ (12.03.2018)
13. Горный М. Поход афганцев и бой на Кушке (1885 г.). Воспоминание бывшего рядового Андрея Боландлина. [Электронный ресурс] // Восточная литература. - М., 1901. Режим доступа: http: //www.vostlit.info/T exts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1880-1900/Gornyj/text.htm (2.03.2018)
14. Гродеков Н. И. Война в Туркмении. Поход Скобелева в 1880-1881. Т. 1-4. [Электронный ресурс] // ЛитРес. - СПб., 1883-1884. Режим доступа: https://www.litres.ru/nikolay-grodekoy/yoyna-y-turkmenii-pohod-skobeleya -v-1880-1881/ (15.03.2018)
15. Доклад подполковника Б. Л. Громбчевского. [Электронный ресурс] // Живая энциклопедии Приключений. - 14.03.1891. Режим доступа: http://wiki.risk.ru/index.php (15.04.2018)
16. Ермолов А. П. Записки Ермолова. 1798 - 1826. [Текст]: монография/ А. П. Еромолов. М., 1991. - 463 с.
17. Записка генерал-адъютанта М.Д. Скобелева о походе в Индию. [Электронный ресурс] // ВикиЧтение. - СПб., 1912. Режим доступа: https://history.wikireading.ru/71529 (13.04.2018)
18. Зиновьев И. А. Россия, Англия и Персия. [Электронный ресурс] // Twirpx. - СПб., 1912. Режим доступа: https://www.twirpx.Com/file/2186143/ (11.03.2018)
19. Игнатьев Н. П. Миссия в Хиву и Бухару в 1859 г. Флигель-
адъютанта полковника Н. Игнатьева. [Электронный ресурс] // Восточная литература. - СПб., 1897. Режим доступа:
http: //www.vostlit.info/T exts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1840-
1860/Ignatiev/text7.phtml (20.03.2018)
20. Извольский А. П. Воспоминания. [Текст]: монография / А. П. Извольский. - М., 1989. - 192 с.
21. Косоговский В. А. Из тегеранского дневника полковника В.А. Косоговского. [Текст]: монография / В. А. Косоговский. - М., 1960. - 180 с.
22. Куропаткин А. Н. Завоевание Туркмении. [Электронный ресурс] // Twirpx. - СПб., 1899. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/ 2338021/ (18.03.2018)
23. Куропаткин А. Н. Туркмения и туркмены. [Электронный ресурс] // Президентская библиотека. - СПб., 1879. Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/457938 (18.03.2018)
24. Ламздорф В. Н. Дневник 1886 - 1890. Воспоминания, Мемуары. [Текст]: монография / В. Н. Ламздорф. - Минск, 2003. - 403 с.
25. Ламздорф В. Н. Дневник 1890 -1892. Воспоминания, Мемуары. [Текст]: монография / В. Н. Ламздорф. - Минск, 2003. - 416 с.
26. Ламздорф В. Н. Дневник 1892 -1894. Воспоминания, Мемуары. [Текст]: монография / В. Н. Ламздорф. - Минск, 2003. - 410 с.
27. Логофет Д. Н. На границах Средней Азии: Путевые очерки. [Электронный ресурс] // Государственная публичная историческая библиотека России. - СПб., 1909. Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ ru/nodes/16098-logofet- d-n-na-gramtsah-sredney-azii-putewe-ocherki-spb-1909 (18.03.2018)
28. Майер А. А. Полуденные экспедиции. Очерки. [Текст] / А. А. Майер, Б. Г. Тагаев. - М., 1998. - 351 с.
29. Милютин Д. А. Дневник. Т. 1-2. [Электронный ресурс] // Военная литература. - M., 1947. Режим доступа: http://militera.lib.ru/db/milyutin_ da01/index.html (10.03.2018)
30. Муравьев Н. Н. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820
годах, Гвардейского генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. Ч. 1-2. [Электронный ресурс] // Военная литература. - M., 1822. Режим доступа:
http: //militera.lib .ru/explo/muraviev_karsskiy_nn/index.html (8.03.2018)
31. Палеолог M. Русский орел на Балканах русско-турецкая война 1877-78 гг. глазами ее участников. Записки и воспоминания. [Текст] / М. Палеолог, В. Лаферте. / Сост. Н. В Ильина., Л. Я Сает. - М., 2001. -216 с.
32. Постников А.В. Схватка на «Крыше Мира»: политики, разведчики и географы в борьбе за Памир в XIX в. (монография в документах). [Текст]: монография / А. В. Постников. - М., 2005. - 512 с.
33. Присоединение Туркмении к России. Сборник архивных документов. [Текст]: Сборник архивных документов. / Акад. наук Туркм. ССР. Ин-т истории, археологии и этнографии АН ТССР. Центр. гос. ист. архив УзССР; Под ред. канд. ист. наук А. Ильясова. - Ашхабад, 1960. - 823 с.
34. Сазонов С. Д. Воспоминания. [Текст]: монография / С. Д. Сазонов. - Минск, 2002. - 398 с.
35. Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. [Электронный ресурс] // Исторические материалы. - М., 1952. Режим доступа: http://istmat.info/node/27113 (12.03.2018)
36. Симонич И. О. Воспоминания полномочного министра. [Текст]: монография / И. О. Симонич. - М., 1967. - 176 с.
37. Туган-Мирза-Барановский В. А. Русские в Ахал-Теке. 1879.
[Электронный ресурс] // ЛитРес. - СПб., 1881. Режим доступа:
https://www.litres.ru/v-tugan-mirza-baranovskiy/russkie-v-ahal-teke-1879/
(10.03.2018)
38. Ханыков Н. В. Экспедиция в Хорасан. [Текст]: монография / Н. В. Ханыков. - M., 1973. - 216 с.
39. Щербак A. B. Ахал-Текинская экспедиция генерала Скобелева в 1880-1881 гг. Из воспоминаний доктора А.В. Щербака. [Электронный ресурс] // Военная литература. - СПб., 1900. Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/scherbak_av/index.html (13.03.2018)
40. Яворский И. Л. Путешествие русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1878-1879 гг.: в 2-х т. [Электронный ресурс] // Государственная публичная историческая библиотека России. - СПб., 1882-1883. Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23953-yavorskiy-i- l-puteshestvie-russkogo-posolstva-po-afganistanu-i-buharskomu-hanstvu-v-1878-
1879-gg-iz-dnevnikov-i-l-yavorskogo-spb-1882-1883 (15.03.2018)
Литература
1. Алексашкина Л. Н. История: Всеобщая история, 5-9 кл.; История государства и народов России с древнейших времён до наших дней, 8 кл., -4-е изд. [Текст]: учебная программа / Л. Н. Алексашкина, А. А, Данилов, Г. В. Клокова. - М., 2002.
2. Арунова М. Р. Очерки истории формирования государственных границ между Россией, СССР и Афганистаном. [Текст]: исторический очерк / М. Р. Арунова, О. М. Шумилов. - М. 1994. - 115 с.
3. Ахмеджанов Г. А. Советская историография присоединения Средней Азии к России. [Текст]: монография / Г. А. Ахмеджанов. - Ташкент, 1989. - 154 с.
4. Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и России. [Текст]: монография / В. В. Бартольд. - Л., 1925. - 318 с.
5. Блиев М. М. Россия и горцы Большого Кавказа на пути к цивилизации. [Текст]: монография / м. М. Блиев. - М., 2004. - 877 с.
6. Боханов А. Н. Программа курса «История России. XIX век» для 8 класса средних общеобр. учеб. заведений. [Текст]: учебная программа / А. Н. Боханов, Д. А. Фадеева. - М., 2002.
7. Брежнева С. Н. Присоединение Средней Азии к России: историографический аспект. [Текст] / С. Н. Брежнева // Вестн. Волж. ун-та им. Татищева. Сер. История. - 2000. - №2. - С. 122-136.
8. Брежнева С. Н. Проблема присоединения Средней Азии к России в отечественной историографии 1920 - 1950 гг. [Текст] / С. Н. Брежнева // Отечественная история. - 2005. - № 1. - С. 147-154.
9. Вагин А. А. Карта на уроках новой истории [Текст] / А. А. Вагин. - М., 2010. 276 с.
10. Вернадский Б. Н. Методика преподавания истории в старших классах. [Текст]: монография / Б. Н. Вернадский. - М., 1940. - 426 с.
11. Виноградов К. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. [Текст]: монография / К. Б. Виноградов. - Л., 1975. - 480 с.
12. Виноградов К. Б. Монархи, министры, дипломаты XIX - начала XX века: Сб. статей. [Текст]: сборник статей / К. Б. Виноградов. - СПб., 2002. - 354 с.
13. Виткинд Н. Я. Библиография по Средней Азии. (Указатель литературы по колониальной политике царизма в Средней Азии) [Текст] / Под ред. А. В. Шестакова. - М., 1929. - 166 с.
14. Водчинский A. M. Образовательный стандарт основного общего образования по истории. [Текст]: образовательный стандарт / А. М. Водчинский, М. В. Пономарев, Д. А. Фалеева. - М., 2002.
15. Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. Т. I. [Электронный ресурс] // PADABUM. - M. 1940. Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=184008 (18.04.2018)
16. Глущенко Е. А. Строители империй. Портреты колониальных деятелей. [Текст]: монография / Е. А. Глущенко. - М., 2000. - 380 с.
17. Громыко А. А. История дипломатии. Т I. [Текст]: монография / А. А. Громыко. - М., 1959. - 896 с.
18. Давидсон А.Б. Англо-бурская война и Россия. [Текст] / А. Б. Давидсон, Д. И. Филатова // Новая и новейшая история. - №1. - 2000. - С. 31 - 50.
19. Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. [Текст]: монография / Н. Г. Дайри. - М., 1969. - 128 с.
20. Дайри Н. Г. Основное усвоить на уроке. [Текст]: монография / Н. Г. Дайри. - М., 1987. - 192 с.
21. Дегоев В. В. Внешняя политика России и международные системы. 1700 - 1918 гг. [Текст]: монография / В. В. Дегоев. - М. 2004. - 496 с.
22. Елисеева Е. В. Политика Дизраэли в «Восточном вопросе» накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. [Текст]: дис... канд. ист. Наук: 07.00.02 / Е. В. Елисеева. - М.; 1949 - 220 с.
23. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853. [Текст]: монография / Н. А. Ерофеев. - М., 1982. - 320 с.
24. Ефимов А. В. Методическое пособие по новой истории для учителей средней школы: (1640 - 1870). Ч.1 [Текст] / ред. А. В. Ефимов. - М., 1970. - 430 с.
25. Ефимов А. В. Методическое пособие по новой истории для учителей средней школы: (1640 - 1870). Ч.2 [Текст] / ред. А. В. Ефимов. - М., 1970. - 431 с.
26. Жигалина О. И. Английская историография конца XIX века о политике Великобритании в Иране и Афганистане. [Текст] / О. И. Жигалина // Ближний и Средний Восток: экономика и история: сб. статей. - М., 1983. - С.226-245
27. Жигалина О. И. Великобритания на Среднем Востоке XIX - начало XX в.: анализ внешнеполитических концепций. [Текст]: монография / О. И. Жигалина. - М., 1990. - 166 с.
28. Завадье А. С. Методическое пособие по новой истории [Текст]: пособие для учителей / А. С. Завадье, А. В. Ефимов, Х. Я. Гольдштейн. - М., 1974. - 368 с.
29. ЗагороДникова Т. Н. «Индийский поход» русской армии. [Текст] / Т. Н. Загородникова // Восток. - 2004. - № 3. - С. 134-142.
30. Зайончковский А. М. Восточная война, 1853-1856: В 2 т.[Текст]: монография / А. М. Зайончковский. - СПб., 2002. - 574 с.
31. Замятин Д. М. Русские в Центральной Азии во второй половине XIX века: стратегия репрезентации и интерпретации историко- географических образов границ. [Текст] / Д. М. Замятин // Восток. - 2002. - № I. - С. 47, 51, 55.
32. История России- IX-XX века: программы для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. [Текст]: учебная программа. - М., 2006.
33. Казнина О. Н. Всесветная держава. [Текст] / О. Н. Казнина // Родина. - 2003. - № 5. С. 167-170.
34. Каспарян К. В. Российско-британские внешнеполитические отношения и династические связи: Конец 30-х гг. XIX в. - начало XX в. [Текст]: дисс. ... канд. ист. Наук: 07.00.02 / К. В. Каспарян. - Пятигорск, 2006. - 226 с.
35. Клычников Ю. Ю. Российская политика на Северном Кавказе (1827-1840 гг). [Текст]: монография / Ю. Ю. Клычников. - Пятигорск, 2000 - 494 с.
36. Коваль Т. В. Методика организация работы с визуальными источниками. [Текст] / Т. В. Коваль // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - С. 22-27.
37. Кожекина М. Т. Политика Великобритании и США на Среднем Востоке в английской и американской историографии (очерки). [Текст]: очерки / М. Т. Кожекина, И.Е. Федорова. - М., 1989. - 238 с.
38. Корнеев В. В. Центральноазиатский регион в военной политике России (XVIII — начало XX в.). [Текст] / В. В. Корнеев // Восток. - 2004. - N°4. - С. 5.
39. Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. [Текст]: учебное пособие / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. - М., 1999. - C.57-58.
40. Крачковский И. Ю. Очерки по истории русского востоковедения. [Текст]: монография / И. Ю. Крачковский. - М., 1953. - 300 с.
41. Кривошеев Ю. В. Изгнание науки: российская историография в 20- начале 30-х гг. XX в. [Текст] / Ю. В. Кривошеев, А. Ю. Дворниченко // Отечественная история. - 1994. - № 3. - С. 143-158.
42. Кузьминов А. В. Изменение представлений об истории присоединения Средней Азии к России в советской историографии как проблема отношений «центра» и «периферии». [Электронный ресурс] / А. В. Кузьминов // Диалог культур: материалы конференции в РГГУ. Режим доступа: http://liber.rsuh.ru/Conf/Russia_dialog/ kuzminov.html (18.03.2018)
43. Лунин Б. В. Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении. [Текст]: монография / Б. В. Лунин. - Ташкент, 1965. - 407 с.
44. Майданова B. C. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников. [Текст] / В. С. Майданова // Преподавание истории и обществознания в школе. -2006. - С. 28-32.
45. Мартиросов С. З. Англо-русские противоречия в Средней Азии в дореволюционной и советской исторической литературе. [Текст]: монография / С. З. Мартиросов. - Ашхабад, 1962. - 72 с.
46. Мендельсон В. И. А. Л. Попов - историк внешней политики России и международных отношений. [Текст] / В. И. Мендельсон // История и историки: 1971. - М., 1973. - С. 252-273
47. Орлов А. А. Англо-российский «Крымский» дипломатический конфликт 1853-1856 гг. [Текст] / А. А. Орлов // Новая и новейшая история. - 1990. - № 6 - С. 113-125.
48. Орлов В. А. Из опыта преподавания новой истории в средней школе [Текст]: сборник статей / ред. В. А. Орлов. - М., 1960. - 100 с.
49. Плеханов А. Е. Англо-русские политические отношения в 1907-1914 гг. [Текст]: монография / А. Е. Плеханов. - Владимир, 2006. - 187 с.
50. Попов А. Л. Внешняя политика России в XIX в. в «кривом зеркале» М. Н. Покровского // Против антимарксистской концепции М. Н. Покровского. В 2 ч. Ч. 2. [Текст]: монография / А. Л. Попов. - М., 1940. - 181 с.
51. Постников А. С. «Памирский вопрос» и географические исследования (англо-русско-афганское разграничение 1894-1896 гг. [Текст] / А. С. Постников // Вопросы истории естествознания, науки и техники. - 2001. - № 2. - С. 24-50.
52. Постников А. В. Схватка на «Крыше мира» Политики, разведчики, географы в борьбе за Памир в конце XIX века. [Текст]: монография / А. В. Постников. - М., 2005. - 416 с.
53. Пясковский A. B. К вопросу о прогрессивном значении присоединения Средней Азии к России. [Текст] / А. В. Пясковский // Вопросы истории. - 1959. - № 8. - С. 24-25.
54. Ревякин A. B. История международных отношений в новое время. [Текст]: монография / А. В. Ревякин. - М., 2004. -320 с.
55. Ростунов И. И. История первой мировой войны 1914-1918 гг. [Электронный ресурс] // Военная литература. - М., 1975. Режим доступа: http://militera.lib.ru/hZww1/index.html (10.03.2018)
56. Рыбаченок И. А. «Орудие, направленное против России». Записка дипломата о Босфоре и Дарданеллах [Текст] / И. А. Рыбаченок // Вестник Архива Президента Российской Федерации. - 1995. - № 1. - С 4-15.
57. Семенов Л. С. Россия и Англия Экономические отношения середины XIX в. [Текст]: монография / Л. С. Семенов. - СПб., 1975. - 167 с.
58. Снесарев А. Е. Афганистан. [Текст]: монография / А. Е. Снесарев.
- М., 1921. - 272 с.
59. Снесарев А. Е. Рецензия на книгу: Андогский А.И. Военно-географическое описание Афганистана как района наступательных операций русской армии. [Текст] / А. Е. Снесарев // Бесплатное приложение к газете «Русский инвалид». - 1908. - № 39. - С. 284-286.
60. Степанищев А. Т. История Отечества [Текст]: преподавание в школе: учебное пособие / А. Т. Степанищев. - М., 2001. - 557 с.
61. Тарле E. В. Крымская война. Т. I. [Текст]: монография / Е. В. Тарле.
- M., 2003. - 560 с.
62. Татаринова К. Н. Очерки по истории Великобритании. [Текст]: монография / К. Н. Татаринова. - М., 1958. -456 с.
63. Терентьев М. А. Россия и Англия в Средней Азии. [Электронный ресурс] // Военная литература. - СПб., 1875. Режим доступа: http://militera.lib.ru/research/terentiev _ma/index.html (12.03.2018)
64. Трапезников А. А. Русские дипломаты. [Текст]: монография / А. А. Трапезникова. - М., 2004. - 256 с.
65. Труайя А. Александр I. Северный Сфинкс. [Текст]: монография / А. Труайя. - M., 2003. - 400 с.
66. Трухановский В. Г. Бенджамин Дизраэли или история одной невероятной карьеры. [Текст]: монография / В. Г. Трухановский. - М., 1993. -368 с.
67. Фельдман Л. И. Повторительно-обощающие уроки по новой истории в VIII классе [Текст] / Л. И. Фельдман. - М., 2001. - 131 с.
68. Халфин Н. А. Политика России в Средней Азии (1857-1868). [Текст]: монография / Н. А. Халфин. - М., 1960. - 272 с.
69. Халфин Н. А. Присоединение Средней Азии к России (60-90-е гг. XIX в.). [Текст]: монография / Н. А. Халфин. - М., 1965. - 415 с.
70. Харгаков Л. Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. [Текст]: монография / Л. Н. Xаргаков. - М., 1995. - 240 с.
71. Хибберт К. Крымская кампания 1854 -1855 гг. Трагедия лорда Раглана. [Текст]: монография / К. Xибберт. - М., 2004. - 348 с.
72. Черепнин Л. В. М.Н. Покровский и его роль в развитии советской исторической науки. [Текст] / Л. В. Черепнин // Очерки истории исторической науки в СССР. - М., 1966. - С. 89-111.
73. Широкорад А. Б. Россия - Англия: неизвестная война, 1857-1907 гг. [Текст]: монография / А. Б. Широкорад. - М., 2003. -512 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ