Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний

Работа №61806

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения ментальных репрезентаций и психических состояний
1.1. Ментальные репрезентации: история, проблемы, современное
состояние 7
1.2. Взаимосвязь ментальных репрезентаций со структурами сознания и
личностными характеристиками 11
1.3. Ментальные репрезентации психических состояний 15
1.4. Понятийный уровень ментальных репрезентаций психических
состояний 18
Выводы к Главе 1 23
Глава 2. Исследование особенностей понятийного уровня ментальных репрезентаций психических состояний
2.1. Организация и методы исследования понятийного уровня ментальных
репрезентаций психических состояний 25
2.2. Особенности понятийного уровня ментальных репрезентаций психических
состояний школьников, студентов и аспирантов 28
2.3. Динамика понятийного уровня ментальных репрезентаций психических
состояний 36
2.4. Исследование взаимосвязи понятийного уровня ментальных репрезентаций
психических состояний со структурами сознания и личностными характеристиками 45
Выводы 51
Заключение 53
Список литературы

Актуальность темы исследования. В настоящее время в психологии возрастает количество исследований, посвященных изучению содержательных особенностей субъективного отображения психической реальности, раскрытию структурно-функциональной организации внутреннего мира человека. В этом контексте особую актуальность приобретают исследования метальных репрезентаций. Изучение отношений между различными категориями психических явлений также является актуальным. Исследование зависимостей между категориями «сознание», «состояние» позволили бы объяснить ментальные механизмы регулирования психических состояний, определить взаимосвязь между субъективным опытом и психическим состоянием.
От содержания опыта зависят особенности формирования субъектом понятий психических состояний, представлений о психических состояниях, их понимания. На формирование субъектом представлений о психических состояниях могут влиять когнитивный стиль, система жизненных смыслов, мотивация, потребности и другие субъектно-личностные характеристики. Они определяют избирательность и специфику переработки поступающей информации о переживаемом состоянии, исходя из чего и происходит его понимание.
В своем исследовании мы исходим из определения ментальной репрезентации, сформулированного М.А. Холодной: «Ментальная
репрезентация - это актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть субъективная форма «видения» происходящего)» [41, с. 152]. По мнению М.А. Холодной, репрезентации являются ментальной конструкцией, которые всегда порождаются самим субъектом. Они формируются на основе внешнего контекста (поступающей извне информации) и внутреннего контекста (наличной у субъекта информации) за счет включения механизмов реорганизации опыта [41].
Ментальные репрезентации со временем приобретают определенную структуру: в них выделяют ассоциативный, оценочный, понятийный и образный уровни (компоненты) [31]. В данной работе будет рассмотрен понятийный уровень ментальных репрезентаций психических состояний.
Понимание психического состояния позволяет регулировать протекание, изменение состояний, а также поведение индивида. От точности представления о психическом состоянии, представленном в сознании в виде понятия, зависит процесс саморегуляции состояний. Изучение особенностей, структуры, динамики понятийных характеристик ментальных репрезентаций состояний и их взаимосвязи с субъектно-личностными характеристиками позволит строить адекватные и результативные комплексы использования регуляторных средств, что подчеркивает актуальность изучения понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний.
Понятийный компонент ментальных репрезентаций психических состояний на сегодняшний день мало изучен. Не изучены ментальные механизмы образования понятий психических состояний, их особенности, динамика. Не раскрыта связь понятийных характеристик ментальных репрезентаций состояний и субъектно-личностных характеристик как составляющих сознания. Выяснение и объяснение взаимосвязей является проблемой исследования.
Цель исследования: изучить понятийные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний во взаимосвязи с личностными характеристиками и структурами сознания.
Объект исследования - ментальные репрезентации психических состояний.
Предмет исследования - взаимосвязь понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний и личностных характеристик сознания.
Основная гипотеза исследования: между понятийными
характеристиками ментальных репрезентаций психических состояний и
субъектно-личностными характеристиками, а также структурами сознания существует взаимосвязь.
В соответствии с целью и выдвинутым предположением, решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть проблему ментальных репрезентаций психических состояний, понятийного компонента ментальных репрезентаций и создать необходимое теоретическое обоснование для исследования.
2. Выявить и сравнить феноменологические особенности понятийных характеристик психического состояния школьников, студентов и аспирантов.
3. Изучить динамику понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний.
4. Рассмотреть специфику взаимосвязи понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний, субъектно-личностных характеристик и структур сознания.
Теоретическую основу работы составляют концепция А.О. Прохорова, раскрывающая репрезентацию психического состояния, а также представления Е.Ю. Артемьевой, М.А. Холодной о субъективном и ментальном опыте.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ проблемы, методы сбора эмпирического материала (тестирование, контент-анализ текстов самоотчетов), методы обработки и анализа статистических связей и различий (методы описательной статистики, метод сравнения средних значений с использованием критерия Стьюдента для зависимых выборок, корреляционный анализ).
Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом полученных данных в изучение отношений между понятийным компонентом ментальных репрезентаций психических состояний, ментальным (субъективным) опытом, личностными характеристиками,
когнитивными стилями субъекта. Слабая разработанность проблемы отражается на ее освещении в учебной и научной литературе по психологии.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов в практической деятельности психологов, в частности, при создании новых методов регуляции и саморегуляции психических состояний. Полученные результаты могут найти применение в практике психологического консультирования в здравоохранении, в системе образования и семейном консультировании.
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся школ г. Казани (6-11 классы) в количестве 114 человек, студенты 1-3 курсов в количестве 106 человек, магистры и аспиранты Казанского университета в количестве 66 человек. Общее число испытуемых - 286 человек, в возрасте 12 - 36 лет.
х.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами исследовались специфика понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний, их динамика, взаимосвязь с личностными характеристиками и структурами сознания (когнитивные стили, жизненные смыслы, ценности, метакогнитивное поведение). Был обнаружен ряд закономерностей.
1. Внутреннее понимание значений психических состояний может не совпадать с определениями этих состояний в толковых словарях и определениями психологов.
2. Понятийный уровень репрезентаций устойчив и во временном континууме. Понятия, сформировавшись однажды в юношеском возрасте, не меняются и в молодом, и взрослом возрасте.
3. Понятийные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний разного уровня психической активности обладают определенной степенью устойчивости и вариативности к различного рода воздействиям (аутогенная тренировка, релаксация, медитация, активация и мобилизация), однако эта вариативность незначительная.
4. Понятийные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний взаимосвязаны с личностными характеристиками и структурами сознания. Наиболее существенна эта взаимосвязь с ценностными структурами и когнитивными стилями, от преобладания (выраженности) которых зависит устойчивость понятийных характеристик ментальных репрезентаций.
Перспектива дальнейших исследований состоит в изучении роли специфики понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний при построении индивидуальных методов саморегуляции, в построении межличностных коммуникаций.



1. Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания / В. М. Аллахвердов // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара /под ред. В. Колги. - Таллинн, 1986. - С. 17-20.
2. Асмолов А.Г. Когнитивный стиль личности как средство развития проблемно-конфликтных ситуаций / А.Г. Асмолов // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара / под ред. В. Колги. - Таллинн, 1986. - С.21-23.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования /
А.Г. Асмолов. - М.:Изд-во Московского ун-та, 1984. - 105 с.
4. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А.Г. Асмолов. - М.:Изд-во Московского ун-та, 1986. - 96 с.
5. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. - М.: Наука, 1990. - 240с.
6. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия / В.А. Барабанщиков - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 464с.
7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные труды / А.В. Брушлинский. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 408с.
8. Веккер Л.М. Психические процессы. Мышление и интеллект. Т. 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.
9. Величковский Б.М. Когнитивная наука : основы психологии познания. В 2т. Т.1 / Б.М. Величковскийй - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 448 с.
10. Выготский Л.С. Психология подростка // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика. С. 5-242, 1984.
11. Гостев, А.А. Психология вторичного образа. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 512 с.
12. Знаков В.В. Понимание, постижение и экзистенциальный опыт//Вопросы психологии. 2011. № 6. С.15-24.
13.Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.
14. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. -Казань, 1969. - 278с.
15. Козлова И.Н. Когнитивная сложность как личностная характеристика / И.Н. Козлова // Вопросы экспериментальной психологии, ее истории. - М., 1974. - С. 32-49
16. Колга В. Семинарпо когнитивным стилям / В. Колга // Вопросы психологии. - 1986. - № 5. - С. 187-188.
17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
18. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского ун-та. Серия
14. Психология. № 2, 1979. - С. 3-13.
19. Либин А.В. Стиль человека. Психологический анализ / А.В. Либин / под ред А. В. Либина. - М.: Смысл, 1998. - 310с.
20. Маствилискер Э.И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности / Э.И. Маствилискер // Когнитивные стили: тезисы научно-практич. семинара / под ред. В. Колги. - Таллинн, 1986. - С.47-50.
21. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ: Избранные психологические труды / Д.А. Ошанин. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512с.
22. Палей И.М., Магун В.С.Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов / И.М. Палей, В.С. Магун // Социальная психология. - Л., 1978. - С. 90-105.
23. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. - 208с.
24. Петухов В.В. Образ Мира и психологическое исследование познания // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 4, 1984. - С. 13-21.
25. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
26. Полани М. Личностное знание. На пути в посткритической философии / М. Полани. - М.: Наука, 1985. - 344с.
27. Прохоров А.О. Исследование понятийных структур ментальных репрезентаций психических состояний//Ананьевские чтения-2016:вчера, сегодня, завтра: Материалы международной конференции, 25-29 окт.2016. В 2х-томах. Том 2/Отв. ред. А.В.Шаболтас и др.-СПб.:Айсинг, 2016.С.99- 100. (В соавт. с Акбировой Р.Р.)
28. Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических состояний // Психология состояний: сб. материалов юбилейной Международной школы/под ред.Б.С.Алишева, А.О.Прохорова.-Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. -270 с. С.188-194.
29. Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических состояний //
Ананьевские чтения-2016:вчера, сегодня, завтра: Материалы
международной конференции, 25-29 окт.2016. В 2х-томах. Том 2/Отв. ред. А.В.Шаболтас и др.-СПб.:Айсинг, 2016.С.99-100.
30. Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 23-37.
31. Прохоров А.О. Репрезентация психического состояния: характеристика образа // А.О. Прохоров // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2014. - № 4-1. - С. 215 - 224
32. Прусакова, О.А., Сергиенко, О.А. Репрезента-ции эмоций детьми от трех до шести лет // Научный поиск. Сб. научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей / Под ред. А.В.Карпова. Вып. 3. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2002. - С. 51-64.
33. Рейтман У. Познание и мышление. М.: Мир, 1968.
34. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М.: Ин-т психологии РАН, 1988.
35. Сбитнева А.А. Когнитивный стиль «ригидность/гибкость» в структуре межличностного восприятия представителей различных типов субъект- объектных ориентаций / А.А. Сбитнева // Материалы научнопрактической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / под ред.
B. Н. Панферова, Е.Ю. Коржовой и др. - СПб.: Изд-во НИИРРР, 2011. -
C. 145-149
36. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира // Психол. исслед.. - 2014. - Т. 7, № 36. - http: //psystudy.ru/index.php/num/2014v7n3 6/1017 -sergienko36. html, свободный.
37. Середа Г.К. Теоретическая модель памяти как механизма системной организации индивидуального опыта / Г.К. Середа // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2009. - № 2. - Режим доступа: http://www.psyanima.ru/
38. СолсоР. Когнитивнаяпсихология / Р. Солсо. -М.:Тривола, 1996. - 589с.
39. Тармаева В.И. Ментальные репрезентации / В.И. Тармаева // Вестник
Бурятского государственного университета. - Бурятия.: Бурятский
государственный университет (Улан-Удэ), 2010. - С. 93-98
40. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М.А. Холодная. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384с.
41. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
42. Холодная М.А. Сенсорно-эмоциональный опыт как когнитивная составляющая в структуре индивидуального интеллекта//
Психологические проблемы индивидуальности. Вып. I. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - С. 59-61.
43. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение / И.П. Шкуратова. - Ростов н/Д.: Издательство Ростовского педагогического ун-та, 1994. - 156 с.
44. Шкуратова И.П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности / И.П. Шкуратова / Первая росс.конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. - Казань: КГУ, 2004. - С.256-257
45. Bruner J. (1964). The course of cognitive growth. // Amer. Psychologist. V. 19 (1). P. 1-15.
46. Dodd D.H., White R.M. (1980). Cognition: Mental structure and processes. Boston: Allyn and Bacon, Inc.
47. Kelly G.A. The psychology of personal constructs / G.A. Kelly. V.1-2.-Norton.
N.Y., 1955. - 1082 р.
48. Lukowitsky M.R., Pincus A.L. The pantheoretical nature of mental representations // Psychoanalytic Psychology. 2011. V. 28 (1). P. 48-74.
49.Oatley K. (1978). Perceptions and representations. Cambridge: Cambridge Univ. Press.
50. Paivio A. (1986). Mental representations: A dual coding approach. // Oxford Psychol. series. N 9. N.Y.: Oxford Univ. Press.
51. Royce J.R. (1974). Cognition and knowledge: Psychological epistomology. In: // Carterette E., Fridman M. (Eds.). Handbook of Perception. V. 1. N.Y.: Acad. Press. P. 149-176.
52. Werner H. (1957). Comparative psychology of mental development. N.Y.: Intern. Univ. Press.
53. Witkin H. Personality Through Perception / H. Witkin. - N.Y., 1954. - 561 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ