Оснащение транспортных и рыбопромысловых речных судов высокоэффективными дизель-генераторами и комбинированными судовыми агрегатами, а также созданными на их базе главными дизельными энергетическими установками (ДЭУ) для рабочих и спасательных шлюпок морских судов, требует совершенствования судовых малоразмерных дизелей (СМД) Ч8,5/11 и Ч9,5/11. Их эффективность оценивается по мощности, топливной экономичности, оперативности ввода в действие и ресурсу. Сокращение оперативности ввода в действие, за счет улучшения пусковых качеств является принципиально важной задачей, актуальность которой обусловлена:
– общими тенденциями развития малоразмерных дизелей в области организации высокоэкономичного рабочего процесса путем использования камер сгорания в поршне;
– отсутствием исследований посвященных пусковым качествам малоразмерных дизелей с цилиндрической камерой сгорания в поршне.
– специфическими особенностями, связанными с малыми размерами камеры и цилиндра, и трудностями использования вспомогательных средств облегчения пуска для ряда модификаций дизелей Ч8,5/11 и Ч9,5/11.
Цель работы и задачи исследований.
Целевой установкой диссертации является решение актуальной научно-технической задачи – улучшение пусковых качеств дизеля с цилиндрической камерой в поршне путем их исследования и совершенствования. В ходе реализации поставленной цели предусматривается разработка теоретических положений и экспериментального подтверждения улучшения пусковых качеств СМД.
Задача улучшения пусковых качеств требует решения ряда научно-технических подзадач:
1. Проведения теоретических исследований особенностей процессов наполнения и сжатия заряда воздуха и испарения топлива в режиме пуска малоразмерного дизеля с цилиндрической камерой в поршне для определения:
– количества топлива испарившегося в объеме камеры и с холодной стенки;
– количества заряда воздуха в камере сгорания в конце такта сжатия;
– коэффициента избытка воздуха в камере сгорания.
2. На основе анализа полученных принципиальных закономерностей найти целесообразные технические решения и их рациональные пределы применения для улучшения пусковых качеств СМД.
3. Экспериментальное исследование:
– влияния различных конструктивных и регулировочных параметров и средств облегчения воспламенения топлива и облегчения проворачивания коленчатого вала на пусковые качества с целью определения оптимальных пусковых регулировок СМД;
– показателей рабочего цикла СМД с оптимальными пусковыми регулировками, особенно при работе его на долевых нагрузках, преобладающих в эксплуатации.
4. Разработать научно-обоснованные рекомендации для улучшения собственных пусковых качеств СМД, а также для выбора, наиболее рациональных средств облегчения воспламенения топлива и проворачивания коленчатого вала в режиме пуска.