Объект исследования - ООО «Центр диагностики и реабилитации» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион).
Основной вид деятельности – деятельность больничных организаций.
Проведено подробное исследование работы с кадровыми документами.
Много приложений (документы отдела кадров).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ» 6
1.1. ООО «Центр диагностики и реабилитации»: организационная структура, функции, направления деятельности 6
1.2. Нормативная правовая база организации кадровой деятельности ООО «Центр диагностики и реабилитации» 10
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ» И ОСОБЕННОСТИ ИХ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ 16
2.1. Документирование приема, перевода и прекращения трудового договора 16
2.2. Документирование отпусков 25
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ» И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Актуальность темы. Любой работодатель в ходе хозяйственной дея-тельности постоянно сталкивается с различными аспектами управления трудовыми отношениями с персоналом, организацией трудовой деятельности кадров и регулирования данных процессов. Для сегодняшнего дня характерна недостаточная упорядоченность системы документирования кадровой деятельности.
Кадровое делопроизводство – мощный инструмент регулирования и управления персоналом, система управления персоналом, обеспечивающая непрерывную работу с документами по личному составу. Это направление деятельности регламентируется большим комплексом документов, начиная с Конституции РФ и до локальных актов компании. Более того, публикуется множество методической литературы по документированию кадровой деятельности. Но, несмотря на это, в практике кадровых служб допускается немало нарушений при составлении и оформлении документов по персоналу.
Это обуславливает актуальность изучения вопросов документирования кадровой деятельности в организации. Потребность документального закрепления трудовых правоотношений, должного оформления фактов трудовой жизни сотрудников, ведения учёта рабочего времени и документационного сопровождения движения персонала в настоящее время имеют повышенную актуальность.
Компетентная работа отделов кадров компании независимо от формы её собственности и своевременное грамотное оформление трудовых отношений выступает сегодня обязательным условием защиты прав персонала организации.
Степень изученности темы. Рассматривая степень разработанности данной тематики в научной литературе, следует подчеркнуть, что за последние годы были изданы некоторые работы, посвящённые вопросам документирования кадровой деятельности. Это публикации таких авторов, как Н. А. Александрова, И. С. Багдасарьян, В. М. Бугаков, Л. И. Васильцова, Б. А. Воронин, Е. Н. Галкина, Е. В. Гурова, О. Н. Демушина, Г. В. Дудкина, Е. В. Куприянчук, М. В. Ловчева, Л. И. Лукичёва, В. М. Маслова, В. И. Набоков, Т. К. Незоренко, Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко, А. В. Шегда, Ю. В. Щербакова и др. В публикациях данных авторов актуализируются различные аспекты кадрового делопроизводства.
Цель работы – проанализировать документирование кадровой деятельности ООО «Центр диагностики и реабилитации» (г. Мегион).
Данная цель реализуется в следующих задачах:
– представить организационную структуру, функции, направления деятельности ООО «Центр диагностики и реабилитации»;
– охарактеризовать нормативную правовую базу организации кадровой деятельности ООО «Центр диагностики и реабилитации»;
– описать документирование приема, перевода и прекращения трудового договора;
– изложить основы документирования отпусков;
– выявить проблемы документирования кадровой деятельности в ООО «Центр диагностики и реабилитации» и наметить пути их решения.
Объект исследования – организация кадрового делопроизводства в коммерческой организации.
Предмет исследования – документирование кадровой деятельности в ООО «Центр диагностики и реабилитации».
Методологической основой исследования выступил диалектический подход к событиям и явлениям реальной действительности.
Методической базой работы стали такие методы, как:
1) теоретические – систематизация, обобщение, классификация, сравнение и аналогия;
2) эмпирические – анализ нормативно-правовой базы и локальных нормативных актов; изучение и обобщение опыта документирования кадровой деятельности в ООО «Центр диагностики и реабилитации».
Источниковая база исследования включает источники трёх уровней правого обеспечения исследуемого вопроса: федеральный, региональный и локальный. По типам источников это законодательство, актовые источники, делопроизводственные документы, статистические источники и статьи в специализированных периодических изданиях.
Источники федерального уровня включают федеральное законодательство по вопросам документирования кадровой деятельности. Источники регионального уровня включают нормативно-правовые акты ХМАО–Югры по исследуемым вопросам. И, наконец, источники третьего уровня – это локальные акты ООО «Центр диагностики и реабилитации».
Практическое значение работы обусловлено тем, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности отдела кадров ООО «Центр диагностики и реабилитации».
Структура работы включает введение, три главы заключение, список использованных источников и исследований и приложения.
ООО «Центр диагностики и реабилитации» – коммерческая медицин-ская организация по предоставлению первичной и специализированной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по рентгенологии, занимающаяся проведением исследований методом магнитно-резонансной томографии.
В ООО «Центр диагностики и реабилитации» документирование кад-ровой деятельности осуществляется непосредственно в отделе кадров, который является самостоятельным структурным подразделением компании и руководствуется в своей работе приказами и распоряжениями учредителя Общества, а также трудовым законодательством Российской Федерации.
Должностной состав отдела кадров включает в себя начальника отдела кадров, специалиста по управлению персоналом и специалиста по кадрам.
Нормативная правовая база организации кадровой деятельности ООО «Центр диагностики и реабилитации» – это комплекс требований, норм, правил и рекомендаций по составлению документов и работе с ними, установленных законодательными актами, стандартами, инструкциями и методическими пособиями. Эта база включает широкий перечень законов федерального уровня, приказов, постановлений и распоряжений компетентных органов, инструкций и ГОСТов, а также ряд нормативных актов локального уровня.
В процессе проведения исследования были изучены основные виды кадровой деятельности ООО «Центр диагностики и реабилитации» и особенности их документирования.
Анализ документирования приёма, перевода и прекращения трудового договора показал, что все стадии цикла трудовой деятельности от приёма до прекращения трудового договора в ООО «Центр диагностики и реабилитации» обязательно документируются. Исходя из этого вся документация по личному составу, применяемая в ООО «Центр диагностики и реабилитации», классифицируется на 3 группы, следуя логике трудового цикла: документация по комплектованию кадров; документация передвижения сотрудников во время работы; документация по прекращению трудовых правоотношений сотрудника с ООО «Центр диагностики и реабилитации».
Анализ документирования отпусков свидетельствует о том, что при документировании предоставления отпусков в отделе кадров ООО «Центр диагностики и реабилитации» важнейшими документами являются график отпусков, приказ о предоставлении отпуска и приказ (распоряжение) об отзыве работника из отпуска.
По результатам исследования выяснилось, что в ООО «Центр диагностики и реабилитации» отсутствует система электронного документооборота; все компьютеры соединены единой локальной сетью; документооборот больше бумажный, чем электронный; скорость нахождения бумажного документа низкая.
Главной же проблемой документирования кадровой деятельности в ООО «Центр диагностики и реабилитации» следует признать отсутствие системы электронного документооборота кадровых документов.
Основные направления роста качества работы с кадровыми документами видятся в следующем: регистрация документов в электронных формах; электронное согласование документов c руководителями и специалистами; контроль за временем (скоростью) движения и исполнения документов.
Мы рекомендуем внедрить в отдел кадров медицинского учреждения систему электронного документооборота «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения 8». Данная программа представляет большие возможности именно для медицинских учреждений: оплата труда в соответствии с профессиональных квалификационных групп (ПКГ) / профессиональных квалификационных уровней (ПКУ); тарификационная отчетность учреждений ФМБА; возможность выгрузки данных в федеральный регистр медицинских работников; учет доступа к наркотическим средствам; автоматизация процесса проведения аттестаций, подтверждающих квалификацию.
Расчёт эффективности внедрения в ООО «Центр диагностики и реабилитации» СЭД «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения 8» показал, что производительность труда повысится на 199% за счёт: регистрации кадровых документов (на 50%); тиражирования кадровых документов (на 25%); поиска кадровых документов (до 40%); доставки кадровых документов до исполнителя (до 20%); подготовки отчётов по кадрам (до 50%); согласования кадровых документов (на 14%).
Внедрение в ООО «Центр диагностики и реабилитации» полноценной системы автоматизации кадрового делопроизводства предусматривает проведение целого комплекса организационно-технических мероприятий, которые позволят решить большинство проблем документирования кадровой деятельности на основе внедрения единой для всех работников электронной системы работы с офисной и производственной информацией.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru//document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 12.04.2020).
2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/ (дата обра-щения: 21.04.2020).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020)«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 03.05.2020).
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017)«О персональных данных» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 03.05.2020).
5. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения: 13.04.2020).
6. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13532/ (дата обращения: 03.05.2020).
7. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утвержде-нии унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47274/ (дата обращения: 13.04.2020).
8. Приказ Министерства труда РФ от 26.03.2018 №194 (ред. от 04.05.2018) «О проведении эксперимента по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=718589#040954730435136355 (дата обращения: 21.04.2020).
9. ГОСТ Р 7.0.97–2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст) (ред. от 14.05.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216461/ (дата обращения: 03.05.2020).
10. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/ (дата обращения: 03.05.2020).
Специальная научная литература
11. Авдеева, О. И. Особенности документирования приема на работу руководителя организации / О. И. Авдеева // Вестник магистратуры. – 2016. – № 4-1 (55). – С. 96–97.
12. Андреева, В. И. Делопроизводство в кадровой службе / В. И. Андреева // Справочник кадровика. – 2015. – № 10. – С. 71–82.
13. Васильев, М. В. Универсальный справочник кадровика / М. В. Васильев. – М.: Налоговый вестник, 2019. – 288 с.
14. Видяйло, Н. А. Нормативно-правовое регулирование документирования трудовых отношений общества с ограниченной ответственностью / Н. А. Видяйло. // Молодой учёный. – 2018. – № 9 (195). – С. 113–116.
15. Гетманова, Е. С. Актуальные проблемы кадрового делопроизводства на микропредприятии / Е. С. Гетманова // Университетские чтения–2017: материалы научно-методических чтений ПГУ. – Пермь, 2017. – С. 7–11.
16. Глотова, С. А. Актуальные проблемы ведения кадрового документооборота в электронном виде / С. А. Глотова // Отечественные архивы. – 2019. – № 2. – С. 35–40.
17. Гущина, И. Перевод организации в другую местность: порядок документирования отношений с работниками / И. Гущина // Кадровик. – 2014. – № 2. – С. 153–163.
18. Демушина, О. Н. Кадровое делопроизводство [Электронный ре-сурс]: учебное пособие / О. Н. Демушина. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. – 127 с.
19. Документы по персоналу предприятия: Кадровая политика. Работа кадровой службы. Управленческая и кадровая документация. Формы, примеры / авт.-сост. М. И. Басаков. – Ростов н/Д.: МарТ, 2018. – 272 с.
20. Захаркина, О. И. Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база / О.И. Захаркина, Д.Е. Гусятникова, М.А. Шитова. – М.: Омега-Л, 2020. – 460 с.
21. Захарова, Т. Н. Совершенствование кадрового делопроизводства в медицинских учреждениях / Т. Н. Захарова, У. С. Борисова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 5. – С. 264–267.
22. Зимина, С. А. О некоторых проблемах при внедрении электронных технологий кадрового делопроизводства / С. А. Зимина // Инновационное развитие региона: интеграция управленческой науки и практики: сб. тр. – М., 2019. – С. 37–41.
23. Кадровое делопроизводство: практическое пособие / С.В. Андреев. – М.: Альфа-Пресс, 2019. – 232 с.
24. Кайль, А. А. Совершенствование кадрового делопроизводства / А. А. Кайль, С. В. Веретехина // Новая наука: От идеи к результату. – 2015. – № 6-3. – С. 6–8.
25. Канакина, Е. И. Документирование процесса приема на работу в электронной среде / Е. И. Канакина, Г. М. Тростянский // Современные технологии документооборота в бизнесе, производстве и управлении: сб. ст. – М., 2018. – С. 105–108.
26. Карпенко, А. А. Проблема организации кадрового делопроизводства в малых предприятиях / А. А. Карпенко, А. С. Ахтямова // Проблемы модернизации экономики территориальных систем Российской Федерации: сб. науч. тр. – М., 2019. – С. 230–234.
27. Колобова, С. Правовые вопросы документирования прекращения трудовых отношений / С. Колобова // Человек и труд. - 2015. - № 6. - С. 79-82.
28. Корнеева, Е. И. Совершенствование кадрового делопроизводства / Е. И. Корнеева // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: сб. науч. ст. – М., 2015. – С. 94–96.
29. Лукашевич, Л. В. Особенности оформления и роль копий документов в документировании трудовых отношений / Л.В. Лукашевич // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2019. – № 1. – С. 57–61.
30. Макаров, И. А. Совершенствование документирования трудовых отношений в России / И. А. Макаров // Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда: материалы конф. – М., 2017. – С. 125–133.
31. Макарычева, О. Э. Порядок оформления документов при приеме на работу, переводе и увольнении / О. Э. Макарычева // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы семинара. – М., 2018. – С. 118–121.
32. Маслова, Л. Т. Проблемы кадрового документооборота и их решения / Л. Т. Маслова // Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право: сб. науч. тр. – М., 2011. – С. 179–181.
33. Наурбиева, Е. C. Документирование предоставления отпуска без сохранения заработной платы в государственных организациях и учреждениях Российской Федерации / Е. С. Наурбиева // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сб. ст. конференции / отв. ред. Д. А. Погонышев. – Нижневартовск, 2019. – С. 232–234.
34. Павловская, О. Ю. Правовое обеспечение кадрового делопроизводства: учебник / О. Ю. Павловская. – М.: Юрайт, 2019. – 213 с.
35. Программы для автоматизации кадровой деятельности: Мини-Кадры, Лайтик-Кадры, Корс-Кадры [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kors-soft.ru/instr/kdr1/instr.htm (дата обращения: 21.04.2020).
36. Пустозёрова, В.М. Все приказы по кадрам и сопровождающие документы с учётом новых поправок / В. М. Пустозёрова. – М.: Бюро печати, 2020. – 144 с.
37. Семенихин, В. В. Кадровое делопроизводство / В. В. Семенихин. – М.: ГроссМедиа, 2016. – 588 с.
38. Ситникова, Е. Г. Оформление трудовых отношений в организации: правовой и делопроизводственный аспект / Е.Г. Ситникова // Библиотечка «Российской газеты». – 2016. – № 3. – С. 90–108.
39. Софт для отдела кадров и системы автоматизации [Электронный ресурс]. – URL: https://andysoftware.com/ru/kp/ (дата обращения: 21.04.2020).
40. Тихомиров, М. Ю. Документы в кадровом делопроизводстве / М. Ю. Тихомиров. – М., 2019. – 192 с.
41. Тотолян, Л. А. Расчёт экономического эффекта автоматизациями деятельности предприятия / Л. А. Тотолян, А. С. Кузьминых, Г. С. Орехов // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 4–1. – С. 205–208.
42. Туктарова, Ю. Р. Совершенствование кадрового делопроизводства с введением электронных трудовых договоров / Ю. Р. Туктарова // Цивилизация знаний: российские реалии: труды XX Международной научной конференции. – М., 2019. – С. 779–785.
43. Усова, А. В. Типичные трудности при документировании трудовых отношений / А. В. Усова // Экономика России в XXI веке: сб. науч. тр. – Томск, 2014. – С. 345–349.
44. Филина, Ф. Н. Практический универсальный справочник работника кадровой службы / Ф. Н Филина. –М., 2018. – 189 с.
45. Электронные документы на кадровой службе: новые правила и решения [Электронный ресурс]. – URL: https://hr-portal.ru/article/elektronnye-dokumenty-v-kadrovoy-sluzhbe-novye-pravila-i-resheniya (дата обращения: 21.04.2020).
46. Янкович, Ш. А. Делопроизводство в кадровой службе: учебник / Ш. А. Янкович. – М.: Юнити–Дана, 2019. – 330 с.