Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

Работа №46787

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 7
1.1 Теоретические подходы к исследованию ментальной репрезентации ...1
1.2 Ментальная репрезентация психических состояний и их оценочные
характеристики 17
1.3 Когнитивные основания ментальных репрезентаций психических состояний 23
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ МЕДИТАЦИИ НА ДИНАМИКУ ОЦЕНОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ 28
2.1 Организация и методика исследования 28
2.2 Диагностика оценочных характеристик ментальных репрезентаций. 32
2.3. Влияние медитации на динамику оценочных характеристик ментальных
репрезентаций 34
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ОСНОВАНИЙ ОЦЕНОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 38
3.1 Организация и методика исследования 38
3.2 Взаимосвязь когнитивных процессов и оценочных характеристик
ментальных репрезентаций 40
3.3 Взаимосвязь интеллектуальных свойств личности и оценочных
характеристик ментальных репрезентаций психических состояний 44
Выводы 52
Заключение 53
Список литературы


Актуальность. Несмотря на особый интерес к заявленной теме исследования, многие стороны до сих пор не изучены, отсутствует единое представление о формировании репрезентаций, их влиянии на прочие психические процессы, связи с поведением, с когнитивной, интеллектуальной сферой, в исследованиях не рассматриваются оценочный, ассоциативный, образный уровни ментальных репрезентаций. Это вполне объяснимо и закономерно, поскольку на данный момент нет специальных методов изучения ментальных репрезентаций. Французский когнитивный психолог Ж.Ф. Ришар утверждал, что содержание репрезентаций зависит от условий и целей деятельности. Таким образом, трудность в исследовании прослеживается в том, что переработка данных зависит от опыта отражающего субъекта.
При изучении репрезентаций на основе теоретических позиций выделяют два ключевых подхода:
- анализ динамики взаимодействия;
- исследование структуры как результата и условия взаимодействия.
Второй подход к рассмотрению ментальных репрезентаций наиболее характерен для отечественной психологии. Большинство исследователей по заявленной проблеме изучают репрезентацию как результат влияния стимулов, как субъективное описание имеющего опыта. Эти исследования реализовываются благодаря психосемантическим методам. В рамках данного направления трактовка выделяемых структур способствует рассмотрению способов осмысления мира человеком [Петренко В.Ф. 2005 г.]
Зарубежная психология делает акцент на изучение появления, создания ментальных репрезентаций, их процессуального и динамического аспектов. В настоящий момент зачастую в когнитивных исследованиях используются методы нейрофизиологии и нейропсихологии. То же касается
и проблемы ментальных репрезентаций: происходит фиксирование влияния некоторых стимулов на части анализатора в ходе определенных познавательных процессов.
Таким образом, на данный момент проблема ментальных репрезентаций психических состояний представляет собой одну из самых сложных и актуальных. Она является широким полем для проведения анализа. На формирование репрезентации оказывает влияние большое число факторов, которые следует учесть, однако нельзя однозначно разделить их воздействие, что является одной из ключевых трудностей, с которыми сталкиваются экспериментаторы. Вопрос, что и как именно влияет, также не изучен до конца. Не существует единой модели ментальных репрезентаций и общей трактовки этой проблемы исследователями. До сих пор уровни ментальных репрезентаций (образный, понятийный, оценочный и т.д.) выходят за рамки исследования. Также не решен вопрос о том, с чего начинается их формирование. Отсутствие специальных методов исследования является следствием специфичности и многогранности проблемы.
Объект исследования: ментальные репрезентации психических состояний.
Предмет исследования: оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний.
Гипотеза исследования: оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний студентов обладают как вариативными, так и инвариантными (устойчивыми) характеристиками. Существует специфика влияния медитации, а также уровня выраженности и особенностей проявления когнитивных процессов и свойств на оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний студентов.
Цель исследования: выявить влияние медитации, когнитивных процессов и свойств на оценочный уровень ментальных репрезентаций психических состояний.
Поставленная в работе цель конкретизуется в следующих основных задачах:
1. Теоретически обосновать необходимость изучения оценочных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний студентов.
2. Экспериментально и эмпирически исследовать феноменологию ментальных репрезентаций психических состояний, установив вариативные и инвариантные их составляющие.
3. Выделить характеристики ментальных репрезентаций
психических состояний, меняющиеся под воздействием медитации.
4. Выявить влияние когнитивных процессов на оценочные характеристики ментальных репрезентаций состояний студентов.
5. Установить характер влияния интеллектуальных свойств личности на оценочные характеристики ментальных репрезентаций состояний.
Методика исследования: Для проведения исследования использовалась методика семантического дифференциала (в модификации В.Ф. Петренко);
Были использованы когнитивные методики: восприятие времени (1 минута), восприятие пространства (отрезок бумаги длиной 8 см), «Корректурная проба» Бурдона, методика «Шифровка чисел», методика «Оперативная память», «Распределение внимания», методика «Смысловая и механическая память», «Количественные отношения», «Сложные аналогии», «Существенные признаки», «Образная память», «Долговременная память», «Вербальная креативность», «Невербальная креативность». Исследование интеллекта проводилось при помощи следующих методик: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (когнитивная составляющая), тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект», диагностика «Эмоционального интеллекта» (Н. Холл). Также нами использовалась медитативная техника фокусировки на теле и дыхании.
Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (t-критерий Стьюдента для независимых выборок, методы описательной статистики (вычисление среднего), корреляционный анализ методом r-Пирсона). Для обработки данных исследовании применялся стандартный пакет математического анализа SPSS 16.0.
Теоретическая значимость исследования: результаты, полученные в процессе исследования, могут существенно расширить знания о ментальных репрезентациях психических состояний человека, внести вклад в изучение влияния измененных состояний сознания на характеристики ментальных репрезентаций, подтолкнуть исследователей к изучению когнитивного аспекта ментальных репрезентаций психических состояний.
Практическая значимость. Работа позволяет выявить особенности саморегуляции психических состояний: раскрывает механизмы перехода от неравновесного состояния в равновесное за счет актуализации в сознании близких характеристик ментальных репрезентаций.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и приложение.
Содержание работы изложено на 62 листах машинописного текста, включает 9 таблиц. Список литературы содержит 53 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования можно заключить, что на данный момент есть различные видения понятия ментальных репрезентаций. В результате различными учеными могут под репрезентацией рассматриваться и изучаться разные явления. Многие аспекты данной проблемы не изучены до сих пор. Чаще всего, исследователи не могут прийти к единому выводу о формировании ментальной репрезентации, ее структуре, взаимосвязи с многими аспектами психики, остановится на трактовке определения. Это может объясняться тем, что каждый исследователь видит ментальную репрезентацию через призму собственных знаний, исследований, опыта и пытается выделить ту грань, которая является наиболее значимой для ученого. Также малоизучены взаимосвязи ментальных репрезентаций психических состояний с когнитивными процессами, интеллектуальной сферой. В целях повышения эффективности учебной деятельности необходимо восполнить пробел в теоретической части.
В результате нашего исследования было выявлено, что за счет актуализации в сознании близких характеристик ментальных репрезентаций респонденты являются способными к саморегуляции состояний печали, радости, гнева и заинтересованности. После проведенных исследований, испытуемые стали по-другому описывать психические состояния. В большей степени на это повлияло как медитативная техника, так и взаимосвязь с когнитивной и интеллектуальной сферой. Все аспекты повлияли по-разному на ментальные репрезентации, выделяя различные структуры данного процесса. Влияние медитативной техники позволило регулировать в большей степени негативные психические состояния. Освоив, базовые основы медитации, респонденты смогут регулировать психические состояния. Влияние когнитивной сферы позволило рассмотреть, каким образом изменилась ментальная репрезентация и какие когнитивные процессы повлияли в большей степени. Наибольшее количество взаимосвязей оказалось характерным для репрезентаций состояния печали и когнитивных процессов «концентрация внимания» и «оперативная память». Данные процессы изменяют представление о состоянии печали, уравнивая его негативное влияние. Воздействие интеллектуальных структур в значительной степени повлияло на ментальную репрезентацию. Максимальное воздействие оказал социальный интеллект, влияя в большей степени на негативные состояния. Единственным состояние, на которое не оказал воздействие социальный интеллект является состояние заинтересованности.
Полученные в данной работе результаты могут быть использованы в дальнейших научных разработках вопроса о роли ментальных репрезентаций в жизнедеятельности индивида, так и в практической деятельности. В дальнейшем, результаты исследования могут быть положены в основу изучения когнитивного аспекта ментальной репрезентации психических состояний.



1. Алексеева Е.М. Оценочный уровень ментальной репрезентации
психических состояний // Материалы II Всероссийская научная конференция «Психология сознания: Современное состояние и перспективы». -Самара: ПГСГА, 2011. -С. 340-342.
2. Алексеева Е. М. Ассоциативный уровень репрезентации психических
состояний / Е.М. Алексеева // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (Ярославль, Ярославский государственный университет, 19-21 мая 2011 г.). - С.203-206.
3. Алексеева Е.М., А. О. Прохоров/Казанский федеральный университет (Казань, Россия) / Имплицитная ассоциативная составляющая ментальных репрезентаций психических состояний/ Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 36-48
4. Андреева Е.А., Белопольский В.И., Блинникова И.В. Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. 319
5. Бейтс 1984 - Бейтс Е. Интенции, конвенции и символы// Психолингвистика: Сб. статей. М.: Прогресс, 1984
6. Брушлинский А.В., Сергиенко Е.А, Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии// Ментальная репрезентация: динамика и структура/ под редакцией А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 1998. 320 с.
7. Гостев А. А. Психология вторичного образа. - М.: Институт психологии РАН, 2007
8. Зиннатуллина Р.Р. «Влияние медитации на динамику оценочных характеристик ментальных репрезентаций» / Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего» 14-15 ноября 2017 года, Москва/ Под редакцией А. Л.
Журавлева, Е. А. Сергиенко/ Издательство «Институт психологии РАН» Москва - 2017 - С. 289-293
9. Когнитивная психология. Учебник для вузов/Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2002, С. 115-117
10. Кравченко А. В. Является ли язык репрезентационной системой? // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. - М.: Гнозис, 2006. - С. 135-156
11. Кубрякова Е.С., Демьянков В. З. «К проблеме ментальных репрезентаций// Вопросы когнитивной лингвистики. - М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский гос. Университет им. Г.Р. Державина, 2007.- №4-С.8-16.
12. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем // Язык и структуры представления знаний. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - С. 4-38.
13. Ментальная репрезентация: динамика, структура / под ред. A.B. Брушлинского, В.А. Барабанщикова. М.: ИП РАН, 1998. - 319 с.
14. Ментальная репрезентация: динамика и структура. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998, 320 с. С. 9
15. Особенности ментальных репрезентаций положительно и отрицательно окрашенных психических состояний Федорова Валерия Дмитриевна/ Конференция «Ломоносов 2016»/ Институт психологии и образования, Казань, Россия Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО Модек, 1996. - 176 с.
16. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО Модек, 1996. - 176 с.
17. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психологию: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: МГУ, 1983. - 176 с.
18. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - 2-е дополненное издание. - СПб.: Питер, 2005 - 480 с.
19. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
20. Подпругина В.В. Ментальные репрезентации базовых эмоций: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. - 198 с.
21. Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменология и индивидуальные особенности // Вести БГПУ. №2 (92) 2017. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. С. 55-60
22. Прохоров А.О. Феноменологические и экспериментальные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний // Ярославский психологический вестник, №34, 2016, С.66-73
23. Прохоров А.О., Чернов А.В. Темпоральные особенности семантических пространств образа психического состояния // Ученые записки Казановского университета. Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 157, кн. 4. - С. 225-235.
24. Прохоров А.О. Феноменологические и экспериментальные
характеристики ментальных репрезентаций психических состояний // Ярославский психологический вестник. 2016. № 34. С. 66-73.
25. Прохоров А.О. Репрезентация психического состояния: феноменология образного уровня / А.О. Прохоров, А.В. Чернов // Образование и саморазвитие. - 2015 - №1 (43). С. 16-23
26. Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова, А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - 274 с. Прохоров А.О., Артищева Л.В. Индивидуально - психологические особенности ментальных репрезентаций психических состояний 148-157
27. Ребеко Т.А. Ментальная репрезентация как формат хранения информации // Ментальная репрезентация динамика и структура. М.: ИП РАН, 1998.-С. 25 -54
28. Ришар Ж.-Ф. Ментальная активность: понимание, рассуждение, нахождение решений. - М.: ИП РАН, 1998. - 232 с.
29. Рягузова Е.В. Личностные репрезентации взаимодействия «Я-другой» Социально-психологический анализ: дисс. ... докт. Психол. Наук: 19.00.05/ Е.В. Рягузова. - Саратов, 2012. - 470с. С. 43
30. Сергиенко Е.А. Когнитивная репрезентация в раннем онтогенезе человека // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: ИП РАН, 1998. -С. 135-162.
31. Холодная М.А. Интеллект // Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 241-314.
32. Холодная М.А. /Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997 C. 74 - 108
33. Холодная М. А. Указ. соч. С. 106 - 120
34. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2е изд., перераб, и доп. — СПб: Питер, 2002. — 272 с.
35. Цымбалюк А.Э. Ментальная репрезентация жизненных ситуаций в юношеском возрасте: дисс. ... канд. Психол. Наук: 19.00.01 / А.Э. Цымбалюк. - Ярославль, 2010. - 204 с. С. 19
36. Чарльз Тарт. Измененные состояния сознания. О медитации. Москва: Изд-во Эскимо, перевод Е. Филин, Г. Закарян, 2003 г, 250 с.
37. Чернов А.В. Оценочный уровень ментальных репрезентаций психических состояний / Конференция «Бехтерев и современная психология человечности», 2015 г., С. 217-223
38. Чернов А.В. Ментальные репрезентации познавательных состояний заинтересованности и вдохновения // Психология - наука будущего: сборник VI Международной конференции молодых ученых. - М.: Институт психологии РАН. - 2015. - 592 с. - С. 531-534
39. Чернов А.В., Зиннатуллина Р.Р. Ментальная репрезентация психических состояний в учебной деятельности студентов. / Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / Отв ред. В.А.
40. Чернов А.В. Зиннатуллина Р.Р. Взаимосвязь когнитивных процессов и ментальных репрезентаций психических состояний студентов./ Психология психических состояний: сб. статей / под редакцией А. О. Прохорова, А. В. Чернова, М. Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - 274с. - С. 248 - 254.
41. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М., 2007. - 329 с.
42. Alexeyeva E.M., Chernov A.V., Representation of mental states: Associative Level// Social Sciences (Pakistan). - 2015. - Vol.10, Is.7. - P. 1959- 1963
43. Chernov A. V., Alekseeva E.M., Estimated characteristics of mental states’ representation// Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict.
- 2016. - Vol.20, Is. Speciallssue2. - P. 94-99
44. Development of Mental Representation: Theories and Applications / ed. Irving E. Sigel- Lawrence Erlbaum Associates. Mahwah, NJ, 1999. - 489 p.
45. Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. - Oxford University Press, 2006.
46. Marabach E. Mental Representation and Consciousness: Towards a Phenomenological theoiy of Representation. The Netherlands, 1993. - 200 p.
47. Osgood C., Suci G., Tanneubaum P. (1957). The Measurement of meaning. Urbana, 342 p.
48. Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. Oxforrd U- ty Press, USA, 1990. 336 p.
49. Prokhorov AO, Chernov AV., Yusupov MG (2016). The Relationships of Mental States and Intellectual Processes in the Learning Activities of Student. International Journal of Environmental and Science Education, 11 (6): 10311037.
50. Prokhorov AO, Chernov AV., Yusupov MG., Features of semantic spaces of students? Mental state image in dynamics of time// Mathematics Education.- 2016.- Vol.11, Is.4. - P.489-498
51. Representation in Mind: New Approaches to Mental Representation / ed. Hugh Clapin, Phillip Staines, Peter Slezak. Kidlington: Elsevier ltd., 2004. -244p.
52. Richard J.Fr., Richard Ar. Les bases des fonctionnements cognitifs //Cours de Psychologic Origines et bases. Paris. 1992. Vol. 1. p. 402-552.
53. Wellman H., Banerjee M. Mind and emotion: Children’s understanding of the emotional consequences of beliefs and desires// British Journal of Developmental Psychology, 1991. V.9, p. 191-214


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ