Управление инновационным развитием вуза (на примере ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 12
1.1 Инновационное развитие университета как объекта управления 12
1.2 Подходы, модели и принципы управления инновационным развитием
образовательных организаций 20
1.3 Инновационная деятельность как фактор повышения
конкурентоспособности высших учебных заведений 28
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФГАОУ ВО "КАЗАНСКИЙ
(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" 38
2.1 Инфраструктура инновационного развития университета 38
2.2 Сравнительный анализ результатов инновационного развития КФУ с
другими университетами Российской Федерации 49
2.3 Анализ малых инновационных предприятий КФУ как ключевого звена
инновационного развития университета 64
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КФУ 77
3.1 Основные направления совершенствования инновационной деятельности
университетов 77
3.2 Мероприятия, предпринимаемые для реализации задач инновационного
развития КФУ 80
3.3 Прогнозный расчёт показателей экономической эффективности
предлагаемых мероприятий 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 12
1.1 Инновационное развитие университета как объекта управления 12
1.2 Подходы, модели и принципы управления инновационным развитием
образовательных организаций 20
1.3 Инновационная деятельность как фактор повышения
конкурентоспособности высших учебных заведений 28
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФГАОУ ВО "КАЗАНСКИЙ
(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" 38
2.1 Инфраструктура инновационного развития университета 38
2.2 Сравнительный анализ результатов инновационного развития КФУ с
другими университетами Российской Федерации 49
2.3 Анализ малых инновационных предприятий КФУ как ключевого звена
инновационного развития университета 64
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КФУ 77
3.1 Основные направления совершенствования инновационной деятельности
университетов 77
3.2 Мероприятия, предпринимаемые для реализации задач инновационного
развития КФУ 80
3.3 Прогнозный расчёт показателей экономической эффективности
предлагаемых мероприятий 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
Актуальность темы исследования. В условиях развития современной экономики высшая школа России переходит на качественно новую ступень развития в выборе стратегических приоритетов, целей и путей их достижения. Высшие учебные заведения получили новые перспективы и возможности заниматься инновационной и предпринимательской деятельностью, самостоятельно определять портфель образовательных программ, объем услуг и их стоимость, что привело к конкуренции в системе высшей школы и потребовало от вузов разработки и внедрения в практику стратегического управления организационно-экономических и образовательных инноваций.
Сегодня в России происходит активное инновационное развитие высших учебных заведений, включающих целую систему организационных форм инновационной деятельности, тесно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейшую сферу такой модели экономики занимает инновационная деятельность высшей школы государства, в совокупности с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, инновационная экономика, наука и образование становятся главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития государства в XXI веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс - инновационные знания, достижения и технологии будущего.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений, раскрывающих содержание и направления развития инновационной деятельности вуза, разработке инструментария управления инновационным развитием вузов и практических мер, обеспечивающих совершенствование коммерциализации инновационных знаний.
Для того, чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить методы, подходы и принципы управления инновационным развитием образовательных организаций;
- рассмотреть роль инноваций в повышении конкурентоспособности высших учебных заведений;
- проанализировать структуру и характеристики деятельности управления инновационного развития КФУ;
- проанализировать состав и характеристики малых инновационных предприятий КФУ как ключевого звена инновационного развития университета и его взаимосвязи с внешней средой;
- проанализировать инновационную инфраструктуру университета, её взаимосвязь с внешней средой и проблемы функционирования и развития;
- разработать рекомендации по улучшению инновационных процессов в КФУ;
- разработать мероприятия, нацеленные на реализацию задач
инновационного развития КФУ;
- выполнить прогнозный расчёт показателей экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
В качестве объекта исследования магистерской диссертации выступает система управления инновационным развитием ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
В качестве предмета исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с управлением инновационным развитием образовательных организаций.
Сведения о теоретической и методической основах диссертационного исследования. Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования послужили труды в области управления инновационным развитием образовательных организаций российских учёных, таких как: Алексеева И.А., Галимов А.М., Ефимов Д.И., Изотов М.А., Капырин П.А., Лаврухин А.А., Лебедева Н.А., Мелихов В.Ю., Милова Ю.Ю., Михайлов В.Н., Сафонова К.И., Серкина Я.И., Ситникова М.И., Скуратова Н.А., Сухорукова Л.М., Терентьева И.А., Терзи А.В., Швец И.Ю., и др. Были использованы результаты научных исследований, посвященных проблеме организации и развития инновационной деятельности в вузах, авторами которых являются вышеупомянутые учёные, а так же внутренние документы ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
В качестве эмпирической базы использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, публикации в периодической печати, базы данных федеральной службы государственной статистики и его территориального органа по Республике Татарстан, результаты статистических и социологических исследований в России и за рубежом, информационные материалы информационно-аналитических агентств, а также информационные ресурсы системы Интернет.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, которые включают: анализ и синтез (как общий методологический подход), сравнение, обобщение, диалектику, абстрагирование, методы системного, комплексного, логического, структурного, сравнительного, статистического анализа (как отдельные методы анализа), а также специальные методы экономической оценки инновационных проектов (cash flow), методы экспертных оценок, методы маркетингового исследования, позволяющие исследовать характеристики системы менеджмента и подсистемы управления инновациями в динамике, постоянном развитии, во взаимосвязи и взаимодействии с факторами среды функционирования и развития организации. Названные методы использованы в разном сочетании и на разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и решаемых задач. Это, безусловно, содействовало обеспечению достоверности проведенного анализа и обоснованности, сделанных автором выводов.
В качестве основных результатов, определяющих научную новизну данного диссертационного исследования, выступают следующие:
1. На основе анализа инновационной инфраструктуры КФУ и сравнения основных показателей инновационной деятельности университета с другими российскими вузами автором сформулированы рекомендации по улучшению инновационной деятельности в КФУ;
2. Автором разработан проект усовершенствованной структуры управления инновационного развития КФУ, в составе которой предложено внедрить отдел внутреннего контроля эффективности малых инновационных предприятий созданных на базе университета;
3. Предложена схема процесса коммерциализации результатов инновационной деятельности университета;
4. Разработана программа инновационного развития ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Благодаря предлагаемым рекомендациям в вузе будут повышены показатели коммерциализации результатов инновационной деятельности, увеличены доходы малых инновационных предприятий университета. Предлагаемые мероприятия будут способствовать повышению конкурентоспособности Казанского (Приволжского) федерального университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Основные положения работы, выносимые автором на защиту.
1. Сформулирован подход к организации инновационной структуры вуза, направленной на поддержание всех стадий инновационного процесса и позволяющий регулировать состояние ресурсов и мотиваций участников инновационного проекта адекватно рыночному риску и научно-техническим задачам создания инноваций.
2. На основе проведенного анализа показателей доходности, состава и характеристик малых инновационных предприятий КФУ выявлены проблемы их развития и сформулированы рекомендации по их решению, заключающиеся в консалтинговой поддержке всех стадий инновационного процесса, обеспечении достаточного финансирования инновационного проекта, уменьшении рисков коммерциализации инновации, контроле выполнения этапов инновационной цепочки.
3. Разработаны конкретные мероприятия по повышению экономической эффективности инновационной системы КФУ, заключающиеся в инвестиционной поддержке рисковых стадий малых инновационных предприятий; разработке образовательных программ по технологическому предпринимательству и управлению инновациями; вхождению в рынок интеллектуальной собственности и формированию акселератора управленческих команд инновационных проектов университета.
Данные положения могут быть практически полезны при улучшении перспективной инновационной инфраструктуры ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Теоретическая и практическая значимость результатов работы. Полученные научные результаты с теоретической точки зрения имеют обоснование необходимости развития системы управления инновациями, которая повышает результативность и эффективность управления образовательными организациями. Отдельные положения исследования могут быть использованы руководителями образовательных организаций в целях развития и модернизации подразделения инновационного развития вуза.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные теоретические разработки и методические положения диссертации доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в системе управления инновационным развитием в ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были представлены и получили одобрение на всероссийских и международных научно-практических конференциях и форумах:
- на 31-й Международной конференции International Business Information Management Association (IBIMA) «Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020» (г. Милан, Италия, 25-26 апреля 2018 г.);
- на 29-й Международной конференции International Business Information Management Association (IBIMA) «Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth» (г. Вена, Австрия, 3-4 мая 2017 г.);
- на IV Международный форум по педагогическому образованию «Профессионализм учителя как условие качества образования» (г. Казань, Казанский федеральный университет, 22-24 мая 2018 г.);
- на III Международном форуме по педагогическому образованию «Педагогическое образование в изменяющемся мире» (г. Казань, Казанский федеральный университет, 23-25 мая 2017 г.);
- на Международной научно-практической конференции: «Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия», (г. Симферополь, Республика Крым, Крымский инженерно-педагогический университет», 26 мая 2017 г.).
Публикации по теме работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования изложены в 17 публикациях автора, в том числе 4 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ; 8 статей в журналах, индексируемых базой данных Scopus; 2 статьи в журналах, индексируемых базой данных Web of Science; и 3 статьи в прочих журналах и сборниках индексируемых РИНЦ.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе изучаются теоретические и методологические основы управления инновационным развитием образовательных организаций .
Вторая глава посвящения анализу инновационного развития ФГАОУ ВО "Казанский Федеральный Университет". На основе проведенного анализа рассматриваются актуальные проблемы инновационной деятельности университета. В ходе исследования проведен анализ экономической эффективности деятельности (объем и динамика доходов и расходов) малых инновационных предприятий КФУ и выявлены тенденции к снижению их чистой прибыли.
В третьей главе диссертационного исследования рассмотрены основные направления совершенствования инновационной деятельности университетов, предложены мероприятия, способствующие повышению эффективности управления инновационным развитием образовательной организации. Предложены рекомендации направленные на увеличение объема средств, полученных за счет использования результатов интеллектуальной деятельности, а также мероприятия, направленные на рост количества объектов интеллектуальной собственности, стоящих на балансе университета. Предложено создание системы внутреннего контроля деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе университета, основной целью деятельности которой станет содействие повышению эффективности деятельности МИП. Кроме того, в диссертационном исследовании предлагается открытие новой магистерской программы «Технологическое предпринимательство и управление инновациями», в процессе обучения студенты смогут создавать свои стартап-проекты, которые впоследствии могут послужить основой для создания новых малых инновационных предприятий. В работе проведен прогнозный расчёт затрат на внедрение предлагаемых мероприятий и доходов от их внедрения.
В заключении подведены основные итоги проведенного исследования и выводы по рассматриваемой теме.
В приложении представлен рейтинг лучших зарубежных вузов по привлечению промышленных инвестиций; анкета для выявления проблем в организации и работе малых инновационных предприятий КФУ; программа инновационного развития ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Сегодня в России происходит активное инновационное развитие высших учебных заведений, включающих целую систему организационных форм инновационной деятельности, тесно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейшую сферу такой модели экономики занимает инновационная деятельность высшей школы государства, в совокупности с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, инновационная экономика, наука и образование становятся главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития государства в XXI веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс - инновационные знания, достижения и технологии будущего.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений, раскрывающих содержание и направления развития инновационной деятельности вуза, разработке инструментария управления инновационным развитием вузов и практических мер, обеспечивающих совершенствование коммерциализации инновационных знаний.
Для того, чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить методы, подходы и принципы управления инновационным развитием образовательных организаций;
- рассмотреть роль инноваций в повышении конкурентоспособности высших учебных заведений;
- проанализировать структуру и характеристики деятельности управления инновационного развития КФУ;
- проанализировать состав и характеристики малых инновационных предприятий КФУ как ключевого звена инновационного развития университета и его взаимосвязи с внешней средой;
- проанализировать инновационную инфраструктуру университета, её взаимосвязь с внешней средой и проблемы функционирования и развития;
- разработать рекомендации по улучшению инновационных процессов в КФУ;
- разработать мероприятия, нацеленные на реализацию задач
инновационного развития КФУ;
- выполнить прогнозный расчёт показателей экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
В качестве объекта исследования магистерской диссертации выступает система управления инновационным развитием ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
В качестве предмета исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с управлением инновационным развитием образовательных организаций.
Сведения о теоретической и методической основах диссертационного исследования. Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования послужили труды в области управления инновационным развитием образовательных организаций российских учёных, таких как: Алексеева И.А., Галимов А.М., Ефимов Д.И., Изотов М.А., Капырин П.А., Лаврухин А.А., Лебедева Н.А., Мелихов В.Ю., Милова Ю.Ю., Михайлов В.Н., Сафонова К.И., Серкина Я.И., Ситникова М.И., Скуратова Н.А., Сухорукова Л.М., Терентьева И.А., Терзи А.В., Швец И.Ю., и др. Были использованы результаты научных исследований, посвященных проблеме организации и развития инновационной деятельности в вузах, авторами которых являются вышеупомянутые учёные, а так же внутренние документы ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
В качестве эмпирической базы использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, публикации в периодической печати, базы данных федеральной службы государственной статистики и его территориального органа по Республике Татарстан, результаты статистических и социологических исследований в России и за рубежом, информационные материалы информационно-аналитических агентств, а также информационные ресурсы системы Интернет.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, которые включают: анализ и синтез (как общий методологический подход), сравнение, обобщение, диалектику, абстрагирование, методы системного, комплексного, логического, структурного, сравнительного, статистического анализа (как отдельные методы анализа), а также специальные методы экономической оценки инновационных проектов (cash flow), методы экспертных оценок, методы маркетингового исследования, позволяющие исследовать характеристики системы менеджмента и подсистемы управления инновациями в динамике, постоянном развитии, во взаимосвязи и взаимодействии с факторами среды функционирования и развития организации. Названные методы использованы в разном сочетании и на разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и решаемых задач. Это, безусловно, содействовало обеспечению достоверности проведенного анализа и обоснованности, сделанных автором выводов.
В качестве основных результатов, определяющих научную новизну данного диссертационного исследования, выступают следующие:
1. На основе анализа инновационной инфраструктуры КФУ и сравнения основных показателей инновационной деятельности университета с другими российскими вузами автором сформулированы рекомендации по улучшению инновационной деятельности в КФУ;
2. Автором разработан проект усовершенствованной структуры управления инновационного развития КФУ, в составе которой предложено внедрить отдел внутреннего контроля эффективности малых инновационных предприятий созданных на базе университета;
3. Предложена схема процесса коммерциализации результатов инновационной деятельности университета;
4. Разработана программа инновационного развития ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Благодаря предлагаемым рекомендациям в вузе будут повышены показатели коммерциализации результатов инновационной деятельности, увеличены доходы малых инновационных предприятий университета. Предлагаемые мероприятия будут способствовать повышению конкурентоспособности Казанского (Приволжского) федерального университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Основные положения работы, выносимые автором на защиту.
1. Сформулирован подход к организации инновационной структуры вуза, направленной на поддержание всех стадий инновационного процесса и позволяющий регулировать состояние ресурсов и мотиваций участников инновационного проекта адекватно рыночному риску и научно-техническим задачам создания инноваций.
2. На основе проведенного анализа показателей доходности, состава и характеристик малых инновационных предприятий КФУ выявлены проблемы их развития и сформулированы рекомендации по их решению, заключающиеся в консалтинговой поддержке всех стадий инновационного процесса, обеспечении достаточного финансирования инновационного проекта, уменьшении рисков коммерциализации инновации, контроле выполнения этапов инновационной цепочки.
3. Разработаны конкретные мероприятия по повышению экономической эффективности инновационной системы КФУ, заключающиеся в инвестиционной поддержке рисковых стадий малых инновационных предприятий; разработке образовательных программ по технологическому предпринимательству и управлению инновациями; вхождению в рынок интеллектуальной собственности и формированию акселератора управленческих команд инновационных проектов университета.
Данные положения могут быть практически полезны при улучшении перспективной инновационной инфраструктуры ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Теоретическая и практическая значимость результатов работы. Полученные научные результаты с теоретической точки зрения имеют обоснование необходимости развития системы управления инновациями, которая повышает результативность и эффективность управления образовательными организациями. Отдельные положения исследования могут быть использованы руководителями образовательных организаций в целях развития и модернизации подразделения инновационного развития вуза.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные теоретические разработки и методические положения диссертации доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в системе управления инновационным развитием в ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были представлены и получили одобрение на всероссийских и международных научно-практических конференциях и форумах:
- на 31-й Международной конференции International Business Information Management Association (IBIMA) «Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020» (г. Милан, Италия, 25-26 апреля 2018 г.);
- на 29-й Международной конференции International Business Information Management Association (IBIMA) «Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth» (г. Вена, Австрия, 3-4 мая 2017 г.);
- на IV Международный форум по педагогическому образованию «Профессионализм учителя как условие качества образования» (г. Казань, Казанский федеральный университет, 22-24 мая 2018 г.);
- на III Международном форуме по педагогическому образованию «Педагогическое образование в изменяющемся мире» (г. Казань, Казанский федеральный университет, 23-25 мая 2017 г.);
- на Международной научно-практической конференции: «Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия», (г. Симферополь, Республика Крым, Крымский инженерно-педагогический университет», 26 мая 2017 г.).
Публикации по теме работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования изложены в 17 публикациях автора, в том числе 4 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ; 8 статей в журналах, индексируемых базой данных Scopus; 2 статьи в журналах, индексируемых базой данных Web of Science; и 3 статьи в прочих журналах и сборниках индексируемых РИНЦ.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе изучаются теоретические и методологические основы управления инновационным развитием образовательных организаций .
Вторая глава посвящения анализу инновационного развития ФГАОУ ВО "Казанский Федеральный Университет". На основе проведенного анализа рассматриваются актуальные проблемы инновационной деятельности университета. В ходе исследования проведен анализ экономической эффективности деятельности (объем и динамика доходов и расходов) малых инновационных предприятий КФУ и выявлены тенденции к снижению их чистой прибыли.
В третьей главе диссертационного исследования рассмотрены основные направления совершенствования инновационной деятельности университетов, предложены мероприятия, способствующие повышению эффективности управления инновационным развитием образовательной организации. Предложены рекомендации направленные на увеличение объема средств, полученных за счет использования результатов интеллектуальной деятельности, а также мероприятия, направленные на рост количества объектов интеллектуальной собственности, стоящих на балансе университета. Предложено создание системы внутреннего контроля деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе университета, основной целью деятельности которой станет содействие повышению эффективности деятельности МИП. Кроме того, в диссертационном исследовании предлагается открытие новой магистерской программы «Технологическое предпринимательство и управление инновациями», в процессе обучения студенты смогут создавать свои стартап-проекты, которые впоследствии могут послужить основой для создания новых малых инновационных предприятий. В работе проведен прогнозный расчёт затрат на внедрение предлагаемых мероприятий и доходов от их внедрения.
В заключении подведены основные итоги проведенного исследования и выводы по рассматриваемой теме.
В приложении представлен рейтинг лучших зарубежных вузов по привлечению промышленных инвестиций; анкета для выявления проблем в организации и работе малых инновационных предприятий КФУ; программа инновационного развития ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Подводя итоги, следует отметить, что главным условием повышения инновационной активности и, соответственно, конкурентоспособности образовательной организации является комплексный подход интеграция вуза, науки, предпринимательства и рыночного механизма на основе инноваций.
Особое внимание в контексте инновационного развития следует уделять повышению роли малых инновационных предприятий созданных на базе университетов, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности вуза и совершенствования механизмов управления инновационного развития.
В ходе написания магистерской работы автором были реализованы ряд целей и задач.
В первой главе были рассмотрены теоретические положения, раскрывающие содержание и направления развития инновационной деятельности вуза способствующие обеспечению совершенствования практики коммерциализации её результатов. Изучены модели, подходы и принципы инновационного развития высших учебных заведений, а также всевозможные рейтинги инновационного развития вузов России, как фактора их конкурентоспособности.
Во второй главе произведен анализ инновационной структуры КФУ, отмечены его особенности и структурное содержание. Произведена оценка Казанского федерального университета в сравнение с другими вузами России в контексте инновационного развития. В ходе оценки было выявлено множество слабых и сильных сторон инновационного развития КФУ Была установлена низкая доля доходов от коммерциализации интеллектуальной собственности вузов. Однако, была установлена сильная развитость малых инновационных предприятий КФУ.
МИП КФУ, в контексте нашего исследования являются ключевым показателем инновационного развития университета. Был произведен анализ действующих МИП КФУ на основании финансово-экономических показателей. Произведен социальный опрос действующих руководителей МИП и выявлены проблемы, мешающие их развитию.
В заключительной части представлены мероприятия по совершенствованию процессов инновационного развития КФУ через улучшение функционирования МИП, повышения результативности коммерциализации интеллектуальной собственности и развития системы управления инновационной деятельностью вуза.
На этом все поставленные задачи были выполнены. В заключение стоит отметить, что создание инновационной среды и инфраструктуры является мощным интегратором и ускорителем развития вуза. Однако, позиционирование университета как инновационно-предпринимательского требует создания качественно новой системы планирования и управления, реорганизации инновационной инфраструктуры университета.
Совершенствование инновационной инфраструктуры вуза послужит фактором развития комплексного укрепления технологической базы инноваций, коммерциализации знаний; формирование предпринимательской культуры и расширения сектора инновационного предпринимательства в экономике региона; повышение качества подготовки специалистов для высокотехнологичных и базовых ресурсозаготовливающих и перерабатывающих отраслей; сближение образовательного процесса с решением конкретных проблем развития бизнеса; активное вовлечение в научно-производственную деятельность молодежи: молодых ученых, преподавателей, специалистов, докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов; вывод на мировой уровень инновационных разработок КФУ, расширение источников их финансирования, привлечение российских и зарубежных инвестиций.
Особое внимание в контексте инновационного развития следует уделять повышению роли малых инновационных предприятий созданных на базе университетов, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности вуза и совершенствования механизмов управления инновационного развития.
В ходе написания магистерской работы автором были реализованы ряд целей и задач.
В первой главе были рассмотрены теоретические положения, раскрывающие содержание и направления развития инновационной деятельности вуза способствующие обеспечению совершенствования практики коммерциализации её результатов. Изучены модели, подходы и принципы инновационного развития высших учебных заведений, а также всевозможные рейтинги инновационного развития вузов России, как фактора их конкурентоспособности.
Во второй главе произведен анализ инновационной структуры КФУ, отмечены его особенности и структурное содержание. Произведена оценка Казанского федерального университета в сравнение с другими вузами России в контексте инновационного развития. В ходе оценки было выявлено множество слабых и сильных сторон инновационного развития КФУ Была установлена низкая доля доходов от коммерциализации интеллектуальной собственности вузов. Однако, была установлена сильная развитость малых инновационных предприятий КФУ.
МИП КФУ, в контексте нашего исследования являются ключевым показателем инновационного развития университета. Был произведен анализ действующих МИП КФУ на основании финансово-экономических показателей. Произведен социальный опрос действующих руководителей МИП и выявлены проблемы, мешающие их развитию.
В заключительной части представлены мероприятия по совершенствованию процессов инновационного развития КФУ через улучшение функционирования МИП, повышения результативности коммерциализации интеллектуальной собственности и развития системы управления инновационной деятельностью вуза.
На этом все поставленные задачи были выполнены. В заключение стоит отметить, что создание инновационной среды и инфраструктуры является мощным интегратором и ускорителем развития вуза. Однако, позиционирование университета как инновационно-предпринимательского требует создания качественно новой системы планирования и управления, реорганизации инновационной инфраструктуры университета.
Совершенствование инновационной инфраструктуры вуза послужит фактором развития комплексного укрепления технологической базы инноваций, коммерциализации знаний; формирование предпринимательской культуры и расширения сектора инновационного предпринимательства в экономике региона; повышение качества подготовки специалистов для высокотехнологичных и базовых ресурсозаготовливающих и перерабатывающих отраслей; сближение образовательного процесса с решением конкретных проблем развития бизнеса; активное вовлечение в научно-производственную деятельность молодежи: молодых ученых, преподавателей, специалистов, докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов; вывод на мировой уровень инновационных разработок КФУ, расширение источников их финансирования, привлечение российских и зарубежных инвестиций.
Подобные работы
- ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЁ МОДЕРНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Особенности организации тестового контроля при изучении экономических дисциплин в организациях высшего образования (на примере Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Трудоустройство выпускников экономических направлений Казанского (Приволжского) федерального университета как показатель качества образования
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОППОРТУНИЗМУ В РАБОЧЕМ ПРОЦЕССЕ
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА БАЗЕ KPI
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛЬ 3.0 (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Кадровый потенциал организации ,его оценка и развитие
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка качества образовательного процесса в высшем учебном заведении и предложения по его совершенствованию (на примере ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального
университета)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы подготовки бакалавров по направлению профессионального обучения (на примере Федерального государственного автономного учреждения высшего образования Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



