Развитие позновательного интереса: обучающихся в процессе изучения экономической и социальной географии "(9-10 класс)"
|
Введение 4
1. Историко-теоретические аспекты развития познавательного интереса
обучающихся в процессе изучения географии 7
1.1 Ретроспективный анализ развития познавательного интереса школьников в
процессе изучения географии 7
1.2 Психолого-педагогические аспекты познавательного интереса учащихся . .20
1.3 Анализ содержания школьных учебников географии для развития
познавательного интереса у учащихся 24
2. Педагогическое обеспечение процесса развития познавательного интереса учащихся 9-10-х классов в процессе изучения экономической и социальной
географии 39
2.1 Педагогические условия развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения экономической и социальной географии 39
2.2 Использование инновационных образовательных технологии в учебновоспитательном процессе при изучении экономической и социальной
географии 62
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса учащихся в процессе изучения экономической и
социальной географии 90
Заключение 97
Список использованных источников 100
Приложения 105
1. Историко-теоретические аспекты развития познавательного интереса
обучающихся в процессе изучения географии 7
1.1 Ретроспективный анализ развития познавательного интереса школьников в
процессе изучения географии 7
1.2 Психолого-педагогические аспекты познавательного интереса учащихся . .20
1.3 Анализ содержания школьных учебников географии для развития
познавательного интереса у учащихся 24
2. Педагогическое обеспечение процесса развития познавательного интереса учащихся 9-10-х классов в процессе изучения экономической и социальной
географии 39
2.1 Педагогические условия развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения экономической и социальной географии 39
2.2 Использование инновационных образовательных технологии в учебновоспитательном процессе при изучении экономической и социальной
географии 62
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса учащихся в процессе изучения экономической и
социальной географии 90
Заключение 97
Список использованных источников 100
Приложения 105
Актуальность. Образовательная система в Российской Федерации постоянно находится в поиске, происходит, смена приоритетов развития. Данные изменения неизбежны и для системы среднего профессионального образования. Педагогические средства обучения, содержания и организации учебного процесса в современных условиях не всегда срабатывают в должной мере. В связи с этим, нарастают различные проблемы, в частности, проблема формирования познавательного интереса у школьников к предметам как профильного, так и общеобразовательного циклов. Если сформировать интерес к предметам, формирующие компетенции в рамках будущей профессии, просто, то увлечь и заинтересовать «школьным» предметом намного тяжелее. Для школьников общеобразовательный предмет воспринимается как обуза, «школьное прошлое», а значит совсем неинтересное и ненужное, отсюда нежелание уделять должное внимание предмету, а, как правило, и посещать занятие.
В любом учреждении среднего профессионального образования присутствуют общеобразовательные предметы, в том числе и география. Географические знания дают общее понимание сущности процессов и явлений, происходящих в природных, социально-экономических системах Земли. Формируется представление о закономерностях взаимодействия природы и общества, их компонентов. География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики - так подчеркивается в проекте «Концепция развития географического образования в Российской Федерации». Таким образом, география является важным предметом для
изучения в средних профессиональных учреждениях, а процесс формирования интереса к данному предмету актуален и требует постоянного обновления и творческого поиска для педагогов.
Объект исследования: процесс обучения географии в 9-10 классе.
Предмет исследования: формирование познавательного интереса к
географии в процессе изучения экономической и социальной географии.
Цель работы: Раскрыть условия формирования познавательного интереса при изучении курсе географии в 9-10 классе.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формирование познавательного интереса в учебном процессе;
- Рассмотреть педагогические условии формирование познавательного интереса при изучение курса экономической и социальной географии в старших классах;
- Разработать методические приемы, способствующие формированию познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения экономической и социальной географии.
- Провести опытно-экспериментальную работу по апробации предложенных методических приемов.
Методы: теоретические (сопоставление, обобщение, анализ результатов, систематизация, моделирование и прогнозирование педагогических явлений и процессов); эмпирические: (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент), статистическая обработка.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 141 с углубленным изучением отдельных предметов" Советского района г. Казани; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани.
Научная новизна работы: элементами научной новизны является определение уровня познавательного интереса в 9-10 классе, а также материалы, разработанные, согласно специфике обучающихся, для развития познавательного интереса.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования результатов исследования в практике работы учителя географии в общеобразовательном учреждении.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В любом учреждении среднего профессионального образования присутствуют общеобразовательные предметы, в том числе и география. Географические знания дают общее понимание сущности процессов и явлений, происходящих в природных, социально-экономических системах Земли. Формируется представление о закономерностях взаимодействия природы и общества, их компонентов. География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики - так подчеркивается в проекте «Концепция развития географического образования в Российской Федерации». Таким образом, география является важным предметом для
изучения в средних профессиональных учреждениях, а процесс формирования интереса к данному предмету актуален и требует постоянного обновления и творческого поиска для педагогов.
Объект исследования: процесс обучения географии в 9-10 классе.
Предмет исследования: формирование познавательного интереса к
географии в процессе изучения экономической и социальной географии.
Цель работы: Раскрыть условия формирования познавательного интереса при изучении курсе географии в 9-10 классе.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формирование познавательного интереса в учебном процессе;
- Рассмотреть педагогические условии формирование познавательного интереса при изучение курса экономической и социальной географии в старших классах;
- Разработать методические приемы, способствующие формированию познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения экономической и социальной географии.
- Провести опытно-экспериментальную работу по апробации предложенных методических приемов.
Методы: теоретические (сопоставление, обобщение, анализ результатов, систематизация, моделирование и прогнозирование педагогических явлений и процессов); эмпирические: (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент), статистическая обработка.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 141 с углубленным изучением отдельных предметов" Советского района г. Казани; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани.
Научная новизна работы: элементами научной новизны является определение уровня познавательного интереса в 9-10 классе, а также материалы, разработанные, согласно специфике обучающихся, для развития познавательного интереса.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования результатов исследования в практике работы учителя географии в общеобразовательном учреждении.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В психологии и педагогике разработаны критерии познавательного интереса, по которым можно судить о его наличии у обучающегося как на занятии, так и вне его. Эти критерии выражаются в специфических особенностях поведения и деятельности обучающегося: осведомленность в данной области; наличием самостоятельности в решении познавательных задач; положительным отношением к поисковым и творческим заданиям; основательностью и глубиной решения вопроса.
Существует несколько классификаций познавательного интереса:
• по объему (широкие, узкие),
• по содержанию (по предмету, на который направлен интерес),
• по стойкости или длительности (устойчивые, неустойчивые),
• по силе (активные, пассивные),
• по преобладающей направленности (практические и
теоретические).
Г.И. Щукина выделяет высокий, средний и низкий уровни развития познавательного интереса, которые выражаются у обучающихся в познавательной активности, познавательной самостоятельности, стремлении преодолеть трудности, увлеченностью предметом во внеурочное время. Придерживаясь подобной градации уровней, можно проследить развитие интереса у обучающихся.
Формирование познавательного интереса связано с яркими впечатлениями, представлениями об обучаемом предмете. Эти впечатления обеспечивает занимательность, новизна содержания, источников информации и способов учебной деятельности. Создание положительных переживаний, связанных с усвоением новых знаний. Большую роль играет показ современных достижений науки, личность учителя, его умение донести до сознания обучающихся практическую значимость знаний, а также мотивы познавательной деятельности.
География - это один из уникальнейших предметов школьного курса, который не просто рассматривает природу и общество, а изучает их взаимодействие. Знакомство с географией дает школьникам возможность овладеть знаниями о Земле, обществе, открывает основные направления мирового развития, заставляет осознать истинный масштаб глобальных проблем человечества.
Весь школьный курс географии представляет собой по сути лишь каркас содержания, который каждый педагог наполняет по своему усмотрению: всевозможными примерами и фактами, отображает закономерности, различными приемами и способами раскрывает понятия, путем применения различного рода заданий и упражнений формирует требуемые программой умения. На развитие познавательного интереса к географии оказывают влияние множество различных факторов, однако учителю необходимо выделить наиболее значимые из них. Для привлечения внимания обучающихся к занятиям, педагогам важно задействовать в своей работе активные формы организации познавательной деятельности обучающихся.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Наиболее оптимальными формами и методами активизации познавательной деятельности обучающихся являются такие, которые дают возможность обучающимся активно проявлять себя на уроках, демонстрировать приобретенные навыки и умения, совершенствовать мышление и творческие способности, а не механически получать новые знания. Это уроки-деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки по типу телевизионных программ, театрализованные уроки, уроки с использованием ИКТ и многие другие.
2. Спланированная серия уроков с использованием активных приемов и форм организации познавательной деятельности обучающихся, апробированная в ходе педагогической практики, дала положительную динамику успеваемости, что свидетельствует о достижении поставленных нами в ходе исследования задач.
Таким образом, были раскрыты условия формирования познавательного интереса и апробированы на практике, по результатам которой у большинства школьников сложилось положительное эмоциональное отношение к географии, а у части появился интерес к данному предмету, а также вырос уровень знаний.
Развитие интереса у подростков определяется множеством факторов. Для создания условий активизации познавательного интереса необходимо: создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников; оптимальный уровень доступности; занимательность; познавательные игры; сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений; создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков; новизна материала.
На констатирующем этапе эксперимента с помощью анкетирования по методикам ЕА. Кувалдиной и Н.Е. Елфимовой выявлен исходный уровень сформированности познавательного интереса у обучающихся. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у старшеклассников преобладает низкий уровень сформированности познавательного интереса.
Результатам, полученные в ходе контрольного этапа исследования, показали позитивную динамику в активизации познавательного интереса учащихся. Таким образом, можно заключить, что цель исследования достигнута, а гипотеза подтвердилась.
Существует несколько классификаций познавательного интереса:
• по объему (широкие, узкие),
• по содержанию (по предмету, на который направлен интерес),
• по стойкости или длительности (устойчивые, неустойчивые),
• по силе (активные, пассивные),
• по преобладающей направленности (практические и
теоретические).
Г.И. Щукина выделяет высокий, средний и низкий уровни развития познавательного интереса, которые выражаются у обучающихся в познавательной активности, познавательной самостоятельности, стремлении преодолеть трудности, увлеченностью предметом во внеурочное время. Придерживаясь подобной градации уровней, можно проследить развитие интереса у обучающихся.
Формирование познавательного интереса связано с яркими впечатлениями, представлениями об обучаемом предмете. Эти впечатления обеспечивает занимательность, новизна содержания, источников информации и способов учебной деятельности. Создание положительных переживаний, связанных с усвоением новых знаний. Большую роль играет показ современных достижений науки, личность учителя, его умение донести до сознания обучающихся практическую значимость знаний, а также мотивы познавательной деятельности.
География - это один из уникальнейших предметов школьного курса, который не просто рассматривает природу и общество, а изучает их взаимодействие. Знакомство с географией дает школьникам возможность овладеть знаниями о Земле, обществе, открывает основные направления мирового развития, заставляет осознать истинный масштаб глобальных проблем человечества.
Весь школьный курс географии представляет собой по сути лишь каркас содержания, который каждый педагог наполняет по своему усмотрению: всевозможными примерами и фактами, отображает закономерности, различными приемами и способами раскрывает понятия, путем применения различного рода заданий и упражнений формирует требуемые программой умения. На развитие познавательного интереса к географии оказывают влияние множество различных факторов, однако учителю необходимо выделить наиболее значимые из них. Для привлечения внимания обучающихся к занятиям, педагогам важно задействовать в своей работе активные формы организации познавательной деятельности обучающихся.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Наиболее оптимальными формами и методами активизации познавательной деятельности обучающихся являются такие, которые дают возможность обучающимся активно проявлять себя на уроках, демонстрировать приобретенные навыки и умения, совершенствовать мышление и творческие способности, а не механически получать новые знания. Это уроки-деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки по типу телевизионных программ, театрализованные уроки, уроки с использованием ИКТ и многие другие.
2. Спланированная серия уроков с использованием активных приемов и форм организации познавательной деятельности обучающихся, апробированная в ходе педагогической практики, дала положительную динамику успеваемости, что свидетельствует о достижении поставленных нами в ходе исследования задач.
Таким образом, были раскрыты условия формирования познавательного интереса и апробированы на практике, по результатам которой у большинства школьников сложилось положительное эмоциональное отношение к географии, а у части появился интерес к данному предмету, а также вырос уровень знаний.
Развитие интереса у подростков определяется множеством факторов. Для создания условий активизации познавательного интереса необходимо: создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников; оптимальный уровень доступности; занимательность; познавательные игры; сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений; создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков; новизна материала.
На констатирующем этапе эксперимента с помощью анкетирования по методикам ЕА. Кувалдиной и Н.Е. Елфимовой выявлен исходный уровень сформированности познавательного интереса у обучающихся. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у старшеклассников преобладает низкий уровень сформированности познавательного интереса.
Результатам, полученные в ходе контрольного этапа исследования, показали позитивную динамику в активизации познавательного интереса учащихся. Таким образом, можно заключить, что цель исследования достигнута, а гипотеза подтвердилась.



