Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творчество Альфреда Хичкока в контексте массовой культуры Европы и Америки

Работа №50755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АЛЬФРЕДА ХИЧКОКА И ЕГО ЭПОХА.. 10
1.1. XX век и массовая культура 10
1.2. Биография Альфреда Хичкока 19
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА А. ХИЧКОКА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ИДЕИ И МЕТОДОВ 28
2.1. Период творчества А. Хичкока. История создания хичковского кинематографа, характеристика его идеи и новая методология снятия фильмов 28
2.2. Альфред Хичкок как зеркало времени 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы состоит в том, что на рубеже XIX-XX века культура в целом кардинальным образом меняется. Во второй половине XX века и в современном обществе особое значение приобрела массовая культура.
Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны к рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику тенденции развития.
Массовая культура - это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура - это образ глубоко вторичный, вторичная моделирующая система», нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка. В этом смысле массовая культура XX века была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.
Для массовой культуры больше всего характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной техники письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, нам простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
Поэтому можно сказать, что массовая культура возникла в XX веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с её Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры.
Не забываем, что все это обошлось не без помощи людей, которые были одарены разными творческими способностями. Они опирались на массовую аудиторию и от нее получали почет и уважение. Одним из таких людей был Альфред Хичкок - Мастер саспенса или Мастер ужаса.
Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года, т.е. на рубеже XIX-XX века и практически в то врем когда мир начинает кардинальным образом меняться. Он был сыном простого бакалейщика. С детства же у него появились некоторые фобии, которые сыграли в его творческой карьере определенно важную роль.
Начало карьеры приходится на 1920-е годы, когда кинопроизводство в Англии переживало не лучшие времена из-за кризиса прогресса возникшего после Первой мировой войны. Этот кризис возник не только в Англии, но и других странах Европы. Только появление новых творческих лиц спасло кинематограф от этого недуга. Одним из них был Альфред Хичкок. Главной его целью было создание фильмов для широкой массовой аудитории, причем свои фильмы он превращал в средство манипуляции человеческим сознанием. Если кратко, А. Хичкок начав с создания картин, отвлекающих публику от трагической повседневности, вывел жанр саспенса на высокий уровень в массовой культуре.
Массовая культура стала особым явлением в XX веке, она явилась своеобразным ответом на многие проблемы новейшей истории Европы и США тех лет.
Объектом исследования в данной дипломной работе является массовая культура XX века.
Предметом исследования является творчество Альфреда Хичкока.
Хронологические рамки: рубеж XIX-XX века - первые две трети XX века (период, когда формировалась массовая культура XX века и когда происходило становление Альфреда Хичкока как режиссера).
Целью исследования является определение социокультурных истоков творчества Альфреда Хичкока и выявление основных этапов его творческой эволюции.
Задачи исследования, обусловленные поставленной целью, заключаются в следующем:
1. рассмотреть процесс возникновения и развития массовой культуры в XX в.
2. определить идейно-теоретические, психологические, личностно-биографические предпосылки возникновения кинематографа Хичкока.
3. Выделить основные этапы эволюции творческого наследия Альфреда Хичкока.
Методами проведенного исследования являются биографический метод, позволяющий проанализировать жизнь и творчество Альфреда Хичкока; историко-генетический метод, позволяющий рассмотреть развитие культуры и массовой культуры XX века.
Источниковая база: источниками для написания дипломной работы были, во-первых, мемуары Ф. Трюффо «Хичкок/Трюффо. Кинематограф по Хичкоку» . Эти мемуары являются практически путеводителем по биографии А. Хичкока. Книга явилась результатом 52-часовой беседы Ф. Трюффо и А. Хичкока в присутствии переводчицы Хелен Скотт, состоявшейся в 1962 году.
Во-вторых, интересны мемуары С. Ребелло «Хичкок. Ужас, порожденный Психо» , который вспоминает весь процесс съемок фильма Психо, а также его массовое влияние на кинематограф в целом. По мотивам С. Ребелло мемуаров был снят фильм в 2012 году, где роль Хичкока сыграл оскаросный Энтони Хопкинс.
И в-третьих, пожалуй, лучшей работой по массовой культуре является «Массовая культура» Б. Райнова. Автор раскрывает истинный смысл буржуазной "массовой культуры", предоставляющей собой форму разрушения искусства. На многочисленных примерах он показывает, сколь значителен социальный вред "массовой культуры", парализующей волю человека, одурманивающей его сознание, отвлекающей от серьезных жизненных проблем. Книга разоблачает изощренные приемы фабрикантов "массовой культуры", помогает читателю отличить подлинные произведения искусства и культуры от псевдохудожественного творчества. В этой же книге представлен вклад А. Хичкока в киноискусство, дан психологический портрет режиссера.
Культурно-историческими источниками были фильмы самого А. Хичкока.
Также источниковую базу составили труды исследователей культуры и психологии. Её составляют в первую очередь «Закат Европы» О. Шпенглера. В 1918 году вышла в свет работа О. Шпенглера «Закат Европы» и сразу же стала знаменитой. В истории культуры найдется не так много случаев, когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и широчайший отклик в умах людей, далеких от сферы научного исследования культуры. Но впрочем, книга О. Шпенглера была не только исследованием. Это была книга-диагноз, книга-пророчество. Автор не только изучает историю культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры, - вопрос, на который автор сам дает неутешительный горький ответ. И в этом своем качестве книга Шпенглера - это предостережение. Обдумывая огромный историко-культурный материал, О. Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас схемы «Древний мир - Средневековье - Новое время», в рамках которой обычно прослеживались основные этапы развития мировой культуры.
«Восстание масс» X. Ортега-и-Гассета. В этом труде рассматривался понятие «человека массы» и его дальнейшее влияние. Интересна шестая глава «Восстание масс», где автор и анализирует о том, что же означает понятие «человек массы». Данная книга рассматривался для понятия специфики развития начала массовой культуры. Его труд в буквальном смысле стал определяющим понятие массовой составляющей в культуре.
Вторую немаловажную роль играют труды 3. Фрейда, которые касаются теории культуры. Эти теоретические разработки содержатся, прежде всего, в работах «Тотем и табу» (1912), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Беспокойство в культуре» (1929), «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» (1939), «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921), а также целом ряде других публикаций. Теория культуры для Фрейда выступает, прежде всего, как психология культуры, вырастающая из его медицинской практики. В частности, кризис культуры понимается им как ее болезнь. Все эти труды представлены в книге «Психоанализ. Религия. Культура» .
Интересна книга С. Жижека «То, что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока» , где автор анализирует методы снятия фильмов Хичкока, выясняет о том, каким он был. Анализирует его фильмы и их концепции. Описывает мелкие детали фильма, на которых не обращали внимания зрители во время просмотра фильма. Например, он будто замечает, что в фильме «Психо», Норман Бейтс не полностью вымыл стену в ванной после смерти главной героини и на стене он замечает капли крови, которых персонажа Перкинса не заметил. В своем исследовании он опирается на лакановский психоанализ.
Книга А. В. Костиной «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» относится к ряду книг, где автор анализирует развитие массовой культуры в условиях развития индустриального и постиндиструального общества.
Стоить отметить работу В. Н. Сырова «Массовая культура: миф или реальность» . Книга посвящена исследованию массовой культуры, которую, как полагает автор в противовес устоявшемуся мнению, следует считать не оригинальным порождением индустриальной цивилизации, а возрождением (благодаря современной технологической основе) весьма архаичных форм мировосприятия. В работе осуществлен анализ истории возникновения наиболее распространенных концепций массовой культуры, предпринята реконструкция общего направления их трансформации, а также дано описание тех черт массовой культуры, которые представляются автору наиболее существенными.
Интересным является сборник статей «Массовая культура: современные западные исследования» по редакцией В. В. Зверевой, куда вошли работы 1990—2000 гг. английских, американских, канадских, австралийских авторов. В книге проблематизируются феномены и процессы современной культуры, изучатся вопросы, связанные с телевидением, интернетом, музыкой, спортом, глобальным туризмом, шоппингом, суб- и контркультурными движениями. В статьях демонстрируются возможности и границы подходов из разных дисциплин - культурологии, антропологии, социологии, cultural studies - к изучению массовой культуры.
В книге «Массовая культура» К. 3. Акопяна, А. В. Захарова и С. Я. Кагарлицкой рассматриваются разные формы существования и функционирования массовой культуры в современном обществе. Раскрывается характеристика культурного контекста информационного массового общества, в котором формируется современный человек, и процессов, обусловливающих становление массовой психологии и создание условий для развития и распространения массовой культуры. Анализируются различные теории массовой культуры, а также художественная и психосоциальная основы языка массовой культуры.
Интересна работа Д. Спота «Хичкок: Темная сторона гения» (The Dark Side of Genius: The Life of Alfred Hitchcock) , который, к сожалению, не был издана на русском языке. Данная работа издана только на английском. Данная работа посвящена проблеме восхваления Хичкока, которого режиссер буквально не заслуживает. Описывает его главные проблемы, которые не помогали ему стать человеком общины, а был только аморальным человеком, который следует только за своими принципами. Его аморальное состояние, по мнению автора, стало рядом причин того, почему с ним в дальнейшем отказывались работать многие актеры, актрисы и другие.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, которые имеют по два параграфа, заключения, списком источников и литературы и приложении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.
Вывод первый. Творчество А. Хичкока относится к историческому периоду, когда в Европе и США зарождалась и активно развивалась массовая культура. Во многом от характера этой культуры зависел и характер хичкоковского кинематографа. Массовая культура - это культура постиндустриального общества, ориентированная на средние слои этого общества; мы согласны с мнением В. Руднева, считающего, что массовую культуру можно определить как «семиотически образ реальности», не претендующие на ее философские осмысления.
Вывод второй. Фильмы А. Хичкока решали задачу увода зрителей от реальности в совершенно другой низ, где господствуют инстинкты и подсознательное. Фактически картины А. Хичкока являются иллюстрацией (причем очень мастерских иллюстрацией) идеи 3. Фрейда, в чем А. Хичкок весьма близок с С. Дали. Именно идеи 3. Фрейда, а также анализ предпосылок массовой культуры, сделанные в работах X. Ортеги-и-Гассета, О. Шпенглера, Фуко, С. Жижека, позволяют понять задачи и смысл фильмов А. Хичкока и функции знаменитого саспенса - мучительного ожидания развязки сюжета.
Вывод третий. В творчестве А. Хичкока можно выделить четыре основных этапа: А) первый этап, назван С. Жижеком «этапом эпистимлогического разрыва. Это начало пути в поисках новых идеи и методов (1925-1926) Б) Второй этап - этап утверждение приемов саспенса и камео, этап создания принципа МакГаффина и возникновения типажа «хичкоковско блондинки» (1930-1935 - 1947). В) Третий этап - «этап психологического шока» и кульминации хичкоковских методов творчества в ильмах «Психо» и «Птицы» (1948 - 1963) Д) Четвертый этап - этап спокойствия и завершение творческого и жизненного пути режиссера А. Хичкока, основоположника тех жанров и методов в мировом кинематографе, который явились зеркалом массово культуры XX века.



1. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории:В 2т. / Шпенглер,Освальд; Пер.с нем.,вступ.ст.,с.5-122,и примеч.К.А.Свасьяна. - М. : Мысль, 1993. - 666 с.
2. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / Пер. Анатолий Гелескул. - М: ACT, 2008 г. - 347 с.
3. Ребелло, С. Хичкок. Ужас, порожденный "Психо". / С. Ребелло, М.: Эксмо, 2013. — 320 с.
4. Линч Д. Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество. / пер. с англ. Кистяковская К. - М.: Эксмо, 2009. - 209 с.
5. Трюффо, М. Кинематограф по Хичкоку. / Ф. Трюффо. - М.: Общественное объединение «Эйзеннштеновский центр исследования кинокультуры («Краеведческие записки»), 1966. - 224 с.
6. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура/ пер.с нем., сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. -М.: Ренессанс, 1992 - 405 с.
Литература:
1. Авраменко, И. Вкус к страху. / И. Авраменко. - М.: Домовой, №7, 2000. -С. 26-31.
2. Агафонова, Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильмов. / Н. А. Агафонова. - Минск: Тесей, 2008. -390 с.
3. Александров, А. Хичкок, толстый и ужасный. / А. Александров. - М.: Караван историй, №2. - С. 32.
4. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. / В. Беньямин. - М.: Медиум, 1996. - 240 с.
5. Дымшиц, Н. А. Беседы на втором этаже: Теория кино и художественный опыт. / Н. А. Дымшица. - М., Госкино СССР, 1989. -195 с.
6. Жежеленко, М. Мир Альфреда Хичкока. / М. Жежеленко, Б. Рогинский. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 288 с.
7. Жижек С. То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока ). Пер . с англ., слов./ Группа переводчиков. - М.: Издательство "Логос". 2004. - 336 с.
8. Зверева, В.В. Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ., отв. ред. и предисл. В.В. Зверевой; послесл. В.А. Подороги - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - 339 с.
9. Карцева, Е. Альфред Хичкок. Великий мистификатор / Е. Карцева. - М.: Видео-АСС-Премьер, 1996, №33. - С. 56.
10. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 5-е. / Костина, А. В. — М.: Издательство ЛКИ, 2011. — 352 с.
И. Лотман, Ю. Диалог с экраном. / Ю. Лотман, Ю. Цивиан. -Таллин, Изд- во Александра, 1994. - 116 с.
12. Массовая культура / Акопян К.З., Захаров А.В., Кагарлицкая С.Я. и др.
— М.: Альфа-М: Инфра-М, 2004. — 304 с.
13. Пензин, С. Н. Анализ фильма. / учебно-методическое пособие для студентов / С. Н. Пензин. - Воронеж: ВГУ, 2005. - 31 с.
14. Плахов, А. С. Всего 33 звезды мировой кинорежессуры. / А. С. Плахов.
- Винница: Аквилон, 1999. - 464 с.
15. Пондопуло, Г. К. Философско-эстетические проблемы киноискусства./ Г. К. Пондопуло. -М.: Всерос. гос. ин-т кинематографии, 1983. - 97 с.
16. Райнов Б. «Массовая культура» / Райнов Б. - М.: Прогресс, 1979. - 486 с.
17. Савосин, Д. Альфред Хичкок и мистер Гаффин. / Д. Савосин. - М.: Видео АСС Премьер, №30, 1995. - С. 17.
18. Сыров В. Н. Массовая культура: мифы и реальность. / Сыров В. Н. - М.: Водолей, 2010. - 328 с.
19. Тарковский, А. Лекции по кинорежиссуре. / А. Тарковский. - М.: Искусство кино, 1990, №10. - С. 26.
20. Филиппов, С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино. / С. Филиппов // Киноведческие записки: историко-теоретический журнал. 2001. № 54. - С. 245-280.
21. Хайсмит, П. Любимые рассказы А. Хичкока и прочие истории. / Том 1, сборник, П. Хайсмит, М. Миллар, С. Хониг. - Свердловск: Микс, 1991. - 192 с.
22. Шнелле Ф. Стивен Спилберг и его мастерская. / пер. с англ. Миняев В. - М.: Изд. Феникс, 2000. - 325 с.
23. Spot D. The Dark Side of Genius: The Life of Alfred Hitchcock - New York: Da Capo Press, 1999. - 594 p.
Электронные ресурсы:
1. Барр, Ч. Любим ли мы Хичкока? (2012). - [Электронный ресурс] / Ч. Барр // British Council. - URL: http://www.britishcouncil.ru/hitchcock9/nine- reasons/do-we-love-hitchcock. (дата обращения: 7.06.2016).
2. Воробьева, О. Хичкок, который слишком много знал (август 2004). - [Электронный ресурс] / О. Воробьева // Новая Газета. - URL: http://www.novayagazeta.ru/arts/64887.html. (дата обращения: 17.04.2016).
3. Зорина, Ю. Хичкок повелитель страха (июль 2013). - [Электронный ресурс] / Ю. Зорина // Cigar Clan. - URL: http://www.cigarclan.ru/cigarru/istoria-s-sigaroy/khichkok-povelitel-strakha. - (дата обращения: 21.05.2016).
4. Плахов, А. Биография Альфреда Хичкока (2007). - [Электронный ресурс] / А. Плахов // Сайт Российского Государственного Гуманитарного Университета. - URL: http://kinocenter.rsuh.ru/article.html7idM970887.(дата обращения: 4.06.2016).
5. Салтыкова, Е. С. 15 фактов об Альфреде Хичкоке (август 2014). - [Электронный ресурс] / Е. С. Салтыкова // Wday. - URL: http://www.wday.ru/stil-zhizny/kultura/15-udivitelnyih-faktov-ob-alfrede- hichkoke/. (дата обращения: 22.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ