Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГАЗООБМЕНА В ПОРШНЕВЫХ ДВС ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГАЗОДИНАМИКИ И ТЕПЛООБМЕНА ПОТОКОВ ВО ВПУСКНЫХ И ВЫПУСКНЫХ КАНАЛАХ

Работа №102405

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

теплоэнергетика и теплотехника

Объем работы433
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ .... 14
1.1. Традиционные методики исследований процессов в газовоздушных
трактах поршневых ДВС 15
1.2. Газодинамические и теплообменные характеристики процессов
газообмена поршневых ДВС 31
1.3. Выводы и постановка задач исследования 52
2. ТЕПЛОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРОЦЕССОВ ВО ВПУСКНЫХ И
ВЫПУСКНЫХ КАНАЛАХ 59
2.1. Характерные времена переходных процессов при нестационарном
течении газов в круглых каналах 62
2.2. Учет нестационарности процессов во впускных и выпускных каналах
поршневых двигателей 84
2.3. Потенциал совершенствования качества газообмена в поршневых ДВС .. 89
2.4. Выводы 91
3. .ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ И РАСХОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССОВ ГАЗООБМЕНА ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ .. 93
3.1. Методика, экспериментальные установки и система сбора данных для
исследования процессов газообмена в поршневых ДВС 93
3.2. Газодинамические и расходные характеристики процессов газообмена в
двигателях без наддува 121
3.3. Газодинамические и расходные характеристики процессов газообмена в
двигателях с наддувом 147
3.4. Верификация лабораторных данных о процессах газообмена на
действующем двигателе 174
3.5. Направления совершенствования процессов газообмена
в поршневых ДВС 181
3.6. Выводы 221
4. ЛОКАЛЬНАЯ ТЕПЛООТДАЧА В ГАЗОВОЗДУШНЫХ ТРАКТАХ
ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 225
4.1. Экспериментальные установки и измерительная система для определения
локального коэффициента теплоотдачи 225
4.2. Мгновенный локальный коэффициент теплоотдачи в газовоздушных
трактах поршневых двигателей без наддува 232
4.3. Мгновенный локальный коэффициент теплоотдачи в газовоздушных
трактах поршневых двигателей с наддувом 261
4.4. Совершенствование теплообменных характеристик процессов газообмена
поршневых двигателей внутреннего сгорания 278
4.5. Выводы 300
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО¬
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 302
5.1. Конструктивные исполнения газовоздушных трактов поршневых
двигателей внутреннего сгорания 302
5.2. Математическое моделирование рабочего процесса двигателя 8ЧН 21/21 с
учетом газодинамической нестационарности 321
5.3. Энерго- и ресурсосбережение на основе совершенствования процессов
газообмена в поршневых двигателях 337
5.4. Выводы 343
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 346
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 348
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 350
ПРИЛОЖЕНИЯ 378
Приложение 1. Оценка погрешности измерений 379
Приложение 2. Физико-математическое моделирование рабочего процесса автомобильного двигателя 2Ч 8,2/7,1 383
Приложение 3. Общая теория термической анемометрии 402
Приложение 4. Расчет рабочего процесса автомобильного двигателя 2Ч 8,2/71 с модернизированными впускными и выпускными трубопроводами 414
Приложение 5. Справка о внедрении ПАО «Уралмашзавод» 430
Приложение 6. Справка о внедрении ОАО «Машиностроительный завод имени
М.И.Калинина» 431
Приложение 7. Справка о внедрении ООО «Уральский дизель-моторный завод» 432
Приложение 8. Справка о внедрении Промышленная группа «Генерация» 433

Известно, что около 80 % всей мировой энергии производится поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ДВС). В зависимости от региона суммарная мощность поршневых ДВС превышает совокупную мощность тепловых электрических станций в 5,5-10 раз. Поэтому совершенствование рабочих процессов, отработка систем и элементов конструкций ДВС с целью повышения их технико-экономических показателей является одной из актуальных задач мировой энергетики.
Исследованию тепломеханических характеристик течения газов во впускном и выпускном трубопроводах уделяется недостаточное внимание. Это объясняется тем, что совершенствование процессов в камере сгорания, безусловно, является более результативным с точки зрения повышения технико-экономических показателей двигателей. Однако на данный момент двигателестроение достигло такого уровня развития, что улучшение любого показателя поршневого ДВС даже на несколько десятых процента является серьезным достижением для специалистов. Поэтому повышение качества процессов газообмена (увеличение коэффициента наполнения и снижение коэффициента остаточных газов), а также изучение газо-динамики и теплообмена в газовоздушных трактах ДВС представляется другим перспективным научно-техническим направлением в развитии двигателестроения.
Известно, что процессы в газовоздушных трактах современных двигателей являются высокочастотными и нестационарными. Периоды газообмена составляют сотые и даже тысячные доли секунды. Характеристики потоков газа в трубопроводах двигателей изменяются с частотой до 100 Гц и более. Поэтому на сегодняшний день изучение тепломеханических характеристик течения газов в газовоздушных трактах в стационарных условиях и/или с помощью квазистационарных подходов численным моделированием является не перспективным. Вместе с тем, литературные данные об оценке и учете влияния газодинамической нестационарности на тепломеханические характеристики газовых потоков весьма ограничены и противоречивы, а устоявшиеся методологические подходы и существующая приборно-измерительная база не в полной мере способствуют развитию исследований процессов в нестационарных условиях. Таким образом, решение рассматриваемых проблем является актуальной задачей развития науки и техники.
Степень разработанности. изучения структуры нестационарных (пульсирующих) течений, теоретическими и экспериментальными подходами к описанию газодинамических и тепловых процессов в нестационарных течениях, а также экспериментальными и физико-математическими исследованиями в турбулентных не-стационарных потоках активно занимались следующие специалисты: В. М. Краев, Н. И. Михеев, В. М. Молочников, И. А. Давлетшин (исследований потоков в условиях газодинамической нестационарности), А. В. Фафурин, В. В. Кузьмин, М. М. Григорьев (классификации турбулентных пульсирующих течений), С. А. Ис¬аев, Е. П. Валуева (комплексное исследование турбулентных течений методами численного моделирования), В. И.Терехов, Д. М. Маркович, С. З. Сапожников, И. А. Попов, С. И. Шторк, И. О. Хинце, И. Л. Повх, П. Брэдшоу, П. Фреймут (экспериментальные методы измерений нестационарных течений). Авторами показано, что квазистационарные методы исследования имеют ограниченную область применения; экспериментальное изучение нестационарных турбулентных течений имеет специфические особенности и предъявляет высокие требования к средствам измерений; существуют сложности применения численных методов к нестационарным пульсирующим течениям, которые заключаются в проблеме создания базовой математической модели турбулентного потока, а также в использовании динамических расчетных сеток.
Развитием теории рабочих процессов поршневых двигателей и, в частности, изучением газодинамики и теплообмена в газовоздушных системах активно занимались многие отечественные и зарубежные специалисты. Существенный вклад в создании и развитии этого направления внесен работами А. С. Орлина (методы рас-чета процессов газообмена), М. Г. Круглова, Ю. А. Гришина, Л. В. Грехова, В. Г. Дьяченко (нестационарные газодинамические процессы), С. Г. Роганова, Г. Н. Мизернюка (газовый анализ), Н. А. Иващенко (конструирование и расчет поршневых ДВС), Р. З. Кавтарадзе (теплообмен), М. М. Вихерта, Ю. Г. Грудского, Б. Х. Драганова, В. С. Обухова (оптимизация впускных и выпускных систем), А. А. Балашова, А. Е. Свистулы (модернизация газовоздушных систем), Б. А. Шароглазов (моделирование рабочих процессов поршневых ДВС), В. С. Кукиса (модернизация конструкции поршневых двигателей и силовых установок) и др.
Целью работы является уточнение физического механизма высокочастотных, пульсирующих течений и установление закономерностей изменения газодинамических и тепловых характеристик потоков во впускных и выпускных каналах от геометрических и режимных факторов в условиях газодинамической нестационарности для повышения качества газообмена в поршневых ДВС и на этой основе раз-работка проектно-внедренческих решений, способствующих повышению технических показателей двигателей.
Задачи исследования:
1. Установить степень газодинамической нестационарности газовых потоков во впускных и выпускных трубопроводах поршневых ДВС и на этой основе провести анализ ее влияния на локальную теплоотдачу;
2. Разработать методики исследования тепломеханических процессов во впускных и выпускных трубопроводах поршневых двигателей с учетом газодинамической нестационарности;
3. Выявить физические особенности газодинамических условий теплоотдачи высокочастотного, пульсирующего потока в газовоздушных трактах двигателей;
4. Установить влияние конфигурации газовоздушных трактов и наличия дополнительных элементов в системах впуска и выпуска (компрессора и турбины, фильтра, глушителя) на газодинамические и тепломеханические характеристики газовых потоков в поршневых ДВС;
5. Выявить особенности тепломеханических характеристик газовых потоков во впускном и выпускном трубопроводах поршневых ДВС с турбонаддувом и без него, а также установить зависимости изменения мгновенных значений скорости, давления и локального коэффициента теплоотдачи потоков в газовоздушных трактах ДВС при разных режимах работы поршневого двигателя и турбокомпрессора;
6. Получить и обобщить экспериментальные данные по мгновенному локальному коэффициенту теплоотдачи в газовоздушных трактах поршневого ДВС с турбонаддувом и без него;
7. На основе полученных данных, выполнить в специализированных программных комплексах математическое моделирование рабочих процессов полно-размерных поршневых двигателей с учетом газодинамической нестационарности процессов во впускных и выпускных трубопроводах с целью оценки влияния совершенствования газообмена на технико-экономические показатели ДВС;
8. Разработать проектно-внедренческие решения для предлагаемых способов повышения качества газообмена в двигателях: увеличения расхода воздуха через впускную систему (повышения коэффициента наполнения) и улучшения очистки цилиндров от отработавших газов (снижения коэффициента остаточных газов).
Научная новизна основных положений диссертационной работы:
а) по специальности 01.04.14 - «Теплофизика и теоретическая теплотехника»:
- предложена методология исследования тепломеханических характеристик потоков в газовоздушных трактах поршневых двигателей в условиях газодинамической нестационарности (ускорения и замедления газовых потоков);
- разработана сравнительная методика для оценки степени нестационарности переходных процессов газовых потоков в трубопроводах на основе характерных времен (время восстановления и время релаксации);
- показаны особенности закономерностей изменения локального коэффициента теплоотдачи при нестационарном течении газов во впускных и выпускных трубопроводах поршневых двигателей внутреннего сгорания; установлено, что снижение интенсивности локальной теплоотдачи пульсирующего газового потока во впускных и выпускных трубопроводах находится в диапазоне 1,2-2,5 по сравнению со стационарным течением; предложен способ учета влияния газодинамической нестационарности течений в трубопроводах на локальную теплоотдачу;
- установлены основные закономерности изменения мгновенных значений местных скорости и давления, а также локального коэффициента теплоотдачи в газовоздушных трактах поршневого ДВС с турбонаддувом и без него при разных ре-жимах работы двигателя и турбокомпрессора; показано, что процессы газообмена в двигателях с наддувом имеют существенно другую тепломеханическую природу и, соответственно, для их улучшения необходимо разрабатывать специальные меры совершенствования процессов при впуске и выпуске;
- получены эмпирические уравнения для расчета мгновенного локального коэффициента теплоотдачи ах во впускном и выпускном трубопроводах разной конфигурации для поршневых ДВС с турбонаддувом и без.
б) по специальности 05.04.02 - «Тепловые двигатели»:
- предложены проектно-внедренческие решения по увеличению расхода рабочего тела через цилиндры поршневых ДВС (максимальное увеличение коэффициента наполнения на 22 %) и по улучшению очистки цилиндра от отработавших газов (максимальное снижение коэффициента остаточных газов на 24 %) путем поперечного и продольного профилирования впускного и выпускного трубопроводов поршневых ДВС без наддува (что приводит к повышению мощности двигателя до 14 % при фактически неизменном удельном расходе топлива);
- разработан способ уменьшения амплитуд пульсаций давления и скорости газового потока (максимум до 2,5 раз) во впускном трубопроводе поршневого ДВС с турбонаддувом, а также способ снижения локального коэффициента теплоотдачи в нем (в среднем на 20 %), что позволит улучшить равномерность работы цилиндров многоцилиндрового двигателя, снизить уровень аэродинамического шума и повысить надежность двигателя в целом;
- выполнено физико-математическое моделирование рабочих процессов полноразмерных двигателей с учетом конфигурации газовоздушных трактов и газодинамической нестационарности при впуске и выпуске с помощью программных комплексов Дизель-РК (МГТУ имени Н. Э. Баумана) и ACTUS (ABB Turbo Systems); на основе модельно-ориентированного проектирования проведен системный анализ влияния газодинамического совершенствования впускных и выпускных трубопроводов на технические показатели поршневых ДВС.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:
1) в области двигателестроения разработаны оригинальные проектно-внедренческие решения для впускных и выпускных систем двигателей (защищенные патентами РФ), повышающие технико-экономические показатели двигателей (за счет улучшения заполнения цилиндра воздухом и очистки цилиндра от отработавших газов);
2) в области приборной техники для теплофизического эксперимента - разработана и реализована электронная схема термоанемометра постоянной температуры, которая защищена патентом РФ;
3) в области инженерной теплофизики разработан метод учета тепломеханической нестационарности при расчете локального коэффициента теплоотдачи в цилиндрических каналах;
4) в сегменте проектных расчетов получены и обобщены данные по интенсивности мгновенной локальной теплоотдачи в газовоздушных трактах поршневых ДВС необходимые для:
- расчета величины подогрева воздуха и охлаждения отработавших газов при впуске и выпуске;
- определения динамики распределения температурных напряжений в деталях и узлах трактов и, соответственно, нахождения температурных напряжений в них.
Комплекс созданных экспериментальных методик и результатов физико-математического моделирования, совокупность опытных и аналитических данных, расчетных формул и гистограмм расширяет базу знаний о теплофизических процессах при течении газовых потоков в условиях нестационарности, создает основу для раз-работки инженерных методов расчета впускных и выпускных систем двигателей, а также дополняет и уточняет теоретические и прикладные представления о газодинамике и локальной теплоотдаче потока газов при впуске и выпуске, что необходимо для модернизации существующих и разработки новых конструкций перспективных поршневых ДВС.
Методология и методы диссертационного исследования. В диссертации экспериментально исследовалась газодинамика и теплообмен потоков газа в газовоздушных трактах поршневых двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом и без него на основе подходов, принятых к изучению нестационарных течений. Пульсирующий газовый поток создавался с помощью моделирующих устройств и клапанных механизмов натурных поршневых ДВС. Натурные экспериментальные стенды представляли собой одноцилиндровые модели двигателя внутреннего сгорания размерности 8,2/7,1. Верификация опытных данных, полученных на моделях, осуществлялась на действующем поршневом двигателе 2ЧН 8,2/7,1. Для исследования тепломеханических характеристик газовых потоков во впускных и выпускных системах поршневых ДВС за основу был выбран метод термоанемометрирования. Для его реализации разработана оригинальная схема термоанемометра постоянной температуры (патент РФ № 81338), которая учитывала особенности пульсирующих течений, характерные для газовоздушных систем поршневых ДВС.
Оценка эффективности разработанных методов газодинамического совершенствования газовоздушных трактов на совершенство рабочего процесса полноразмерных поршневых ДВС с турбонаддувом и без него производилась с помощью математического моделирования в специализированных программных комплексах Дизель-РК (МГТУ им. Н.Э. Баумана) и ACTUS (ABB Turbo Systems), а также с помощью аналитических методов, разработанных профессором Б. А. Шароглазовым.
Основные положения, выносимые на защиту:
- методики (и их аппаратное оформление) определения мгновенных значений местных скорости, давления и расхода нестационарного газового потока в трубопроводах различной конфигурации, а также интенсивности мгновенной локальной теплоотдачи в них;
- методику определения степени газодинамической нестационарности газовых потоков в цилиндрических каналах на основе сопоставления характерных времен (времени восстановления и времени релаксации) с продолжительностью переходного процесса;
- экспериментальные данные и их обобщение по газодинамике и локальной теплоотдаче в газовоздушных трактах поршневых ДВС с турбонаддувом и без него в виде гистограмм и эмпирических уравнений;
- комплекс конструкторских рекомендаций по улучшению тепломеханических характеристик газовых потоков в газовоздушных трактах ДВС за счет увеличения расхода воздуха через впускную систему и улучшения очистки цилиндра от отработавших газов поршневого двигателя с целью повышения технико-экономических показателей поршневых двигателей с турбонаддувом и без;
- результаты математического моделирования рабочих циклов полноразмерных двигателей с учетом конфигурации газовоздушных трактов и газодинамической нестационарности процессов при впуске и выпуске;
- результаты апробации и внедрения результатов проведенных научных ис-следований на промышленных предприятиях.
Достоверность результатов основывается на использовании апробированного прикладного программного обеспечения для выполнения комплексных рас-четных исследований и обработки экспериментальных данных, а также надежности экспериментальных данных, что обуславливается сочетанием независимых методик исследования и воспроизводимостью результатов измерений, применением комплекса современных методов исследования, выбором измерительной аппаратуры с соответствующим метрологическим обеспечением, ее систематической поверкой и тарировкой, а также хорошим согласованием опытных данных на уровне пилотных экспериментов с результатами других авторов.
Апробация работы. Результаты, вошедшие в диссертацию, докладывались и обсуждались на следующих научных мероприятиях: научно-технической конференции «Повышение эффективности колесных и гусеничных машин многоцелевого назначения» (Челябинск, ЧВВАКИУ, 2008, 2010); международной научно-технической конференции «Многоцелевые гусеничные и колесные машины: актуальные проблемы теории, практики и подготовки кадров» (Челябинск, ЮУрГУ, 2011); научно-техническом семинаре кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» (Челябинск, ЮУрГУ, 2012); I и II Международной научно-технической конференции «Пром-Инжиниринг» (Челябинск, ЮУрГУ, 2016, 2017); на научно-технических советах при ООО «Уральский дизель-моторный завод» (Екатеринбург, 2009, 2012-15); научных семинарах кафедр «Турбины и двигатели» и «Теплоэнергетика и теплотехника» (Екатеринбург, УрФУ, 2006-15); всероссийской научно-практической конференции «Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» (Екатеринбург, УрФУ, 2009 и 2011); X, XI Всероссийских научно-технических конференциях «Проблемы и достижения автотранспортного комплекса» (Екатеринбург, УГЛТУ, 2012, 2013); международной конференции «Двигатель-2010» (Москва, МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2010); шестой российской национальной конференции по теплообмену (Москва, МЭИ, 2014); заседании кафедры «Поршневые двигатели» (Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016); научно-технической конференции «Развитие двигателестроения в Рос-сии» (Санкт-Петербург, 2009); межотраслевой научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития поршневых ДВС» (Санкт-Петербург, СПбГМТУ, 2010); 2-6-й Всероссийских межотраслевых научно-технических конференциях «Актуальные проблемы морской энергетики» (Санкт-Петербург, СПбГМТУ, 2013-2017); научно-техническом семинаре кафедры «Теоретические основы теплотехники» (Санкт-Петербург, СПбГПУ, 2015); VIII mezinarodni vedecko - prakticka conference «Aktualni vymozenosti vedy» (Praha, 2012); 8-а международна научна практична конференция «Новини на научния прогрес» (Болгария, София, 2012); IX mezinarodni vedecko - prakticka konference «Aplikované vedecké novinky» (Praha, 2013); «Национальный конгресс по энергетике 2014» (Казань, КГЭУ, 2014); I Международной конференции «Электротехника. Энергетика. Машиностроение» (Новосибирск, НГТУ, 2014); VII Международная конференция молодых ученых «Электротехника. Электротехнология. Энергетика» (Новосибирск, НГТУ, 2015); научно-техническом семинаре Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН (Новосибирск, 2015); XIV Всероссийской школе-конференции молодых ученых «Актуальные вопросы теплофизики и физической гидрогазодинамики» (Новосибирск, ИТ им. С.С. Кутателадзе СО РАН, 2016); XIX, XX и XXI Школах-семинарах молодых ученых и специалистов под руководством академика А. И. Леонтьева «Проблемы газодинамики и тепломассообмена в энергетических установках» (Орехово- Зуево, Звенигород, Московская область, 2013, 2015, 2017); 12 th International CDIO Conference (Turku, Finland, 2016); научно-техническом семинаре ABB Turbo Sys-tems (Baden, Swissland, 2015).
Основные результаты диссертации опубликованы в 72 научных и учебных изданиях (из них 24 относятся к изданиям, рекомендуемым ВАК для опубликования результатов при защите докторских диссертаций), в том числе в 1 монографии, 2 статьях в журналах, индексируемых базами данных Scopus и WoS, 6 патентах РФ, а также в 4 учебных пособиях.
Диссертация была выполнена на кафедрах «Теплоэнергетика и теплотехника» и «Турбины и двигатели» Уральского энергетического института УрФУ.
Автор выражает благодарность своему научному консультанту профессору Жилкину Борису Прокопьевичу и заведующему кафедрой «Турбины и двигатели» Бродову Юрию Мироновичу за ценные советы, доброжелательное отношение, конструктивные дискуссии, всестороннюю поддержку и плодотворную совместную работу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертационной работе разработаны оригинальные методики исследования тепломеханических процессов в газовых потоках в условиях газодинамической не- стационарности, а также спроектирован, изготовлен и отлажен комплекс натурных лабораторных и промышленных установок для исследования газодинамических и тепломеханических характеристик течений в газовоздушных трактах поршневых ДВС с турбонаддувом и без него. Проведенный комплекс исследований позволил сформулировать основные выводы по работе:
- Показано, что процессы в трубопроводах ДВС во время впуска и выпуска протекают с высокой степенью нестационарности, что и определяет механизм теплопереноса;
- Предложена методология исследования интенсивности локальной теплоотдачи нестационарных, пульсирующих потоков в газовоздушных трактах поршневых двигателей, а также метод учета газодинамической нестационарности при расчете локального коэффициента теплоотдачи;
- Установлено, что снижение интенсивности локальной теплоотдачи пульсирующего газового потока во впускных и выпускных трубопроводах находится в диапазоне 1,2-2,5 по сравнению со стационарным течением;
- Выявлены закономерности влияния дополнительных конструктивно - функциональных узлов впускных и выпускных трактов (в частности, компрессора и турбины турбокомпрессора системы наддува, фильтрующих элементов) на газо-динамические и тепломеханические характеристики газовых потоков в поршневом ДВС; показано, что наличие фильтра приводит к сглаживанию амплитуд пульсаций скорости и давлений потока с одновременным увеличением гидравлического со-противления трактов;
- Установлено влияние конфигурации впускного и выпускного трубопроводов поршневого двигателя без наддува на газодинамические, расходные и тепло-обменные характеристики газовых потоков в них; предложены способы улучшения показателей качества газообмена на основе поперечного профилирования трубопроводов (максимально достигнутый эффект заключается в повышении коэффициента наполнения вплоть до 22 % и снижении коэффициента остаточных газов до 24 % на отдельных режимах работы двигателя); расчетно-аналитическая оценка пока-зала, что профилирование газовоздушных трактов приводит к повышению мощности ДВС (до 14 %) при фактически неизменном удельном расходе топлива (± 1,0 %) и уменьшению (в среднем на 10-12 %) тепломеханических нагрузок на основные детали и узлы впускных и выпускных трактов; технические решения на предлагаемые способы повышения качества газообмена защищены патентами Российской Федерации;
- Установлены основные закономерности изменения мгновенных значений местных скорости, давления и локального коэффициента теплоотдачи в газовоздушных трактах поршневого ДВС с турбонаддувом и без него при разных режимах работы двигателя и турбокомпрессора; на основе этих данных разработан способ уменьшения (до 2,5 раз) амплитуд пульсаций местных давления и скорости потока газа во впускном трубопроводе поршневого ДВС с турбонаддувом, а также способ снижения (в среднем на 20 %) локального коэффициента теплоотдачи потока в нем, что позволит снизить различия в работе цилиндров многоцилиндровых ДВС, увеличить КПД компрессора, понизить уровень шума, а также повысить надежность двигателя в целом;
Получены эмпирические уравнения для расчета мгновенных локальных коэффициентов теплоотдачи и коэффициента мобильности теплоотдачи для впускного и выпускного трубопроводов поршневых ДВС с турбонаддувом и без него при разных режимах работы двигателя и турбокомпрессора;
- На основе собственных экспериментальных данных проведено комплексное математическое моделирование рабочего процесса полноразмерных поршневых двигателей с учетом газодинамической нестационарности процессов во впускных и выпускных трубопроводах; подтверждена эффективность разработанных способов модернизации впускных и выпускных систем ДВС; представлены сравнительные таблицы технико-экономических параметров исходных и модернизированных двигателей 2Ч 8,2/7,1 и 8ЧН 21/21;
- В итоге сформулировано перспективное направление дальнейших исследований процессов в газовоздушных трактах, в частности, изучение взаимосвязи процессов впуска и выпуска.



1. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учеб. / В. Н. Луканин, А. С. Хачиян, К. А. Морозов и др.; Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 1995. 319 с.
2. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.; Под ред. А. С. Орлина и М. Г. Круглова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1983. 372 с.
3. Карасик А. Б. Конструирование и оценка прочности основных деталей двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие / А. Б. Карасик. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. 265 с.
4. Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. для вузов / А. С. Хачиян, К. А. Морозов, В. Н. Луканин и др.; Под ред. В. Н. Луканина. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1985. 311 с.
5. Иванов А. М. Основы конструкции автомобиля / А. М. Иванов, В. В. Гаевский, А. Н. Солнцев. М. ООО «Книжное издательство «За рулем», 2005. 336 с.
6. Глаголев Н. М. Тепловозные двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины / Н. М. Глаголев, А. А. Куриц, В. В. Водолажченко, Е. Т. Бартош. 2 -е издание, перераб. и доп. М. Транспорт, 1965. 400 с.
7. Быстроходные поршневые двигатели внутреннего сгорания / Н. Х. Дьяченко, С. Н. Дашков, Ю. И. Будыко, П. М. Белов, В. С. Мусатов; Под ред. . Х. Дьяченко. М.: Ленинград, 1962. 360 с.
8. Дизели: Справочник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова и др. Л.: Машиностроение, 1977. 480 с.
9. Драганов Б. Х. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей внутреннего сгорания / Б. Х. Драганов, М. Г. Круглов, В. С. Обухова. К.:Вища школа. Головное изд-во, 1987. 175 с.
10. Вихерт М. М. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей / М.М. Вихерт, Ю.Г. Грудский. М.: Машиностроение, 1982. 151 с.
11. Круглов М. Г. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / М. Г. Круглов, А. А. Меднов. М.: Машиностроение, 1988. 360 с.
12. Calculation of three-dimensional current in input pipe of cylinder head of diesel / Liu Botang, Gan Xianshan, Zou Guoping, Hu Jingrong. // Huazhong Univ. Sci. abd Technol, 1999, Vol. 27, № 11. Р. 42-44.
13. Halliday J. Simulation of engine internal flows using digital physics: Recontres sci. FP “Model multidimensionnelle écoulements mot.», Rueil-Malmaison, 3-4 dec., 1998 / Halliday J., Teixeira C., Alexander C. // Oil and Gas Sci. and Techn.: Rev. Inst. fr. Petrole, 1999, Vol. 54, № 2. P. 187-191.
14. CDF based shape optimization of IC engine: Recontressci: IFP «Model multi-dimensionnelle ecoulements mot.», Ruel-Malmaison, 3-4 dec., 1998 / N. Trigui, V. Griaznov, H. Affes, D. Smith // Oil and Gas: Rev. Inst. fr. petrole. 1999. Vol. 54, № 2. P. 297-307.
15. Адаляев А. Ю. Влияние степени закрутки заряда в камере сгорания дизеля
на образование оксидов азота / А. Ю. Адаляев // Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей: Материалы
9 Международной научно-практической конференции, Владимир, 2003. С. 61-64.
16. Драгомиров С. Г. Теоретический анализ процесса смесеобразования в закрученных потоках / С. Г. Драгомиров // Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС: материалы 8 Международной научно-практической конференции, 2001. C. 136-138.
17. Голев Б. Ю. Метод исследования газодинамических процессов в каналах поршневого двигателя / Б. Ю. Голев, В. В. Эфрос // Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения: Труды Международной научно -технической конференции (26-28 апреля 2006, г. Челябинск). Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. 353 с.
18. Эфрос В. В. Численное исследование впускных каналов / В. В. Эфрос, Б. Ю. Голев // Двигателестроение № 4, 2007. C. 24-27.
19. Stanski Uwe. Rechnergestutze Ladungswechselauslegugn / Stanski Uwe, Melcher Theo, Berthold Joachim // MTZ: Motortechnische Zeitschrift, 1985, Vol. 46, № 12. P. 491-496.
20. Dadone A. Sul calcolo dei condotti di scarico di un monocilindro / A. Dadone // ATZ: Automobiltechnische Zeitschrift, 1979, Vol. 32, № 1. P. 24-28.
21. Рудой Б. П. Донное давление газов в выпускных трактах ДВС на расчетных и нерасчетных режимах нестационарного течения / Б. П. Рудой, А. К. Хамидуллин // Двигателестроение, №12, 1986. С. 12.
22. Рудой Б. П. Математическая модель течения газов в эжекторных системах выпускного тракта ДВС / Б. П. Рудой, А. К. Хамидуллин // Двигателестроение, 1982, № 10. С. 15-17.
23. Онищенко Д. О. Моделирование теплового состояния крышки цилиндра и клапанов дизеля / Д. О. Онищенко, С. А. Панкратов // Вестник МГТУ им. Баумана, 2013, №4. С. 94-108.
24. Коробко В. В. Численное моделирование процессов в переходнике датчика кислорода и в выпускном коллекторе ДВС / В. В. Коробко, С. В. Коробко // Двигатели внутреннего сгорания, 2009, № 2. С. 23-27.
25. Алехин С. А. Модернизация преобразователя импульсов для выпускной системы двухтактных дизелей типа 6ТД / С. А. Алехин, И. А. Краюшкин, В. А. Опалев // Двигатели внутреннего сгорания, 2007, № 2. С. 48-51.
26. Терегулов Т. И. Программный пакет ALLBEA: расчетный анализ и синтез характеристик газообмена дизеля с турбонаддувом / Т. И. Терегулов, А. А. Черно-усов // Двигателестроение, 2013, № 3. С. 28-32.
27. Гришин Ю. А. Численное моделирование газообмена двухтактных двигателей / Ю. А. Гришин // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение, 2009, № 2. С. 36-44.
28. Кухаренок Г. М. Рабочий процесс высокооборотных дизелей. Методы и средства совершенствования / Г. М. Кухаренок. Минск: БГПА, 1999. 180 с.
29. Портнов Д. А. Быстроходные турбопоршневые двигатели с воспламенением от сжатия. Теория, рабочий процесс и характеристики / Д. А. Портнов. М.: Машгиз, 1963. 640 с.
30. Глаголев Н. М. Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания. Новый метод расчета / Н. М. Глаголев. М.: Машгиз, 1950. 480 с.
31. Двигатели внутреннего сгорания. Рабочие процессы в двигателях и их аг-регатах. Под ред. А.С. Орлина. 2-е изд., Т. 1. М.: Машгиз, 1957. 396 с.
32. Рикардо Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания. Перевод с английского Ю. Л. Еганяна, В. И. Ивина и М. Г. Круглова. Под общей редакцией М. Г. Круглова. М.: ГНТИ Машиностроительной литературы, 1960. 411 с.
33. Засс Фр. Бескомпрессорные двигатели Дизеля со струйным смесеобразованием. Пер. с нем. Второе, переработанное, издание. М.: ОНТИ, 1935. 448 с.
34. Лазурко А. А. Измерения и моделирование при проектировании газовоздушных систем ДВС / А. А. Лазурко, С. С. Соколов // Двигателестроение, 1984, № 1. С. 23-27.
35. Jenny E. Uni dimensional transient flow with consideration of friction, heat transfer, and change of section / E. Jenny // Brown Boveri Review. 1950, Vol. 37, № 11. P. 447-461.
36. Gazeaux J. Characterization of swirl under steady flow in a single cylinder die-sel engine with different inlet conditions / J. Gazeaux, D. G. Thomas // Entropie, 2001, Vol. 37, № 234. Р. 12-19.
37. Simulation of air charge flow on intake stroke of diesel engine / Mei De-qing, Sun Ping, Cai Yi-xi, Gong Xion-mei, Miao Yue-chuan, Wang Wei-feng, Jiangsu daxue xuebao, Ziran kexue ban, J. Jiangsu // Univ. Natur. Sci., 2002, Vol. 23, № 4, Р. 12-15.
38. Янович Ю. В. Оценка адекватности расчетного исследования течения во впускном трубопроводе двигателя / Ю. В. Янович // Фундаментальные и приклад-ные проблемы совершенствования поршневых двигателей: Материалы 9 Междуна-родной научно-практической конференции, Владимир, 2003. С. 267-271.
39. Kang Kern Y. The effect of intake valve alignment on swirl generation in a DI diesel engine / Y. Kang Kern, D. Reitz Rolf // Exp. Therm. and Fluid Sci., 1999, Vol. 20, № 2. P. 94-103.
40. Wu Zhi-jun. Research of vortex formation in cylinder of diesel engine on intake stroke / Wu Zhi-jun, Sun Jimei, Huangzhen // J. Shanghai Jiaotong Univ., 2000, Vol. 34, № 9, P. 1293-1297.
41. Липчук В. А. Установка для исследования течения газа в газовоздушных трактах двигателей / В. А. Липчук // Экспресс-информация. Серия 14-1. Двигатели внутреннего сгорания. Выпуск 2. Опыт ПО «Турбомоторный завод» в дизелестроении, 1981, Вып. 12. С. 12-13.
42. Wolters Peter. Tumble-Brennverfabren fur DL-Ottomotoren / Wolters Peter, Geiger Jose, Baumgarten Henning // MTZ: Motortechn. Z., 2000, Vol. 61, № 11, Р. 758-767.
43. Драгомиров С. Г. Влияние регулируемого вихреобразования на впуске на показатели двигателя / С. Г. Драгомиров, Ю. В. Янович, М. С. Драгомиров // Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей: Материалы 9 Международной научно-практической конференции, Владимир, 2003. С. 41-45.
44. Романченко А. Ф. Информационно-измерительные системы нестационарного энергетического состояния А. Ф. Романченко. Уфа, 2000, 173 с.
45. Ромащенко А. Ф. О перспективах расширения функциональных возможностей термоанемометрических методов измерений / А. Ф. Ромащенко,
А. Н. Кудрин // Датчики и преобразователи информационных систем измерения, контроля и управления «Датчик 2000» / Материалы 12 науч. тех. конф., Москва, МГИЭМ, 2000. С. 56-58.
46. Устройство измерения расхода воздуха для системы управления двигателем: патент Японии 6046165 // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 10. С. 14.
47. Измеритель скорости потока газа: патент Японии 6043906 // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 9. С. 15.
48. Способ и устройство для измерения скорости потока среды: патент США 5218866 // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1995, № 3. С. 28.
49. Массовый расходомер с нитью накала: патент Франции 2728071 // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 20. С. 12.
50. Анемометр с питающим напряжением: патент Германии 4342235 // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 3. С. 34.
51. Устройство измерения расхода воздуха для системы управления двигателем внутреннего сгорания: патент Японии 6046164 // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 10. С. 21.
52. Фреймут П. Теория регулирования с обратной связью для термоанемометров постоянной температуры / П. Фреймут // Приборы для научных исследований. 1967. № 5. С. 98-105.
53. Research of air charge flow in cylinder of spark-ignition engine / Feng Mingzhi,
Xu Zhen-zhong, Li Yu-feng, Liu Shu-liang, Shi Shaoxi, Tianjin daxue xuebao, Ziran kex- ueyu gongcheng, J. Tianjin // Univ. Sci. and Technol., 2000, № 3.P. 355-359.
54. Дубовский В. В. Термоанемометрическое устройство. Пат. 2017157 (РФ), 1994, заявка: 4761881/10. бюл. № 7.
55. Окунь И. З. Термоанемометр постоянной температуры. А.С. 788004 (СССР), 1980, Б.И. № 46.
56. Dreidimensionale fur 4-takt-Verbrennungsmotoren mit Ein. Ventilstenerung nach dem Prinzip von Bernoulli: Заявка 10161689. Германия, МПК F 02 F 1/24, F 02 F 1/42. Kludszuweit Alfred.
57. Вавилов В. Д., Сарычев С. В., Чумаков В. И., Матвеев В. И., Яковлев В. П. Термоанемометр. А.С.834524 (СССР), 1981, Б.И. № 20.
58. Засухин И. Н., Булыгин В. П., Бернадский В. Г., Волосенцев Б. С. Термо-анемометр. А.С. 650014 (СССР), 1979, Б.И. № 8.
59. Хинце И. О. Турбулентность / О. И. Хинце. М.: Физматгиз, 1963. 680 с.
60. Повх И. Л. Аэродинамический эксперимент в машиностроение / И. Л. Повх. Изд. 3-е, доп. и исправл. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1974. 480 с.
61. Брэдшоу П. Введение в турбулентность и ее измерение / П. Брэдшоу. М.: Машиностроение, 1974. 282 с.
62. Романченко А. Ф., Клишко А. Р. Термоанемометрический датчик. А.С. 775701 (СССР), 1980, Б.И. № 40.
63. Датчик массового расхода воздуха: патент США 5383357 // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1996, № 5. С. 33.
64. Романченко А. Ф., Ахметов Р. Р., Вежнин В. П. Термоанемометрический преобразователь. А.С. 638896 (СССР), 1978, Б.И. № 47.
65. Тепловой датчик расхода воздуха с импульсным управлением: патент Японии 6054252 // Реферативный журнал «Изобретения стран мира», 1997, № 14. С. 11.
66. Луканин В. Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: Учеб. / В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.; Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 1995. 368 с.
67. Блинов А. Д. Современные подходы к созданию дизелей для легковых автомобилей и малолитражных грузовиков / А. Д. Блинов, Ю. Е. Драган, П. А. Голубев и др. Под ред. В. С. Папонова и А. М. Минеева. М.: НИЦ «Инженер», 2000. 332 с.
68. Системы управления дизельными двигателями. Перевод с немецкого. Первое русское издание. М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. 480 с.
69. Системы управления бензиновыми двигателями. Перевод с немецкого. Первое русское издание. М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2005. 432 с.
70. Березин С. Р. Исследование динамического наддува четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Автореф. дис. ... канд. техн. наук. Москва, 1980. 16 с.
71. Крайнюк А. И. Системы газодинамического наддува. Монография /
А. И. Крайнюк, Ю. В. Сторчеус. Луганск: Изд-во Восточноукр. нац. уни-та, 2000. 224 с.
72. Matsumoto I. Variable induction systems to improve volumetric efficiency at low and/or medium engine speeds / I. Matsumoto, A. Ohara // SAE Techn. Pap. Ser., 1986, № 860100. Р. 3-11.
73. Круглов М. Г. Критериальная взаимосвязь параметров четырехтактного ДВС при динамическом наддуве / М. Г. Круглов, Б. П. Рудой, С. Р. Березин // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков: Изд-во «Вища школа» при ХГУ, 1983, Вып. 37. C. 67-76.
74. Burchardt H. M. Rechnerische Auslegung des geschalteten Ansaugsystems Dual Ram / H. M. Burchardt, G. Arnold // Automob. Ind., 1989, № 5. Р. 619-632.
75. Кухаренок Г. М. Рабочий процесс высокооборотных дизелей. Методы и средства совершенствования / Г. М. Кухаренко. Минск: БГПА, 1999. 180 с.
76. Грехов Л. В. Топливная аппаратура и системы управления дизелей: учеб. для вузов / Л. В. Грехов, Н. А. Иващенко, В. А. Марков. М.: Легион-Автодата, 2004. 344 с.
77. I.c. engine inlet port with flat wall portion: Заявка 2332709 Великобритания, МПК F 02 F 1/42. Brignall Allan, Capon Geoffrey Charles, Ford Global Technologies.
78. Vorrichtung zur Beeinflussung der Ansaugstromung bei einem Verbrennungs-motor: заявка 19830859 Германия, МПК F 02 B 31/06, F 02 F 09/10. FischerChristian, Filterwerk Mann, Hummel Gmb H.
79. Einlabkanalsystem fur eine Brennkraftmaschine: Заявка 19856309 Германия, МПК F 02 B 31/04. Ottowitz Alfred, Bandel Clemens; AUDI AG.
80. I.c. engine inlet port with sharp-edged swirl lip: Заявка 2332708 Великобритания, МПК F 02 F 1/42. Brignall Allan, Turner Paul Niger, Baker Philip; Ford Global Technologies, Inc.
81. Свещенский В. О. Устройство для регулирования вихреобразования в цилиндре ДВС. Пат. 2131055 Россия, МПК F 02 M 29/08; бюл. № 6.
82. Kolbenbrennkraft mashine mit unterteiltem Gseinlabkanal: Заявка 19960626 Германия, МПК F 02 B 31/08. FEV Motorentechnik Gmb H. Wolters Peter (Patentan walte Maxton & Langmaack, 50968 Koln).
83. Ивин В. И. Структура и интегральные характеристики потока в выпуск-ном канале двигателя при стационарных и нестационарных условиях /
В. И. Ивин, Л. А. Васильев // Двигателестроение, 1985, №1. С. 14.
84. Круглов М. Г. Экспериментальная установка для исследования газообмена в двухтактных ДВС / М. Г. Круглов, В. И. Ивин // Изв. Вузов. Машиностроение, 1972, № 11. С. 82-84.
85. Эпштейн А. С. Переменные режимы двигателей с газотурбинным наддувом / А. С. Эпштейн. М.: Машгиз. Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1962. 208 с.
86. Kiyotaka Yamade. Exhaust control system for 4-stroke engine / Kiyotaka Ya- made, Hideaki Ueda. // SAE Tehcn. Pap Ser., 1988, № 880269. P. 8-18.
87. Стефановский Б. С. Особенности и показатели процесса газообмена четырехтактного быстроходного карбюраторного двигателя на основных эксплуатационных режимах / Б. С. Стефановский, В. И. Романько // Двигателестроение, 1991, № 2. С. 21-25.
88. Жолобов Л. А. Влияние высоты подъема выпускного клапана на процесс выпуска отработавших газов / Л. А. Жолобов, Е. А. Суворов // Тракторы и сельхоз-машины, 2012, № 8. С. 22-25.
89. Дьяченко В. Г. Обоснование и выбор параметров газовоздушных трактов двигателя внешнего сгорания / В. Г. Дьяченко, О. Ю. Линьков, А. И. Воронков, И. Н. Никитченко // Двигатели внутреннего сгорания, 2012, № 1. С. 53-55.
90. Свистула А. Е. Исследование двигателя с дополнительным выпуском отработавших газов через окно в цилиндре / А. Е. Свистула, А. А. Балашов,
В. С. Яров // Двигатели внутреннего сгорания, 2012, № 2. С. 29-33.
91. Жабин В. М. Общие требования к разработке систем впуска и выпуска ДВС / В. М. Жабин // Тракторы и сельхоз. машины, 2005, № 7. С. 17-19.
92. Макушин А. А. Параметры газораспределительного механизма и технический уровень поршневых двигателей / А. А. Макушин // Тракторы и сельхозма-шины, 2012, № 1. С. 49-54.
93. Айрбабамян С. А. Разработка глушителей шума дизелей для повышения мощностных и экономических характеристик / С. А. Айрбабамян, Г. И. Калабухов // Грузовик, 2012, №10. С. 22-23.
94. Прохоренко А. А. Новационная конструкция глушителя шума выпуска тракторного дизеля / А. А. Прохоренко, И. В. Парсаданов, Д. Е. Самойленко // Двигатели внутреннего сгорания, 2013, №1. С. 61-65.
95. Samoilenko D. E. New design of the tractor exhaust muffler based on Computational fluid dynamics analyze / D. E. Samoilenko // Двигатели внутреннего сгорания, 2013, №1. С. 72-74.
96. Бурдаченко О. В. Глушитель шума выпуска ДВС. Методика расчета / О. В. Бурдаченко // Автомобильная промышленность, 2008, № 6. С. 14-16.
97. Кутателадзе С. С. Теплопередача и гидродинамическое сопротивление: Справочное пособие / С. С. Кутателадзе. М.: Энергоатомиздат, 1990. 367 с.
98. Кутателадзе С. С. Справочник по теплопередаче. / С. С. Кутателадзе, В. М. Боришанский. М.: Государственное энергетическое издательство, 1958. 235 c.
99. Diesel R. Theorie und Konstruktion eines rationellen Warmenmotors zum Er-satz der Dampfmaschine und der heute bekanten Warmenmotoren. Berlin, Springer-Verlag, 1993, № 6. Р. 96.
100. Гриневецкий В. И. Тепловой расчет рабочего процесса / В. И. Гриневецкий М.: типолитография «И.Н. Кушнерев и Ко», 1907. 594 с.
101. Nusselt W. Der Warmeubergan in der Verbrennungskraft maschinen // VDI- Forschungsheft, № 264, 1923. Р. 47-54.
102. Брилинг Н. Р. Исследование рабочего процесса и теплопередачи в двигателе. М.: Государственное научно-техническое издательство, 1931, 320 с.
103. Гришин Ю. А. Принцип профилирования выпускных каналов и впускных патрубков двигателей внутреннего сгорания / Ю. А. Гришин, А. А. Манджгаладзе // Изв. вузов. Машиностроение, 1982, № 9. С. 95-98.
104. Седач В. С. Газовая динамика выпускных систем поршневых машин /
B. С. Седач. Харьков: Вища школа. Головное изд-во, 1974. 171 с.
105. Грудский Ю. Г. Методы оценки совершенства выпускных каналов дизе-лей / Ю. Г. Грудский, П. И. Чирик, В. Ф. Шведов // Тр. НАМИ, 1979, Вып. 176.
C. 130-140.
106. Ивин В. И. Структура и интегральные характеристики потока в выпуск-ном канале двигателя при стационарных и нестационарных условиях /
B. И. Ивин, Л. А. Васильев // Двигателестроение, 1985, № 1. С. 14-17.
107. Woschni G. Dralluntersuchung im Vierventil-Dieselmotor mit Hilfe stationärer Durchstromung / G. Woschni, R.S. Kawtaradse, K. Zelinger // LVK TU - München, 1995, № 4. P. 49-56.
108. Вошни Г. Вихревое движение воздуха в быстроходном дизеле с четырьмя клапанами на цилиндр / Г. Вошни, К. Цайлингер, Р. З. Кавтарадзе // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана, Серия Машиностроение, 1997. № 1, С. 74-84.
109. Stieper K. Brennraumseitige ortliche thermische Randbedingungen fur Ver-brennungsmotoren / K. Stieper, A. Polej // MTZ: Motortechnische Zeitschrift, 1998, №7-8.Р. 500-505.
110. Петриченко М.Р. Пограничный слой в вихревом потоке на неподвижной плоскости / М. Р. Петриченко, Н. В. Валишвили, Р. З. Кавтарадзе // РАН Сибирское отделение. Теплофизика и аэромеханика, 2002, Том 9, № 3. С. 411-421.
111. Тринев А. В. Оценка эффективности локального охлаждения головки цилиндров дизеля КамАЗ в безмоторном эксперименте / А. В. Тринев, В. Т. Коваленко, С. В. Обозный, А. Н. Клименко // Двигатели внутреннего сгорания, 2011, № 2. С. 19-24.
112. Долгушин А. А. Исследование температуры отработавших газов автотракторных дизелей / А. А. Долгушин // Техника в сельском хозяйстве, 2011, № 4.C.20-22.
113. Тринев А. В. Оценка механических напряжений в выпускных клапанах методами тензометрии / А. В. Тринев, В. Т. Коваленко, С. В. Обозный, В. П. Куц,
A. Н. Клименко // Двигатели внутреннего сгорания, 2009, № 2. С. 74-77.
114. Тринев А. В. Анализ напряженного состояния выпускных клапанов быстроходного дизеля при приложении механической нагрузки / А. В. Тринев,
B. Т. Коваленко, А. Т. Тихоненко, А. Н. Клименко, Д. А. Куртов // Двигатели внутреннего сгорания, 2010, № 2. С. 65-69.
115. Краев В. М. Теплообмен и гидродинамика турбулентных течений в условиях гидродинамической нестационарности / В. М. Краев // Изв. вузов. Авиационная техника, 2005, №3. C. 39-42.
116. Бухаркин В. Б. Влияние гидродинамической нестационарности на тепло-обмен и гидравлическое сопротивление в трубе / В. Б. Бухаркин, В. М. Краев // Проблемы газодинамики и тепломассообмена в энергетических установках: тр. XV Школы-семинара молодых ученых и специалистов под рук. акад. РАН
А. И. Леонтьева, 23-27 мая 2005, Калуга, Россия. М.: МЭИ, 2005. С. 71-74.
117. Михеев Н. И. Повышение теплогидравлической эффективности теплооб-менников на основе нестационарных эффектов / Н. И. Михеев, А. К. Кирилин, С. А. Колчин // Тезисы Шестой Российской национальной конференции по теплообмену. В 3 томах (27-31 октября 2014, Москва). Т. 3. М.: Издательский дом МЭИ, 2014. С. 85-86.
118. Давлетшин И. А. Экспериментальное исследование теплоотдачи в сложных турбулентных течениях / И. А. Давлетшин // Труды Академэнерго, 2007, № 1.C.25-36.
119. Володин Ю. Г. Нестационарные эффекты и теплообмен в пусковом режиме энергетических установок / Ю. Г. Володин, К. С. Федоров, М. В. Яковлев // Изв. ВУЗов. Авиационная техника, 2006, № 4. С. 41-43.
120. Конструирование двигателей внутреннего сгорания: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» направления подготовки «Энергомашиностроение» / Н. Д. Чайнов, Н. А. Иващенко, Л. Л. Мягков, А. Н. Краснокутский; под ред. Н. Д. Чайнова. М.: Машиностроение, 2008. 496 с.
121. Шароглазов Б. А., Фарафонтов М. Ф., Клементьев В. В. Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчет процессов. Учебник по курсу «Теория рабочих процессов и моделирование процессов в двигателях внутреннего сгорания. Под ред. Засл. Деят. Науки РФ Б. А. Шароглазова. Челябинск: ЮУрГУ, 2010. 382 с.
122. Arcoumanis C. Fluid mechanics of internal combustion engines / C. Arcoumanis, J. H. Whitelaw // ATA - Ingegneria automotoristica, 1988, Vol. 41, № 5. Р. 354-372.
123. Modeling the effects of swirl on turbulence intensity and Burn rate in s. i. engines and comparison with experiment / G. S. Davis, A. Mikulec, L. C. Kent, R. J. Tabaczynsky // SAE Techn. Pap. Ser., 1986, № 860325. P. 22-29.
124. Two-dimensional numerical simulation of inlet manifold flow in a four-cylin-der internal combustion engine / G. S. Davis, A. Mikulec, L. C. Kent, R. J. Tabaczynsky // SAE Techn. Pap. Ser., 1979, № 790224. P. 21-31.
125. Natsumoto I. Variable induction systems to improve volumetric efficiency at low and/or medium engine speeds / I. Natsumoto, A. Ohata // SAE Techn. Pap. Ser., 1986, № 860100. P. 11-18.
126. Гуляшов Б. В. Исследование пропускной способности впускного участка двигателя / Б. В. Гуляшов // Двигатели внутреннего сгорания, 1977, № 4. С. 12-17.
127. Камкин В. Н. К проблеме построения газодинамичеких моделей процессов ДВС / В. Н. Камкин, Л. М. Вязьменская // Двигателестроение, 1987, №4. С. 34-38.
128. Борецкий Б. М. Математическая модель спирального впускного канала крышки цилиндра ДВС / Б. М. Борецкий, В. Е. Гветадзе // Двигателестроение, 1991, №12. С. 21-25.
129. Жохов В. Л. Поле скоростей на входе в турбокомпрессор при потере им устойчивости / В. Л. Жохов, А. Л. Генкин, А. В. Моисеев. // Двигателестроение, 1987, № 11. C. 21.
130. Leydorf G. F. Jr. Design refinement of induction and exhaust systems using steady-state flow bench techniques / G. F. Jr. Leydorf, R. G. Minty, M. Fingeroot // SAE Prepr., s.a., 1979, № 720214. P. 23-36.
131. Taylor D.O. Similarity parameters for evaluating swirl and flow characteris-tics of intake ports for direct injection engines / D.O. Taylor, R. S. Lane // Pap. ASME, 1973, № DGP-9. P. 12-20.
132. Zimmer G. Stationare Stromungsuntersuchungen an Einlabkanalmodellen fur Viertakt / G. Zimmer // Diesel motoren. Kraftfahrzeugtechnik, 1961, Vol. 11, № 6, P. 228-233.
133. Belaygue P. Aspects generaux du probleme des ecoulements gazeux dans les moteurs. Inventaire des methods d'approche / P. Belaygue // Ing. automob., 1974, № 4, P. 254-262.
134. Uzkan T. Characterization of flow produced by a high-swirl inlet part / T. Uzkan, C. Borgnakke, T. Morel // SAE Techn. Pap. Ser., 1983, № 830266. P. 14-21.
135. Токарь В. В. Совершенствование аэродинамических процессов в воз-душном заряде с целью улучшения топливной экономичности и экологических качеств автомобильных и тракторных комбинированных двигателей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Волгоград, 1985. 157 с.
136. Effects of intake port design and valve lift on in-cylinder flow and burn rate / Kent J. C., Haghgooie M., Mikulec A., Davis G. С., Tabaczynski R. J. // SAE Techn. Pap. Ser., 1987, № 872153. P. 13-21.
137. Coghe A. Effects of intake ports on the in-cylinder air motion under steady flow condition / A. Coghe, G. Brunello, E. Tassi // SAE Techn. Pap. Ser., 1988, № 880384. P. 14-24.
138. Vornholt Franz J. Ein neuer absolute messender Luftmengenmesser-Prufstand / Franz J. Vornholt // MTZ: Motortechnische Zeitschrift, 1977, Vol. 38, № 4. P. 137-142.
139. Eisele E. Betriebsorientierte Ausiegung von Einlassvenyilen und kanälen für Viertakt-Saugmotoren von Fahrzeugen / Е. Eisele, Н. Hiereth, К. Binder // MTZ: Motor-technische Zeitschrift, 1975, Vol. 36, № 5. P. 141-143.
140. Лазурко А. А. Особенности выпускного тракта дизелей с высоким и сверхвысоким наддувом / А. А. Лазурко, С. С. Соколов // Двигателестроение, 1984, № 6. С. 3-6.
141. Автомобильные двигатели с турбонаддувом / Н. С. Ханин и др. М.: Машиностроение, 1991. 336 с.
142. Чернышев Г. Д. Экспериментальное исследование колебаний давления во впускной системе автотракторного двигателя с турбонаддувом / Г. Д. Чернышев, Г. М. Савельев // В сб.: Трубы НАМИ. М., 1970, Вып. 118. С. 40-55.
143. Дыбан Е. П. Исследование турбулентности потока в газовоздушном тракте турбокомпрессоров / Е. П. Дыбан, А. Ф. Колесниченко, Э. Я. Эпик // Известия вузов. Серия «Энергетика», 1969, № 1. С. 123-127.
144. Колодин А. М. Исследование турбулентности воздушного потока за турбокомпрессором / А. М. Колодин // В сб. Гидромеханика судна и судовождение, Труды НИИВТ. Новосибирск, 1980, Вып. 152. С. 143-150.
145. Ханин Н. С. Влияние теплоотдачи от турбины на характеристику нагнетателя / Н. С. Ханин, Э. В. Аболтин, Е. Н. Зайченко // Труды НАМИ. Выпуск 58. Исследование автомобильных турбокомпрессоров. Сборник первый. 1983.С.22-27.
146. Турбонаддув высокооборотных дизелей / Симсон А. Э. и др. М.: Машиностроение, 1976. 288 с.
147. Исследование и доводка тепловозных дизелей / Н. П. Синенко и др. М.: Машиностроение, 1975. 256 с.
148. Двигатели внутреннего сгорания: системы поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для вузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.: Под общ. ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1985. 456 с.
149. Пригожин И. Неравновесная статистическая механика / И. Пригожин. М.: Мир, 1964. 314 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ