Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №43577

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ 7
1.1 Сущность и содержание социокультурной компетенции 7
1.2 Использование аутентичных материалов в обучении школьников
иностранному языку 13
1.3 Способы формирования социокультурной компетенции школьников на
основе аутентичных текстов 16
Выводы по главе 1 19
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ 21
2.1 Рецензия на УМК Rainbow English для 8 класса от авторов Афанасьевой
О.В и Михеевой И.В 21
2.2 Комплекс упражнений для развития социокультурных умений и его
практическое применение 26
2.3 Методические рекомендации по формированию социокультурной
компетенции у учащихся 8 класса 39
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ


Изменения, затронувшие политическую и экономическую жизнь современного российского общества, существенным образом повлияли на социокультурный контекст изучения иностранных языков. Потребность человека расширять межкультурные контакты в различных сферах деятельности привела к усилению мотивации изучения языков для международного общения. Это, в свою очередь, привело к увеличению личностной значимости иностранных языков для обучающихся, а также стало одним из главных профессиональных требований.
В связи с вышесказанным, появляется новая направленность обучения, а именно - социокультурная. Как известно, ученые рассматривают язык не только как средство общения, но и как возможность приобщения к культурному наследию стран изучаемого языка. Это привело к тому, что ведущие исследователи в области методики и преподавания иностранных языков, как В. В. Сафонова, В. П Сысоев., С. Г. Тер-Минасова, Е. И. Пассов и многие другие, стали разрабатывать социокультурные подходы к обучению. Подходы, связанные не только с обучением, но и с культурным формированием личности, а именно с развитием социокультурной компетенции.
Формирование социокультурной компетенции неотрывно связано с развитием способности и готовности человека к диалогу культур. Это предполагает знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка. В данной работе понятие культура определяется сложившимся в ходе развития характером мышления, национальным менталитетом, ценностями и традициями. Наиболее эффективным и наглядным способом знакомства с иноязычной культурой является работа с аутентичными видеоматериалами.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью наиболее эффективным и наглядным способом знакомить учащихся с иноязычной культурой. Аутентичные материалы характеризуют естественную языковую среду, тем самым, в условиях практически полной изоляции от носителей изучаемого языка, учащиеся получают возможность получить наглядное представления о культуре, традициях и ценностях в стране изучаемого языка, узнать лексические единицы, речевые и поведенческие модели, необходимые для развития социокультурных умений.
Цель работы - особенности формирования социокультурной компетенции на основе аутентичных текстов на уроках английского языка в 8 классе в средней общеобразовательной школе.
Задачи:
- раскрыть сущность и содержание социокультурной компетенции;
- рассмотреть средства формирования социокультурной компетенции;
- дать определение понятию аутентичных видеоматериалов;
- дать рецензию УМК (учебно-методический комплекс);
- разработать комплекс упражнений по развитию социокультурных умений.
Объект исследования - процесс формирования социокультурной компетенции у учащихся средней школы при обучении иностранным языкам.
Предмет исследования - методика развития социокультурных умений учащихся посредством аутентичных текстов.
Для решения вышеизложенных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ научной литературы, посвященной развитию социокультурной компетенции и использованию аутентичных материалов в процессе обучения английскому языку;
- методы эмпирического исследования: анкетирование и элементы экспериментального обучения.
Методологическую основу исследования составляют научные достижения в следующих областях:
- методика преподавания иностранных языков (Н. Д. Г альскова, Н. И. Г ез, Е. Н. Соловова, И. Л. Бим)
- социокультурный подход в обучении иностранным языкам (В. В. Сафонова, Л. Д. Литвинова)
- аутентичные материалы в процессе обучения иностранному языку (О. С. Дворжец, Т. С. Малышева, А. Е. Чикунова, Н. Н. Сергеева).
В рамках данной проблематики нами были рассмотрены работы Н.В. Баграмовой, М.В. Вербицкой, Н.В. Елухиной, И.А. Зимней, Е. И. Пассова, В. В. Сафоновой, А.В. Хуторского А.Н. Щукина и др.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она может служить основой дальнейшего исследования проблемы формирования социокультурной компетенции на основе аутентичных текстов на ступени основного общего образования.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные упражнения могут быть использованы как в курсе «Методика преподавания иностранных языков», так и на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Структура данной работы предопределена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема использования аутентичных материалов в процессе обучения иностранному языку получила особую актуальность в последние десятилетия. Это связано, главным образом, с тем переформатированием, которому в связи с серьезными социальными, политическими и экономическими изменениями в стране и мире были подвергнуты вся отечественная образовательная парадигма в целом и подход к обучению иностранному языку, в частности.
В процессе изучения иностранного языка учащимся требуется не только научиться выражать свои мысли на иностранном языке, но также повысить уровень профессиональной культуры, тем самым понимая ценности других культур для установления межкультурных связей. Из этого следует необходимость развития социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку. В рамках данной работы социокультурная компетенция понимается «как единство знаний особенностей привычек, поведения, традиций представителей определенной культуры; готовность к проявлению сформированной компетенции в профессиональной
деятельности; способность к взаимодействию в современном
поликультурном мире; использование личного опыта в различных ситуациях общения».
Одним из наиболее эффективных средств развития социокультурных умений является применение аутентичных текстов. Использование аутентичных материалов в процессе обучения иностранному является необходимым. Их общепризнанный высокий мотивационный потенциал способен сформировать у учащихся позитивное отношение к языку и его изучению, а также дать им драгоценный опыт реального межкультурного взаимодействия, удовлетворить их некоторые когнитивные и эмоциональные потребности.
В 7-8 классах средней школы большое внимание следует уделять работе с аутентичными видеоматериалами. Аутентичные видеофильмы содержат большое количество различных тем, привлекающих внимание подростков. Как показывает практика, наиболее интересными для обучающихся 8 классов являются видеофильмы общественно-политической, экологической, спортивной, научной тематики, а также фильмы, освещающие проблемы подростков.
Следует отметить, что отбор аутентичных видеоматериалов для 8 классов средней школы следует осуществлять исходя из познавательной социокультурной ценности видеофильма, его соотнесенности с тематикой программных требований. Несомненно, при отборе необходимо учитывать уровень языковой подготовки, а также индивидуальные возможности каждого обучающегося.
Эффективность работы с аутентичными видеоматериалами на занятиях иностранного языка будет полностью зависеть от мастерства педагога. Педагог должен грамотно организовать работу с видеофильмом, используя нужные формы и приемы, обучая детей анализировать и обобщать факты, осмысливать полученную при просмотре информацию.
Работа с аутентичным видеоматериалом включает в себя определенные этапы: предпросмотровой, просмотровой, послепросмотровой.
Таким образом, использование аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка является одним из эффективных средств обучения.
Формирование социокультурных компетенций школьников на уроках английского языка, позволят учителям более эффективно организовывать уроки и проводить работу по формированию социокультурных и других ключевых компетенций у учащихся. Однако стоит учесть, что развитие социокультурных компетенций с использованием аутентичных видеоматериалов будет эффективным при: 
1. Использовании видеоматериалов, содержащих социокультурно - маркированную лексику и социокультурные реалии страны изучаемого языка.
2. Применении аутентичных материалов поэтапно в разработанными для каждого видеоматериала упражнениями.


1. Азимов Э. Г.. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания иностранных языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 1999. - 472 с.
2. Андреев А. А. Педагогика высшей школы / А. А. Андреев. - Москва : Моск. международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
4. Астафурова Т.Н. Лингвистические аспекты деловой межкультурной коммуникации / Т. Н. Астафурова. - Волгоград: Изд-во ВолГу, 1997. - 107с.
5. Астахова А.Г. Использование аутентичных материалов при обучении
английскому языку / А. Г. Астахова. - URL:
https://nauchforum.ru/journal/stud/9/23576 (дата обращения: 16.02.2019).
6. Баграмова Н.В. Методика обучения иностранному языку в свете глобализации образования / Н. В. Баграмова. - Рукопись, 2002. - 4 с.
7. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы/ И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С. 11-15
8. Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) / Л. И. Божович // Культурно-историческая психология. - 2006. - №1. - С. 6-8
9. Браун Дж. Восприятие английской речи на слух / Дж. Браун. - М.: Лингва, 2005. - 207 с.
10. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М. Л. Вайсбулд. - Обнинск: Титуи, 2001. - 128 с.
11. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие/ А. А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
12. Витлин Ж.Л. Обучение взрослых иностранному языку / Ж. Л. Витлин. - М.: Лингва, 1976. - 90 с.
13. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
14. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетентности как объект методологического исследования / Н. И. Г ез // Иностранные языки в школе. - 1985. - №2. - С. 18.
15. Гребенникова В. М. Компетентностный подход в образовании / В. М. Гребенникова, О. В. Гребенников // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2013. - № 6 (22). - С. 75-78.
16. Дворжец О. С. Адаптация аутентичных видеозаписей к учебному процессу по английскому языку/ О. С. Дворжец // Материалы II Международного семинара «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам». - Омск: изд-во ОмГУ, 2007. - С. 202-213
17. Евдокимова М. Г. Проблемы теории и практики информационно - коммуникационных технологий обучения иностранным языкам / М. Г. Евдокимова. М.: Лингва, 2004. - 312 с.
18. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н. В. Елухина. - М.: Русский язык, 1991. - 360 с.
19. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации / Н. В. Елухина // ИЯШ. - 1995. - № 2. - С. 4-7
20. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов/ Э. Ф. Зеер. - М.: Академический проект, 2003. - 336 с.
21. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов
современного образования / И. А. Зимняя - URL:
http://eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 16.02.2019).
22. Калмыкова Е.Н. Реализация взаимодействия лингвистической и коммуникативной компетенции / Е. Н. Калмыкова // Сб. научных трудов МГЛУ им. М.Тореза. - М.: Лингва, 1999. - Вып. 431. - С. 65-78.
23. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения / В. А Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
24. Кирсанова О. Ф. Использование аутентичных материалов на уроках
английского языка как средства формирования иноязычной
культурологической компетенции. / О. Ф. Кирсанова // Первое Сентября. -
2005. - № 176. - С. 64
25. Колесникова И.Л.. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О. А .Долгина. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», 2001. - 224 с.
26. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения. Учебно-методическое пособие / Н.В. Соловова, С.В. Николаева. - Самара: «Универс групп», 2009. - 137 с.
27. Кондурар М. В. Понятия компетенция и компетентность в образовании / М. В. Кондурар // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2012. - №1. - С. 189-192.
28. Кулибина Н.В. Адаптировать нельзя понять. Принципы адаптации художественных текстов в соответствии с «общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком» / Н. В. Кулибина // Русский язык за рубежом. - 2013. - № 5. - С. 22-30.
29. Лернер И. Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики / И. Я. Лернер // Советская педагогика. - 1989. - № 11. - С. 10-17.
30. Литвинова Л.Д. Формирование социокультурной компетенции у учащихся педагогических классов (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук / Л. Д. Литвинова. - М., 2000. - 226 с.
31. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. - М.: Высшая школа, 2014. - 522 с.
32. Малышева Т. С. Формирование социокультурной компетенции
студентов лингвистических вузов посредством аутентичных видеоматериалов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. С. Малышева. - Нижний Новгород , 2012. - 24 с.
33. Мельникова Д. С. Формирование иноязычной социокультурной
компетенции студентов художественно-графического факультета педагогического университета (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. С. Мельникова. - СПб, 2006. - 23 с.
34. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения
иностранным языкам / А. А. Миролюбов. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 446 с.
35. Налиткина О. В. Компетентностный подход как основа новой
парадигмы образования / О. В. Налиткина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №94. - С. 170-174.
36. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. - М.: МГЛУ, 2015. - 259 с.
37. Ольгинская И. Г. Условия успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции в современном образовательном пространстве / И. Г. Ольгинская // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». -
2014. - №3. - с. 84- 88.
38. Павлова И.П. Как сделать аутентичный текст доступным для студентов / И. П. Павлова // Вестник МГЛУ. - 2015. - № 14 (725). - С. 152-167.
39. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
40. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов - М.: Лингва, 1989 - 223 с.
41. Пассов Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного общения: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 92 с.
42. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. - М.: «Гном и Д», 2001. - 192 с.
43. Полат Е. С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2001. - №1. - С.4-11.
44. Полушина Л. П. Текстовка учебника как основа формирования социокультурной компетенции: дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Полушина. М., 1995. - 163 с.
45. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке / И. В. Рахманов. - М.: Лингва, 1980. - 205 с.
46. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация / А. П. Садохин. - М.: АльфаМ, 2006. - 286 с.
47. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие / Т. П. Сальникова. - М.: Сфера, 2005. - 125 с.
48. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996 - 237 с.
49. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике. / В. В. Сафонова - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.
50. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного образования /
В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3 - С. 17-24
51
51. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Автореф. докт. диссерт. / В. В. Сафонова - М., 1993. - 47 с.
52. Сафонова В. В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку / В. В. Сафонова, П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2005. - №2. - С. 7-16
53. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
54. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: Астрель,2010.- 272 с.
55. Сулимова Л. А. Использование аутентичных материалов на разных этапах обучения иностранному (немецкому) языку / Л. А. Сулимова // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 19-22.
56. Холодкова И.В. Воспитание культуры поведения учащихся
электронный ресурс / И. В. Холодкова. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/vospitatelnaya-rabota/vospitanie-kultury-povedeniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения 19.05.2019_
57. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов/ А. В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
58. Чикунова А. Е. Аутентичные материалы, как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей / А. Е. Чикунова, Н. Н. Сергеева// Педагогическое образование в России. -
2011. - №1. - С. 147-157.
59. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования / С. Е. Шишов. - М.: Изд-во национального центра стандартов и мониторинга образования, 2008. - 404 с.
60. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для вузов/ А. Н. Щукин - М.: Высш. шк., 2003. - 334 с.
61. Эшбоева Д. А. Сущность и классификация «аутентичных материалов» / Д. А. Эшбоева, М. Р. Ашурбоева // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 454456.
62. Van Ek., J. A. Threshold Level 1990 / J. A. van Ek, J. L. Trim. - Strasbourg: Council of Europe Press, 1991. - 70 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ