Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГНЕЗДОВОЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)

Работа №38004

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
562
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения гнездового подхода при формировании лексических навыков 7
1.1. Словообразовательное гнездо в работах отечественных и зарубежных
учёных 7
1.2. Гнездовой подход и языковая догадка в обучении лексике 12
1.3. Методика обучения лексике с применением гнездового подхода для
изучающих английский язык как иностранный 15
1.4. Особенности обучения лексике на разных этапах школы 17
Выводы по 1 главе 24
Глава II. Словообразовательные гнезда разных частей речи в русском и
английском языках 25
2.1. Отсубстантивные словообразовательные гнезда соматизмов в русском и
английском языках 25
2.2 Отглагольные словообразовательные гнезда в русском и английском
языках 31
2.3.Отадъективные словообразовательные гнезда в русском и английском языках 37
2.4. Методические рекомендации по изучению словообразовательных гнезд с
исходными словами разных частей речи 43
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 48


Изучение иностранных языков повышает навыки критического мышления, креативность и гибкость ума у школьников. Обучение лексике является одним из основных компонентов преподавания иностранного языка. Именно от знания лексического наполнения языковых единиц зависит успешность речевого общения.
Существует большое количество методик, способные развивать лексические навыки у школьников. Одним из них является применение гнездового подхода.
Интерес к словообразовательным гнездам заметно возрос после выхода в свет «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова [1985]. Работа лексикографа наглядно демонстрирует процесс словопроизводства. Обращающийся к словарю мгновенно обращает внимание, на какой деривационной ступени возникло то или иное слово, какой формант был задействован в словообразовательном процессе.
Важный на сегодняшний день межъязыковой сравнительный анализ слов помогает глубже охарактеризовать формальное и семантическое устройство производного слова и комплексных единиц словообразования, а также их роль в процессе языковой номинации.
Актуальность данного исследования состоит в том, что интерес к методическому аспекту изучения словообразовательных гнезд существует всегда, так как данная область требует поиска и совершенствования знаний парадигм слов разных частей речи как в русском, так и в английском языках. Выход к проблемам словообразования через частеречное словопроизводство имеет серьезные основания, поскольку, с одной стороны, морфология приспосабливает к своим требованиям возможности образования новых слов, а, с другой стороны, результаты словообразовательных процессов уточняют или расширяют рамки знаний той или иной части речи.
Объектом исследования являются слова разных частей речи, их семантика и словообразовательный потенциал.
Предметом исследования являются особенности устройства словообразовательных гнезд, вершинами которых являются слова разных частей речи, а именно рука, голова / hand,arm, head; сидеть, лежать / sit, lie; зеленый, острый / green, sharp, лингвометодический аспект изучения словообразовательных гнезд исходных слов.
Целью исследования является изучение структурно-семантических особенностей словообразовательных гнезд, исходными словами которых являются разные части речи, для выявления их специфических и универсальных черт в двух языках, а также возможностью практического применения материала данных гнезд при формировании лексических навыков.
Для достижения вышеуказанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику понятиям «словообразовательное гнездо», «языковая догадка»;
2) изучить методику обучения лексике с применением
гнездового подхода для изучающих английский язык как иностранный;
3) изучить методики обучения лексике на разных этапах
школы посредством применения гнездового подхода;
4) охарактеризовать структурно-семантическое
пространство словообразовательных гнезд разных частей речи в русском и английском языках;
5) провести сопоставительный анализ словообразовательных гнезд разных частей речи в русском и английском языках;
6) разработать упражнения, используя материал исходных словообразовательных гнезд для реализации гнездового подхода на уроке английского языка в старших классах.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды И.А. Ширшова, А.Н. Тихонова, И.В. Евсеевой, Т.Ф. Ефремовой, Г.Н. Плотниковой, И.С. Улуханова в области теории словообразовательного гнезда, работы, связанные с общими вопросами словообразования, таких ученых, как О.Д. Мешков, А.В. Никитевич, С.С. Земичева, а также методистов - Н.Д. Гальскова, В.С. Цетлин, F. Myles и др.
Для решения задач был применен комплекс методов: метод семантизации, анализ, синтез, сравнительно-сопоставительный метод, обобщение.
Научная новизна состоит в сопоставлении словообразовательных гнезд с исходными словами разных частей речи в русском и английском языках с целью выявления сходств и различий в их структурно-семантической организации. Словообразовательные гнезда с исходными словами рассматриваются в работе как совокупности номинативных единиц, а их сопоставительный анализ направлен на выявление номинативной и функциональной эквивалентности.
Теоретическая значимость состоит в детальном изучении общей теории словообразования, методики обучения лексике с помощью применения гнездового подхода на разных этапах школы, а также для изучающих английский язык как иностранный. В исследовании обоснованы тождества и различия структурно-семантической и номинативной организации словообразовательных гнезд с исходными словами разных частей речи, базирующихся на сходствах и специфике в восприятии объективной действительности представителями разных лингвокультур.
Практическая значимость работы заключается в возможности широкого использования теоретической и языковой базы в преподавании русского и английского языков, в области сравнительной типологии, в курсах по
лингвокультурологии. Методика анализа фактического материала может быть использована при разработке спецкурса.
Апробация материалов исследования. Результаты исследования были представлены на итоговой научно-образовательной студенческой конференции ЕИКФУ (апрель 2019).
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части данного исследования было изучено такое явление как «гнездовой подход», благодаря которому происходит более продуктивный процесс обучения школьников лексике. Языковая догадка не всегда является верным способом, к примеру, определения слова к той или иной части речи, необходимо удостовериться посредством обращения к словарю.
В практической части исследования был произведен сопоставительный анализ слов разных частей речи на материале толково-словообразовательных словарей английского и русского языков. Специфика пространства сопоставляемых словообразовательных гнезд с исходными словами обусловлена многими факторами, среди которых наиболее значимыми являются следующие: различия в семантической структуре слов-вершин; своеобразие способов словообразования и словообразовательной семантики. Сравнение внутренней формы однокоренных слов двух языков показал, каким образом работает механизм языкового сознания при именовании одних и тех же единиц, какого рода признаки и ассоциации лежат в основе наименования различных реалий. В одном из рассматриваемых языков дериваты могут обладать национально-специфическими значениями, аналоги которых не обнаруживаются в другом.
Регулярная работа со словообразовательными гнездами будет способствовать: 1) формированию умения видеть словообразовательную структуру слова; 2) развитию способность вычленять форманты и определять их значения. Изучение данных структур должно рассматриваться как способ, обеспечивающий понимание многих закономерных явлений языка.



1. Абрамова М.В. Развитие языковой догадки на уроках русского языка как
иностранного на предвузовском этапе //Вестник Псковского государственного педагогического института. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - С. 407- 410.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. - 486.
3. Андриевская В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка / В.В. Андриевская // Иностранные языки в школе. - М: АСТ, 2000. - № 6. - С. 3-8.
4. Арнольд И.В. Лексикология английского языка. - М.: Флинта, 2012. - 376 с.
5. Бердичевский А.Л. Современные тенденции в обучении иностранному языку в Европе / Русский язык за рубежом, 2003. - №2. - С.5-11.
6. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. -М.: Высшая школа, 1970. - 232 с.
7. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. - М.: ТЕЗАУРУС, 2013. - 331 с.
8. Богданова А. Ф. Исторические изменения во фразеологических единицах русского языка с компонентом «голова» (по материалам словарей XVIII- ХХ вв.) // Актуальные проблемы лингвистической семантики. Калининград, 1998. - № 4. - С. 34-38.
9. Брокгауз Ф.Ф., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - Спб, 2012. - 800 с.
10. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. - М.: Либроком, 2010. - Изд. 5-е. - 336 с.
11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика
и методика. Учебное пособие / Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез. - М.:
Издательский центр «Академия», 2004. - 450 с.
12. Гвоздева Е.В. Гнездовой принцип изучения лексики при обучении русскому языку как иностранному / Е.В. Гвоздева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская Филология. - 2015. - №3. - С. 14-19.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2009. - 736 с.
14. Доржиева Э.А. Методические приемы по формированию лексических навыков при обучении иностранному языку студентов неязыкового ВУЗа /Э. А. Доржиева // Ученые заметки ТОГУ. -2013. - Том 4, № 4. - 19961998.
15. Дударова Л.М. История изучения словообразовательных гнезд // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 452-456.
16. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - М.: АСТ, 2007. - 2984 с.
17. Евсеева И.В. Преподавание русского языка иностранцам посредством изучения толково-словообразовательных гнёзд / И.В. Евсеева, Е.А. Пономарева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 344-347.
18. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3-х томах. - М.: АСТ, 2005. - 1168 с.
19. Земичева С.С. Обозначения тактильных свойств в лексиконе диалектной языковой личности // Коммуникативные исследования. - 2015. - №3. - С. 162-174.
20. Кабанова И.Н. Основы лексикологии английского языка для студентов V курса заочного отделения. - Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. - Изд. 2-е, доп. - 168 с.
21. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г.А. Китайгородская. - М: Высшая школа, 2009. - 277 с.
22. Кондратьева В.А. Оптимизация усвоения лексики иностранного языка / В.А.Кондратьева. - М.: Высшая школа, 1974. - 120 с.
23. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку /
A. В.Конышева. - Мн.: ТетраСистемс, 2003. - 176 с.
24. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - Спб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
25. Кульберг М.С. Особенности упражнений для развития языковой догадки при чтении текстов на иностранных языках. - 2009. - С. 147-152.
26. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка [Текст] / О. Д. Мешков ; АН СССР, Кафедра иностр. яз. - М.: Наука, 1976. - 245 с.
27. Лопатин В.В. Многогранное русское слово. Избранные статьи по русскому языку / Российская академия наук. Институт русского языка им.
B. В. Виноградова. - М.: «Издательский центр «Азбуковник»», 2007. - 743 с.
28. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
29. Мусатов В.Н. Типы мотивации производных слов / В.Н. Мусатов. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 4 (47). - C. 199-202.
30. Назаренко Н.Н. Лексемы голова и head: эпидигматикасемантических структур: сборник / Н.Н. Назаренко // Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова. Серия 9. - Киев.: НПУ, 2007. - Вып. 1. - С.227-230.
31. Никитевич А.В. Словообразовательные типы в литературном языке и в диалектах/ Материалы пленарного заседания. - Издательский центр БГУ, 2011. - С. 23-26.
32. Ожегов С.И. толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2018. - 1376 с.
33. Павицкая З.И. К вопросу о развитии языковой догадки у студентов
спортивного профиля/ З. И. Павицкая // Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к Универсиаде-2013 в Казани: Всероссийская научно-практическая конференция. -
Казань:ФГБОУ ВПО Поволжский ГАФКСиТ, 2012. - С.225-228.
34. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
35. Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. - М.: Наука, 1984. - 222 с.
36. Плотникова Г.Н. Работа со словообразовательными гнездами при обучении русскому языку иностранных студентов-филологов / Г.Н. Плотникова/ Педагогическое образование в России. - Екб., 2012. - С. 1619.
37. Подгорная В.В. Телесность в языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. 2015. - № 2 (44). - С. 160-162.
38. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. Т.П. Словообразовательные гнезда. - М.: Рус. яз., 1985. - 1744 с.
39. Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка/ А.Н. Тихонов. - М.: АСТ, 2014. - 639 с.
40. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания / И. С. Улуханов. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 264 с.
41. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Альт-Принт, 2005. - 1216 с.
42. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4 томах. - М.: Терра, 2008. - 2944 с.
43. Цетлин В.С. Работа над словом / В.С. Цетлин // Иностранные языки в школе. - М.: Педагогика, 1971. - 232 с.
44. Ширшов И.А. Гнездовой толково-словообразовательный словарь: проблемы и решения [Текст] /И.А. Ширшов // Русистика сегодня. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. - 1023 с.
45. Anderson T.H., Armbruster B.B.«Reader and Text Studying Strategies» Reading Expository Materia l / T.H. Anderson & B.B. Armbruster //Ed. W. Otto and S. White. New York: Academic, 1982.- 42 р.
46. Cambridge Advanced Learner’s Dictionary. - Cambridge University Press, 2009. - 1852 p.
47. The Merriam-Webster Dictionary. - Merriam-Webster, 1998. - 720 p.
48. Oxford Concise School Dictionary. - Oxford University Press, 2003. - 556 p.
49. Gains R. Working with words: A guide to teaching and learning vocabulary / R. Gains, St. Redmann. - Cambridge: Cambridge University Press, 2006. -200 р.
50. Интернет-ресурс: Charles J. Into Europe Prepare for Modern English Exams
Reading and Use of English-URL:
https: //www.lancaster.ac. uk/fass/proj ects/examreform/into_europe/Reading_an d_Use_of_English.pdf.
51. Интернет-ресурс: Enesi M. The Effect of Teaching Word Formation Theory
to English Students. -URL:
http://journals.euser.org/files/articles/ejls_jan_apr_17/Miranda.pdf.
52. Интернет-ресурс: Myles F. Learning foreign languages in primary schools: is
younger better? / F. Myles. - URL: http://www.meits.org/policy-
papers/paper/learning-foreign-languages-in-primary-schools-is-younger-better.
53. Интернет-ресурс: Shejbalova D. Methods and approaches in vocabulary teaching and their influence on students’ acquisition. - URL: https ://is.muni.cz/th/brj bj/bakalarska_prace.pdf.
54. Интернет-ресурс: Ying H. A Study of L2 Vocabulary Learning Strategies. - URL: http: //www.diva-portal. org/smash/get/diva2: 326994/fulltext01 .pdf.
55. Интернет-ресурс: Англо-английский онлайн-словарь «ABBY- LingvoLive». - URL: https://www.lingvolive.com/ru-ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ