Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие школьных музеев России в 1967-2013 гг. (На примере города Тольятти)

Работа №106669

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 7
Глава I. Школьные музеи в СССР 15
1.1. Развитие школьных музеев в СССР 15
1.2. Школьные музеи в Тольятти в советский период 23
Глава II. Школьные музеи г. Тольятти в постсоветский период 28
2.1. Трансформация работы школьных музеев в постсоветский период 28
2.2. Деятельность школьных музеев в г.о. Тольятти 41
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53
Приложения 62

Школьные музеи являются важной составляющей дополнительного школьного образования. Они способствуют формированию у школьников патриотических чувств, развивают активную жизненную позицию и творческие способности. Музеи средних образовательных учреждений довольно распространённое явление в России. Однако история развития школьных музеев в нашей стране не достаточно исследована.
Актуальность темы обусловлена тем, что российская система образования переживает период реформирования. Вместе с этим трансформации подвергается и работа школьных музеев. Большое внимание в современной системе образования уделяется практико-ориентированному образованию и, в частности, проектной деятельности. Учитывая эти тенденции, роль школьных музеев в современной системе образования возрастает, расширяется их тематика и спектр деятельности. Исходя из этого, изучение истории развития школьных музеев в России во второй половине ХХ - начале XXI вв. представляется весьма актуальным. Опыт, накопленный почти за полвека, может быть использован в современных условиях.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы развития школьных музеев в СССР;
2. Исследовать историю становления и развития школьных музеев в городе Тольятти;
3. Изучить трансформацию школьных музеев в постсоветский период;
4. Проанализировать деятельность школьных музеев в городе Тольятти в постсоветский период.
Объектом исследования является развитие системы школьных музеев в СССР (РФ) во второй половине XX - начале ХХ1веков.
Предметом исследования являются школьные музеи г. Тольятти.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1967 по 2013 годы. В 1960-е годы г. Тольятти переживал стремительный рост в связи с активным промышленным строительством. Одновременно с ростом города, развивалась и социальная сфера, в частности, образовательные учреждения. Первый школьный музей в г. Тольятти появился в 1967 г. Именно этим объясняется нижняя граница хронологической рамки. Верхняя граница заканчивается на пороге 2014 г., когда в программы школьного обучения повсеместно начинают внедряться новые федеральные государственные стандарты. Кроме того, в 2014 г. принимается государственная Концепция национальной безопасности, в которой большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи, что также отразилось на деятельности школьных музеев.
Территориальные рамки данной работы охватывает г. Тольятти Самарской области. Исследование истории на примере г. Тольятти представляется очень интересным, так как в Тольятти, городе, который стремительно вырос во 2-ой половине XX века за счет массовой иммиграции молодых людей на всероссийские комсомольские стройки. В этот ситуации школьные музеи выполняли задачу не только сохранения памяти, но и укоренения иммигрантов на новом месте жительстве.
Историография проблемы. Если изучение школьных музеев в России достаточно изученная тема, то региональные аспекты заявленной темы исследованы недостаточно. Изучение истории школьных музеев в г. Тольятти может помочь выявить специфику развития, их направления, особенности проведения экскурсий, так же каким образом школьные музеи между собой взаимодействуют, какие различия имеют.
В середине XX века исследователи не проявляли большого интереса к исследованиям школьных музеев, исходя из этого, литературы, касающейся данной тематики, было незначительное количество. В особенности не хватала теоретической базы по музееведческим разделам, тематикам, которые составлялись для изучения работы музеев в образовательных учреждениях. Мы можем предположить, что данные недостатки указывают на отсутствие четкой законодательной базы и на то, что школьные музеи не добились стабильности среди образовательных учреждений в России. Школьные музеи в середине XX века переживали большие перемены.
Школьные музеи появились в России еще в XVIII веке, но в полной мере это явление распространилось лишь в XX веке. В особенности, в 60-70 годах XX века начали появляться первые работы по анализу истории школьных музеев. В работе «Очерки истории музейного дела в России» (1960 г.), описывается история развития музеев XVIII-XX вв [1].
В 1970-е годы выходит работа Г.Элькина и З. Огризко «Школьные музеи». В этом исследовании тщательно разобраны вопросы создания и развития школьных музеев [2].
Создание в школе музея - это непростая задача для учителя и в наше время, такой же непростой задачей было создания музея и в советское время. В 1985 г. вышла книга Е. Ванслова «Музей и школа», помимо исторического анализа содержит и методические рекомендации по созданию в школе музея.
В исследованиях 1980-ых годов уделяется больше внимание значению музеев, их популяризации. В работе М. Коника «Музей и школа: размышления художника» делается акцент на взаимодействие школы и музея [3]. Наибольший вклад в исследование истории развития школьных музеев в России внес М. Юхневич [4]. В своей монографии автор проследил историю развития школьных музеев с XIX века по XXI век, в этой работе М. Юхневич затронул проблемы о школьной педагогике, о взаимодействия школы и музея, описывал культурно-образовательную деятельность школьных музеев.
В книге В.Туманова «Школьный музей» [5] обобщен опыт работы школьных музеев в Российской Федерации с 1990 -ых по 2002 года. Даны методические рекомендации по организации и содержанию деятельности музеев, раскрыты основные понятия музейного дела. Книга В. Туманова выдержала несколько переизданий.
Работа Н.П. Макарова и Т.А Чичканова посвящена детскому музею. Создание в его условиях образовательной среды для развития личностных качеств юных посетителей. Авторы приводят теоретические основания организации экспозиционного пространства музея в контексте образовательных задач. В данной работе авторы систематизировали конкретные составляющие деятельности детского музея: выбор темы образовательного проекта, его разработка, приемы организации экспозиции, методы работы с детьми, объединение в пространстве музея исследовательской лаборатории, театра, игрового пространства и т.д. В данной монографии использован опыт первого в России Детского музея сибирского города Ноябрьск. Авторы подчеркивали, что Детские музеи в образовательных учреждениях предназначен не только для дошкольников, частыми его гостями являются и школьники младших классов [6].
Влияние инновационных технологий на деятельность современных школьных музеев рассмотрел А.В. Потягов. Автор показал, что информатизация школьного музейного дела и развитие творческих инициатив являются одним из факторов социализации учащихся в музейном пространстве [7].
Деятельность детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея посвящена работа Ю.А. Маркиной, автор показал, как детский музейный центр сотрудничает с различными учебными заведениями города Омска, в том числе со школьными музеями, предлагая разнообразные формы культурно-образовательной деятельности - интеллектуальные игры, конференции, творческие объединения и др. Ю.А. Маркина делает вывод, что подобное сотрудничество ведет к взаимообогащению и появлению новых музейно-образовательных программ [8].
Коллективная работа «Ставрополь - Тольятти: история города» содержит обширный научно-справочный материал об истории г. Тольятти. В частности отдельный параграф учебного пособия, посвящен образовательным учреждениям г. Тольятти. Интерес вызывают также разделы, посвященные социально -экономическим и демографическим факторам на рубеже XX - XXI веков.
Таким образом, во 2-й половине XX - начало XXI века, исследователи изучали различные аспекты развития и жизнедеятельности школьных музеев.
На региональном уровне история школьных музеев изучена недостаточно. Исследованием школьных музеев в г. Тольятти занимается методист музея «Отвага» в школе № 93 Ж. Горяинова. Руководитель музея сыграла большую роль в развитии школьных музеев в г. Тольятти. За ее плечами статьи, методические издания по школьным музеям, в которых она пишет о зарождении музеев в той или иной школе нашего города, так же проводит различные конференции с руководителями школьных музеев. На этих конференциях поднимаются вопросы по улучшению работы школьных музеев, так же Ж. Горяинова создает конкурсы, программы для руководителей музеев, к примеру, конкурс на «Самый лучший музей в г. Тольятти». Мотивирует всячески школьные музеи развиваться [9].
Фрагментарные сведения о школьных музеях содержаться в работах В.А. Овсянникова «Ставрополь - Тольятти» (1996 г.), монографии В.Н. Якунина «Город Святого Креста».
С 2009 года по 2016, стали проходить специальные конференции, посвященные непосредственно школьным музеям и перспективам их развития. В г. Тольятти ежегодно проводятся конференции по вопросам музеев образовательных учреждений, можем сделать вывод, что проблемы развития школьных музеев волнуют современное общество.
Таким образом, советская и постсоветская историография по данной теме показала нам, как школьные музеи добились большого распространения в России. Советские исследователи показали в своих трудах зарождения школьных музеев и их дальнейшее развитие. Авторы трудов затрагивали такие темы, как: функции музея, взаимодействие школы и музея, культурно-образовательная деятельность школьных музеев. Вместе с тем, анализ литературы показал, что развитие школьных музеев в г. Тольятти в период с 1967 по 2013 год изучалось лишь фрагментарно.
Анализ источниковой базы: Источниковая база работ, представлена нормативно-правовыми актами, материалами периодической печати, источниками личного происхождения.
К законодательной базе относятся акты высших органов власти СССР. В частности постановления ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» 1964 год [10] и постановления ЦК КПСС «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» за 1982 год [11].
На региональном уровне из периодической печати стоит отметить газету «Площадь свободы». Ежедневная городская газета г. Тольятти, издается с 1990 года, и по настоящее время. В газете существует периодическая рубрика, посвященная музеям. Так, в газете публиковались материалы такие, как: «История одного музея» [12], «В Тольятти открылся музей местной милиции» [13], «Музей образования Тольятти создается на базе школы № 4» [14] и др.
Газета публикует разнообразные материалы, в том числе о жизни молодежи, о церкви, имеются статьи и о партиях и их лидерах, а также рубрики посвящённые увлечениям, критики, мнениям. Газета «Городские ведомости» издается с 1998 года, освещает основные общественно - политические события города и области. В каждом выпуске имеются новости о прошедших или предстоящих событий г.Тольятти, статьи об известных людях Тольятти, а также рубрики с актуальными темами. В «Городских ведомостях» нашлось место и для темы школьных музеев: «Музейный пикник на «Поле чудес» [15], «Больше имен героев былых времен» [16], «Открыть двери музеев» [17].
В работе применялись и другие методы исследования: Интервью с руководителем музея школы №1 «Музей истории школы» г. Тольятти Нахоньковым М. Ю., так же интервью состоялось с руководителем музея школы МОУ № 93 «Отвага» Горяиновой Ж. Н. и с руководителем музея школы МОУ лицей № 60 «Память» Бутенко В.Ф. Представители совершенно разных по содержанию и тематике музеев, рассказали нам об истории создания своих музеев, о их роли в современном мире, достижениях, дальнейших программах, перспективах, мы затронули серьезную тему о поддержке местного самоуправления и государства для школьных музеев.
Руководители музеев поделились с нами под конец беседы, каким образом они попали в атмосферу школьных музеев.
Нами была получена информация от сотрудников Краеведческого музея г. Тольятти, участие в конференции, проходившей в школе №82, позволило получить общую информацию и конкретные данные за прошедший период и о предстоящих задачах школьных музеев на будущее. Познакомились на этой конференции с некоторыми работниками школьных музеев, которые просветили нас о своих школьных музеях об истории их деятельности.
В тольяттинских школах действует большое количество школьных музеев и каждый из них по-своему интересен и достоин пристального внимания и изучения.
Научная новизна в данном исследовании заключается в том, что в результате исторического обзора были найдены новые источники. Исторический анализ показал, что изученная тема рассматривалась фрагментарно, а комплексного исследования не было.
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Практическая значимость.
Значимость работы заключается в возможности её использования в курсах по специальности «История» и «Учитель истории» в рамках таких учебных дисциплин «История Новейшего времени», «История России XX века», «Регионоведение», «Краеведение» и в рамках различных спецкурсов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Школьные музеи в России имеют большую историю. Однако вплоть до середины ХХ века эта работа носила несистемный, эпизодический характер. В середине XX века начинается активное развитие музейной деятельности школьников. Это движение было связано с развитием краеведения. Поэтому, как правило, коллекции школьных музеев основывались на краеведческих материалах. Школьные краеведческие кружки пополняли коллекции музеев.
С 1960-х годов школьные музеи начали активно сотрудничать с государственными музеями. В результате уникальные коллекции школьных музеев были переданы местным краеведческим музеям. Эта тенденция не лучшим образом отразилась на состоянии школьных музеев: возникали сложности в поиске находок, проблемы с поступлением новых экспонатов, формализация оформления найденных ценностей. В поиске своего места в музейном деле, школьные музеи с этого периода начинают определять собственную тематику коллекции и профиля.
В 1990-х годах, в период кардинальных социально-экономических и политических реформ школьные музеи переживают непростой период. По данным исследователей, большая часть школьных музеев России была закрыта. Немногие оставшиеся школьные музеи этого периода обязаны своим существованием отдельным энтузиастам, которые сохраняли коллекции в этот трудный период. В конце 1990-х деятельность школьных музеев в стране восстанавливается.
Процессы развития сети школьных музеев в Тольятти в советский период развивались постепенно и стабильно. Начиная с 1967 г. ежегодно в школах города создавалось по 1 музею, а в 1975 году - даже два. Открытие школьных музеев Тольятти - это результат поисково-исследовательских экспедиций учащихся, в ходе которых собирались сведения и артефакты, связанные с историческими событиями Великой Отечественной войны, строительство Куйбышевской ГЭС, ВАЗа, а также с трудовой, спортивной и культурной жизнью тольяттинцев.
В постсоветский период деятельность школьных музеев г. Тольятти продолжает развиваться. В постсоветский период в тематике школьных музеев г. Тольятти четко просматривается 4 направления: историко-краеведческие, музеи боевой славы, этнографические и геологические, музеи посвященные отдельным героям и предприятиям города. Также очень важно, что в последние годы сформировался интерес к школьным музеям со стороны руководителей предприятий и общественных организаций города. Теперь школьные музеи города воспринимаются городской общественностью не просто как изолированные организации, а как часть целого историко - культурного наследия современного города Тольятти. Школьные музеи обладают уникальными предметами музейного значения, отражают краеведческий материал ушедших событий и современности, играют большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Возглавляют школьные музеи, как правило, неравнодушные, увлеченные своим делом люди.
Таким образом, в работе рассмотрены процессы зарождения и развития школьных музеев в г. Тольятти, показана специфика каждого из них, проанализирован опыт работы наиболее успешных школьных музеев. Исследование показало, что музеи являются очень важной составляющей школьного образования.
В бакалаврской работе использованы опубликованные и неопубликованные источники. Объем выполненной работы 72 страницы. Уровень оригинальности бакалаврской работы 85 %.


1. О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьные музеев. /Приказ Министра просвещения РСФСР и Министра культуры РСФСР от 20 сентября 1967 г. № 245.
2. Положение о школьном музее, /Приложение № 2 к Приказу Министерства просвещения СССР от 15 октября 1985 г. № 190 «О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентами педагогических институтов», — М.: 1985.
3. Положение о Музейном фонде СССР. /Приложение к приказу Министерства культуры ССР от 27 декабря 1988 г. №483 «Об утверждении Положения о Музейном фонде СССР». — М.: 1989.
4. Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Республики» // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974.
5. Декларация «Основные принципы единой трудовой школы» Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1973.:Педагогика, 1974.
6. Положение о школьном музее: Утверждено Министерством просвещения СССР 15 октября 1985 г. Согласовано с ЦК ВЛКСМ и Министерством культуры СССР// Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. - 1986. - №1.
7. "Об образовании": Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1. // КонсультантПлюс-Надежная правовая поддержка. [Сайт].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ - Загл. с экрана (Дата обращение: 12.11.2016).
8. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»: Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ. // КонсультантПлюс - Надежная правовая поддержка. [Сайт].-Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ -
Загл. с экрана (Дата обращение: 12.11.2016).
9. «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений»: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11. // Министерство образования Российской Федерации. [Сайт]. - Режим доступа::
http://turcentrrf.ru/d/358156/d/02_metodrek_deyatelshcolmuz.pdf- Загл. с экрана (Дата обращение: 12.11.2016).
10. О военно-патриотических молодежных и детских объединениях: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551. // ГАРАНТ [Сайт].- Режим доступа: http://base.garant.ru/182358/ - Загл. с экрана (Дата обращение: 12.11.2016).
11. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2 001-2005 годы: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122. // ГАРАНТ [Сайт].- Режим доступа:http://base.garant.ru/1584972/ - Загл. с экрана (Дата обращение: 12.11.2016).
12. Об утверждении программы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы: Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 11 апреля 2006 г. № 175. // ГАРАНТ [Сайт].- Режим
доступа: http://’№№№.дагап1.ги/ргойис15/1ро/рпше/йос/6098920/ - Загл. С экрана (Дата обращение: 12.11.2016).
13. О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Минобразования России от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16. // Департамент образования города Москвы [Сайт].- Режим доступа:http://бодш.шо5.ги/1ед151а1юп/1а’№ас15/880087/ - Загл. с экрана (Дата обращение: 12.11.2016).
14. «О введении «порядка выдачи, использования, учета и хранения персональных сертификатов обучающихся в муниципальных учреждениях общего и дополнительного образования детей г.о. Тольятти». Приказ департамента образования мэрии г.о. Тольятти № 375 от 5.09.2008 // Департамент образования [Сайт]. - URL:
http://’№’№№.йо.1д1.ги/тйех.рйр?уеаг=2008&шоп1й=10&йау=28 - Загл. с экрана (Дата обращение: 12.05.2017).
15. Городская целевая Программа «Патриотическое воспитание граждан г. Тольятти на 2003-2005гг.» утверждена постановлением Тольяттинской городской Думы № 660 от 05.02.2003г. (Дата обращения 20.03.2017).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ