Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Массовая культура Ирана в конце 20-го – начале 21-го века (Алтайский государственный университет)

Работа №45321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
401
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа
Введение 3
1 Иранское общество после «исламской» революции (конец ХХ века) 9
1.1 Изменения в политической системе и социальной структуре 9
1.2 Шиитский радикализм и его влияние на иранскую культуру 15
2 Массовая культура иранского общества в конце ХХ века 20
2.1 Образование в иранском обществе в конце ХХ века: тяга к знаниям и барьеры традиционализма 20
2.2 Особенности массовой культуры иранцев в ХХ веке: кинематограф, поэзия, проза и др. 25
3 Особенности культурного развития Ирана в 2000-е – 2010-е годы 31
3.1 Динамика иранской культуры в начале ХХI века: либерализация и развитие 31
3.2 Основные достижения иранской культуры ХХI века 37
Заключение 43
Список использованных источников 46


Настоящее время отличается усилением глобализационных процессов, обусловливающих интеграцию культурных и политических систем отдельных государств. Это вызывает необходимость кросскультурных исследований, целью которых является углубленное изучение культурного наследия народов, в первую очередь тех, что имеют давнюю и богатую историю. К таким народам с полным правом можно отнести иранцев, культура которых, как и сам Иран, насчитывает более 2,5 тысячелетий и проистекает ещё с периода зороастризма.
Современная массовая культура Ирана представляет собой сложный синтез доисламских и исламских ценностей, образов, представлений и явлений.
Географические рамки исследования охватывают современную территорию Исламской Республики Иран (далее – ИРИ) как одну из старейших восточных цивилизаций, для которой характерно особое место ислама во всей системе ценностей. В современном иранском обществе одним из самых ярких особенностей проявлений его влияния является политико-культурная система республики, в которых соединились исламский традиционализм и мощный революционный дух иранского народа.
Тема массовой культуры для современного Ирана не является периферийной. Кроме того, что культура воспринимается как важный элемент государственно-политической доктрины ИРИ, в последнее время она выступает и важным фактором его внешнеполитической деятельности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с провозглашения Исламской Республики Иран (1.04.1979 г.) и вплоть до первого десятилетия XXI века.
До 1989 г. руководство страной осуществлял Р. Хомейни, преемником которого выступил А. Хаменеи.
В 1997 г. президентом страны был избран М. Хатами, который в 1999 г. выступил с инициативой «культурного диалога» цивилизаций.
С 2005 г. при президенте М. Ахмадинежаде началось осуществление нового внешнеполитического курса, основанного на концепции созидательного культурного взаимодействия.
Самостоятельным историческим этапом можно считать завершение строительства АЭС «Бушер» в 2010 г.
Таким образом, выделенный исторический период (1979–2010 гг.) представляется достаточным для прослеживания динамики и развития массовой культуры как специфического исторического явления и её особенностей в современном Иране.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими моментами:
1) назрела потребность в инновационных научных подходах в области истории и теории культуры;
2) культурная картина современного Ирана отличается заметными изменениями в видении исторического процесса и художественного мышления;
3) отдельные кризисные явления в культуре, обусловленные ускоренным развитием техногенной цивилизации и неконтролируемым расширением информационного поля, усугубили проблему выбора правильных ценностных ориентиров современной личности и общества;
4) в последние годы отчётливо прослеживается тенденция всё возрастающего интереса к духовному наследию традиционной культуры, поддерживаемая пониманием тех возможностей, которые это наследие даёт современному человеку для сохранения целостности видения мира.
Анализируя степень разработанности исследуемой проблемы, необходимо отметить, что в отечественной историографической иранистике не так много научных работ, посвящённых собственно иранской культуре последних десятилетий. Тем не менее, вопросы культурного развития Ирана рассматриваются авторами в контексте общего исторического развития страны, где проблема формирования национальной иранской культуры рассматривалась исследователями в разных ракурсах и контекстах.
Для раскрытия темы исследования потребовалось изучение следующих историографических комплексов:
 общие вопросы арабо-мусульманской цивилизации;
 отдельные аспекты истории Ирана;
 концепции иранской культур и иранского менталитета;
 вопросы ислама и исламизма в XX–XXI вв.;
 социокультурные факторы формирования современной художественной культуры Ирана и др.
Среди современных исследователей арабо-мусульманской цивилизации следует отметить работы А. В. Васильева, А. А. Игнатенко, А. И. Ионовой, Н. С. Кирабаева, С. А. Кириллиной, Д. Б. Малышевой, Д. В. Микульского, Г. В. Милославского, В. В. Наумкина, А. Ш. Ниязи, Л. Р. Полонской, Е. Б. Рашковской, А. В. Сагадеева, Т. С. Саидбаева, Л. Р. Сюкияйнена, А. Ю. Умнова, Р. М. Шариповой и др. Их публикации внесли важнейший вклад в понимание общественных и социокультурных проблем исламского мира, в исследование многих аспектов взаимосвязи и взаимовлияния религии, национализма, культуры и политики.
Среди работ по общей истории Ирана необходимо отметить монографии С. М. Алиева «История Ирана. ХХ век» (2004), И. Гибадуллина «Муртаза Мутаххари и Исламская революция в Иране» (2015), И. П. Добаева «Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика» (2002), Е. А. Дорошенко «Шиитское духовенство в двух революциях» (2018), А. Г. Дугина «Ноомахия. Войны ума. Иранский Логос. Световая Война и Культура Ожидания» (2016), Д. А. Жукова «Иран: от Хомейни до Хаменеи» (2017), Ж.-П. Ру «История Ирана и иранцев. От истоков до наших дней» (2016).
Значительный вклад в разработку концепции иранской культуры внесли труды Ф. Лоренса, Б. Мертона, П. С. Бака, А. Эдварда, Ин Мун Чунг и Б. Барри.
Необходимо также отметить работы, посвящённые анализу национального иранского менталитета, который получил освещение в публикациях А. Ахмада, Т. Мелвина, М. Хормоза, П. Монервея, П. Лукиана, Б. Леонардо, К. Джеймса, Дж. Лапаломбара, В. Сидней, В. Мирона, К. Дени и др.
Особая роль в анализе культуры Ирана исследователями отводится историческому культурному прошлому, в котором формировалась матрица культурных институтов. Данное направление исследования отражено у А. Хамида, Р. Пола, Ф. Р. Нильсона, Б. Реза, А. Хамида, И. Нэдушена, М. Али.
В формировании культуры Ирана огромная роль принадлежит религиозному фактору и, соответственно, исламу. Данная сторона вопроса довольно хорошо раскрыта у М. Пируза, И. Петрушевского, Т. Франсуа, С. Йери, М. С. Ахмади, А. Меца, Х. Али, Л. Бернарда, Х. А. Хади, У. Жана, В. Г. Реза, Х. А. Хади, М. Гилани, С. Р. Хаэри, А. Хади. В трудах данных учёных содержатся ценные сведения по общим аспектам исламского вероучения, без учёта которых не представляется возможным оценить иранскую культуру.
Анализ актуальных социокультурных факторов формирования современной художественной культуры представлен в работах А. Агдашлу, Х. Айат Аллахи, Б. Ахмади, Т. Буркхардта, Л. Н. Воеводиной, М. Годарзи, Х. К. Шекан, М. Мададпура, М. Марзбана, И. В. Малыгиной, С. Х. Насра, Х. А. Новзари, Р. Пакбаза, В. А. Ремизова, Н. В. Романовой, А. Самииазара, Х. Хайати, А. В. В. Чижикова и др.
Однако, несмотря на такое количество научных исследований по различным аспектам развития ИРИ, следует подчеркнуть, что до настоящего времени отсутствуют системные и концептуальные работы, где была бы проведена оценка и анализ характера и специфики формирования массовой культуры Ирана в условиях современной информационной эры, рассмотренных не только в современном, информационном, но и в историческом контекстах. При этом важно, чтобы исторический контекст постоянно соотносился с современным, поскольку это позволяет раскрывать исследуемую проблему с различных концептуальных сторон.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает Исламская Республика Иран современного периода (конец XX – начало XXI вв.).
Предмет исследования – массовая культура иранского общества в конце XX – начале XXI вв.
Цель ВКР заключается в выявлении особенностей массовой культуры иранского общества в конце XX – начале XXI вв.
В соответствии с целью в ВКР ставятся следующие задачи:
 изучить изменения в политической системе и социальной структуре Ирана после «исламской» революции;
 рассмотреть шиитский радикализм и его влияние на иранскую культуру конца XX века;
 проанализировать образование в иранском обществе в конце ХХ века как противоборство тяги к знаниям и барьеров традиционализма;
 выявить особенности массовой культуры иранцев в ХХ веке (кинематограф, поэзия, проза и др.);
 оценить динамику иранской культуры в начале ХХI века как направление на либерализацию и развитие;
 охарактеризовать основные достижения иранской культуры начала ХХI века.
Методологической основой исследования послужили научные принципы историзма, объективности, достоверности и научности.
В выпускной квалификационной работе использовались общенаучные методы познания: системный подход к изучению иранской культуры, культурно-исторический метод, сравнительно-сопоставительный и структурный анализ.
Информационной основой исследования послужили труды учёных, представляющих различные научные и прикладные исследования по рассмотренной теме.
Неоценимую помощь в написании работы оказали сборники научных статей последних лет издания «Иран во втором десятилетии ХХI века: вызовы и перспективы» (2016), «Иран в мировой политике. XXI век» (2017) и «Иран: прошлое и настоящее» (2018). Сборники содержат ценные материалы, написанные на основе докладов участников конференций «Иран и Запад» и «Иран в регионе». Статьи, размещённые в указанных сборниках, дают достаточно полное представление о взглядах российских и иранских исследователей на процессы, протекающие в настоящее время в Иране. Анализируются разные аспекты социально-политического, экономического и культурного развития иранского общества в прошлом и настоящем.
Источниковая база исследования включает официальные документы, принятые в период хронологических рамок исследования, а также научные монографии по истории восточных цивилизаций; истории развития Ирана, по истории ислама и его роли в становлении массовой культуры иранского общества.
Структура ВКР включает введение, три главы, объединяющих шесть параграфов и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Культура Ирана, как и само государство, насчитывает около двух с половиной тысяч лет и берёт своё начало с эпохи зороастризма. Современная существующая в Иране культура есть сложный синтез доисламских и исламских норм, явлений, представлений, образов.
Исламская революция 1979 года привнесла в Иран изменения в политической системе и социальной структуре общества. Власть в иранском государстве стала распределяться по сложной схеме между духовенством, государством и обществом, исламскими институтами и высшими исламскими лидерами во главе с Хомейни.
Политическая система была ориентирована на исламскую идеологию и всеохватную сетевую структуру исламского духовенства.
Социальная и этническая структура иранского общества и до революции весьма неоднородная(азербайджанские тюрки, курды, белуджи, туркмены), после неё пополнилась представителями различных направлений в исламе, имеющими свой язык и культурную специфику.
Шиитский радикализм оказал огромное влияние на иранскую культуру. Шиитское духовенство Ирана уже длительное время имеет официальный статус и связано, прежде всего, с культурными и традиционными формами быта иранского народа. В течение многих веков этот факт оказывал огромное влияние на все сферы жизни иранского общества, в том числе и на культуру и традиции иранского общества.
После Исламской революции 1979 г духовенство сосредоточило в своих руках всю полноту государственной власти.
Система образования в иранском обществе в конце XX века складывалась под влиянием двух противоборствующих тенденций: тяга к знаниям со стороны населения и барьеры традиционализма со стороны властвующих структур. К концу века система образования Ирана состояла из дошкольного воспитания, общеобразовательной школы, профессионально-технического обучения, высшего образования и движения по борьбе с неграмотностью.
В первые годы после революции под влиянием шиитского радикализма были запрещены театры, исполнение светской музыки, просмотр западных фильмов. В постепенно открывавшихся театрах основной репертуар составляли мистерии на религиозные, революционные и военные темы.
В конце XX века в Иране наблюдается распространение книгопечатания и публикации СМИ.
После исламской революции каноны ислама стали в значительной степени определять форму и содержание культурного развития. В сложном положении оказалась живопись, однако потребность в распространении портретов исламских лидеров, шахидов привели к фактической отмене этого запрета.
В 90-е вновь стали возрождаться не только традиционные, но и современные виды искусства. Все большую популярность в Иране и за его пределами приобретает современная иранская живопись, главным образом, в форме миниатюры.
Начало XXI века для Ирана ознаменовалось тем, что в 2001 г. Президент ИРИ Мохаммад Хатами выдвинул концепцию «диалога цивилизаций». Динамика иранской культуры в это время характеризовалась либерализацией и развитием, основанным на противоборстве двух культурных традиций, сформировавших национальное самосознание иранцев – доисламской истории Персии империи и шиизма.
Первое десятилетие XXI века в сфере культурной жизни и массовой культуры демонстрирует борьбу двух тенденций: традиционности и модернизации. При этом под модернизацией понимается не вестернизация в чистом виде, а альтернативная модернизация, развивающаяся по своей собственной модели на базе иранской национальной культурно-религиозной традиции.
К основным достижениям иранской массовой культуры первого десятилетия XXI века следует отнести изменения положения женщины в обществе, взглядов иранцев на быт и семью, новые подходы к решению этноконфессиональных вопросов и признание культурного многообразия этносов, возрастание интереса к познанию доисламских национальных традиций.
Что касается культурной политики правительства существующего президента ИРИ Хасана Роухани (избран в 2013 г. и переизбран на новый срок в 2017 г.), то она также характеризуется двояко.
С одной стороны, это стремление сохранить и преумножить достигнутые уже успехи в сфере массовой культуры в предыдущие десятилетия развития Ирана.
С другой стороны, проявляется отражение понимания необходимости укрепления связей с Западом и осуществления реальных шагов в этом направлении. При этом отметим, что Венские договоренности 2015 г. на фоне вовлечённости страны в мировые глобализационные процессы способствовали снижению накала антизападных настроений руководства ИРИ, в том числе и в сфере массовой культуры и культурной политики.



1. Алиев, С. М. История Ирана. ХХ век / С. М. Алиев. – М., 2004. – 410 с.
2. Ахмедов, В. М. Социально-политические процессы в арабских странах Ближнего Востока / В. М. Ахмедов. – М.: Крафт+, 2017. – 421 с.
3. Ахунов, А. Йаджудж и Маджудж в трактовке татарского учёного-богослова Мусы Бигиева / А. Ахунов // 1-й Казанский межд. науч. форум «Ислам в мультикультурном мире» 1-3 ноября 2011 г. (г. Казань, Республика Татарстан). – М.: Изд-во Казанского ун-та, 2015. – 320 с.
4. Березина, А. В. Наггали как древнейший вид зрелищного искусства в Иране / А. В. Березина, М. Г. Делинад // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения: материалы конф. – М., 2018. – С. 115–126.
5. Березина, А. В. Социально-политический аспект в женской поэзии Ирана (на примере лирики Форуг Фаррохзад) / А. В. Березина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2018. – Т. 7. № 5. – С. 22–27.
6. Вартаньян, Э. Г. Эволюция исламского правления в Иране (конец ХХ – начало ХХI в.) / Э. Г. Вартаньян // Краснодар. – 2016. – № 3. – С. 10–14.
7. Васильев, Л. С. Ислам как религиозная доктрина / Л. С. Васильев // Азия и Африка сегодня. – 2017. – № 7. – С. 87–95.
8. Володин, А. Г. Новые региональные лидеры: параметры геополитического влияния / А. Г. Володин // Север–Юг–Россия: Ежегодник / отв. ред. В. В. Сумский, В. Г. Хорос. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 200 с.
9. Гибадуллин, И. Муртаза Мутаххари и Исламская революция в Иране / И. Гибадуллин. – М.: Садра, 2015. – 400 с.
10. Добаев, И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика / И. П. Добаев; отв. ред. Ю. Г. Волков.– Ростов-н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. – 402 с.
11. Долгов, Б. В. Исламизм в контексте межцивилизационного взаимодействия / Б. В. Долгов // Восток. – 2017. – № 4. – С. 81–87.
12. Дорошенко, Е. А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905–1911 и 1978–1979 гг. / Е. А. Дорошенко. – М.: Восток, 2018. – 423 с.
13. Дорошенко, Е. А. Эволюция исламских концепций в официальной идеологии Ирана (1963-1983) / Е. А. Дорошенко // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока / отв. ред. Ю. В. Ганковский. – М.: Наука, 2016. – 238 с.
14. Дружиловский, С. Б. Исламская модель развития как альтернатива вестернизации восточного общества (вопросы теории и практики) / С. Б. Дружиловский // Мусульманские страны у границ СНГ. – 2014. – № 7. – С. 105–106.
15. Дугин, А. Г. Ноомахия. Войны ума. Иранский Логос. Световая Война и Культура Ожидания / А. Г. Дугин. – М.: Академическией Проект, 2016. – 480 с.
16. Дугин, А. Г. Ноомахия. Войны ума. По ту сторону Запада. Индоевропейские цивилизации: Иран, Индия / А. Г. Дугин. – М.: Академическией Проект, 2015. – 496 с.
17. Дунаева, Е. В. Новые политические и социокультурные реалии современного Ирана. Вызовы или перспективы? / Е. В. Дунаева // Иран во втором десятилетии ХХI века: вызовы и перспективы: сб. ст. / под ред. М. С. Каменевой, Н. М. Мамедовой, И. Е. Фёдоровой.. – М.: ИВ РАН, 2016. – С. 75–86.
18. Дунаева, Е. В. Шиитское духовенство в политической жизни современного Ирана / Е. В. Дунаева // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. – Т. 11. № 4. – С. 169–189.
19. Жуков, Д. А. Иран: от Хомейни до Хаменеи / Д. А. Жуков. – М.: Вече, 2017. – 208 с.
20. Имаков Т. З. Хомейнизм – идеология политического ислама / Т. З. Имаков, С. А. Семедов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 170–176.
21. Иран в мировой политике. XXI век: сб. ст. / сост. И. Е. Фёдорова; отв. ред. Н. М. Мамедова. – М.: ИВ РАН, 2017. – 260 с.
22. Иран во втором десятилетии ХХI века: вызовы и перспективы: сб. ст. / под ред. М. С. Каменевой, Н. М. Мамедовой, И. Е. Фёдоровой. – М.: ИВ РАН, 2016. – 364 с.
23. Иран: прошлое и настоящее. Избранные труды иранистов Института востоковедения РАН: сб. ст. / сост. Е. В. Дунаева [и др.]. – М.: ИВ РАН, 2018. – 376 с.
24. Историография истории Древнего Востока. Иран, Средняя Азия, Индия, Китай / под ред. В. Кузищина. – М.: Алетейя, 2002. – 304 с.
25. Каменева, М. С. Культура современного Ирана: национальные традиции и вестернизация / М. М. Каменева // Азия и Африка сегодня. – 2017. – № 7 (720). – С. 70–74.
26. Каменева, М. С. О трансформации понятия «культура» в исламской республике Иран / М. С. Каменева // Россия и мусульманский мир. – 2015. – № 3. – С. 144–152.
27. Косим, К. Сущность и место высшего образования в экономической системе Ирана / К. Косим // Вестник Таджикского нац. ун-та. Серия социально-экономических и общественных наук. – 2018. – № 2. – С. 115–119.
28. Кудрявцев, А. Н. Влияние внешнего фактора на внутриполитические процессы современного Ирана / А. Н. Кудрявцев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2017. – № 4. – С. 49–58.
29. Кудрявцев, А. Н. Иранская политическая элита через призму доктрин диалога культур и столкновения цивилизаций / А. Н. Кудрявцев // Вопросы элитологии. – 2016. – № 9 – С. 141–148.
30. Кудрявцев, А. Н. Концепции и реальные воплощения теократии и теодемократии (на примере Ирана) / А. Н. Кудрявцев // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 7. – С. 40–48.
31. Лукоянов, А. Баланс двух культурных традиций определит будущее Ирана / А. Лукоянов // Россия и мусульманский мир. – 2011. – № 11. – С. 115–124.
32. Мамедова, Н. Иран сегодня / Н. Мамедова // Свободная мысль. – 2009. – № 1 (1596). – С. 55–68.
33. Мамедова, Н. М. Особенности и перспективы трансформации исламской государственности в Иране / Н. М. Мамедова // Ислам на современном Востоке. Регион стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии / отв. ред.В. Я. Белокреницкий, А. З. Егорин. – М.: Ин-т востоковедения РАН, 2014. – 120 с.
34. Мамедова, Н. М. Средства массовой информации в Иране: история, состояние, проблемы / Н. М. Мамедова // Иран: прошлое и настоящее: избр. тр. иранистов Института востоковедения РАН. – М., 2018. – С. 360–371.
35. Мартыненко, А. В. К вопросу о социокультурных особенностях шиизма в каджарском Иране / А. В. Мартыненко // Современный мусульманский мир. – 2018. – № 2. – С. 4.
36. Мирзахмедов, А. Феномен ислама / А. Мирзахмедов // Социологические исследования. – 2015. – № 3. – С. 93–96.
37. Молчанова, Ю. О. Религиозный фактор в формировании этнокультурной идентичности (на примере Ирана) / Ю. О. Молчанова // Культура: теория и практика. – 2018. – № 5 (26). – С. 2.
38. Мотаххари, М. Иран и ислам: история взаимоотношений / М. Мотаххари; пер. с перс., примеч. М. Махшулова. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. – 480 с.
39. Мустафави, Г. Х. Семейно-нравственная культура в Иране с точки зрения священных книг / Г. Х. Мустафави, Г. С. Сареми // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 7–1. – С. 58–62.
40. Мусульманские страны. Религия и политика / отв. ред. A. B. Малашенко, Й. Музикарж. – М.: Наука, 2016. – 183 с.
41. Новикова, Л. А. Особенности среднего и высшего образования Ирана / Л. А. Новикова, Л. К. Ушакова // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 3. – С. 33–36.
42. Норузи, М. Феминизм и современная женская проза в Иране (критический взгляд на феминизм в творчестве Шахрнуш Парсипур) / М. Норузи // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Серия: Русская филология. – 2018. – № 2. – С. 154–163.
43. Полищук, А. И. Власть и общество в Иране (исторический очерк) / А. И. Полищук // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. – 2014. – № 8. – С. 574–584.
44. Ру, Ж.-П. История Ирана и иранцев. От истоков до наших дней / Ж.-П. Ру. – М.: Евразия, 2016. – 432 с.
45. Санаи, М. Мусульманское право и политика. История и современность / М. Санаи. – М., 2016. – 336 с.
46. Сафи, А. Модернизация системы образования Ирана и перспективы её развития / А. Сафи // Нававрие амузиши. – 2016. – № 3. – С. 49–54.
47. Степанянц, М. Т. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре / М. Т. Степанянц // Общественные науки и современность. – 2015. – № 4. – С. 167–170.
48. Уманец, М. Э. Влияние хомейнизма на становление современного политического ислама в Иране / М. Э. Уманец // Историческая наука в XXI веке: страны, события, люди: сб. материалов науч.-практ. конф. / отв. ред. Р. Р. Тухватуллин. – Уфа, 2018. – С. 295–299.
49. Фазели, Н. Современная иранская культура / Н. Фазели. – М.: Садра, 2016. – 192 с.
50. Филин, Н. А. Концепция «Марджаата» в реалиях современного Ирана / Н. А. Филин // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. – 2014. – № 8. – С. 210–218.
51. Филин, Н. А. Социально-историческое развитие Исламской Республики Иран (1979–2008 гг.): факторы устойчивости государственной власти: дисс. … канд. ист. наук / Н. А. Филин. – М.: РГГУ, 2016. – 236 с.
52. Хамид, Ансари. Имам Хомейни. Политическая борьба от рождения до кончины / Ансари Хамид. – М.: Палея, 2014. – 301 с.
53. Хатами, М. Иранистика – это окно, открытое для того, чтобы слышать, знать и говорить Это окно должно быть шире открыто перед миром / М. Хатами // Иран сегодня. – 2016. – № 1. – С. 2–7.
54. Хатами, М. Ислам, диалог и гражданское общество / М. Хатами. – М.: РОССПЭН, 2016. – 220 с.
55. Эбрахими, Н. Г. Типология современных литературно-художественных изданий Ирана / Н. Г. Эбрахими // Журнал Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. – 2018. – № 1. – С. 100–106.
56. Яковлева, А. Е. Этнонациональная ситуация в Иране на примере афро-иранцев и белуджей / А. Е. Яковлева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 9.1 (24). – С. 15–16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ