Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экскурсионная деятельность этнографического музея Солонешенского района в системе основного и дополнительного образования (детского и юношеского краеведческого движения) Алтайского края на рубеже XX - XXI вв.

Работа №15510

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы146
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
704
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения этнографических музеев Алтайского края и экскурсионной деятельности в системе основного и дополнительного образования детей на рубеже XX - XXI вв.» 9
1.1 Сущность понятий «этнографический музей», «экскурсионная
деятельность», «основное и дополнительное образование» 9
1.2 Теория и методика экскурсионной деятельности в научной и учебно-методической литературе 25
1.3 Педагогический потенциал этнографической экспозиции музеев Алтайского края в системе основного и дополнительного образования... 37
Глава II. Методические аспекты экскурсионной работы этнографического музея Солонешенского района в системе основного и дополнительного образования 46
2.1. Изучение опыта сетевого взаимодействия «этнографический музей
Солонешенского района - учреждения образования» в современной экскурсионной практике 46
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по реализации программы «Учебно-тематический экскурсионный маршрут» в системе основного и дополнительного образования 53
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложения 75


Перед современной системой образования стоит важная задача приобщение новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение ее в детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
Культура каждого народа есть особое проявление тех качеств в человеке, что отличают его от других живых существ. Изучая культуру родного народа, мы узнаем свою собственную человеческую сущность. Познавая культуру своего народа в сравнении с культурами других народов, мы понимаем ее своеобразие и одновременно учимся видеть общие человеческие свойства за своеобразием культур других народов нашей страны и мира в целом.
Реальность нашего времени - возрождение в широких социальных слоях населения России интереса к истории и традиционной культуре своего народа. Причина этого интереса - духовный кризис современного общества, объясняющийся утратой многими людьми своих исторических и национальных корней. Людям необходим духовный стержень, и он совсем рядом - это многовековая культура народов.
Актуальность темы исследования. Важнейшим условием развития общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Культура регионов, выступая в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы Отечества, направлена на самосохранение и развитие современного российского общества. Исключительная роль в поликультурном пространстве Российской Федерации принадлежит краеведческим музеям, которые, сохраняя местные культурно-исторические и естественнонаучные ценности, способствуют комплексному развитию региона, создают условия единения различных общностей,утверждают в этносоциальной среде нормы взаимодействия, формируют душевность, любовь к разнообразию окружающего мира.
Культурно созидающий потенциал краеведческих музеев реализуется посредством экскурсионной деятельности, которая, включая индивида в культурное пространство, формирует познавательную активность и интерес к изучению родного края, воспитывает уважительное и бережное отношение к своему историко-культурному наследию, духовно обогащает, совершенствуя знания о малой родине.
Экскурсионная деятельность, продуктивно раскрывая культурный ресурс краеведческих музеев, обеспечивает самореализацию молодого человека в личностных и социальных качествах, содействует развитию социально¬активной, культурно-образованной, нравственно здоровой личности.
Эффективность экскурсионной деятельности в работе музея позволяет, осмыслить значение гуманитарных ценностей в модернизационных процессах, возрастающую роль культурно-исторического наследия в условиях рыночных отношений, и является важным элементом воспитания молодого поколения, формирования его как личности уважающей его и восхищающийся другими людьми как представителя российской культуры.
Степень изученности проблемы. Историографический обзор свидетельствует, что избранная тема работы длительное время не являлась предметом объемного научного анализа, поскольку в отечественном экскурсионном деле происходил процесс становления самой теории и практики экскурсионной работы. Первичный опыт обобщался в контексте педагогики в трудах ученых, общественных деятелей, исследователей, теоретически обосновавшие педагогическую целесообразность экскурсионной работы - К.Д. Ушинского, В.Ф. Зуева, Н.П. Захарова, Р. Лейцингер, Б.Е. Райкова, В.И. Комаринского, В.Ю. Ульянинского, Н.Г. Тарасова, др. В начале XX века значительным событием в осмыслении роли и значения экскурсии явился выход в свет сборника под редакцией Б.Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация» (1910 г.), представлявшего собой наиболее полный анализ экскурсионной проблематики.
Новый этап в теоретическом осмыслении экскурсионной практики связан с периодом «золотого десятилетия» отечественного краеведения (1917/1918- 1927/1929 гг.), определивший подъем экскурсионного дела. В трудах педагогов, просветителей, специалистов в области музейного дела Н.К. Крупской, Б.Е. Райкова, И.М. Гревса, H.A. Гейнике, Н.Г. Анциферова, A.B. Бакушинского и др., обобщалась практика экскурсионной деятельности, разрабатывались такие ключевые проблемы теории, как определение понятия «экскурсия», ее классификация, педагогические и психологические основы экскурсионной работы, общая и частная методика школьных и массовых экскурсий в музеях.
Во второй половине XX века (1950-е - 1980-е гг.) актуализируется опыт отечественной экскурсионной работы в связи с углубленной разработкой теоретико-методической концепции экскурсионного дела. В трудах исследователей, краеведов, педагогов, методистов, работников бюро путешествий и экскурсий - А.Ф. Родина, Ю.Е. Соколовского, Д.В. Кацюба, Б.В. Емельянова, Ф.Л. Курлат, H.H. Злацен, H.A. Казариновой, Г. Косинова, А. Аграчева и др., структурированы три основные части отечественного экскурсионного дела - теория, методика и практика. Это заложило предпосылки формирования новой научной дисциплины - экскурсоведения. Однако, историография 50 - 80-х гг. XX в. не рассматривала всесторонне проблему психолого-педагогических основ экскурсионной практики и не дала комплексного анализа экскурсионного опыта краеведческих музеев и учреждений дополнительного образования.
Региональный опыт экскурсионной деятельности представлен в кандидатской диссертации Е.Ю. Пашковой «Исторический опыт организации туристско-экскурсионный работы в Алтайском крае в 1960-е - середине 1980-х гг.» (2007). В кандидатской диссертации И.А. Шпаченко «Теоретическое обоснование и реализация комплексной модели образовательного процесса музейно-экскурсионной среде» (2003) анализируется экскурсионная работа краеведческих музеев и образовательных учреждений г. Томска. В публикациях Н.П. Степанищевой обобщен практический опыт экскурсионной работы с детской аудиторией в Алтайском государственном краеведческом музее. Вопрос организации сотрудничества в едином образовательном пространстве «музей - школа» рассматривался в статье С.А. Алениной, H.A. Белоусовой, H.A. Тарбазановой. Материалы по истории туристско-краеведческого движения, о рекреационных районах и туристских центрах и учреждениях Кемеровской области представлены в трудах В.Я. Северного.
Таким образом, историографический анализ свидетельствует, что экскурсионная практика отечественного музееведения обобщалась в общероссийском контексте. Кристаллизация темы «Экскурсионная практика в системе краеведческий музей и учреждение дополнительного образования» произошла только на рубеже XX -XXI века в работах Ю.С. Константинова, Б.А. Столярова, М.Ю. Юхневич, М.М. Бостанджогло, И.В. Ягодовской, И.А. Шпаченко. Региональный опыт сетевого взаимодействия краеведческих музеев и учреждений дополнительного образования не стал предметом специального исследования. Недостаточная разработанность указанной темы в методической литературе убеждает в целесообразности ее дальнейшего исследования.
Объект исследования: экскурсионная деятельность в системе отечественного музееведения и образования.
Предмет исследования: экскурсионная деятельность этнографического музея Солонешенского района в системе основного и дополнительного образования на рубеже XX - XXI вв.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать возможности использования экскурсионной деятельности этнографического музея и экскурсионных маршрутов Солонешенского района в учебных программах в системе основного и дополнительного образования.
Гипотеза исследования: Программа «Учебно-тематический экскурсионный маршрут» будет способствовать формированию интереса к экскурсионной деятельности, истории родного края, формированию самодостаточной, социально значимой личности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) определить сущность понятий «этнографический музей», «экскурсионная деятельность», «основное и дополнительное образование»;
2) рассмотреть исторические аспекты изучения экскурсионной деятельности этнографического музея Алтайского края и проанализировать педагогический потенциал этнографической экспозиции музеев Алтайского края в системе основного и дополнительного образования;
3) проанализировать экскурсионную практику этнографического музея в системе учреждений основного и дополнительного образования туристско-краеведческой направленности на рубеже XX - XXI вв. в Солонешенском районе Алтайском крае;
4) рассмотреть методические возможности использования экскурсионной деятельности этнографического музея и экскурсионных маршрутов Солонешенского района и разработать методические рекомендации к программе «Учебно-тематический экскурсионный маршрут»;
5) проанализировать результаты экспериментальной работы.
Хронологические рамки работы охватывают рубеж XX - XXI вв., что дает возможность определить современный теоретический и практический статус экскурсионной работы этнографических музеев и учреждений основного и дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель краеведческой экскурсии, позволяет заложить основы решения проблемы продуктивного социокультурного взаимодействия краеведческих музеев и учреждений образования. Модель краеведческой экскурсии обеспечивает эффективность процесса комплексного восприятия историко-культурных ценностей родного края. Результаты исследования могут быть использованы в просветительной деятельности краеведческих музеев, в практике краеведческой работы учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ.
Структура и объем работы: работа включает введения, две главы, заключение, списка используемых источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив педагогические публикации по проблеме экскурсионной деятельности в системе основного и дополнительного образования детей на рубеже XX - XXI вв. можно сделать следующие выводы:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В условиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) экскурсии являются частью учебно-воспитательного процесса. Экскурсия является активной формой организации обучения и позволяет современному школьнику получить необходимые знания непосредственно «на месте». На экскурсии у школьника есть возможность самому познакомиться с историческими объектами в естественной обстановке, изучить быт и культуру человека и увидеть подлинную картину историю.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют краеведческие кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, краеведческие кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы.
Краеведческая кружковая работа учит более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего своей малой родины. Способствует развитию критического мышления.
Экскурсионно-краеведческая деятельность - это средство гармоничного развития подростков, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение, прежде всего, указывает на то, что в педагогической деятельности должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и умственное развитие. Исходя из истории развития туристско-краеведческой деятельности, познавательная функция в той или иной мере присуща любому экскурсионно-краеведческому мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях, в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных составляющих туристской деятельности.
Экскурсионная деятельность основного и дополнительного образования дает возможность школьнику активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний.
Область компетенции этнографической экспозиции и музея этнографического профиля охватывает такие актуальные проблемы современности, как создание механизма этнической самоидентификации, формирование культуры толерантности. Приоритетным направлением культурно-образовательной деятельности музея является разработка основанных на интерактивных методиках форм проведения досуга: игровых занятий, театрализованных экскурсий, творческих мастерских, студий, музейных праздников и т.д., что можно рассматривать в контексте сетевого взаимодействия с учреждениями основного и дополнительного образования.
Проанализировав экскурсионную практику, этнографического музея в системе учреждений основного образования были получены следующие результаты: ученикам понравился урок - экскурсия, им было интересно участвовать в рамках этого экскурсионного маршрута. Урок - экскурсия позволил привить учащимся интерес к экскурсиям. У них появилось желание самостоятельно заняться подобным видом деятельности. После проведения урока - экскурсии нужно было провести повторно-обобщающий урок, где бы ребята закрепили полученные знания и выступили бы со своими экспонатами, про которые бы они рассказывали на уроке. Но возникла проблема: недостаточное количество времени (1 час в неделю) на изучение учебного материала при большом объеме его содержания, а также нехватка методической литературы, дидактических материалов и других пособий.
В системе дополнительного образования туристско-краеведческой направленности были сделаны следующие результаты: экскурсионная деятельность обладает большими образовательными возможностями, она решает вопрос развития коммуникативной культуры, развивает ученика, его познавательные интересы и творческие способности, формирует навыки коммуникации, уважения к личности, к чужому мнению, то есть, направлена на личность ученика. Такая технология создает атмосферу доверия и сотрудничества «учитель - ученик», вырабатывает осознанное отношение ко всем аспектам деятельности: индивидуальной, групповой и коллективной.
Опрос участников экскурсии показал, что им было интересно участвовать в рамках этого экскурсионного маршрута. В целом выявлено, что использование экскурсионной деятельности способствовало овладению конкретными знаниями (познавательными, практическими, оценочными), приобретению умений, навыков взаимодействия друг с другом, социализации. Исследовательский потенциал программы «Учебно-тематический экскурсионный маршрут», мобилизуя культурный и педагогический потенциал краеведческого музея, реализует личностно-ориентированное обучение, которое формирует креативную, самостоятельную личность, способной к профессионально-ценностному самоопределению.
Особенность экскурсионной практики этнографических экспозиций краеведческих музеев Солонешенского района состоит, во-первых, в плотной взаимосвязи экскурсионной работы музея с образовательными учреждениями, определившей доминирующую музейную аудиторию - дети среднего и старшего школьного возраста; во-вторых, в дифференцированном подходе в разработке программ.
Таким образом, анализ результатов реализации экскурсионной деятельности подтвердил гипотезу исследования о том, что программа «Учебно-тематический экскурсионный маршрут» способствовала формирования интереса у учащихся к экскурсионной деятельности и ранней профориентации, а также познавательного интереса к истории родного края и исследовательской деятельности.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - дата обращения [24.04.2018].
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - дата обращения [24.04.2018].
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420219217 - дата обращения [24.04.2018].
4. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" - Закон N 54-ФЗ. СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - дата обращения [24.04.2018].
5. Материалы экскурсий Солонешенского районного краеведческого музея МБУК «Многофункционального культурного центра» Солонешенского района Алтайского края.
6. Сайт https://sites.google.com/site/soloneshmuzey/Солонешенского районного краеведческого музея. [23.03.2018]
7. Сорокина Г. Г. Историко этнографический музей и социокультурные проблемы современного общества, Санкт-Петербург, 2006. Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии, на правах рукописи. http://www.ceninauku.ru/page_25379.htm [23.03.2018]
8. Этнографические музеи. РМЭ, http://museum.ru/rme/sci_etno.asp [24.03.2018]
9. Официальный сайт Краевого государственного бюджетного учреждения "Государственный художественный музей Алтайского края" http://ghmak.ru. [10.05.2018]
10. Официальный сайт Бийскогого краеведческого музея им. В.В. Бианки . http://www.museum.biysk.ru/ru/ дата обращения [10.05.2018]
11. Наследие Алтая. Культурный комплекс имени Н.К. и Е.И. Рерихов, Верх-Уймон, Усть-Коксинский район, Республика Алтай./ www.uimon.info дата обращения [15.05.2018]
12. Анциферов, Н.П. Город как объект экскурсионного изучения Текст. / Н.П. Анциферов // Краеведение. 1926. - Т. 3. - №2. - С. 167 - 187.
13. Анциферов, Н.П. Как изучать свой город. В плане школьной работы Текст. / Н.П. Анциферов // Как изучать свой город. М - JI.: Гос. изд-во, 1929. - 120 с.
14. Анциферов, Н.П. Краеведческие экскурсии Текст. / Н.П. Анциферов // Известия ЦБК. 1927. - №4. - С. 115 - 118.
15. Анциферов, Н.П. О литературных экскурсиях Текст. / Н.П. Анциферов // Педагогическое дело. 1921. -№1 -2. - С. 7- 12.
16. Анциферов, Н.П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода Текст. / Н.П. Анциферов. М - Д.: Гос. изд-во, 1929. - 148 с.
17. Анциферов, Н.П. Теория и практика литературных экскурсий Текст. / Н.П. Анциферов. М.: Изд-во «Сеятель», 1925. - 109 с.
18. Бакушинский, A.B. Исторические экскурсии, как способ углубления и повторения учебного курса Текст. / A.B. Бакушинский // Экскурсионный вестник. 1916. -№1 -2.-С. 35-38.
19. Бакушинский, A.B. Музейно-эстетические экскурсии Текст. / A.B. Бакушинский.-М., 1919.-38 с
20. Гейнике, H.A. Культурно-исторические экскурсии. (Москва, музеи, подмосковные) Текст. / H.A. Гейнике. М., 1923.- 128 с.
21. Гейнике, H.A. Об образовательных экскурсиях по России в 1910 г. Текст. / H.A. Гейнике // Вестник воспитания. 1910. — №9. - С. 133- 138.
22. Гейнике, H.A. Экскурсия и краеведение Текст. / H.A. Гейнике // Бюллетень ЦБК. 1927. - №5. - С. 126 - 130.
23. Герасимов С. А. Мир должен звучать и сиять // Совет. музей. 1985.№ 5. С. 64.
24. Гревс, И.М. Дальние экскурсии и их воспитательно¬образовательный смысл Текст. / И.М. Гревс // Экскурсионное дело. 1923. - №4 - 6. - С. 1 - 12.
25. Гревс, И.М. Краеведение и экскурсии Текст. / И.М. Гревс // На путях к педагогическому самообразованию: сб. статей. М., 1925. - С. 170 - 179.
26. Гревс, И.М. Краеведение и экскурсионное дело Текст. / И.М. Гревс // Вопросы экскурсионного дела. Пг., 1923. - С. 3 - 10.
27. Гревс, И.М. Монументальный город и исторические экскурсии Текст. / И.М. Гревс // Экскурсионное дело. 1921. - №1. - С. 21 - 34.
28. Гревс, И.М. Несколько теоретических замечаний об общеобразовательном значении экскурсий Текст. / И.М. Гревс // Памятная книжка Тенишевского Училища в Спб за 1900/1901 уч. год. Спб., 1902. - С. 102 - 112.
29. Гревс, И.М. Природа экскурсионности Текст. / И.М. Гревс // Педагогическая мысль. 1923. - №3. - С. 1 - 37.
30. Гревс, И.М. Экскурсионное дело и нужды русской культуры Текст. / И.М. Гревс // Наука и ее работники. 1929. - №3 - 4. - С. 3 - 14.
31. Гревс, И.М. Экскурсионный метод и краеведческий подход: методические перспективы для экскурсий в современной школе Текст. / И.М. Гревс // По очагам культуры: новые темы для экскурсий по городу: сб. статей. Л., 1926. - С. 7 - 32.
32. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело Текст. / Г.П. Долженко. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ, 2006. - 304 с.
33. Емельянов, Б.В. В помощь экскурсоводу Текст. / Б.В. Емельянов // В помощь экскурсоводу.-М.: «Профиздат», 1976. - 100 с.
34. Емельянов, Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода Текст. / Б.В. Емельянов. -М.: ЦРИБ «Турист», 1986. - 230 с.
35. Еремина, Е.В. Роль туристско-экскурсионной деятельности в процессе познания мира учащимися Текст. / Е.В. Еремина // IV Педагогические чтения им. В.И. Верещагина: сб. статей. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - Вып. 4. - С. 30 - 33.
36. Исупов. С. У истоков человечества Евразии: Денисова пещера: от легенды к сенсации / С. Исупов // Алтай: знакомое и неизвестное. - 2005. - № 2.- С. 8-12 : ил. ; 2006. - № 3 (8).
37. Кацюба, Д.В. Историческое краеведение в школе и вузе Текст. / Д.В. Кацюба. -Кемерово, 1994.- 335 с.
38. Кедров, Б.М. Классификация наук: прогноз К. Маркса о науке будущего Текст. / Б.М. Кедров. М.: «Мысль», 1985. - 243 с.
39. Киселев, A.B. Значение краеведения в советской России Текст. / A.B. Киселев // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. статей. Кемерово: КемГУ-КИ, 2006.-Вып. 1.- С. 37-41.
40. Киселев, A.B. Опыт историко-краеведческого исследования населенных пунктов Текст.: монография / A.B. Киселев. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. -221 с.
41. Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей Текст. / Ю.С. Константинов. М., 2001. - 180 с.
42. Мысливцева Г.Ю. Вопросы экспозиционно-выставочной работы на страницах журнала «Советский музей» (1931-1940) // Территория мечты: сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой. — Омск, 2014. — С. 279-286
43. Нагорный, Н.В. Музей как открытая педагогическая система Текст. / Н.В. Нагорный // Педагогика. 2005. - №4. - С. 27 - 34.
44. Несвежева, Н.В. И вечно юная дорога. К 70-летию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения Текст. / Н.В. Несвежева. Барнаул, 2008. - 124 с.
45. Ольгезер, C.B. Подготовка экскурсоводов в рамках программы элективного курса «Дважды Алтайская земля» Текст. /C.B. Ольгезер // IV Педагогические чтения им. В.И. Верещагина: сб. статей. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - Вып. 4. - С. 110-112.
46. Омельченко, Б.Ф. Экскурсионное общение: познание, воспитание, отдых Текст. / Б.Ф. Омельченко. М., 1991. - 87 с.
47. Основы экскурсионного дела в музеях Текст.: сб. статей / под ред. Ф.Л. Кур-лат, М.А. Казариновой, H.H. Злацен. Труды НИИ культуры. - М.,
1976. - Вып. 1. - 150 с.
48. Пархоменко, Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая пол. XIX начало XX вв.) Текст. / Т.А. Пархоменко // Музей и власть: сб. статей. - М., 1991. -Ч. 1.- С. 24-38.
49. Пашкова, Е.Ю. Исторический опыт организации туристско-экскурсионный работы в Алтайском крае в 1960-е середине 1980-х гг. Текст.: автореф. . канд. ист. наук: 07.00.02 / Ю.Е. Пашкова. - Барнаул, 2007. - 24 с.
50. Писцов, K.M. Экскурсии как компонент культурно¬просветительской политики в первое десятилетие советского государства Текст.: автореф. . канд. ист. наук: 07.00.02 / K.M. Писцов. М, 2001. - 22 с.
51. Попова, Е. Советы начинающим экскурсоводам Текст. / Е. Попова, М. Литвак // Международный журнал «Museum». 1993. - № 4. - С. 23 - 25.
52. Попова, И.В. Музейный ресурс и его эффективное использование в современном обществе Текст. / И.В. Попова // Краеведческие записки: сб. статей. Барнаул, 2007.-Вып. З.- С. 163.
53. Райков, Б.Е. Методика и техника экскурсий Текст. / Б.Е. Райков. М., 1927. -123 с.212. Райков, Б.Е. Методика и техника экскурсий Текст. / Б.Е. Райков. 4-ое изд. перераб. и дополн. — М - Л.: Гос. изд-во, 1930. — 116 с.
54. Райков, Б.Е. О типах экскурсий. К вопросу о биологических основаниях экскурсионной педагогики Текст. / Б.Е. Райков. Ленинград: «Образование», 1927. - 55 с.
55. Рафиенко, E.H. Музей и историческое образование в системе учебных заведений Текст. / E.H. Рафиенко // Музейное дело. Музей культура — общество: сб. науч. трудов. - М., 1992.-Вып. 21.-С. 147- 168.
56. Рафиенко, E.H. Экскурсионный метод и город: постановка проблемы в 20-е гг. Текст. / E.H. Рафиенко // Музейное дело. Музей культура — общество: сб. науч. трудов. - М., 1992.-Вып. 21.- С. 102-109.
57. Солонешенский район: Очерки истории и культуры: Сб. науч.- практ.материалов/Науч. Ред. Т.К.Щеглова.- Барнаул: Из-во - БГПУ,2004. -532с
58. Сорокина Г. Г. Историко этнографический музей и социокультурные проблемы современного общества, Санкт-Петербург, 2006. Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии, на правах рукописи. http://www.ceninauku.ru/page_25379.htm [23.03.2018]
59. Труды Алтайского государственного краеведческого музея Текст.: сб. статей. Барнаул: ООО «Агентство Рекламных Технологий», 2008. - Т. III. - 224 с.
60. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения Текст. / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения. -М., 1988. Т. 2. - С. 81 - 380 с.
61. Фурсова. С. А. Солонешенский район - туристско-рекреационные возможности и перспективы / С. А. Фурсова // Туристско-рекреационные ресурсы Алтайского региона: проблемы и перспективы использования : материалы II международной науч.-практ. конф. (Барнаул, 15-16 нояб. 2006 г.). - Барнаул, 2007. - С. 93-97.
62. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела, М.,2005, - 135 с.
63. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИСТА // Главный редактор Е.И. Тамм М. «Большая Российская энциклопедия», 1993 е. В 3-х частях - М: ЦРИБ «Турист», 1992, - С. 28.
64. Ягадовская И. В. История становление и развития экскурсионного метода в российском образовании. диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2007. - 150 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ