Введение 3
1. Понятие и признаки демократического режима 6
1.1. Понятие демократического режима 6
1.2. Модели демократии 11
2. Правовое оформление демократических режимов 15
2.1. Предпосылки установления демократических режимов 15
2.2. Оформление демократии в Российской Федерации 21
Заключение 28
Список использованных источников 30
Среди значимых вопросов современной теории и практики политических процессов одно из приоритетных мест отводится проблеме демократического режима. Поэтому исследование социально-политических факторов возникновения основных исторических этапов, выявление закономерностей процесса становления демократического режима ныне имеет не только важное научно- теоретическое, но и существенное практическое значение.
Политический режим является фундаментом конструкции государства. Данная категория определяет специфику отношений власти и подчинения, а также других общественных отношений, связанных с осуществлением власти.
Любые изменения, происходящие в сущности государства, отражаются на его режиме, который в свою очередь влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Проблема политического режима является неоднозначной и вызывает немало споров среди философов, юристов, политологов и социологов. Отсутствие единого определения усложняет задачу исследователей. Значение исследования ценностей демократии возрастает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития, что непосредственно относится к современной России. Многие поворотные события последних лет в России связаны именно со сменой принципов функционирования политического режима, развитием демократии, демократизацией методов и способов проведения внутренней и внешней политики.
Вышеназванное обуславливает значимость данного исследования и необходимость глубокого анализа функционирования процессов, составляющих основу политического режима и государственности в целом, и демократического режима в частности.
Анализ существующей литературы и исторический опыт показывают, что демократический режим имеет свою достаточно давнюю историю. Естественно, что возникновение демократического режима происходит одновременно с появлением государства в обществе. При этом характерно, что для установления политического режима, прежде всего, необходимы прочные экономические, социально-политические и духовно-идеологические факторы, которые рассматривались исследователями в историко-психологическом, философско- правовом аспектах, а также с политической точки зрения. Эта проблема является предметом оживлённых дискуссий и в настоящее время. В тоже время на основе анализа литературы можно утверждать, что единства мнений по проблеме понятия демократического режима пока нет. Поэтому исследование проблем демократического режима является особенно актуальным.
Цель работы – анализ демократии как государственного режима и выявление особенностей ее правового оформления.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие демократического режима;
- проанализировать модели демократии;
- выявить предпосылки установления демократических режимов;
- изучить особенности оформления демократии в Российской Федерации.
Объект исследования – категория «демократический режим».
Предмет исследования – достижения науки теории государства и права и политологии в сфере изучения демократического режима, современная правовая реальность России в контексте достижений демократии.
Теоретическая основа исследования включает работы следующих авторов: У.У. Абдулкадыров, М.О. Акишин, Т.А.Алексеева, С.Б. Глушаченко, В.Е. Гулиев, А.С. Дадаев, Р. Даль, В.А. Золин, С.А. Киреева, А.И.Клокава, Н. Кривокапич, В.В. Лапаева, А. Марей, М.Н. Марченко, Н.М. Наматбекова, С.Г. Сергеев, Ю.Г.Сумбатян, А.А. Таланова, М.Г. Тирских, С.Л. Чапель, Й. Шумпетер, Е.Ясин.
В соответствии с общенаучными подходами к проведению теоретических исследований, методологическую основу курсовой работы составили базовые положения диалектического метода познания. В процессе проведения исследования широко применялись основные положения общей теории права. При решении поставленных задач в рамках диалектического метода научного познания использовались различные методы исследования: сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный методы познания, а также концептуальные положения теории права.
Реализация целевых установок курсовой работы и ее внутренняя логика определили структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, можно сделать вывод, что демократический режим является, согласно классической классификации, одним из видов политических режимов. Он обладает такими отличительными признаками как суверенитет народа, периодическая выборность основных органов власти, политический плюрализм, гарантия основных прав человека, рационально-легальный тип легитимности и другие. Среди основных институтов, обеспечивающих стабильность режима, принято выделять: всеобщее равное и тайное избирательное право; принцип разделения властей в построении государственного аппарата; либеральная конституция; свобода выражения политических суждений; свобода артикуляции политических интересов. Для обеспечения стабильного функционирования демократических институтов необходимо наличие благоприятствующих демократии экономических и социокультурных условий, компетентного лидера и безопасного для режима внешнего окружения.
Можно выделить следующие признаки демократического политического режима:
- основной способ достижения высших государственных постов – всенародные выборы;
- так как государственные должности приобретаются в конкурентной борьбе, то политические лидеры стремятся учитывать интересы различных категорий населения;
- высокая степень открытости деятельности политической элиты. В ее круг может войти любой человек, добившийся успеха в какой-либо сфере деятельности;
- рационально-легальный тип легитимности политической элиты;
- в обществе преобладают либерально-демократические ценности.
В процессе исторического развития каждый политический режим приобретает такие специфические черты, которые отличают его от других форм правления.
На демократические институты оказывает влияние процесс глобализации. Однако в условиях глобализации не происходит возникновение органов власти, подотчетных гражданам на глобальном уровне. Отсюда возникает опасность того, что идеи создания глобальной демократии являются всего лишь отражением гегемонии мировых держав. Особую озабоченность вызывает политика экспорта демократии, которая проводится США и странами НАТО в середине XX - начале XXI в.
Современный демократический режим в России существует сравнительно недавно. В науке бытует мнение, в соответствии с которым у большинства народов России отсутствует демократический потенциал. По-видимому, в данном случае не учитывается своеобразный опыт российского общества, начиная со времен народного вече и попыток, хоть и долгое время безуспешных, бороться с существующим самодержавным режимом. Эти и другие факторы свидетельствуют о том, что народы России, несмотря на все спады и кризисы, стремятся к демократии. Однако успешность демократических реформ связана с решением существующих проблем.
Политический режим каждой страны зависит от уровня ее экономического и социального развития, исторически сложившейся политико-правовой культуры, геополитических факторов и т. д. Становление демократического режима - это длительный исторический процесс. В частности, в России уже более полутора столетий, с середины XIX в., эволюционным и революционным путем происходит формирование национальной модели демократического политического режима.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30 (часть I). - Ст. 4203.
2. Абдулкадыров У.У. Демократический режим в Российской Федерации / У.У. Абдулкадыров // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 5. - С. 75.
3. Акишин М.О. Демократический режим, экспорт и транзит демократии / М.О. Акишин // Ленинградский юридический журнал. - 2019. - № 2. - С. 50 - 56.
4. Алексеев Н.Н. Теория государства: теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Париж, 1931. – 187 с.
5. Алексеева Т.А. Демократия как идея и процесс / Т.А.Алексеева // Вопросы философии. - 1996. - № 6. - С. 16 - 36.
6. Глушаченко С.Б. Глобализация: новые теории демократии, федерализма и парламентаризма / С.Б. Глушаченко, В.А. Золин // История государства и права. - 2007. - № 15. С.40 - 46.
7. Гулиев В.Е. Конституционно-правовые проблемы в контексте общей теории государства и права / В.Е. Гулиев // Труды института государства и права Рос. акад. наук. - 2016. - № 6. -С. 37-43.
8. Дадаев А.С. Демократический режим в российской федерации. история становления / А.С. Дадаев // Государственная служба и кадры. - 2019. - № 2. - С. 40 - 43.
9. Даль Р. Демократия и ее критики / пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2003. 754 с.
10. Кермонн Жан-Луи. Западные политические режимы. Париж: Изд. «Сей», 1986. – 366 с.
11. Киреева С.А. Политический режим как элемент формы государства: Теоретико-правовое исследование / С.А. Киреева: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1997. - 29 с.
12. Клокава А. И. Анализ теории гибридных политических режимов и их классификации / А.И.Клокава // Молодой ученый. - 2018. - № 11 (197). - С. 264-266.
13. Кривокапич Н. Демократия, демократизация и транзиция / Н.Кривокапич // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2015. - № 2. - С. 48 - 54.
14. Лапаева В.В. Политико-правовое развитие постсоветской России / В.В. Лапаева // Труды института государства и права РАН. - 2016. - № 1. - С. 27-47.
15. Лосский Н.О. Современные записки. Кн. 25 / Н.О.Лосский. - Париж, 1925. - С. 343 - 355.
16. Марей А. Нейтрализовывать, уравнивать и сеять разногласия: Далма-цио Негро и его книга «Введение в историю форм государства» / А.Марей // Социологическое обозрение. -2014. - Т. 13. - № 2. - С. 237-245.
17. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2004. – 640 с.
18. Наматбекова Н.М. Принудительная демократизация»: истоки, риски и последствия / Н.М. Наматбекова, С.Г. Сергеев // Вестник Поволжского института управления. - 2019. - № 2. - С. 54 - 59.
19. Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ: Учебно-методическое пособие / Ю.Г.Сумбатян. - М., 1999. – 120 с.
20. Таланова А.А. Проблемы построения демократии в современной России / А.А. Таланова // Символ науки. - 2016. - № 7. - С. 74 - 76.
21. Тирских М.Г. Правовое оформление современных демократических политических режимов / М.Г. Тирских// Сибирский юридический вестник. - 2011. - № 3. - С. 74 - 76.
22. Чепель С.Л. Политическое участие и проблемы консолидации «Новых демократий» в посткоммунистических странах Европы С.Л. Чапель // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2017. - № 2. - С. 63 - 67.
23. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / пер. с англ. / Й. Шумпетер - М.: Экономика, 2005. - 540 с.
24. Ясин Е. Приживется ли демократия в России / Е.Ясин. - М.: Новое издательство, 2005. - 384 с.
25. Hantington S.P. Treci talas. Podgorica, 2004.