Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические условия развития познавательного интереса обучающихся при изучении биологии в школе

Работа №81911

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2020
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 10
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 10
1.2 Современные дидактические условия: понятия и содержание 15
1.3 Компоненты дидактических условий развития познавательного
интереса обучающихся на уроках биологии 17
1.4 Факторы, стимулирующие развитие познавательного интереса у
обучающихся, с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей 28
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ» 34
2.1 Значимость раздела «Химический состав клетки» в
образовательных программах основного общего образования по биологии в предпрофильных классах 34
2.2 Методика реализации дидактических условий развития
познавательного интереса у обучающихся на уроках биологии в предпрофильных классах по теме «Химический состав клетки» 38
Выводы по второй главе 67
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 68
3.1 Результаты педагогического эксперимента у обучающихся на констатирующем этапе 68
3.2 Педагогический эксперимент по формированию дидактических
условий развития познавательного интереса у обучающихся при изучении раздела «Химический состав клетки» 72
3.3 Результаты педагогического эксперимента обучающихся на
контрольном этапе и оценка эффективности внедрения методики в образовательный процесс 76
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Базовыми ценностными ориентирами содержания основного общего образования являются развитие у обучающегося познавательного интереса, желания и умения учиться, стремления к саморазвитию, самостоятельности, позволяющие легко социализироваться в быстро развивающемся мире.
Идея развивающегося обучения не нова, ее сформулировали и развивали Дьюи Дж., Выготский Л. С., Давыдов В. В., Эльконин Д. Б. и др. По их мнению, задача обучения не может сводиться лишь к использованию на уроках методов обучения, которые не способствуют вовлечению детей в активную познавательную, практико-ориентированную деятельность, в большинстве случаев это приводит к снижению познавательной активности и интереса к изучаемому предмету. Роль педагога, указывают они, заключается во внедрении в образовательный процесс методов и приёмов, способствующих повышению и развитию познавательной активности обучающихся на уроках, в формировании у них потребности и необходимости учиться, стремления к саморазвитию.
Эту мысль отражает и высказывание Ушинского К. Д., что привить интерес к изучению предмета не просто, если продолжать использовать стандартные методы, формы, приемы и средства обучения на уроках [38].
Современная школа при работе с обучающимися активно использует различные мастер-классы, практические и лабораторные занятия, вводит дополнительные элективные курсы, планирует их внеурочную работу, всё то, в той или иной мере способствует развитию познавательного интереса школьников. Современных детей можно замотивировать электронными и дидактическими ресурсами, оснащенным современным оборудованием кабинетов. Но все это, в большинстве случаев, приводит к «информационному перегрузу» учащихся и сопровождается снижением позитивного восприятия и уровня усвоения школьного материала.
Опираясь на статистику ранее проводимых исследований связанных с вопросом повышения познавательного интереса, обучающихся при изучении биологии в школе, мы выявили, что у детей преобладает внешний мотив к изучению предмета над внутренним
Возможно, это связанно с тем, что биологический материал очень сложный в изучении, не всегда опирается на химические знания (в 9 классе изучение материала по биологически важным веществам в химии «задерживается» почти на год).
Мы предполагаем, что можно создать дидактические условия, позволяющие привить интерес ребенка к изучению биологии на основе формирования мотивации к изучению предмета. Научить школьников преобразовывать большой объем изучаемой текстовой информации в более лёгкую для восприятия и усвоения графическую форму, через его анализ, синтез, структурирование, обобщение, тем самым, поспособствовать развитию познавательного интереса.
Настоящее исследование заключается в выявлении условий развития познавательного интереса, на примере изучения раздела «Химический состав клетки» школьного курса биологии.
Цель данной работы: выявить, обосновать и экспериментально проверить дидактические условия развития познавательного интереса обучающихся при изучении раздела «Химический состав клетки» школьного курса биологии.
Объектом исследования выступает процесс обучения биологии, ориентированный на развитие познавательного интереса школьников.
Предметом являются: методы, приёмы, организационные формы современных образовательных технологий, направленные на развитие познавательного интереса при изучении раздела «Химический состав клетки».
В соответствии с темой и целью определены следующие задачи:
1. Провести анализ состояния вопроса о развитии познавательного интереса по нормативным документам, психолого-педагогической, методической литературе, в том числе методике преподавания биологии, и в школьной образовательной практике.
2. Обосновать дидактические условия, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся и разработать методы, приемы и способы их реализации при изучении темы «Химический состав клетки».
3. Провести педагогический эксперимент с целью оценки эффективности предлагаемых дидактических условий.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, теоретический анализ и синтез по проблеме исследования, обобщение и систематизация информации, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.
Развитие познавательного интереса при изучении раздела «Химический состав клетки» по предмету «биология» в школе будет эффективным, если реализуются следующие дидактические условия:
1. Тщательный анализ и отбор содержания материала для уроков биологии на основе принципов научности, доступности, систематичности, интегративности, преемственности, практической значимости и учета возрастных особенностей и интересов школьников.
2. Комплексное и систематическое использование приемов современных технологий обучения основанных на принципах наглядности и визуализации, и возможностей использования цифровой образовательной среды для активизации познавательной деятельности школьников, развития их мышления в сочетании с методами стимулирования.
3. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы взаимодействия учителя и обучающихся для воспитания эмоционально-положительного отношения к изучению предмета.
Методологической основой исследования выступили: теория развивающего обучения, положения системного-деятельностного подхода, теоретические положения о развитии познавательного интереса, и концептуальные основы изучения биологии в средней школе.
Исследование проходило в четыре этапа.
На первом этапе проводился анализ психологической и методический литературы связанный с проблемой исследования. Осуществлён анализ нормативных документов, учебно-методического комплекса (УМК) по биологии, различных авторов. Полученный материал позволил сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования, определить методы для решения поставленных задач.
На втором этапе провели констатирующий эксперимент. Проанализировали уровень познавательного интереса по методике Кувалдиной Е. А. у обучающихся 9-х классов. Произвели отбор экспериментальной и контрольной групп [21].
На третьем этапе были обоснованы дидактические условия. Отобраны методы и приемы, пути их достижения благодаря технологиям: развития критического мышления (ТРКМ), технологии визуализации, смешанного обучения, технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ), технологии логически опорных конспектов (ЛОК) и сигналов (ЛОС), информационно коммуникационной технологии (ИКТ) с учетом принципов наглядности, систематичности, преемственности, научности и доступности, способствующих развитию
Был проведен педагогический эксперимент на базе МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» Челябинской области. В качестве испытуемых выступали обучающиеся 9-х классов, общей численностью 52 человека.
На четвертом этапе мы провели повторную диагностику уровня развития познавательного интереса обучающихся 9-х классов при изучении ряда тем по разделу «Химический состав клетки».
Эксперимент позволил оценить эффективность предлагаемых методических приемов, методов и форм проведения занятий по разделу «Химический состав клетки» для развития познавательного интереса обучающихся. Проведена обработка его результатов с использованием методики оценки эффективности урока по Беспалько В. П.. Четвёртый этап завершился написанием выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и систематизации материала по проблеме формирования познавательного интереса и обоснованию дидактических условий, направленных на его развитие при изучении школьного курса биологии.
Практическая значимость данного исследования заключается во внедрении в практику школьного обучения методов и приемов современных образовательных технологий, способствующих развитию познавательного интереса, которые могут быть использованы учителем биологии на уроках при изучении раздела «Химический состав клетки».
Апробация результатов проведена в ходе выступлений на педагогических советах школ МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» и ГБОУ г. Москвы «Школа «Дмитровский» имени Героя Советского Союза В. П. Кислякова». Результаты были представлены: на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (Челябинск, 19-20 января 2019 г.) и III Международной научно-практической конференции «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты», по итогам последней получен диплом I степени (приложение 1).
По результатам исследования опубликовано две статьи:
1. «Познавательный запрос как способ индивидуализации в развитии познавательного интереса подростков на уроках биологии» [30].
2. «Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках биологии с помощью приёмов современных технологий в образовании» [29].
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема выпускной квалификационной работы весьма актуальна, своевременна и представляет определенный интерес с практической точки зрения, так как в соответствии с основным запросом общества школа должна готовить человека «обучаемого», а не только «обученного», способного самостоятельно учиться, многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни.
Для того, чтобы готовность учиться стала внутренней потребностью, необходимо много условий, одним из которых является наличие познавательного интереса, так как он связан с основной фундаментальной деятельностью - с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить; познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств; познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с ее изучением.
Развитие познавательного интереса школьников к предмету, пожалуй, одна из главных задач каждого учителя, решение которой должно привести к повышению качества знаний. В зависимости от направленности предмета учитель обращается к тем формам и методам работы, которые максимально способствуют повышению познавательного интереса школьников.
Нами были реализованы дидактические условия, которые продемонстрировали высокий коэффициент эффективности уроков биологии в школе по разделу «Химический состав клетки».
Принципы научности, доступности, наглядности, преемственности, практической значимости, интегративности, визуализации способны развить познавательный интерес у обучающихся.
Комплексное и систематическое использование приёмов современных технологий обучения и возможностей цифровой образовательной среды позволили нам осуществить активизацию познавательного интереса, познавательной активности и как следствие способствовать развитию мышления обучающихся.
Создание благоприятной, комфортной атмосферы на уроке, позволило осуществить эмоционально - положительное взаимодействие между учителем и обучающимися.
Педагогический эксперимент показал, что использование приёмов визуализации и наглядности в процессе изучения биологии в школе позволяет оптимизировать процесс обучения, осуществлять мониторинг достижений учащихся, что, несомненно, направлено на решение новых дидактических условий.
Дальнейшая работа по рассматриваемой проблеме может быть продолжена в направлении использования этих и других методов и приёмов современных педагогических технологий в разработке новых вариантов уроков по другим разделам учебника.



1. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни. Тракт о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - Москва : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2007. - 142 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 159 с.
3. Асмолов, А. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г.Салмина // Национальный психологический журнал. - 2011. - №1(5). - С. 104-110.
4. Бершадская, Е. А. Модель применения метода интеллект-карт в образовании [Электронный ресурс] / Е. А. Бершадская // Эффективные образовательные технологии. - Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (178 Мб). - Москва : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2010. - Вып. 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. - 2,23 Мб.
5. Берулава, Г. А. Психология естественнонаучного мышления [Текст] / Г. А. Берулава. - Томск : Изд-во Томск, ун-та, 1991. - 185 с.
6. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В. П. Беспалько. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 1997. - 304 с.
7. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1989. - 190 с.
8. Боголюбов, В. И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий [Текст] / В. И. Боголюбов. - Пятигорск. - 2001. - С. 168-187.
9. Боровских, Т. А. Использование технологии укрупнения дидактических единиц [Текст] / Т. А. Боровских // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 15-20.
10. Бьюзен, Т. Суперинтеллект [Текст] / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен; пер. с англ. Ю. Е. Андреева. - 3-е изд. - Минск : Попурри, 2007. - 399 с.
11. Волкова, С. В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук : 13.00.01 / Волкова Светлана Владимировна. - Петрозаводск, 2002. - 22 с.
12. Герасимова, О. В. Развитие познавательных интересов на уроках биологии [Электронный ресурс] / О. В. Герасимова. - Режим доступа :https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/10/18/razvitie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-biologii,свободный. - Загл. с экрана.
13. Дерюгина, Л. И. Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии в старших классах [Электронный ресурс] / Л. И. Дерюгина // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 87¬91. - Режим доступа :https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3597/,свободный. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 07.01.2019.
14. Егорина, В. С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук : / Егорина Вера Сергеевна. - Брянск, 2001. - 21 с.
15. Канцыбин, Д. В. Визуализация как обучающий компонент при изучении алгоритмизации [Электронный ресурс] / Д. В. Канцыбин - Режим доступа :http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/22469,свободный. - Загл. с экрана.
16. Карвабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст] / О. А. Карвабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
17. Коваль, Т. В. О сформированности метапредметных умений учащихся в основной школе [Текст] : что показала диагностика / Т. В. Коваль // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2017. - № 4. - С. 34-39.
18. Колесова, Е. В. Развитие познавательного интереса обучающихся средствами ИКТ на уроках биологии в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / Е. В. Колесова. - Режим доступа : https://www.zsvo.ru/uploads/docs/pdf/forum obr iniciativ 2014/Pobediteli/realizaciya FGOS/kolesova.pdf,свободный. - Загл. с экрана.
19. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - Москва : Просвещение, 2008. - 39 с.
20. Котляр, А. Е. Структура урока биологии [Текст] : автореф.
бакалаврской работы : 044.03.01 / Котляр Анастасия Евгеньевна. -
Саратов, 2016. - 10 с.
21. Кувалдина, Е. А. Исследование познавательных интересов кировских школьников [Электронный ресурс] / Е. А. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-poznavatelnyh-interesov-kirovskih-shkolnikovсвободный. - Загл. с экрана.
22. Лернер, Г. И. Стандарты нового поколения и формирование УУД [Текст] / Г. И. Лернер // Биология в школе. - 2011. - №7. - С. 24-30.
23. Ложакова, Е. А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатики [Текст] / Е. А. Ложакова // Вестник РУДН. - 2011. - № 3. - С. 3-6.
24. Марина, А. В. Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы деятельности учителя биологии и пути их решения [Текст] / А. В. Марина // Биология в школе. - 2016. - № 1. - С. 17-24.
25. Нермолаева, Ж. Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации [Электронный ресурс] / Ж. Е. Нермолаева, О. В. Лапухова, И. Н. Герасимова // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - Режим доступа :http://e-kon-cept.ru/2014/14302.htm., свободный. - Загл. с экрана.
26. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Нюттен ; Под ред Д. А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2004. - 607 с.
27. Орлова, С.А. Активация познавательной деятельности учащихся
на уроках биологии [Электронный ресурс] / С. А. Орлова. - Режим доступа : https://ermak-lub.edu.yar.ru/metodicheskaya kopilka/orlova s a/
metod razrabotka aktivizatsiya poznavat.pdf,свободный. - Загл. с экрана.
28. Мухина, Т. Г. Психология и педагогика [Электронный ресурс] /
Т. Г. Мухина - Режим доступа : http://www.iee.unn.ru/wp-
content/uploads/sites/9/2018/03/Muhina-T.G. -Psiholo giya-i-pedago gika- .pdf,свободный. - Загл. с экрана.
29. Панихина, К. К. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках биологии с помощью приёмов современных технологий в образовании [Текст] / К. К. Панихина // III Международная научно-практическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актиальные вопросы и современные аспекты». - Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. - С.74-76.
30. Панихина, К. К. Познавательный запрос как способ индивидуализации в развитии познавательного интереса подростков на уроках биологии [Текст] / К. К. Панихина // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования». - Челябинск : Край Ра, 2019. - С. 219-223.
31. Пасечник, В. В. Биология. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. Организаций / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г.
Швецов и [др.] ; под ред. В. В. Пасечника. - 4-е изд. - Москва :
Просвещение, 2018. - 207 с.
32. Петрищева, Г.С. Возможности использования интеллект-карт для формирования УУД при обучении биологии [Текст] / Г. С. Петрищева, Н. В. Захарюта // Биология в школе. - № 7. - 2016. - С. 71-73.
33. Петрищева, Г. С. Возможности использования интеллект-карт для формирования УУД при обучении биологии [Текст] / Г. С. Петрищева, Н. В. Захарюта // Биология в школе - 2016. - № 7. - С. 71-73
34. Пономарёва, И. Н. Основы общей биологии [Текст] : учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / И. Н. Пономарёва, О.А Корнилова, Н. М. Чернова; под общ. ред. И. Н. . Пономаревой. - Москва : Изд-во Вентана-Граф, 2019. - 214 с.
35. Ромашина, М. В Развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии [Электронный ресурс] / М. В. Ромашина - Режим доступа :https://infourok.ru/razvitie-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya-na-urokah-biologii-426919.html,свободный. - Загл. с экрана.
36. Рубцов, В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы [Текст] / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина. - Москва : Изд-во МГППУ, 2002. - 272 с.
37. Свищ, О. Н. Инфорграфика - один из способов визуализации
информации в условиях обучения вечерней школе [Электронный ресурс] / О. Н. Свищ. - Режим доступа : ,https://docplayer.ru/106805756-Infografika-
odin-iz-sposobov-vizualizacii-informacii-v-usloviyah-obucheniya-v-vecherney-shkole.html,свободный. - Загл. с экрана.
38. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст] : в 2-х томах / К. Д. Ушинский. - Т. 2. - Москва : Мысль, 1984. - 634 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва : Просвещение, 2011. - 48 с.
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] - Москва : Омега-Л, 2014. - 134 с.
41. Цегельник, О. А. Использование опорных сигналов, схем и конспектов как средство повышения качества знаний учащихся по химии [Электронный ресурс] / О. А. Цигельник. - Режим доступа : http://www.academy.edu.by/files/podrazdelenia/himia/opit Tsegelnik him.pdf,свободный. - Загл. с экрана.
42. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. - Москва : Просвещение, 2007. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ