Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность Тольяттинского краеведческого музея по развитию экскурсионных и историко-познавательных программ для школьников

Работа №112658

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы53
Год сдачи2021
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Тольяттинский краеведческий музей. История и современность... 9
1.1 Создание и развитие музея. Основные коллекции 9
1.2 Культурно-образовательная деятельность Тольяттинского
краеведческого музея 22
Глава 2 Анализ экскурсионных и историко-познавательных программ для школьников, реализуемых в Тольяттинском краеведческом музее 27
2.1 Реализация образовательной деятельности в музее 27
2.2 Историко-познавательные программы, реализуемые музеем с
1995 по 2021 год 33
Заключение 48
Список используемой литературы и используемых источников 50
Приложение А Статистические данные посещения музея с 1995 по 2020 гг 53


Актуальность темы исследования. Образование и культура - две неразрывные составляющие духовного развития человека и общества в целом. К большому сожалению приводит тот факт, что школьник изучает мир не только по предметам обучения, но и по образцам материальной и духовной культуры, то есть по реальным вещам, которые его окружают, еще недостаточно понят системой образования. Не случайно, что музей является не только исторической традицией, но и собранием ценностей, которые воплощают идеал творческих возможностей человека.
Уникальное художественное и временное пространство музея расширяет наши представления о мире и о нас самих. Поэтому понимание культурной среды является не менее важным фактором образования, чем усвоение естественнонаучных схем и моделей.
Актуальность исследования состоит в следующем:
- в области образования: формирование системы знаний об истории и культуре своей страны, системы представлений о человеке как соучастнике бытия прошлого, настоящего и будущего, продолжателе традиций своей семьи, своих соотечественников, своего народа, понимание важности активного участия в современной жизни.
- в области воспитания: воспитание чувства любви к Отечеству, земле, Родине; гордость за прошлые и настоящие достижения отечественной культуры и моральную ответственность за будущее малой и великой Родины.
- в области развития интеллектуальной сферы - способность к поисково-исследовательской деятельности;
- в области развития эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки памятников архитектуры, живописи, литературы, местных обычаев и традиций;
- в области развития сферы воли - вера в ценность и значение культурных традиций родины, стремление к распространению местных знаний и личное участие в практических делах по сохранению и защите социокультурной среды.
В качестве темы исследования была выбрана «Деятельность Тольяттинского краеведческого музея по разработке экскурсионных и историко-научных программ для школьников».
Образовательной деятельности музея посвящено множество отечественных и зарубежных исследований. Важное место в них занимает определение характера музея, исторически признанного учебным заведением. Достаточно обратиться к истории немецких, российских и американских музеев, которые упорно трудились, чтобы подтвердить этот факт. Примечательно, что сегодня, уже во второй декаде XXI века, эта проблема продолжает волновать умы сотрудников музея, пытающихся отстоять педагогическую функцию музея в процессе приобщения подрастающего поколения к сохранению культурных ценностей. При этом его методологическая база опирается на четыре подхода, сформировавшихся в США и России в 20-е годы XX века. В современности общество сталкивается с рядом проблем по сохранению культурного наследия. От нас зависит сможем ли мы сохранить богатый опыт поколений.
Музей, являясь социокультурным учреждением, играет важную роль в сохранении культурно-исторического наследия страны. Его роль весьма велика в культурно-образовательном процессе. Современный музей следует инновациям и новым трендам в развитии, чтобы обеспечить качественный досуг гражданам. Следуя новым трендам, музей преподносит экспозиции уже на новом интересном уровне. Но все же он стремится быть центром культурно-образовательной деятельности, творческих инноваций и коммуникации. На современном этапе развития общества музейные объекты и выставки ориентированы на новизну и тем самым повышается эмоциональная вовлеченность школьников. В связи с этим можно наблюдать высокую адаптивность школьников в данный процесс.
Одной из составляющих образовательной системы школьного образования является работа Тольяттинского краеведческого музея, который ведет реальную патриотическую, историко-культурную, нравственно-педагогическую деятельность. Роль и значение Тольяттинского краеведческого музея на сегодняшний день возрастают. Это обусловлено реализацией государственной и региональной программы патриотического воспитания молодежи.
В соответствии с ежегодными отчетами Тольятинского краеведческого музея видно, что за год музей посещают более 150 тысяч человек. Это и гости города и местные жители.
В 1998-1999 гг. Тольяттинский краеведческий музей (ТКМ) участвовал в конкурсе «Лучший европейский музей года», а в 2004 году ТКМ удостоился звания «Лучший музей Самарской области», а так же награжден призом от Министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области «Серебрянная чайка». В настоящее время ТКМ является партнером многих международных программ.
На основе историко-местного материала музея можно создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, предоставив ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких областях, как познавательная, оздоровительная, культурная и досуговая деятельность. Тольяттинский краеведческий музей является центром воспитательной деятельности по историко-местному воспитанию. Музей выражает уважение студентам к прошлому своей родины и своей родины.
Историко-культурное наследие Тольяттинского краеведческого музея играет большую роль в развитии детей школьного возраста, организации для них экскурсий, чтобы получить самую свежую информацию, опыт и впечатления для их культурных нужд.
Учитывая важную роль, которую музей может сыграть в развитии гармоничного развития личности ребенка, необходимо сформировать общую картину Тольяттинского краеведческого музея как привлекательного культурного объекта, используя все средства для организации различных выставок, экскурсий, занятий, лекций, мастер-классов, игр, викторин или праздников для школьников.
Деятельность Тольяттинского краеведческого музея, его экскурсионные и историко-познавательные программы нуждаются в продвижении среди детей школьного возраста. Это подтверждает актуальность исследования выбранной темы работы.
Объект исследования. Тольяттинский краеведческий музей
Предмет исследования. Историко-познавательные программы, реализуемые Тольяттинскогм краеведческим музеем.
Хронологические рамки исследования: 1995-2021.
Территориальные рамки исследования город Тольятти.
Цель работы: комплексный анализ деятельности Тольяттинского краеведческого музея по развитию экскурсионных и историко-познавательных программ для школьников. В связи с этой целью были поставлены следующие задачи:
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- выявить роль исторического наследия в развитие экскурсионных и историко-познавательных программ в Тольяттинском краеведческом музее;
- изучить историю создания и развитие музея;
- рассмотреть основные коллекции ТКМ;
- исследовать экскурсионные и историко-познавательных программы для школьников, представленные в Тольяттинском краеведческом музее;
- рассмотреть культурно-историческое наследие на примере Тольяттинского краеведческого музея;
- провести анализ историко-познавательных пограмм, реализуемых в ТКМ для школьников.
Степень изученности темы. Анализ исследований в области теории и практики экскурсионных и историко-познавательных программ для школьников показал, что для решения задач исследования имеются определенные научные предпосылки. Так, отдельные вопросы выбранной проблематике уже проработаны в нормативно-правовой базе и научно-исследовательских работах (А.А. Остапца-Свешникова, Ю.С. Константинова, Д.В. Смирнова, А.Г. Маслова), но с ростом внимания к аспектам воспитательно-образовательного процесса в условиях экскурсионной деятельности, их становится недостаточно.
Источниковая база исследования (электронные ресурсы, архивные документы ТКМ, отчеты).
Методология и методы исследования является современная теория познания.
Новизна работы состоит в комплексном анализе основных историко - познавательных программ для школьников, реализуемых Тольятинским Краеведческим музеем с 1995 по 2021 год.
Структура работы, обусловлена её темой, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Музеи как институты общественной «системы хранения» занимают особое место в ряду социальных и культурных институтов и имеют уникальные образовательные возможности, влияющие на развитие и саморазвитие личности, формирование патриотизма и национального самосознания, воспитание ценностно-эмоционального отношения к историческому и культурному наследию и окружающей действительности.
Сегодняшняя привлекательность этого института определяется тем, что музей хранит и представляет людям материализованные свидетельства развития природы и факты собственных творческих достижений, подчеркивает важность взаимоотношений человека с миром во всей его полноте, разнообразии и противоречивости. Несмотря на своего рода конкуренцию с информационными технологиями высокого уровня, музей сохраняет свою особую ценность и важность, предоставляя возможность справиться с эмоциональной подлинной темой - фактом реальной истории и культуры. В последнее время крайне важны вопросы, связанные с изучением региональной истории, созданием необходимых условий для формирования познавательного интереса всех возрастных групп населения к пониманию этого своеобразного края.
Школьники, посетившие Тольятинский краеведческий музей, имеют возможность «живо и увлекательно познакомиться с историческим прошлым Родины, самостоятельно оценить особенности развития культуры и быта XIX-XX веков».
В обстановке соучастия и личного «переживания» истории в культурно-образовательном пространстве, созданном на средства краеведческого музея, учащийся получает возможность познать не только историю, но и самого себя. Проанализировав деятельность Тольяттинского краеведческого музея по разработке экскурсионных и историко-познавательных программ для школьников, хочу сказать следующее: развитие художественного восприятия мира и творческой сферы личности, понимание культурного наследия, воспитание бережного отношения к нему и навыков реализации его работы на основе увиденного и осознанного - приоритетов для музея. Посещение школьниками Тольяттинского краеведческого музея - бесценное средство для развития положительных эмоций, эстетического вкуса и познавательной активности.
Анализируя опыт взаимодействия Тольяттинского краеведческого музея и образования, мы, безусловно, можем отметить отрицательную динамику за последнее время. Согласно таблице приложения А школьники все меньше посещают музей, потому что у них есть множество других увлечений. Сегодняшнее общество характеризуется цифровизацией. Для того, чтобы посмотреть коллекцию музея им не нужно выходить из дома, или даже из стен учебного заведения. На занятиях педагоги могут показать интерактивную экскурсию по музею, купив специальную ссылку для просмотра.
Идеал, который присутствует в представлениях всех музейных педагогов, образ универсальной системы включения культурного наследия музеев в систему образования достижим, если не только учителя музея и школ, увлеченные воспитанием и развитием вверенных им учеников, понимают огромную ценность этого потенциала и берут на себя эту социокультурную миссию.
Работа музейного педагога уникальна - она обязывает быть человеком, который знает и чувствует, творческой личностью и способен к совместному творчеству, быть новатором и консерватором одновременно.



1. Дукельский В.Ю. Проектирование музейной экспозиции // сб. 4. «Музейное проектирование». М. : РИК, 2009. 63 с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее : Сценарий занятий : Учеб. метод. пособие / под ред. Н.М. Ланковой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 224 с.
3. Ланкова Н.М. Создание и развитие максимально интерактивной экспозиции // Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» № 5, 2015. С. 35-56.
4. Музейная коммуникация. Материалы научно-практической конференции / сост. А.С. Балакирев, Л.Н. Годунова. М.: ГЦМСИР, 2002. 295 с.
5. Музейная педагогика. Из опыта методической работы / под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М. : ТЦ Сфера, 2006. 416 с.
6. Мишина И.А., Цыренова М.Г. Методологические подходы к преподаванию курсов Федеральной, региональной и локальной истории // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 3-12.
7. Никишин Н.А. Музей и новые технологии // Н.А. Никишин, А.В. Лебедев. М. : Технология мультимедиа: возможности и реалии, 1999. 111 с.
8. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея : Учебное пособие. М., 2007. 214 с.
9. Основы государственной культурной политики. М., 2015.
10. Озеров А.Г. История и методика краеведения. М., 2015.
11. Роль музеев в формировании культурного пространства и имиджа региона. Материалы научно-практических конференций музейных работников в гг. Москве и Ростове-на-Дону в 2004 / сост. Г.К. Ольшевская, Л.И. Арапова. М. : ГЦМСИР, 2005. 308 с.
12. Столяров Б.А. Музей и образование : контексты и перспективы сотрудничества. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию отдела «Российский центр музейный педагогики и детского творчества» Русского музея : сб. ст. / под ред. Б.А. Столярова.
13. Столяров Б.А. Воспитательный потенциал художественного музея : учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / сост. Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов. СП6. : ГРМ, 2010. 76 с.
14. Столяров Б.А. Новые познавательные стратегии // Мир музея. 2010, № 9. С. 43-47.
15. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественного образования : проблемные аспекты. Информационно-аналитический научно¬образовательный журнал Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 8(94), 30 августа 2011 года. Материалы Ученого совета. СПб., 2011. С. 38-45.
16. Столяров Б.А. Музей и художественное образование в контексте инициативы «Наша новая школа» // Мир музея. 2011. № 10. С. 1-4.
17. Столяров Б.А. Музейная педагогика в контексте ее институализации в университетское знание // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Сборник статей. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С. 78-88.
18. Столяров Б.А. Интерактивные методы и формы художественного воспитания, учащихся в условиях музея // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Сборник статей. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 301-316.
19. Столяров Б.А. Задачи и формы образовательной деятельности современного музея // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 3. Выпуск 3. Художественное образование ребенка: традиции и инновации. СПб. : Издательство ВВМ, 2012. С. 91-99.
20. Столяров Б.А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея. Учебное пособие для музейных педагогов и студентов гуманитарно-художественных вузов. СПб. : ГРМ, 2013. 310 с.
21. Скрипкина Л.И. Краеведение, регионоведение, локальная история // Музей. 2015. № 4. С. 14-15.
22. Фролов А. Краеведение в российской традиции // Музей. 2015. № 4. С. 20-21.
23. Шмидт С.О. Общественное самосознание российского благородного сословия. М., 2002.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2014.
25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М. : Просвещение, 2009. 24 с. (Стандарты второго поколения).
26. Официальный сайт Тольяттинского краеведческого музея [Электронный ресурс]. URL: http://tltmuseum.ru. (дата обращения: 15.08.2021).
28. Отчеты Тольяттинского краеведческого музея с 1995 по 2020 год
29. Рекламная Брошюра Тольяттинского Краеведческого музея 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ