Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности школьного краеведческого музея

Работа №50783

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
266
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Школьный музей - центр учебно-воспитательной и краеведческой работы 11
§ 1. Современные научно-педагогические подходы к организации
деятельности школьного музея 11
§ 2. Музейная педагогика в культурно-образовательной и практической деятельности 14
§ 3. Методические рекомендации по организации деятельности школьных краеведческих музеев 16
ГЛАВА II Методические принципы и приемы работы со школьниками в музее 30
§ 1. Методы музейно-педагогического процесса 30
§ 2. Поисковая и исследовательская деятельность школьников в музее 46
§ 3. Обобщение педагогического опыта учителем истории по организации школьных краеведческих музеев 53
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 69


Актуальность проблемы заключается в том, что в контексте национального и культурного возрождения России особенную актуальность получают изучение истории родного края, привлечение широких слоев населения к познанию историко-культурного состояния, рост национального сознания граждан, поднятие их духовности. Очевидно, что без краеведения, без понимания своей истории и культуры, своего прошлого невозможно говорить о государственно-созидательных процессах и о достойном месте России в мировой истории и цивилизации.
Использование краеведческого материала на уроках истории является одним из источников получения школьниками знаний о родном крае, воспитания любви к нему и формирования общественных понятий и навыков. Именно историческое краеведение в школе играет важную педагогическую роль в идейно-политическом и эстетическом воспитании школьников.
Школьное краеведение включает у себя приобретение учениками готовых знаний на уроках и из учебных пособий, а также и самостоятельную работу, поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Важной особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителей и учеников в положение исследователей. А именно исследовательский метод воспитывает в школьниках стремление к самостоятельному поиску и критическому отношению к собранному материалу.
Важную роль в активизации историко-краеведческой работы на уроках истории в школах играют факультативные занятия, посколько они предусматривают и широкую внешкольную деятельность. Краеведческие факультативы организуют школьников, которые стремятся самостоятельно получить знания о родном крае, углублено изучают документальные материалы местных архивов, музеев, научную краеведческую литературу, участвуют в экспедициях. Школьные краеведческие факультативы обьединяют урочною и внеурочною работы.
Наиболее доступной формой изучения родного края является экскурсия, поскольку в ней преобладают элементы живого созерцания. Именно экскурсии помогают создать правильное отражение прошлого, непосредственно связать с конкретными историческими памятниками, конкретно и предметно знакомят школьников с прошлым родного края, с его историей, этнографией и бытом.
На улучшение эффективности краеведческой работы прекрасно влияет создание и функционирование школьных краеведческих музеев и комнат. Целью создания и деятельности школьного музея является развитие разных навыков исследовательской работы учеников, поддержка творческих детей, изучение ими родной культуры и формирование уважительного отношения к ценностям прошлых поколений.
Одним из основных заданий школьного музея является патриотическое воспитание школьников. Музей дает уникальную возможность воспользоваться опытом предков в науке, культуре и образовании. Основой работы музея есть история. Это история своего города, или семьи, или школы, или отдельного выпускника, или педагога.
Характеристика литературы и источников. Теоретико-методологической основой исследования явились научные труды по философии, социологии, культурологии, музееведению, психологии, педагогике, освещающие теорию формирования гражданского общества. Главными из них являются следующие научные работы: Учебное пособие К.Г. Левыкина и В.В. Хербста . Учебное пособие создана музееведами СССР и ГДР - сотрудниками ГИМа и Музея немецкой истории. В нем излагаются теоретические основы музееведения и методика работы музеев.
Классическими трудами, посвященными работе школьных общественно-политических музеев, являются исследования Сейненского А.Е. и Смирнова Л.М. , Туманова В.Е. . В книгах освещаются вопросы организации и деятельности общественно-политических музеев (революционной, боевой и трудовой славы, истории комсомола и пионерии, дружбы народов и пр.). В единстве двух аспектов - педагогического и музееведческого - рассматриваются пути и источники комплектования фондов школьного музея, этапы создания экспозиций, возможности использования музейных материалов на уроках и во внеклассной работе. Авторы опираются на анализ практики массовой школы, педагогических эксперимент, свой личный опыт.Значительная часть исследований посвящена истории создании школьных краеведческих музеев в XX веке. В их числе наибольший интерес представляют труды Богуславского С.Р . Автор книги, директор московской № 79 им. В.В. Маяковского и преподаватель литературы, делится опытом организации музея-клуба Маяковского, ставшего центром внеклассной работы школы. Музей-клуб - сложная, комплексная форма внеклассной работы, включающая разные виды деятельности (выставки, экскурсии, вечера, читательские конференции, диспуты, конкурсы и пр.). Автор показывает, как с его помощью можно добиться создания в школе среды, благоприятной для творческого развития школьников, для углубленного изучения литературы.
Одним первых обобщающих трудов по истории создания школьных и детских музеев в дореволюционной Росии стало исследование Юхневич М.Ю. Настоящим пособием НИИ культуры, где издана брошюра, открыл серию по истории образовательной деятельности музеев, задача которой - познакомить читателей с теми аспектами музейной деятельности, которые не получили достаточного освещения в музееведческой литературе и нуждаются в переосмыслении. Автор проанализировал деятельность педагогических, школьных и детских музеев за период с 1860-ых гг. до 1917 года, главным образом опираясь на периодические издания того времени. В приложении приводятся списки литературы и выявленные автором педагогические музеи анализируемого периода. Также одним из главных трудов по музейной педагогике является работа Юхневич М.Ю. . В монографии обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России с середины Х!Х в. Автор знакомит читателя со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также с работой современных специалистов. В книге рассмотрено становление музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины, подробно говорится о культурно-образовательной деятельности музеев, рассматриваются проблемы их взаимодействия со школой. Отдельная глава посвящена музеям образования (педагогическим, вузовским, школьным, детским). Приводится обширная библиография. Книга рассчитана на студентов и аспирантов, а также тех, кто осваивает профессию музейного педагога на практике.
Ценные сведения с точки зрения истории содержатся в научных работах Шляхтиной Л.М., Фокина С.В ., Щегловой Т.К. ,Нагорского М.М. Подлакомого И.П. ,Молчанова В.В. , Маленкова Л.И. , Карпова О.Б. , Михайловской А.И.14 На серьезном научном уровне и с многочисленными ссылками на источники и литературу рассматриваются такие проблемы, как: «Музей в обществе и в культуре», «Теоретические основы музейного дела», «Научно- исследовательская работа как условие функционирования музея», «Направления деятельности музея», «Менеджмент и маркетинг в музейном деле». В приложении дан краткий словарь основных понятий. Среди исследований , также нужно отметить работу Н.М. Ланковой . В сборнике, подготовленном сотрудниками Тольяттинского краеведческого музея, представлены сценарии и методические разработки тематических занятий и образцы творческих заданий для юных посетителей по программе «Путешествие по реке времени». Программа ориентирована на старших дошкольников, школьников младшего и среднего возраста. Представленные разработки показывают, как на местном материале краеведческого музея можно рассказать детям об особенностях и традициях родного края, помочь понять то, что характерно для других регионов России. Задача пособия - помочь педагогам учреждений дополнительного образования, учителям, сотрудникам музеев интересно организовать работу с детьми с учетом культурно-исторических особенностей региона и потребностями детей. А приложении в качестве практического материала представлены листки активности.
Более полные представления о деятельности школьного краведческого музея Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. Автор книги, предназначенной для педагогов, знакомит читателя с основными понятиями, проблемами и методиками организации и деятельности школьного музея, который рассматривается как особый феномен культуры и образования. В частности, делается попытка осмысления и трактовки термина школьный музей. В приложение включены Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» и памятка о мониторинге археологического Лысикова О.В.
Источниковую базу исследования составили Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования , инструкция из учета и хранения музейных фондов в музеях, которые работают на общественных началах, методические
рекомендации ,положение о музее образовательного учреждения , письмо Министерства образования РФ .
Гипотеза исследования - вовлечение школьников в музейное пространство позволяет повысить их познавательную активность и развить навыки научного и учебно-исследовательской деятельности по истории.
Цель исследования - рассмотреть возможности школьных краеведческих музеев развитии учебно-исследовательской деятельности и познавательной активности школьников.
В процессе исследования использованы следующие общенаучные методы. Применяя методы анализа и синтеза, удалось разделить тему на составляющие элементы, рассмотреть конкретные примеры создания школьного краевдческого музея . Кроме того, метод анализа применялся при отборе наиболее подходящих и продуктивных средств и приемов, используемых в школьном краеведческом музее, способствующих не только хорошему пониманию и усвоению исторических знаний, но и мотивирующих к изучению истории.
Согласно принципу объективности, который использовался при написании дипломной работы, явления и процессы были изучены на основании фактов.
Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что работа носит междисциплинарный характер, поскольку охватывает вопросы педагогики, истории и методики. В работе уточнены и обоснованы определения ряда понятий, относящихся к школьным краеведческим музеям. Кроме того, в работе показаны конкретные примеры по созданию школьного краеведческого музея.
Новизна исследования : в подходе к проблеме исследования: изучения краеведческой деятельности школьников по истории, как содержательной и организационной основы образовательного процесса по истории. В обобщении педагогического опыта деятельности музеев .
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные научно-педагогические подходы к организации школьных краеведческих музеев.
2. Исследовать виды музейной педагогики в культурно-познавательной деятельности.
3. Обобщить методические рекомендации по организации школьных краеведческих музеев.
4. Выявить специфику форм, методов и средств музейно-педагогического процесса.
5. Изучить процесс поисковой и исследовательской деятельности школьников в краеведческом музее.
3. Обобщить педагогический опыт учителя истории по организации школьного краеведческого музея.
Объект исследования - краеведческая деятельность как системообразующий компонент истории образования в школе .
Предмет исследования - процесс организации школьного краеведческого музея.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав и заключения, в котором сделаны выводы по данной проблеме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Школьный краеведческий музей - это центр краеведческой работы в общеобразовательном заведении. Он является эффективной ячейкой учебы. Экспозицию музея дает можно эффективно использовать как иллюстративный материал для более глубокого усвоения учениками на уроках темы школьного предмета. Музей открывает также большие возможности для организации самостоятельной творческой работы учеников. Проведенные экскурсии и туристские походы по родному краю дают возможность собрать в школе много краеведческих материалов.
Школьный музей, является одной из форм развития творческой самодеятельности и общественной активности учеников в процессе сбора, исследования, оформления и пропаганды материалов из истории природы и общества, которые имеют воспитательную и научно-познавательную ценность. Цель и задание музею - способствовать формированию у учеников патриотизма, расширению их мировоззрения и воспитанию познавательных интересов и способностей, развитию общественно-политической активности, выработке практических навыков поисково-исследовательской работы, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Он является базой для осуществления краеведческого принципа в учебе и воспитании школьников.
Очень часто школьные музеи стают организационными центрами краеведческой и агитационно-массовой работы не только среди школьников, но и всего населения. Они сотрудничают с общественными организациями, научными учреждениями и государственными музеями, играют значительную культурно-просветительскую и воспитательную роль.
Создание краеведческого музея невозможно без активной поисково- исследовательской работы школьников во внеурочное время. В организации музея, кроме юных краеведов, должны участвовать учителя и родители.
В школах наиболее распространены комплексные, широкопрофильные краеведческие музеи, в экспозиции которых отображаются история, природа, экономика, население и культура края. Широкий профиль музея дает возможность всесторонне изучить родной край и привлечь к краеведческой работе большинство учеников и весь педагогический коллектив.
Работая на общественных началах, школьные краеведческие музеи широко используют актив учителей и учеников. В создании и работе музея участвуют педагогический коллектив школы, дети, родительский комитет и шефы.
Принцип самоуправления лежит в основе организационной структуры и руководства музея. Директор школы и организатор внеклассной работы осуществляют общее руководство, а непосредственно заведует музеем руководитель, назначенный директором среди учителей. Совет музея направляет его работу и избирается на общих собраниях актива.
Работа школьного музея связана с выполнением учебно-воспитательных задач всей внеурочной работой.
Структура краеведческого музея зависит в первую очередь от его профиля и от количества собранного материала. Школьный музей должен отображать типичный, характерный для своего края материал. Музей - это экспозиция натуральных, искусственных, объемных и графических экспонатов. Его размещают в одном из помещений школы для обслуживания учебно-воспитательного процесса.
В основном экспонаты музея собираются и изготовляются самими ученики под руководством их учителей. Так школьники добывают необходимые для самостоятельной работы знания и навыки, овладевают методами поисково-исследовательской работы.
Музейная деятельность проводится согласно утвержденным его советом перспективным тематико-экспозиционным и годовым планами. В первую очередь это школьная программа, отдельные вопросы которой отображены в соответствующих темах экспозиций музея. Временная экспозиция на вспомогательных или дополнительных стендах подает дополнительные темы, посвященные актуальным вопросам общественной и экономической жизни края, проблемам мировой политики.
В процессе создания краеведческого музея проходят следующие этапы: разработка тематики и структуры, складывание тематико-экспозиционного планов, отбор краеведческих материалов, складывание коллекций, размещение экспонатов экспозиции. Разрабатывая тематическую структуру музея, следует сгруппировать экспозиционный материал по отделам: исторический, литературный, географический, этнографический,
профессионально-справочный, а также «Наша школа», «Изучаем родной край» и др.
Отделы музея состоят из разных разделов, экспозиции которых представлены наглядными материалами - экспонатами. Последние представляют главное богатство музея.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480
4. Инструкция из учета и хранения музейных фондов в музеях, которые работают на общественных началах. Приказ Министерства культуры СССР от 25.03.1988 г. № 134.
5. Методические рекомендации относительно выявления отбора и научному описанию достопримечательностей науки и техники в собраниях музеев. / Государственный исторический музей. Всероссийское общество охраны достопримечательностей. Сост. Жегалова С.А., Мастеров Л.Е. - М., 1981.
6. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. /Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
7. Положение о музее истории учебного заведения, при ГОУ СПО «Тотемський педагогический колледж», который работает на общественных началах, от 21.02.2006 г.
8. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
9. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16.
Н.Литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Учебник для вузов - СПб: Издательство «Питер»,2000. - 304 с
2. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 198 с
3. Галёва Е.В. Поисково-исследвательская деятельность школьного музея как условие развития творческой личности. -Татарск.:Татиздат, 2016.
- 455 с
4.Завгородняя О.М. Музей истории учебного заведения как результат и форма привлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности / / Организация исследовательской деятельности учеников и студентов в образовательном заведении. Материалы первой региональной заочной научно-практической конференции и методического семинара, январь 2007 г. Вологда - Тотьма, - 2007. -132 с
5. Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации на помощь организаторам музеев учреждений образования. - Вологда, - 2006. -45с
6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. Вузов и педагогов-воспитателей / Л.И. Маленкова; Под ред.П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. про-во России, 2002. -765с
7. Михайловская А.И. Хранение и учет фотографических коллекций в музеях (из опыта работы Московских музеев). / / Вопрос музейного дела. / НИИ краеведческой и музейной работы. - М., 1952. -221с
8. Молчанов В. Фотография в музейном деле. (Фотоиммитация под оригинал и фотомуляж). / Труды НИИ культуры, вип.60, - М., 1977. -198 с.
9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев / Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. - М: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 551с
10. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по спец. «История» / под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. - М: Высшая шк., 1998. - 283 с.
11.Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. Изд. 2-е, испр. - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 432 с.
12. Нагорский М. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / / Педагогика. - 2005. - 312 с.
13. Пидкасистый П.И.Педагогика: Учеб.пособие для студентов и пед. ВУЗ и пед. колледжей. - М.: РПА, 1995. -399с
14. Подлакомый И.П. Педагогика: Учеб. для вузов / И.П. Подлакомый. - Кн.2 - М.: Владос, 2004. -421с
15. Ланкова Н.М.Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод. пособие. - М.: Владос, 2001. - 235с
16. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. О работе школьных общественно-политических музеев. М.: Просвещение, 1988. - 245с
17. Смирнова.Л. М. Три этапа создания музея / / Музей. - 1982. -162с.
18. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. -М.: ЦДЮТиК,2003. -154 с.
19. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев/ /Воспитание школьников. - М. - 2001. -411с
20. Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций /Авторский коллектив /Сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2001.- 412с
21. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела. Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. СПб.: СпецЛит, 2000. - 121с
22. Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников.-М., 1993. -512с
23. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое исполняется в этом / / Мир музея. - 1985. -611с.
24. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и нынешнее время / / Ориентиры культурной политики. - Информационный выпуск № 4. - М., 1997. -311с
25. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России. Методическое пособие. - М.: 1990. -721с.
26. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике /М-во культуры РФ. Росс. ин-т культурологи. - М.. 2001. -141с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ