Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСВОЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «НАИМЕНОВАНИЕ ЛИЦА ПО ПРОФЕССИИ И РОДУ ЗАНЯТИЙ»)

Работа №92176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Лингвометодические основы работы над агентивной лексикой, называющей лицо по профессии и роду занятий, в начальной школе 9
1.1 Системная организация русской лексики как основа изучения
тематической группы наименований лица по профессии и роду занятий 9
1.2 Структурно-семантическая характеристика слов-наименований
лица по профессии и роду занятий 18
Глава II. Содержание работы по усвоению младшими школьниками системных отношений в лексике на примере существительных, называющих лицо по профессии и роду занятий 27
2.1. Принципы отбора тематических групп лексики для работы над
лексическим значением слова в начальной школе 27
2.2. Проблема формирования у младших школьников представления о
системности русской лексики (на материале тематических групп) 32
2.3. Экспериментальная работа по усвоению учащимися
системных отношений в лексике (на примере тематической группы «Наименование лица по профессии и роду занятий») 39
Заключение 53
Библиографический список 57
Приложение 62

Изучение в начальных классах системных отношений в лексике являет­ся актуальным на современном этапе развития лингвистического образова­ния. Задача формирования у учащихся развернутой ориентировки в языке как в системе обозначена в качестве приоритетной в ФГОС НОО (ФГОС НОО, 2010,11) и во всех программах по русскому языку для начальной школы. Реа­лизация данной задачи связывается, в частности, с проблемой формирования и совершенствования учебно-языковых умений младших школьников через восприятие слов в системе семантических связей. Осознание младшими школьниками семантических синонимических, омонимических, антонимиче­ских связей слов постепенно формирует понимание системности строения лексики и систематизирует лексические знания учащихся.
Идея системности языка отчетливо осознается учеными-методистами, которые считают необходимым рассмотрение парадигматических отношений в практике школьного преподавания русского языка. Одним из основных принципов, на который опирается методика изучения лексики и фразеологии в школе, является системный принцип, который ориентирует учащихся на сопоставление внешне сходных явлений (антонимов и синонимов, антонимов и многозначных слов и т.п.).
В своем исследовании мы исходим из теоретического положения о том, что лексика представляет собой не отдельные, разрозненные единицы, а оп­ределённую систему, части которой находятся в органической связи. Поня­тия о «системных отношениях» и «лексической парадигматике» следует ис­пользовать в практике школьного преподавания для более полного раскры­тия значения слов, усвоения норм их употребления. Так, сопоставление усло­вий употребления слов, противоположных по значению, даёт возможность вскрыть глубокие характеристики слов и их семантические связи.
Исследования системности отношений в лексике (тезисы Пражского кружка, работы Ф.П. Филина, Д.Н. Шмелёва, Н.М. Шанского, Б. Нормана, Э.В. Кузнецовой и др.) позволяют установить характер парадигматических отношений в лексике. Практическое постижение системных отношений в языке было присуще работам русских и советских языковедов на всем про­тяжении истории отечественного языка и нашло отражение в работах В.В. Виноградова (1960, 1972), Ю.Д. Апресяна (1974), Д.Н. Шмелева (1977), Л.А. Новикова (1972, 1973), Э.В. Кузнецовой (1984) и др.
Основными теоретическими предпосылками для лексико- семантических и тематических групп является работы Д.Н. Шмелёва (1964, 1977), Н.М. Шанского (1983), Е.Н. Миллера (1990), в которых представлены различные тематические и лексико-семантические классификации слов, сфе­ра лексической сочетаемости слов различных тематических и лексико- семантических групп, предложена структурно-семантическая их классифи­кация. Необходимость комплексного подхода к рассмотрению семантики именных частей речи отмечается в работах Л.А. Введенской, Л.А. Новикова, В.А. Ивановой, М.Р. Львова, Г.Н. Лукиной.
Одна из лексико-семантических групп, выделяемых в словарном соста­ве русского языка, - это «человек», которая в свою очередь распадается на более мелкие тематические группы, одной из которых являются лексемы, именующие лицо по профессии и роду занятий.
В наименованиях лиц по профессии отражаются все сферы деятельно­сти общества: производство, наука, культура, социальная организация обще­ства. В номинативной деятельности людей закладывается фундамент концеп­туально-языкового видения мира. В процессе номинации находит свое отра­жение социальный опыт носителей языка, связанный с культурным развити­ем данного народа и познавательным опытом всего человеческого коллекти­ва. Наименования лиц по профессии являются неотъемлемой составной ча­стью номинативной деятельности, по-своему интерпретирующей внеязыко- вую и языковую действительность.
Наименования лиц по профессии - это особая ономасиологическая ка­тегория и когнитивная структура, требующая соответствующего поведения, продиктованного конкретными знаниями, профессиональной деятельностью людей, отображая которые они раскрывают существенные признаки объекта. Это наиболее информативные единицы языка на уровне слова и словосоче­тания.
Трудовые процессы всегда находили отражение в языковой системе. Даже основой появления речи, как известно, считается развитие трудовой деятельности первобытного человека, поскольку общение в труде явилось необходимым следствием развития общества и производства. С изменением условий труда, развитием производства, науки, культуры растёт класс лич­ных наименований, или класс агентивной лексики. Категория агентивности, как известно, включает наименования лиц мужского пола, или агентивы, и наименования лиц женского пола, или феминативы.
Выбор данной группы слов обусловлен тем, что, во-первых, лексемы, называющие трудовые процессы или людей труда возникают в языке во все времена, что связано с развитием промышленности, ростом городов, измене­ниями в обществе. Во-вторых, с этой группой лексики дети знакомятся ещё в детском саду, а затем на протяжении всех лет обучения встречаются с на­именования лиц по профессии и роду занятий на страницах книг и в процессе общения. Из этого следует, что работа с группами агентивной лексики долж­на проводиться практически на каждом уроке родного языка. В-третьих, сло­ва данной группы представляют определённые трудности для учащихся в плане написания (грузчик, билетёр, кассир, извозчик, резчик, штамповщик) и семантизации (стольник, глашатай, воевода, брокер, маклер и др.)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В связи с утверждением в современной лингвометодической науке ан­тропологического направления личные наименования часто становятся предметом внимания лингвистов. Как указывает Т.К. Иванова, антропоцен- тричность языка предопределяет особое положение наименований лица в лексике и коммуникации: они всегда находятся в центре языковой системы и речевой активности говорящих. Для анализа их номинативной, словообразо­вательной и семантической структуры недостаточно только лингвистических подходов. Для этого необходимо учитывать многие экстралингвистические и социолингвистические факторы, социальную и индивидуальную психологию и культуру участников коммуникативного акта, менталитет носителей языка (Иванова, 2012, 5).
Категория агентивности, включающая лексемы различных генетиче­ских пластов, представляет интерес с различных позиций: словообразова­тельных, семантических, стилистических. Для анализа мы взяли лишь одну подгруппу данной группы - наименования лица по профессии и роду заня­тий.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы.
Лексика русского языка представляет собой упорядоченную систему, основной единицей которой является слово. Но для того, чтобы правильно употреблять основные лексические единицы в речи, нужно знать их значе­ние. Поэтому мы считаем необходимым проведение работы над семантикой слова с первых лет обучения ребенка в школе.
Наименования лиц по профессии являются значительной ономасиоло­гической группой, объем и характер которой зависит от уровня социально­экономического развития общества, степени дифференциации и специализа­ции производственных и информационно-технологических процессов.
Исследование лексики как системы позволило ученым-лингвистам прийти к выводу о наличии в ней различных микросистем, в том числе и те­матических и лексико-семантических групп слов, которые отбираются для работы над их семантикой на основе следующих принципов: социально­коммуникативного, межпредметно-коммуникативного, коммуникативного, частотного, стилистического.
Одной из тематических групп лексики являются агентивные наимено­вания, среди которых выделяются наименования лица по профессии и роду занятий. Предметом лингвистического исследования стали имена существи­тельные, называющие лицо по профессии и роду занятий, выписанные мето­дом сплошной выборки из учебников «Русский язык» и «Литературное чте­ние» (3 класс), всего 97 неповторяющихся наименований. Структурно­
семантический анализ лексем, входящих в тематическую группу «наимено­вания лиц по профессии и роду занятий», показал, что
• анализируемая группа неоднородна по своему составу. Она включает номинации различного происхождения, как исконно русские, так и заимство­ванные;
• при структурировании наименований лица по профессии и роду за­нятий используются различные способы словообразования, но преобладает суффиксация, которая в русском языке является самым продуктивным аф­фиксальным способом словообразования. Идеальное содержание значения лица по профессии и роду занятий «объективируется» с помощью следую­щих суффиксов: -тель, -ник, -ик, -щик, -ец, -ист, -арь, -ниц, -ь), -ух, -яр, - льщиц, -ар, -ак, -к.; есть слова, образованные префиксально-суффиксальным способом: извозчик, надсмотрщик, управитель, а также наименования, соз­данные способом сложения - их 9;
• формирование новых номинативных единиц осуществляется по об­разцам (моделям), которые в наибольшей мере обладают способностью соз­давать новые знаки в сфере жизни носителей языка;
• заимствованных слов - 20. Это в основном калькированные наиме­нования из латинского, греческого, французского, немецкого языка.
Анализируемая тематическая группа включает лексемы, относящиеся как активному, так и пассивному запасу.
На страницах учебников есть наименования лица по профессии и роду занятий, то есть учебный материал даёт возможность знакомить учащихся с семантикой этих наименований. Однако в силу ряда обстоятельств педагоги­ческая ценность труда как процесса получения материальных благ, а также людей, занятых трудом, постепенно теряет своё первостепенное значение. Но при этом и резервы учебников используются не полностью. На наш взгляд, материалы учебников при правильной организации работы, при использова­нии словарей и наглядности помогут более успешно организовать работу над семантикой существительных-наименований лиц по профессии и роду заня­тий. Что мы доказали, приведя подробный анализ типов заданий и групп ли­тературных произведений о труде и различных профессиях.
Анализ опыта работы учителей свидетельствует о том, что педагоги предлагают интересные, творческие задания, связанные с изучением слов, называющих лицо по профессии и роду занятий, однако этого явно недоста­точно для усвоения детьми структуры, орфографии и лексического значения слов рассматриваемой группы, то есть в работе с этой лексикой нет системы, она проводится от случая к случаю.
Проведённая экспериментальная работа, сравнительный анализ конста­тирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что целенаправ­ленная систематическая работа по применению элементов семантического и этимологического анализа существительных-наименований лица по профес­сии и роду занятий является эффективной и позволяет в значительной степе­ни расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную дея­тельность и развить интерес к тематическим группам лексики и к русскому языку в целом.
Мы установили, что наиболее эффективными приёмами работы при знакомстве школьников с семантической стороной существительного явля­ются: приём семантизации при определении значения исходного слова, приёмы этимологического, семантического и словообразовательного анализа, приём подбора синонимов и антонимов; приём классификации слов по тема­тическому принципу и другие.
В рамках одной дипломной работы невозможно решить все вопросы, связанные с проблемой работы над семантикой агентивной лексики. Мы рас­смотрели лишь одну ее подгруппу - наименования лиц по профессии и роду занятий. Исследование по данной теме можно продолжить на примере дру­гих лексико-семантических групп (наименований по родственным отноше­ниям, по социальной принадлежности и т.д.), что мы и намерены сделать в дальнейшей педагогической деятельности.


1. Беляева, Е.Н. Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников (на материале спортивной лексики) /Е.Н. Беляева //Начальная школа. 2014. №. 9. С. 23-25.
2. Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Боб­ровская // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С. 76-79.
3. Бобровская, Г.В. Работа с тематической группой слов «человеческие отношения». Уроки русского языка и литературного чтения / Г.В. Боб­ровская // Начальная школа. - 2006. - № 1. - С. 28-31.
4. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка / Ф.И. Буслаев - М.: Просвещение, 1992. - 342 с.
5. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетен­цию мы формируем на уроках /Е.А. Быстрова //Русская словесность. - 2003, - № 1. - С. 35-41.
6. Быстрова, Е.А. Обучение русскому языку: учебное пособие для студен­тов вузов /Е.А. Быстрова и др. под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа,
2014. - 240с.
7. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебное пособие для студ. филолог. Факультетов / Н.С. Валгина, Д.Е. Розенталь, М.И. Фомина /Под ред. Н.С. Валгиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 567с.
8. Воронцова, В.Л. Наименования лиц по профессии /В.Л. Воронцова //в кн. Способы номинации в современном русском языке. - М.: Наука, 1982. С. 184 - 213.
9. Грушников, П.А. Принципы и содержание словарной работы в началь­ных классах //П.А. Грушников / Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. Сборник статей. Сост. П.А. Грушников. М.,1973.
10. Еременко, О.И. Female Nomina Professionalia in Russian Vocabulary of the 19th Century (Ssociolinguistic Analysis) /О.И. Еременко, В.В. Демиче­ва, В.А. Черкасов, Т.В. Яковлева, К.К. Стебунова - JORNAL OF HIS­TORY CULTURE AND ART RESEARCH vol.6 NO 4, сентябрь, 2017.
11. Дёмичева, В.В. Использование элементов семантического и этимоло­гического анализа на уроках чтения /В.В. Дёмичева //Начальная школа. - 1998. - № 1 - С. 24 - 26.
12. Дёмичева, В.В. Работа над семантикой существительных- наименований лиц по профессии и роду занятий / В.В. Демичева, Т.В. Яковлева //Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 51 - 54.
13. Дёмичева, В.В. Материалы учебников начальной школы как средство организации работы над семантикой существительных /В.В. Дёмичева, Т.В. Яковлева //Интеграция образования. 2003. № 2, С.179 - 182.
14. Демичева, В.В. Литературная сказка как средство социализации млад­ших школьников (на материале сказки П.П. Ершова) /В.В. Демичева //Начальная школа. -№ 7. - 2016. С. 56 -59.
15. Денисов, П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания: учеб­ное пособие / П.Н. Денисов. - М., 1980. - 211 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ