ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Словарная работа, ее значение в обучении учеников, особенности
усвоения ими значений слов 7
1.2 Принципы отбора слов, приемы их семантизации 14
1.3 «История возникновения и современное определение спортивной лексики» 21
II. РАБОТА НАД УСВОЕНИЕМ ЛЕКСИКИ СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 45
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по
русскому языку образовательной системы «Школа 2100» в аспекте работы над словами на тему «Спорт»
2.2 Анализ учебника по русскому языку 6 класса М.Т.Баранова и
Т.А. Ладыженской на наличие спортивной лексики 50
2.3 Упражнения для обогащения речи школьников лексикой спортивной
тематики на уроках русского языка 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день вопрос об обогащении лексикона современных учеников как никогда актуален. В связи с научным прогрессом в обиход входят всё больше и больше новых слов, большинство из которых непонятны и трудны для понимания и осознания современным школьникам. Именно поэтому, в первую очередь, задача учителя русского языка заключается в работе над обогащением, уточнением и толкованием словарного запаса школьников, так как, чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется общение между людьми как в устных, так и в письменных формах.
Основной функцией начальной ступени развития ученика является формирование интеллектуальной, деловой, коммуникативной готовности к взаимодействию с окружающим миром. Связь человека с реальной действительностью и окружающим его миром осуществляется через язык. По мере развития сознания развиваются и усложняются формы и виды общения, что говорит об огромном значении русского языка как учебной дисциплины в школе. Речь человека является неоспоримым показателем его культуры и образованности. Развивая речь ребенка, мы также развиваем и его интеллектуальные способности. Обогащение словарного запаса учеников-одна из главных задач в процессе обучения языку, а также условие успешного речевого развития и усвоения знаний и умений по языку.
Овладение и понимание слова, умение употребить его в верном контексте - тяжелая задача для учеников, изучающих язык. Овладеть словом- значит усвоить его значение и нормы употребления в речи.
На уроках русского языка при изучении новых слов чаще всего уделяется внимание лексическому значению слова, а также его употреблению в речи, так как, непонимание учеником смысла одного слова может повлечь за собой непонимание всей информации при прочтении того или иного текста.
Учителю необходимо построить работу на уроках русского языка таким образом, чтобы ученики в момент процесса обучения могли самостоятельно рассуждать, рефлексировать и проводить работу над своими ошибками при изучении новой лексики. При этом ученик должен обладать довольно обширным лексиконом, который включал бы в себя слова из различных сфер и тематик, в том числе слова спортивной отрасли. Именно в этом и заключается актуальность данного исследования.
Актуальность и новизна данного исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, за последние десятилетия язык спорта стал одной из самых интенсивно развивающихся лексических систем. Изучая закономерности в сфере актуальных и востребованных подсистем языка спорта, можно получить представления о современном состоянии языка в целом. Во-вторых, эта тема актуальна, так как спортивная терминология недостаточно изучена. Язык спорта является одной из самых активных лингвосистем русского языка, но работ по этой тематике очень мало. Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку.
Цель исследования: разработать упражнения и учебные программы для изучения спортивной лексики на уроках русского языка для шестых классов и старше.
Объект исследования: процесс обогащения словаря школьников лексикой спортивной тематики на уроках русского языка.
Предмет исследования: система упражнений для работы со словами на тему «Спорт» на уроках русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «спортивная лексика» и ее значение в обучении учеников, особенности усвоения ими значений слов.
2. Рассмотреть различные заимствования спортивной лексики из других языков, в частности из английского языка.
3. Произвести обзор методической литературы и анализ различных учебных программ по русскому языку в поисках спортивной тематики.
4. Составить список слов на тему «Спорт», привести примеры
употреблении этих слов на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ лингвистической, учебной и методической литературы, а таже методы наблюдения и описания учебного процесса.
Методологическую основу работы составили исследования работы М.Т.Баранова, М.М.Разумовской, Л.М.Рыбченковой, Е.А.Ефремовой, В.В.Бабайцевой, Т.А.Ладыженской, А.А.Елистратова, Н.М. Шанского и других.
Теоретическая значимость работы выявляет основные современные понятия спортивной лексики, её основные аспекты и принципы разграничения в современном русском языке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная система упражнений наиболее полно позволяет использовать возможности урока для обогащения лексикона учеников лексикой спортивной тематики. Практический материал исследования для запоминания спортивной лексики может быть использован учителями шестых классов и старше во время процесса урока, а также студентами, обучающимися по направлению педагогики и психологии в процессе прохождения педагогической практики.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ. (г. Казань, 2018)
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения. Общий объём работы составляет 69 страниц.
Подводя итоги, мы бы хотели выделить следующие ключевые вопросы о состоянии изучения спортивной лексики и самой лексики в целом на уроках русского языка.
Изучение новой лексики необходимо проводить на каждом уроке русского языка, организованным учителем, а также стараться поддерживать словари учеников новыми записями для усвоения ими правописания и значения этих слов. Процесс изучения новой лексики называется «словарная работа». Словарная работа включает в себя работу над правильным произношением слова, пониманием его лексического и грамматического значения и употреблением слова в связной речи.
Словарную работу необходимо направить на активизацию имеющегося у ребенка словаря, его обогащение и уточнение. Обогащается как пассивный, так и активный словарь. Активизировать словарь - это значит научить школьника не только понимать прочитанное, но и сознательно и правильно пользоваться словом в связной речи.
Что же касается спортивной лексики то, под лексическими интернационализмами в спортивной терминологии мы понимаем лексические единицы, бытующие не менее чем в трёх языках в результате межъязыковой зависимости, и передающие одни и те же понятия, ровно существующие в двух и более культурах. В настоящее время интернациональные слова и термины составляют в каждом развитом языке значительный слой лексики. Интернационализмы свидетельствуют о тенденции к интернационализации определенных разрядов лексики, в первую очередь - в спортивной, так как спорт является одним из самых распространённых явлений в мире.
К сожалению, в школьных программах и на уроках русского языка ученики редко сталкиваются в учебниках со спортивной тематикой, что в свою очередь, говорит о недостаточном насыщении такой темы как «Лексика». При анализе учебных программ и учебников по русскому языку мы не обнаружили упражнений, правил или материалов, содержащих в себе спортивную лексику. Для решения этой проблемы мы предложили свой вариант урока по русскому языку, направленный на насыщение лексикона учеников спортивными терминами путем демонстрации конспекта-урока по русскому языку.
Следует отметить, что процесс формирования спортивной лексики имеет прямую связь с процессом развития спортивных дисциплин и популяризацией спорта.
Из-за недостатка внедрения спортивной лексики в программы обучения и учебники по русскому языку, ученики не изучают новые слова, присущие спортивной тематике. В свою очередь это останавливает популяризацию спорта и активного образа жизни у учеников средней школы, что, как мы считаем, неоспоримо важно для жизни учащихся.
Спорт сейчас активно развивается в нашей стране, в связи с прошедшими Универсиадой 2013 года в Казани, Олимпиадой 2014 года в Сочи и Кубка Конфедераций по футболу в России в 2017 году. Уже сейчас у нас в стране проходит Чемпионат мира по футболу, величайшее спортивное событие всех времён, которое ни в коем случае не обойдет стороной ни одного жителя нашей страны.
1. АваковаА.С. Наименования спортсменов в русском языке // Дисс. на соискание учен, степени канд. фил. наук. — М., 1971. - 328 с.
2. Арапова Н.С. Профессионализмы // Языкознание: большой
энциклопедический словарь // гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. - С. 403.
3. Бабарыкина Е.М. Речь и общение // Е.М. Бабарыкина. - Москва: «Дрофа», 2013. -448 с.
4. Баранов М.Т. Русский язык 6 класс : учеб. Для образоват. учреждений ; науч. ред. Н.М.Шанский // - 33-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 254 с.
5. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка // М.Т. Баранов. - Москва: Эксмо, 2013. - 325 с.
6. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка // М.Т. Баранова. // - Москва: Просвещение, 2010. - 368 с.
7. Бобровская Г.Н. Активизация словаря школьников // Начальная школа. — 2012. - №6. - С. 35-37.
8. Белошапкова В.А. Современный русский язык // В.А. Белошапкова. — Москва: Просвещение, 2014. - 560 с.
9. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики // В.А. Богороцкий. — Москва: Феникс, 2010.-271 с.
10. Бунеев Р.Н. Русский язык. 3 класс: Методические рекомендации для учителя // — Москва: Баласс, 2011. - 352 с.
11. Валгина Н.С. Современный русский язык // Н.С. Валгина. - Москва: Просвещение, 2015. - 640 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь // Л.С. Выгосткий. - Москва: Лабиринт, 2014. - 352 с.
13. Голуб И.Б. Стилистика русского языка // И.Б. Голуб. - Москва: Айрис, 2016. - 448 с.
14. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами // Начальная Школа плюс до и после. - 2013. - № 3. - С. 57-59.
15. Гринев С.В. Основы лексикографического описания терминосистем: дисс. д-ра филолог. наук: 10.02.04 - германские языки. // — М.: МГУ, 1990. 436 с.
16. ДаниленкоВ.П. Русская терминология: Опыт лингвистического
описания. // - М.: Наука, 1977. - 246 с.
17. Елистратов А.А. К проблеме стилистической стратификации спортивной лексики // Филологические науки. Вопросы теории и практики, №1 (5) 2010, часть 1. с. 122-127.
18. ЗильбертБ.А. К вопросу о составе специальной лексики физической культуры и спорта и ее месте в лексической системе современного русского языка // Язык и общество. Социолингвистические проблемы лексикологии: межвуз. науч. сб. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - Вып. 6. - C. 76-93.
19. Даниленко В.П. Исследования по русской терминологии // — М.: Наука, 1971. 231 с.
20. Диброва Е.И. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1 // Под ред. Е.И. Дибровой. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 122 с.
21. ЗалевскаяА.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование// А.А. Залевская. - Воронеж, 2014. - 145 с.
22. Калинин A.B. Лексика русского языка. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 232 с.
23. Канделаки Т.Л. Семантика и мотивированность терминов. // — М.: Наука, 1977. 167 с.
24. Кацнельсон С.Д. Краткий очерк языкознания // С.Д. Кацнельсон. // — Липецк: Оникс, 2013. - 126 с.
25. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. // — М.: Высш. шк., 1989. - 216 с.
26. Лейчик В.М. О языковом субстрате термина // Вопросы языкознания. 1986.- № 5. — с. 87-97.
27. Лихачев Д.С. Арготические слова профессиональной речи // Развитие грамматики и лексики современного русского языка. // - М: Наука, 1964. - с. 311-359.
28. Лотте Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. Вопросы теории и методики. // — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. - 160 с.
29. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов В.Н. Горецкий, О.В. Сосновская. - Москва: Академия, 2010. - 320 с.
30. Львова С.И. Этимология на службе орфографии // С.И. Львова. - Москва: Просвещение, 2012. - 286 с.
31. МещаниновИ.И. Общее языкознание // И.И. Мещанинов. - Москва: Просвещение, 2014. - 378 с.
32. Новиков Л.А. Семантика русского языка // Л.А. Новиков. - Санкт- Петербург: Изд-во Питер, 2011. - 332 с.
33. Рахмутуллаева Д.Т. Изучение раздела «Лексики» в учебниках нового поколения // Д.Т. Рахмутуллаева // Начальная школа. - 2012. - №11. - С. 25-27.
34. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики // Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - Москва: Айрис, 2016. - 398 с.
35. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения // М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. - Москва: Просвещение, 2013. - 383 с.
36. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе// А.В. Текучев. - Москва: Просвещение, 2011. - 244 с.
37. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. - Москва, 1974. - 165 с.
38. Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Ф.П. Филин. - Минск, 2014. - 162 с.
39. Фроянова Т.И. Культура русской речи // Т.И. Фроянова. - Санкт- Петербург: Паритет, 2013. - 432с.
40. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично» // Н.М. Шанский. - Ростов- н/Дону: Феникс, 2013. - 236 с.
41. Шанский Н.М. Современный русский язык. В 3-х ч. // Н.М. Шанский. - Москва: Просвещение, 2011. - 271с.