Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ГНЕВА, РАДОСТИ И ГРУСТИ

Работа №34916

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Религиозность, самоотношение и психические состояния как части целостной системы 8
1.1. Роль религиозности при оценке психических состояний личности 8
1.2. Самоотношение личности и ее психические состояния 18
1.3. Понятие и специфика психических состояний 31
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния религиозности и самоотношения на переживание гнева, радости и грусти 42
2.1. Организация исследования и методы сбора,обработки информации. 42
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 45
2.2.1. Анализ степени выраженности психических состояний с учетом t-
критерия Стьюдента для состояния гнева, радости и грусти 45
2.2.2. Анализ корреляционных связей характеристик психических
состояний и структурных элементов индивидуальной религиозности и самоотношения студентов в состояние гнева, радости и грусти 53
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в состоянии гнева, радости и грусти по показателям психических состояний
с индивидуальной религиозностью и самоотношением 68
Заключение и выводы 73
Список использованной литературы 76
Приложения

Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важную роль в постановке и достижении целей. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основе веры человека в свои возможности, энергетический потенциал и может обуславливать переживание личностью различных психических состояний.
Важным компонентов сознания человека является также и его отношение к религии (И.Э. Соколовская, 2015). Специфика этого отношения может оказывать влияние на поведение, деятельность процесс общения личности.
Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию религиозности и самоотношения, ни в одной из них не акцентировалось внимание на их взаимосвязи с субъективным опытом переживания психических состояний.
Таким образом, актуальность исследования обуславливается с одной стороны, важностью изучения взаимовлияния самоотношения и религиозности и характеристик психических состояний для решения практических вопросов, связанных с разрешением проблем межличностного общения, профилактики личностного неблагополучия, а с другой - постановкой проблемы исследования, состоящей в изучении особенностей влияния характеристик самоотношения и религиозности на психические состояния, обусловленные эмоциональными переживаниями различной модальности, которая в литературе не раскрыта и представляет исследовательский интерес.
Целью нашего исследования является изучение влияния религиозности и самоотношения студентов на переживание гнева, радости и грусти.
Исходя из поставленной цели, мы выделили следующие основные задачи:
1. Провести анализ отечественной и зарубежной литературы в области религиозного сознания, самоотношения и психических состояний.
2. На основе систематизации полученной информации обосновать необходимость данного исследования.
3. Подобрать методологическую базу для выполнения
эмпирической части исследования.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования, полученных в группах студентов в состояниях гнева, радости и грусти, и выявить особенности взаимосвязей между структурными компонентами индивидуальной религиозности и самоотношения и субъективным опытом переживания психических состояний.
Объектом исследования являются субъективный опыт переживания психических состояний гнева, радости и грусти.
Предмет исследования - особенности взаимосвязей структурных компонентов индивидуальной религиозности и самоотношения с
субъективным опытом переживания психических состояний гнева, радости и грусти.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что: существуют достоверные взаимосвязи между характеристиками психических состояний и структурными компонентами индивидуальной религиозности и
самоотношения у студентов. Причем, структура взаимосвязей будет иметь отличия в зависимости от модальности эмоционального переживания.
Теоретико-методологическими основам работы являются:
- результаты изучения психических состояний отечественными психологами (Н.Д.Левитов, А.Б. Леонова, А.О.Прохоров, Е.П.Ильин, Н.В.Мясищев и др.);
- принципы детерминизма, субъектности и деятельностной обусловленности психических явлений (C.JI. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Б.Д. Парыгин и др.);
- принципы развития и системного изучения личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, и др.);
- социально-психологические аспекты отечественной психологии религии (Т.А. Бажан, А.И. Клибанов, Д.М. Угринович); результаты изучения современных аспектов религиозности и религиозной веры отечественными и зарубежными психологами (Ф.Е. Василюк, P.M. Грановская, А.И. Демьянов, С.И. Иваненко, А.М. Двойнин, Д.М. Угринович, С.А. Черняева,
О.Ф. Лобазова, О.В.Сучкова, З.Фрейд, Э.Фромм, Г. Олпорт, В.Р. Веллс, В. Джеймс и др.);
- концепция самосознания (В.В. Столин и др.) и самоотношения (С.Р. Пантилеев и др.).
В дипломном исследовании были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме религиозности и самоотношения и их влияния на психические состояния личности.
2. Тестирование с использованием тестов-опросников.
3. Математические методы обработки данных (описательная статистика, статистический анализ с учетом t-критерия Стъюдента, корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц - дивергентный анализ).
Используемые методики:
1. Методика «Структура индивидуальной религиозности» (Ю.В. Щербатых).
2. Методика исследования самоотношения (МИС), (С.Р. Пантилеев).
3. Методика «Рельеф психического состояния» (А.О. Прохоров).
6
Теоретическая значимость.
Полученные в работе результаты позволяют раскрыть специфические связи между структурными компонентами индивидуальной религиозности и самоотношения с психическими состояниями личности, что вносит вклад в развитие теории социальной психологии личности и психологии религии.
Практическая значимость.
Результаты работы могут быть использованы для разработки личностно-ориентированных программ развития личности и аспектов ее социально-психологического сопровождения в области становления индивидуальной религиозности и самоотношения с учетом особенностей субъективно переживаемых ею психических состояний гнева, радости или грусти.
Характеристика контингента испытуемых
В исследовании принимали участие 52 испытуемых в возрасте 17-18 лет (студенты первого курса Института международных отношений К(П)ФУ). Все участники проходили три этапа исследования согласно заданным ситуациям - переживаемое ими состояние гнева, грусти или радости.
Структура дипломной работы
Данная работа включает в себя введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, список использованной литературы, приложения, таблицы, рисунки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил констатировать, что в научной психологической литературе нет исследований, посвященных изучению связи самоотношения и индивидуальной религиозности с психическими состояниями личности. Данный факт подвел нас к необходимости проведения оценки влияния характеристик самоотношения и религиозности на психические состояния, обусловленные эмоциональными переживаниями различной модальности, полученные на выборке студентов, что и стало целью нашего исследования.
Результаты исследования показали, что выдвинутая гипотеза о том, что: существуют достоверные взаимосвязи между характеристиками
психических состояний и структурными компонентами индивидуальной религиозности и самоотношения у студентов; причем, структура взаимосвязей будет иметь отличия в зависимости от модальности эмоционального переживания, получила подтверждение.
На основе проведённого эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Субъективные оценки проявлений психических состояний различны у студентов, находящихся в эмоциональных переживаниях разной модальности (гнева, грусти, радости). Состояние радости, в отличие от состояний гнева и грусти, приводит к интенсификации большинства психических процессов, физиологических реакций и переживаний у студентов. Для субъективной оценки поведенческих характеристик в состоянии гнева, грусти и радости такая закономерность не обнаружена.
2. Выявлено, что структурные компоненты индивидуальной религиозности и самоотношения связаны с характеристиками психических состояний, но наблюдаются качественные и количественные различия в системе индивидуальная религиозность, самоотношение - психическое состояние в зависимости от эмоционального тона переживания ситуации.
3. Индивидуальная религиозность и самоотношение студентов в состоянии гнева и радости связана, прежде всего, с субъективной оценкой психических процессов, сопровождающих состояние. В ситуации, сопровождающейся грустью, показатели индивидуальной религиозности и самоотношения связаны с характеристиками, отражающими физиологические реакции.
4. При переживании гнева усиление работы образного мышления влечет за собой снижение уровня рлигиозности за исключением показателя «интерес к парапсихологии». Наблюдается, также, следующая закономерность - чем хуже человек чувствует себя физически (проблемы с дыханием, с сердцем, с ЖКТ), тем сильнее выражен интерес к парапсихологическим явлениям. Внутренняя конфликтность опосредованно связана с интересом к парапсихологии. Срединным звеном является качество дыхания. Усиление внутренней конфликтности снижает качество дыхания, это, в свою очередь, актуализирует интерес к парапсихологии.
5. При переживании грусти все показатели религиозности за исключением «отношение к религии как к философской системе» встроены в единую систему состояние - религиозность - самоотношение. Внутренняя конфликтность, в отличие от ситуации гнева, при наличии грусти, связана с интересом к магии опосредованно через волевой процесс.
6. В ситуации радости системообразующие показатели - «интерес к парапсихологии» и «четкость восприятия окружающего мира». Усиление интереса к парапсихологии при переживании радости, влечет за собой актуализацию воображения, координации движений, увеличение силы воли, появление положительных прогнозов на будущее и увеличение самоценности. В ситуации радости чем больше четкость восприятия, тем более выражены характеристики религиозности.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут использоваться в качестве дополнения к уже существующим знаниям о структуре самоотношении и индивидуальной религиозности личности, а также их взаимосвязи с психическими состояниями личности.
В то же время, исследование поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме. Так, предметом исследования может стать анализ поло-возрастных особенностей структуры индивидуальной религиозности, а также сравнительный анализ самоотношения, структуры индивидуальной религиозности и их связи с психическими состояниями представителей разных религиозных конфессий.


1. Александрова А.А. Психодиагностика и психокорекция под ред. А.А.Александрова. - СПБ.:Питер, 2008. - 384 стр.
2. Алексеева Е.М., А. О. Прохоров/Казанский федеральный университет (Казань, Россия) / Имплицитная ассоциативная составляющая ментальных репрезентаций психических состояний/ Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 36-48
3. Ардашкин И. Б. Психология религий: учебное пособие / И.Б. Ардашкин. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 276 с.
4. Аринин Е.И. Психология религии / Е.И. Аринин, И.Д.
НефедоваВладимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005. - 108с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
6. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение: учебное пособие / Т.А. Бажан, О.В. Старков. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. - 490 с.
7. Березанцев А. Ю. Психосоматические аспекты религиозного опыта // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ. Т. 4. — Харьков, 2006, с. 19-22.
8. Бехтерев В.М. Объективная психология / В.М. Бехтерев. - М.: Наука, 1991. - С. 116-124.
9. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г.
Мещерякова, В.П. Зинченко.- М., Олма - пресс, 2005.- 875с.
10. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология /
А.К. Болотова, И.В. Макарова. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 383 с.
11. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М.: Наука, 2012. - 562 с.
12. Букина И.Н., Попова М.А. Эволюция буржуазной психологии религии // Вопросы научного атеизма. Вып.11. Психология и религия. М.: Мысль, 1971.-344 с.
13. Буянов М. И. Религия и психотерапия. — М.: Рос. об-во медиков- литераторов, 1998.
14. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. - М.: Аспект Пресс, 1995,351 с.
15. Виснап Н. Е. Психология религии в России. (Вторая половина XIX — начало XX веков). — Л.: ЛГУ, 1974.
16. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собрание соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 3. - С. 6-328.
17. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО - пресс, 2000. 1008 с.
18. Вяткин Б.А. О системном анализе психических состояний/
Б.А. Вяткин,Л.Я. Дорфман // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика. - 1987. - №1 (36). - С. 3-7; №2 (37). - С.3-7.
19. Габдреева Г.Ш., Юсупов М.Г. Саморегуляция психических
состояний: психологические технологии и диагностика/ Г.Ш. Габдреева, М.Г. Юсупов. - Казань: Отечество, 2013. - 154 с.
20. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 176с.
21. Глуханюк Н. С. Общая психология / Н.С. Глуханюк,
С.Л. Семенова, А. А. Печоркина. - М. : Академ. проект, 2014. - С. 283.
22. Грановская Р. М. Психология веры - URL: https://www.e- reading.club/book.php?book=1021327 (дата обращения: 12.09.2018).
23. Дикая Л. Г. Психические состояния и эффективность
деятельности // Психологический журнал. - 2015. - Т. 3. - № 6. - С. 154-157
24. Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для ВУЗов /
Н.Н. Данилова. -М.: Аспект-пресс, 2012. - 373 с.
25. Дильтей В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. 1995. №10. С. 129-143.
26. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. - М.,1993. - С. 46.
27. Дорфман // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика.
- 1987. - №1 (36). - С. 3-7; №2 (37). - С. 3-7.
28. Зенько Ю. М. Психология религии. — СПб.: Речь, 2009. - 235 с.
29. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. - 1998. М.
30. Идентичность и социализация в современном мире. Сборник методик / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.:МПГУ, 2015. 215 с.
31. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002.
752 с.
32. Колышко, А.М. Психология самоотношения: учебное пособие/ А.М.Колышко. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
33. Кон, И.С. Развитие самосознания / И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989. - 254 12 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
34. Куликова Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния. - Спб.: Питер, 2001. - С. 9-42.
35. Куликова Л.В. Психические состояния: Хрестоматия /
Л.В.Куликов - СПб.: Питер, 2010. - С. 37.
36. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов.
- М., 1964. - 344 с.
37. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопр. психол. - 1969. - № 1. - С. 131-138.
38. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопр. психол. - 1967. - № 6. - С. 118-129.
39. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 592 с.
40. Мясищев В.И. Психические состояния и отношения человека / В.И. Мясищев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1996. - №1. - С. 8-14.
41. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед.
институтов / Под ред. В.В.Богословского и др. - М.: Педагогика, 2013. - 383 с.
42. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев - М.: МГУ, 1991. - 110 с.
43. Портнова, Ю.М. Самоотношение как важнейший компонент самосознания. / Ю.М. Портнова // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. История. Философия. Культурология. Педагогика. Нижегор. гос.архитектур.-строит. унт. Н. Новгород, 2006. с.8487.
44. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - С.
53.
45. Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно- мистическими переживаниями 2006 г., 144 с.
46. Прохоров А.О. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.
47. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М.:ПЕР СЭ, 2004.
48. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань: Издательство КГПИ, 1994. - 168с.
49. Рибо Т. Психология чувств / Т. Рибо. - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1898. - 269 с
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Избр. тр. : в 2 т. - Т. 2. - М. : Педагогика, 1989. - 328 с.
51. Семиченко В. А. Психические состояния / В. А. Семиченко. - К.: Магютр-S, 2012. - С. 65.
52. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика / Ю.Е. Сосновикова. - Горький, 1975. - С. 36.
53. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. д-ра псих. наук. 19.00.01/ В.В. Столин - М., 1985.
54. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Москва; Воронеж: МОДЕК, 1998. 544 с
55. Угринович Д.М. Психология религии / Д.М.Угринович - М.: Политиздат, 1986. - 357 с.
56. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. / Общ. ред. Л .Я. Гозмана. М.,1990.
57. Фромм Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм. — Москва: Аст, 2011. — 288 с.
58. Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование
психологических проблем этики/ Э. Фромм. — Москва: Аст, 2010. — 352 с
59. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб. : ПитерПресс,1997. — С. 504 - 520.
60. Чернов А.В. Оценочный уровень ментальных репрезентаций психических состояний / Конференция «Бехтерев и современная психология человечности», 2015 г., С. 217-223
61. Чернов А.В. Зиннатуллина Р.Р. Взаимосвязь когнитивных процессов и ментальных репрезентаций психических состояний студентов./ Психология психических состояний: сб. статей / под редакцией А. О. Прохорова, А. В. Чернова, М. Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2017. - Вып. 11. - 274с. - С. 248 - 254.
62. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова - М.: Наука, 1977. - 144 с.
63. Чумакова Д.М. Религиозность личности: основные подходы, структура и диагностика // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. - №42, 2011. - С. 111-114.
64. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов / Ю.В. Щербатых, А.Н. Мосина. - Казань, 2008. - С. 526-528.
65. Юнг К.Г. Психология и религия// Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.-1991.
66. Юрченко В.М. Теоретико-методологические основы исследования психических состояний человека / В.Н. Юрченко: дис. на получение наук. ст. докт. психол. наук. - Ровно, 2009. - 397 с.
67. Якунин, В.А. О связи психических состояний и свойств личности / В.А.Якунин // Экспериментальная и прикладная психология: межвузовский сборник. - Вып. 10. - Психические состояния. - Л.: Ленинградский университет, 1981. — С. 17-23.
68. Allport G.W. The Individual And His Religion: A Psychological Interpretation / G. W. Allport // Macmillan Pub Co. - 1967. - P. 147.
69. Drever J. A dictionary of Psychology / J. Drever. - Middlesex, 2013.
70. Jacobson E. Progressive relaxation. — 2nd ed. — Chicago: University of Chicago Press, 1938.
71. James, W.S. What is emotion / W.S. James // Mind. - 1884. - № 4. - P. 184.
72. Freud S. Psychoanalysis / S. Freud // Pocket Books. - 1969. P. 480.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ