Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование позитивного образа России у учащихся средних общеобразовательных учреждений Красноярского края через деятельность школьных музеев

Работа №21586

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
387
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Образ России в массовом и индивидуальном сознании граждан 10
1.1 Место и роль исторического краеведения в развитии позитивного
образа государства у учащихся 10
1.2 Характеристика школьного исторического краеведения
на современном этапе 14
2 Историко - краеведческая деятельность учащихся
в общеобразовательных учреждениях Красноярского края 19
2.1 Историческое развитие школьных музеев на территории
Красноярского края 19
2.2 Деятельность школьных музеев в средних общеобразовательных
учреждениях Красноярского края 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что в современном глобализирующемся мире особое значение приобретает проблема
формирования стабильного позитивного образа России.
Моделированием образа современного российского государства у подрастающего поколения занимается, в первую очередь, система образования. Современное образование, в свою очередь, направлено на формирование и развитие патриотизма, активной гражданской позиции у учащихся. Гражданственность и патриотизм выступают как составные части социального и духовного развития отдельного человека. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться подъем социальной и духовной культуры всего общества.
Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного вовлечения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа.
Краеведение - это звено образования на современном этапе, которое обогащает учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков.
Степень изученности темы. Проблема формирования образа России у учащихся как отражения краеведческой работы, ранее специально не рассматривалась. Возможно, это связано с изменениями в жизни современного государства в социальной, экономической и политической сферах.
В настоящее время определилось такое научное направление, как педагогическая имиджелогия, призванное разрабатывать и использовать теорию и практику имиджа самой системы образования в стране. По данным проблемам проведены исследования Л.Г. Поповой , В.Н. Черепановой и др. Так, например, в работах А.А. Калюжного , проводится анализ теоретического обоснования природы имиджа педагога, характеристик и типов, а также создание самого инструментария формирования педагогического имиджа.
Для нашего исследования, внимания заслуживают работы Д.Н. Замятина в области гуманитарной географии. Они посвящены географическим образам территорий. Описание генезиса географических образов и их классификация являются инновационными исследованиями в области гуманитарной географии.
В начале прошлого века И. М. Гревс создал петербургскую школу краеведения, заложившую основу образного восприятия города и края как целостного организма. «Край - это именно живое целое; это особого рода организм, так же как - в более широком горизонте - область, страна, земля... Краеведение неуклонно стремится к синтезу. Оно должно начертать полный и цельный портрет края» - отмечает И. М. Гревс.
Изучая историографию развития исторического краеведения в целом, следует обратить внимание на то, что исследуемой темой занимались, прежде всего, активные его участники.
Важным вкладом в разработку истории краеведения следует признать, статьи С.О. Шмидта , в которых даны характеристики понятий «краеведение», «историческое краеведение», подчеркнута их комплексность и научность. Автор утверждает, что краеведческое знание - это комплексное знание: географическое, экологическое, историческое. Метод краеведения опирается на междисциплинарные научные связи, учитывает выводы научных теорий и первичные наблюдения обычной повседневной практики. Краеведение соединяет научную, научно - популяризаторскую и общественную деятельность, к которой причастны и учёные - специалисты и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местные жители .
В работах В.Е. Туманова , М.Ю. Юхневич , Д.В Кацюба , К.Ф. Строева обобщен опыт работы школьных музеев, освящена их деятельность. Например, К.Ф. Строев, утверждает, что «школьный краеведческий музей не должен представлять собой бессистемное собрание редкостей, случайно собранных и нарушающих внутреннюю его цельность. Как бы ни были разнообразны отдельные группы предметов, их всегда необходимо объединять определенной внутренней связью».
Возможности краеведения как средства воспитания у подрастающего поколения любви к Родине, родному краю раскрыты в работах Д.В. Кацюбы . Вопросы исторического характера музеев школ представлены в работе
С.В. Евтушенко , Д.А. Равикович .
Исследуемой темой занимались, прежде всего, руководители музеев образовательных учреждений - А.Е. Сейненский , З.А. Огризко , М.Ю. Юхневич и др.
В ряде исследований обобщён опыт организации, методики выявления, сбора, описи, учёта хранения документальных памятников в школьных музеях - В.Е. Туманов , а также существующие проблемы исторического краеведения образовательного учреждения - А.И. Персин .
В ряде статей Л.Д. Яковлевой , М.И. Корсаковой описывается правила исследовательской работы школьников с документами архивов школьных музеев. Например, работа М.И. Корсаковой направлена на необходимость обращения к первоисточникам и включения их в процесс краеведческой деятельности. Особое место автор отводит архивным документальным материалам при изучении истории малой Родины.
В последние годы были выполнены диссертационные работы И.Н. Микулан , Е.Е. Леонова , О.Н. Шелегиной , И.А. Сизовой . Авторы раскрывают историю развития школьных музеев в России и их роль в формировании патриотического сознания у учащихся.
Литература Красноярского края представляет региональный характер. Определенное влияние на решение проблемы оказала работа Л.В. Белгородской , содержащая основы исторической имидженологии. В работе Б.Е. Андюсева отражена уникальность сибирского краеведения. Вопросам о развитии краеведческого движения в Приенисейской Сибири особое внимание уделил А.С. Вдовин .
Монография заведующего кафедрой истории России СФУ, профессора, доктора исторических наук М.Д. Северьянова , которая является заметным событием в историографии сибирской деревни. Автором делается попытка воссоздать наиболее полную историю саянской деревни. В монографии большое количество новых документов, имен, событий, фактов. Данная работа посвящена молодежи «с надеждой, что они проникнутся гордостью за свою малую родину и впишут еще более яркие страницы в её историю» - как пишет автор.
О необходимости патриотического воспитания и сибирского самосознания школьников Красноярского края влияние оказали авторы коллективного издания Н.И. Дроздов, Г.Ф. Быконя, В.И. Фёдорова . Авторский коллектив уверен, что невозможно любить страну, не зная своей малой родины, что трудно беречь настоящее, не зная, какую цену заплатили за него наши предки.
Целью работы является определение особенностей и принципов формирования позитивного образа России у учащихся общеобразовательных учреждений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:
- описать факторы в массовом и индивидуальном сознании граждан, формирующие образ России;
- определить место и роль исторического краеведения в развитии позитивного образа государства у учащихся;
- охарактеризовать школьное историческое краеведение на
современном этапе;
- провести анализ историко - краеведческой деятельности в образовательных учреждениях Красноярского края.
Объектом выпускной квалификационной работы является образ России в массовом и индивидуальном сознании граждан.
Предметом работы является историческое краеведение как фактор формирования позитивного образа России у учащихся.
В методологическую основу работы легли методы и принципы анализа исторической науки. Проблемно - хронологический метод позволил охарактеризовать историческое развитие школьных музеев на территории Красноярского края. Метод индукции использовался при описании деятельности школьных музеев. Метод обобщения и анализа понадобился при изучении историографии вопроса о формировании позитивного образа России у учащихся посредством исторического краеведения. Эмпирические методы исследования включали измерения - при получении количественных данных о школьных музеях, анкетирования - при опросе об организации музейной деятельности школьных учреждений, сравнения - при анализе заполненных анкет.
Источниковая база работы представляет собой опубликованные источники, касающиеся работы музеев РФ: Закон РФ «Об образовании» , «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» , государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 гг.» , Примерное положение о музее
образовательного учреждения (школьном музее) .
Документация школьных музеев представлена приказами о создании музея, Уставами (Положениями) о школьном музее, утвержденными руководителями образовательных учреждений, книгами учета основного фонда музейных предметов, книгами учета научно - вспомогательного фонда музейных предметов.
Списки по количественному составу школьных музеев на территории Красноярского края получены с официального сайта ФГБОУ ДОД «Федерального центра детско - юношеского туризма и краеведения» . Положения фестивалей смотров - с официального сайта КГБОУ ДО «Красноярского краевого центра туризма и краеведения» .
Электронные источники составляют сайты школьных музеев в сети Интернет. Они имеются не у всех музеев, у большинства представлены лишь страницы, отражающие общие сведения (историю развития, фонды и описание содержания экспозиций, направления деятельности).
Научная новизна работы состоит в обосновании исторического краеведения как фактора формирования образа России в массовом и индивидуальном сознании граждан.
Практическая значимость исследования заключается в использовании её в курсах дисциплин «История», «Архивное дело», «Музееведение».
Апробация. Основные положения и результаты представлены на Международной научной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный» (Красноярск, 2016г.) .

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Представленное в данной работе исследование роли и места исторического краеведения в процессе формирования позитивного образа России и потенциальных возможностей школьного музея как его инструмента, играющего роль транслятора исторического знания, как представляется, убедительно подтверждает тот факт, что историко - краеведческая деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений представляет собой мощный имиджеобразующий ресурс.
Потенциал исторического краеведения как средства современного образования, с одной стороны, и как основного содержательного элемента нравственно - патриотического воспитания, с другой стороны, может и должен быть эффективно использован в деле формирования позитивного образа России у учащихся средних общеобразовательных учреждений.
В условиях современного глобализирующегося мира формирование положительного образа России в значительной мере берет на себя, так называемое образование наследием, которое осуществляется через активную историко - краеведческую деятельность учащихся в школьном музее. Образование через наследие помогает понять школьникам значение и место истории в настоящем, создает образ события или эпохи. Через ознакомление с наглядными свидетельствами прошлого своей малой Родины, историко - краеведческую работу у учащихся рождается важное ощущение, что всё имеет историю, а отсюда возникает вкус к истории и развивается интерес к ней, тем самым, неосознанно формируется позитивной образ целого государства через познание исторического наследия края.
Формирование положительного образа России у учащихся в условиях глобализации требует долгосрочной внутренней имиджевой политики в многонациональной, поликультурной, многоконфессиональной России. Важность обретает идея развития исторического краеведения, цель которого заключается в формировании уважения учащихся к месту проживания, его истории, стимулированию подлинного патриотизма как нравственной основы позитивного образа России место и роль которого не переоценить
Школьное историческое краеведение поможет сыграть значительную роль в формировании положительного образа России у учащихся средних общеобразовательных учреждений, выполняя информационные и коммуникативные функции. Сохранение исторического наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, приведёт к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, индивидуальность личности.
Итак, потенциал исторического краеведения как действенного средства формирования положительного образа России и патриотического воспитания у учащихся средних общеобразовательных учреждений заключается в том, что на «родном» материале, на примерах из региональной истории, на изучении особенностей современной жизни родного края, в приближении учащихся к фактическим источникам, можно сформировать положительный образ России и привить чувство патриотизма.


1 Опубликованные источники:
1.1 Нормативно - правовые акты
1.1.1 О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 26 мая 1996 г. № 54 - ФЗ // Российская газета. - 1996. - 4 июня (с изменениями и дополнениями).
1.1.2 Об образовании: федар. закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273 - ФЗ // Российская газета. - №303. - 2012.
1.1.3 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016
- 2020 гг.: Постановление Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. - №
1493.
1.1.4 О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Минобразования РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 // Вестник образования России. - 2003. - № 11. - С. 32-34.
1.1.5 Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): приложение к письму Минобразования РФ от 12.03.2003. - N 28-51 - 181/16 // Вестник образования России. - 2003. - №
11. - С. 34-37.
1.1.6 Типовое положение о музеях РСФСР, работающих на общественных началах: приказ министра культуры РСФСР от 05.04.1979 г. Школьные музеи: сб. документов. - М., 1987. - С. 30.
1.1.7 Устав школьного краеведческого музея МБОУ СОШ №8. - Норильск, 2010. - С. 4.
2.1 Официальные сайты государственных и общественных ведомств и организаций
2.1.1 ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». - Режим доступа: http://turcentrrf.ru - (дата обращения: 25.05.2016).
2.1.2 КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения». - Режим доступа: http://www.krstur.ru - (дата обращения: 25.05.2016).
2.1.3 «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий г. Норильска». - Режим доступа: http://norilsk-sdutur - (дата обращения: 24.04.2016).
2.1.4 Музей Боевой Славы авиаполка «Нормандия-Неман». - Режим доступа: www.92school.ru - (дата обращения: 25.04.2016).
2.1.5 «Музей доброго человека». - Режим доступа: http://mus-pozdeyev.ru - (дата обращения: 21.04.2016).
2.1.6 «Школьный музей 78 Сталинской добровольческой бригады сибиряков-красноярцев». - Режим доступа: http://78m-en.school85krsk.ru - (дата обращения: 22.04.2016).
2.1.7 Яхно Ю. Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. - Режим доступа: http://www.den-za- dnem.ru/page.php/article=53 - (дата обращения: 20.03.2016).
Литература
1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. - Красноярск, 1999. - 179 с.
2. Белгородская Л.В. Теоретические основы исторической имидженологии // Образы России, ее регионов в историческом и образовательном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2010. - С. 7-9.
3. Валицкая А.П. Образ России в национальном самосознании и образовательной практике // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №96. - С.115-121.
4. Вдовин А.С. К истории создания Института Сибиреведения // История образования и науки: Материалы всероссийских научных конференций с международным участием «История науки и образования» и Значение исторического образования в развитии гражданского и патриотического сознания в современном российском обществе». - № 3. - Красноярск, - С. 167-169.
5. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э.А. Галумов. - М, 2003. - 446 с.
6. Гревс И. М. История в краеведении // Краеведение. - 1926. - Т. 3. - №. 4.
- С. 487-508.
7. Дударева О.А. Краеведение как ресурс формирования позитивного образа России // Материалы в рамках Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016». - Красноярск. - 15-25 апреля 2016 г.
8. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. - СПб, 2003. - 336 с.
9. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М, 2004.
- 394 с.
10. Корсакова М. И. Приобщение к архивным документам школьников - обязательный элемент преподавания и изучения истории родного края в общеобразовательной школе (из практики работы) // Новосибирский архивный вестник. - 2003. - №12 - С. 96-98.
11. Кацюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся. - М, 1965. - 108 с.
12. Козлова Л.К. Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания): дис. . канд.ист.наук: 13.00.01. - М, 2014. - 231 с.
13. Леонов Е.Е. Культурно-образовательная и коммуникативная деятельность школьных музеев Кемеровской и Новосибирской областей: 2000 - 2011 гг.: дис. ... кандидата культурологии: 24.00.03. - Кемерово, 2012. - 347 с.
14. Леонов Е.Е. Эволюция роли школьных музеев России: с момента создания до современного состояния // Актуальные вопросы современной науки. - 2010. - №14. - С.44-52.
15. Микулан И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ставрополь, 2006. - 176 с.
16. Музейная сеть Красноярского края: справочник. - Красноярск, 2013. - 36 с.
17. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. - М., 2006. - 57 с.
18. Персин А.И. Школьный музей: из века XX - в XXI // Музей и образование. - 2010. - №7. - С. 70-73.
19. Попова Л. Имидж современного педагога //Народное образование. - 2003. - №. 2. - С. 234-237.
20. Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX века (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960. - № 2. - С. 145-224.
21. Сизова И.А. Музейная сеть Томской области: история формирования и
функционирования: середина 1940-х - 2011 г.: дис. ... кандидата
исторических наук: 24.00.03. - Томск, 2012. - 216 с.
22. Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Образ России на Западе: диалектика представлений в контексте мирового развития (К постановке проблемы) // Полис. Политические исследования. - 2006. - Т. 6. - №. 6. - С. 56-57.
23. Сейненский А. Е. Краеведение в школьном историческом образовании // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 10. - С. 19-28.
24. Степанова Е.В. Школьный музей в культурно-образовательном пространстве: методические рекомендации по организации деятельности школьного музея. - Тюмень, 2008. - 45 с.
25. Строев К.Ф. Краеведение. - М., 1974. - С. 68.
26. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании / А.Е. Сенейский // История и обществознание в школе. 2004. - №10. - С. 19 - 20.
27. Туманов В. Е. Три составные части школьного краеведения //Наследие и современность. Информационный сборник. - М., 2002. - №. 11. - С. 67-72.
28. Цой Л. Н. Краеведческое движение ресурс и механизм формирования внутреннего имиджа Якутии // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2014. - №5. - С. 116.
29. Черепанова В. Н. Педагогическая имиджелогия. - Тюмень, 1998. - С. 170.
30. Шелегина О.Н. История и современные тенденции в развитии музейного мира Сибири: адаптационный подход: дис. ... доктора исторических наук: 24.00.03. - Новосибирск, 2012. - 386 с.
31. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт / Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. - М, 1995. - №2 - 167 с.
32. Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. - Тверь, 1992. - С. 4-5.
33. Шмидт С. О. Краеведение-дело, значение которого не может быть преувеличено //Памятники отечества. - 1989. - Т. 1. - №. 19. - С. 12-18.
34. Шмидт С. О. Золотое десятилетие» советского краеведения //Отечество. Краеведческий альманах. - 1990. - №. 1. - С. 11-28.
35. Юхневич М.Ю. Пути повышения эффективности воздействия экспозиции краеведческого музея на учащуюся молодежь: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М, 1985. - 20 с.
36. Юхневич М.Ю. Текст в музейной экспозиции / М.Ю. Юхневич //
Вопросы экспозиционной работы краеведческих музеев: Музей и современность: Сб. науч. тр.: Труды 84 / НИИ культуры. - М, 1979. -
С. 147-161.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ