Актуальность темы исследования заключается в том, что современные условия развития хозяйственной сферы жизни общества характеризуются дальнейшим обострением конкурентной борьбы на мировых рынках, все более сложными как технологическими, так и организационными моделями производства. В этих условиях для решения вопроса эффективности экономики необходимы знания рыночных механизмов, принципов и методов исследования рынка, основ маркетинговой деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность предприятия.
Вопросам и проблемам маркетинга, маркетинговой деятельности предприятия посвящены работы многих выдающихся ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Всемирную известность получили работы таких выдающихся специалистов в области маркетинга, как Ф.Котлер, Д.Эванс, Б.Берман, Е.Дихтль, Х.Хершген и другие. Крупными специалистами в данной сфере являются многие отечественные ученые, такие как Фатхутдинов Р.А., Герчикова И.Н., Ивин Л.Д., Долинская Р.Г., Хруцкий В.Е. и другие. Теоретические аспекты маркетинга привлекают все больше исследователей, да и практическим сторонам маркетинговой деятельности предприятий также уделяется достаточно внимания.
Цель исследования – изучить особенности разработки комплекса маркетинга.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие комплекса маркетинга;
- исследовать методологию разработки комплекса маркетинга.
Объект исследования – специфика и проблематика маркетинговой деятельности на предприятии. Предмет – особенности разработки комплекса маркетинга.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по маркетингу, таких как Е.Л. Басовский, В.А. Михарев, Е.В. Попов, А.С. Соловьев и др.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что роль маркетинга как системы управления предприятием в условиях рыночной экономики – формирование комплекса мероприятий по созданию и распространению товаров, которые отвечают требованиям клиентов, перспективны в отношении объемов сбыта и уровня продажной цены, то есть способны обеспечить желаемый уровень прибыли предприятия в течение достаточно длительного периода времени.
Комплекс маркетинга включает в себя товарную, ценовую и сбытовую политику фирмы, охватывая весь процесс производства, начиная от планирования продукта и заканчивая его реализацией.
Решения в области товарной политики касаются товарного ассортимента, качественных параметров товара, его упаковки, марки, дизайна и сервиса.
Решения в области ценовой политики – выбор наиболее приемлемого метода ценообразования, формирование гибкой системы цен на продукцию в зависимости от типа рынков и клиентов, установление скидок и т.п.
Решения в области сбытовой политики или продвижения товара содержат: методы формирования спроса, включая рекламу и пропаганду, проведение ярмарок и выставок, системы стимулирования сбыта (кредит, рассрочка, лотереи, купоны, зачеты и т.п.), выбор каналов распространения товара и управление ими, организацию доставки и т.д.
Для того, чтобы сформировать комплекс маркетинга, необходимо проведение маркетингового исследования, которое включает анализ как внешней, так и внутренней маркетинговой среды.
Принятая маркетинговая стратегия является неотъемлемой составной частью общей стратегии предприятия – производственно-технической, финансово-экономической, кадровой, социальной. Как уже было сказано, при проведении маркетингового исследования необходим анализ внешней и внутренней маркетинговой среды.
Основой разрабатываемой маркетинговой стратегии является анализ и прогноз товарного рынка (внутреннего и внешнего). Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза ее развития. Программа такого комплексного анализа зависит от особенностей товаров, характера деятельности предприятия, масштабов производства товаров и ряда других факторов.