Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Работа №28742

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы150
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 13
1.1. Массовая культура: сущность и функции 13
1.2. Средства массовой коммуникации и массовая культура в
информационном обществе 34
1.3. Основные факторы формирования и этапы становления массовой
культуры в России 54
ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 78
2.1. Бытие личности в культуре 78
2.2. Массовый человек как феномен массовой культуры: его свойства и
характерные черты 95
2.3. Особенности самореализации личности в условиях массовой культуры трансформирующегося российского общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время обновление социокультурного пространства большинства стран носит динамичный характер. Уходят в прошлое многие традиции, на первый план выступают те свойства и качества культуры, которые порождены глобальными тенденциями. В условиях стремительных социокультурных трансформаций особый интерес представляет изучение способности человека к самореализации в социокультурных изменениях. Процессы коренных перемен затрагивают в настоящее время не только экономическую сферу, но и культурные основания. В обществе, вступившем в постиндустриальную стадию развития, массовая культура стала ведущей культурной формой, под влиянием процессов глобализации она превратилась в феномен общемирового масштаба. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема взаимодействия личности и массовой культуры.
Глобальные процессы в современном обществе, а также распространение различных инновационных идей, в том числе идеологии постмодернизма, обостряют необходимость адаптации личности к условиям разнонаправленных культурных потоков, структурированных мультикультурных феноменов. Вместе с тем приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации в условиях современного развития. Обращение к анализу российской массовой культуры, основных черт массового человека, позволяет наметить наиболее перспективные направления выхода из нестабильной ситуации, характерной для современного российского общества.
Актуальность изучения личности в условиях массовой культуры связана с изменением характера самого анализа феномена массовой культуры в практике отечественной науки. В последнее десятилетие глубокие изменения затронули подходы к анализу массовой культуры. В связи с отходом идеологизированности, характерной для исследователей советской эпохи,
Современной наукой признано, что массовая культура - явление мирового масштаба, основанное на распространении индустриального производства промышленных технологий посредством средств массовой коммуникации. Важность изучения массовой культуры и связанных с ней свойств массового человека объясняется стремительными изменениями, происходящими в структуре самой массовой культуры и ее новыми проявлениями в условиях информационного общества.
Под воздействием глобальных изменений современного мира происходит трансформация способов самореализации личности в условиях массовой культуры, в связи с чем появляется обусловленная потребность в их научном исследовании.
Таким образом, сложность и противоречивость массовой культуры, ее способность к изменениям под влиянием социокультурных факторов, обусловили необходимость теоретического осмысления данного феномена на новом уровне с учетом предыдущего опыта его изучения в мировой и отечественной гуманитарной науке.
Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной и отечественной научной литературе имеется значительное число публикаций по проблемам массовой культуры и личности. Эти вопросы рассматриваются с самых разных предметно дисциплинарных ракурсах: в исследованиях по философии, политологии, истории, социологии, психологии, а также в культурологическом, искусствоведческом, информационно-структурном ключах. Так, на протяжении XX века западные исследователи пытались проникнуть в сущность общества индустриального типа, нередко анализируя при этом и феномен массовой культуры. В данном ряду можно назвать общетеоретические и философские труды Р. Арона, Т. Адорно, Д. Белла, Г. Лебона, Р. Миллса, А. Моля, Д. Рисмана, Б. Розенберга, Г. Тарда, Л. Уайта.
В настоящее время проблемой массовой культуры занимаются такие ученые, как: К. Акопян, А. Вартанова, В. Васильев, М. Галина, И. Головачева, А. Гофман, А. Гудков, А. Генис, Г. Галицын, Б. Гройс, В. Жидков, А. Захаров, Я. Иоскевич, С. Кагарлицкая, Н. Киященко, М. Кузнецов, Н. Маньковская, Л. Одинокова, Н. Руднев, В. Самохвалова, К. Соколов, Т. Семенова, К. Теплиц, Е. Шапинская, А. Шейко, А. Яковлева.
Изучению современных проявлений массовой культуры в условиях глобализации и их влиянию на формирование новых тенденций в отечественной практике посвящены работы А. Ахиезера, А. Неклесса, А. Панарина и других.
Большой интерес представляет исследование А. В. Костиной «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» (Москва, 2005 г.), в которой детально рассматривается генезис массовой культуры, взаимодействие массовой, элитарной и народной культуры в постиндустриальном обществе, отмечена неразрывная связь массовой культуры с новейшими коммуникационными технологиями.
Следующим компонентом теоретической основы данного исследования выступают концептуальные представления о развитии личности в культуре. В этой связи особую значимость приобретают труды философов Западной Европы: Г. Гегеля, И. Канта, З Фрейда, О. Шпенглера, а также - русских религиозных философов: Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, Н. Лосского, В. Розанова, С. Франка, Л. Шестова, и представителей философии русского космизма: В.Вернадского, В. Муравьева, А. Сухово-Кобылина.
Современные представления о человеке формировались под влиянием научной мысли, которая развивалась в рамках культурфилософии и культурной антропологии (Э. Дюркгейм, Л. Морган, Г.Спенсер, Э. Тайлор, Л. Уайт, Дж Фрейзер, К. Хорни).
Характеризуя нынешнее состояние отечественных исследований относительно связей между массовой культурой и развитием личности, важно отметить, что интерес российских ученых к этой проблеме становится более конкретным и, главное, перемещается в философско-культурологическую плоскость анализа. Особо подчеркнем в связи с этим значение работ Б. Ерасова, Н. Зоркой, М. Илле, Г. Кнабе, А. Мидлера, Э. Орловой, К. Разлогова, М. Чегодаевой, А. Флиера и многих других. Диссертационное исследование развивает результаты изысканий отечественных авторов по проблемам культуры личности (B. Библер, Е. Быстрицкий, В. Ремизов), социализации и инкультурации (С. Лурье, Ф. Минюшев), а также разработки, конкретизирующие роль этнонациональной культуры в развитии личности (О.Астафьева, Н. Лебедева, А. Сусоколов, А. Сухарев).
Подводя итог состоянию разработанности темы следует подчеркнуть, что специальных работ в культурфилософской парадигме по проблематике самореализации личности в условиях российской массовой культуры в отечественной науке не было. Представленная диссертация написана с целью восполнения данного пробела.
Объектом исследования является массовая культура как социокультурный феномен.
Предметом диссертационного исследования выступает личность в условиях современной массовой культуры.
Целью диссертации является культурфилософский анализ взаимодействия массовой культуры и личности в современной социокультурной реальности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
• рассмотреть концептуальные подходы к исследованию массовой культуры и на их основе уточнить теоретическое понимание данного феномена;
• изучить генезис и эволюцию массовой культуры в России, раскрыть ее основные черты и особенности;
• рассмотреть новые проявления массовой культуры в условиях информационного общества, выявить взаимосвязь средств массовой коммуникации и массовой культуры;
• рассмотреть особенности массового человека как «продукта» массовой культуры, обозначить роль информационной культуры в формировании массового человека;
• выявить способы самореализации личности в условиях массовой культуры переходного периода в России.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи философии культуры, связанные с проблемами динамики культуры и личности. В ходе анализа использован сравнительно-исторический метод, типологическое описание, а также интегративный метод, позволяющий исследовать массовую культуру в ее целостности.
В качестве основного подхода к исследованию массовой культуры используется культурфилософский подход, на основе которого формируется представление о массовой культуре как важнейшей составляющей части современной культуры.
При рассмотрении личности в системе массовой культуры и основных принципов ее самореализации использовался аксиологический метод, позволяющий выявить культурные ценностные ориентиры личности в рамках массовой культуры. В работе сочетаются принципы конкретности и всесторонности рассмотрения массовой культуры, принципы абстрагирования и конкретизации.
В основу исследования были положены классические теории массовой культуры Г. Лебона и Г. Тарда, постклассическая концепция массовой культуры Х. Ортеги-и-Гассета, концепция культуры информационного общества М. Кастельса, постмодернистские концепции культуры Ж. Бодрийяра, М. Фуко, У. Эко.
• определены основные концептуальные походы к исследованию массовой культуры, позволяющие рассматривать данный феномен в непосредственной связи с теми общественными и культурными процессами, которые определили сущность европейской культуры;
• уточнено теоретическое понимание массовой культуры, раскрыта ее сущность и конкретизированы функции;
• проанализирован современный этап развития массовой культуры в контексте глобализационных процессов и рассмотрена взаимосвязь средств массовой коммуникации и массовой культуры;
• установлены факторы формирования и этапы развития отечественной массовой культуры, раскрыты ее основные черты и особенности;
• в рамках культурфилософского анализа выявлена проблема бытия личности в культуре, определены особенности массового человека как объекта массовой культуры;
• выявлены адаптационные способы самореализации личности в условиях массовой культуры трансформирующегося российского общества.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Массовая культура представляет собой сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей. Отличительными особенностями массовой культуры являются: ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления; коммерческий характер; использование клише при создании ее артефактов, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ценностей массовой культуры. Основными функциями массовой культуры в
2. Массовая культура зародилась в Новое время под влиянием экономических, социально-политических, научно-технологических факторов, и прошла несколько этапов в своем развитии, превратившись в масштабную сферу культуры индустриального и постиндустриального общества. Основными подходами к исследованию данного феномена являются следующие: массовая культура рассматривается в контексте анализа массового общества (Н. Бердяев, Г. Лебон, Г. Тард) в связи с теорией масс и определяется как культура, рождающая «человека-локатора» (Д. Рисмен), «одномерного человека» (Г. Маркузе); массовая культура рассматривается учеными, как правило, с точки зрения аксиологического подхода, который позволяет проследить трансформацию классических культурных ценностей в условиях постиндустриального общества, появление «усредненной» культуры и ее влияние на массовое сознание. Сегодня в научной литературе отсутствует единая точка зрения относительно влияния массовой культуры на процесс развития личности и роли, которую она играет в современном обществе. Современные теоретико-методологические установки относительно сущности массовой культуры разработаны в контексте постмодернистских воззрений (Р. Барт, М. Бланшо, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, М. Фуко, У Эко и др.)и заключаются в рассмотрении массовой культуры как вида реальности, к которому неприемлемы классические схемы анализа.
3. Опираясь на наукоемкое производство и средства массовой коммуникации, современная массовая культура оказывает амбивалентное воздействие на общество и человека. С одной стороны, она способствует распространению в обществе социокультурных инноваций, создает дополнительные удобства и комфорт в повседневной жизни. С другой - массовая культура, ориентируясь в основном на технические способы производства, на технологические и информационные аспекты жизни людей,
4. Основными факторами формирования отечественной массовой культуры являются: социально-экономический, политический, воспитательно-образовательный, нравственно-психологический. В своем развитии массовая культура в России прошла четыре этапа: 1) в XIX веке складываются предпосылки формирования массовой культуры; 2) появление собственно массовой культуры относится к 20-30-м годам ХХ века, в этот период определяется ее социальная ориентация и специфика; 3) в 60-70-е годы ХХ века в массовой культуре наблюдается поворот от идеологической советской массовой культуры к потребительской массовой культуре западного образца; 4) с 1980 года до настоящего времени - период расцвета массовой культуры. Основной чертой современной массовой культуры является синтез разных качеств: с одной стороны, продолжают действовать стереотипы,укоренившиеся за годы советской власти, с другой - активно внедряются ценности постиндустриального общества. Российская массовая культура содержит ряд особенностей: особая политизация, направленная против сохранившихся тоталитарных форм государственной власти; моральная десакрализация ценностей традиционной культуры; акцентирование внимания на экзистенциальном трагизме личности в отчужденном обществе; широкое применение методов артизации.
5. Взаимосвязь личности с миром культуры (бытие личности в культуре), в которой не только исторически закрепляются традиционные ценности, становясь базой для последующего культурного развития, но и динамично развиваются образцы массовой культуры, носит субъектно-объектный характер. Личность, освоившая ценности как традиционной, так и массовой культуры и способная определять приоритеты в своем развитии, понимается
как субъект культуры. В современных условиях развития массовой культуры происходит трансформация представлений о личности как субъекте культуры. Система средств массовой коммуникации создает основу для объективации личности, ее унификации и, как следствие, появления массового человека. Главной особенностью массового человека является то, что он представляет действительность через отражение ее в СМИ. В результате массовая культура фрагментирует личность, лишая ее целостности и сужает ее ограниченным набором стереотипных проявлений. Характерными чертами массифицированной личности являются: социальная дезориентированность относительно ценностных ориентаций; пониженная способность к рассуждению; поверхностное («плоское») восприятие человеком культурных ценностей; модификация сознания.
6. В условиях массовой культуры трансформирующегося российского общества, процесс самореализации личности предполагает не только приспособление к новой культурной реальности, но и формирование у нее внутренних усилий, нацеленных на саморазвитие. В связи с этим вырабатывается система адаптационных механизмов, то есть способов организации, норм деятельности, которые стимулируют развитие человека, прежде всего, как субъекта культуры. Основными механизмами адаптации, способствующими самореализации личности являются: общесоциальные, коммуникативные, ценностно-нормативные, способы поддержания духовных норм культуры, идентификационные. К адаптационным механизмам можно отнести защитные реакции личности в условиях распространения образцов массовой культуры. Доминирующую роль в процессе самореализации играет образовательно-гносеологический фактор.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы:
• в развитии теоретических представлений об особенностях массовой культуры;
• в исследовании динамики массовой культуры в современной России;
Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса философии культуры, культурологии, социологии культуры в высших учебных заведениях, а также для разработки учебных и вариативных курсов по проблемам современной массовой культуры. Отдельные положения диссертации могут применяться при анализе конкретных ситуаций информационной культуры, для разработки программы «Молодежь и современное информационное общество» на уровне муниципального образования.
Апробация исследования. Диссертация обсуждена на кафедре философии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 -
Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Основные положения диссертации изложены в семи публикациях общим объемом 3,6 п.л. Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования отражены в выступлениях на 47, 48, 49 научных конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» (2002, 2003, 2004 гг., г. Ставрополь); на методологическом семинаре на кафедре философии СГУ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 148 страницах, библиографический список включает 216 наименований, в том числе 22 - на иностранных языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Массовая культура является важной составной частью современной культуры, порождая в ней одно из заметных направлений. Она выступает феноменом, который связан с созданием товаров массового спроса, массовидных форм деятельности и познавательной активности, трансляцией специфических знаний, образов, оценок, опосредующих связи между обыденной и специализированной культурой, между разными субкультурами.
Исследование позволило установить, что определяющим фактором формирования массовой культуры явились развитые рыночные отношения, производственные технологии и техника, средства массовой коммуникации, а также потребительские отношения и потребительская психология, получившие широкое распространение. Массовая культура - явление полифункциональное. В современном обществе, с существенным уровнем социальной стратификации и утраченными способами самоидентификации, массовая культура способствует социализации и начинает выполнять ценностно-ориентационную функцию (наряду с адаптационной, коммуникативной, рекреативной, идеологической), реализуемую, в частности, через социально маркированное потребление культурных образцов.
В эпоху постиндустриального общества возникают новые направления и формы массовой культуры. Наряду с сохранением принципов стандартизации, унификации, в массовой культуре заявляет о себе тенденция демассификации, учет индивидуальных запросов потребителей, ориентир на творческие устремления людей. В этих условиях одним из новых проявлений массовой культуры выступает всемирная сеть Интернет, которая формирует виртуальное социокультурное пространство нового формата и уже занимает самостоятельные позиции, закрепляясь как в производственной, так и в бытовой, досуговой сфере деятельности. В этой ситуации усиливаются функции массовой культуры, связанные с информационно-гносеологическими, эстетическими, социализационными, рекреационными целями.
Массовая культура, будучи универсальной в своих важнейших характеристиках и обнаруживая тенденцию к единообразию, проявляется неодинаково на разных континентах и в разных странах, так как она соприкасается с этнонациональными особенностями разных народов и сообществ. В определенной мере традиционная культура выступает своеобразным фильтром и противовесом массовой культуре, что выражается в активизации чувства этнонациональной идентичности граждан многих стран мира (особенно развивающихся стран) в постиндустриальный период. Если массовая культура заключает в себе высокую степень динамизма, универсальности, то традиционная культура придает неповторимый облик, устойчивый характер развития. Вместе с тем исследование позволило установить, что традиционные культурные компоненты не следует противопоставлять ценностям массовой культуры. Во многих ситуациях они способны взаимодополнять друг друга, обеспечивая сбалансированное вхождение того или иного народа в мировую динамику и глобальные взаимодействия.
Явления российской массовой культуры - сложное, противоречивое, трудно поддающееся аналитическому осмыслению в контексте традиционного определенного научного познания. Массовая культура имеет свою историю, тесно связана с социально-политическими, экономическими, духовными явлениями. Массовая культура - это та форма, которую принимает культурное развитие в условиях индустриальной цивилизации, в условиях массового индустриального общества.
Драматизм нынешней ситуации в России усиливается тем, что преимущества новейшей компьютерной культуры, включая современные потребительские и культурно-образовательные стандарты, являются достижением узкого круга лиц, проживающих в крупнейших городах.
Особенностью массовой культуры является то, что она изначально ориентирована на удовлетворение духовных потребностей больших социальных слоев. Ее влияние на социокультурное пространство, окружающее человека, приобретает для личности по меньшей мере два класса конструктивных функциональных значений. С одной стороны, массовая культура позволяет поддерживать жизнеобеспечение (сохранять баланс режима труда и отдыха, удовлетворять жизненно важные потребности и др.), с другой стороны, создает немало механизмов, помогающих личности освоить новые формы жизнедеятельности, достижения науки и техники, познакомиться с мировыми художественными ценностями и др. Вместе с тем, когда унифицирующие и коммерческие функции массовой культуры начинают доминировать, подчиняя себе остальные области культуры (например, область массовой информации, воспитания подрастающего поколения, религии, развития личности и др.), тогда создаются трудности в самореализации личности и ее всестороннего развития. Самореализация личности отражает ее внутренние потребности, качества, волевые импульсы, которые помогают ей ориентироваться в окружающем мире, реализовывать свои способности, преобразовывать окружающую среду в соответствии с общественными и индивидуальными запросами.
В ситуации российской действительности, когда системный кризис сопровождается снятием почти всех ограничений для проникновения в наше пространство различных информационно-художественных потоков извне, человек попадает в сложное положение.
Массовая культура формирует массового человека, который воспроизводит ее культурные стереотипы. Иными словами, массовый человек становится условием сохранения и воспроизведения информационного общества, происходит своего рода самоуправление общества в результате сращения человека и информационных сетей в единых технологиях общей системы. Характерными чертами массового человека можно назвать: социальную дезориентированность относительно ценностей и приоритетов; пониженную способность к рассуждению, заменяющуюся энергичным бездоказательным утверждением; несклонность к сопереживанию, эгоистичность, равнодушие к мнению, достоинству и даже жизни другого человека. В плане своего культурного проявления массовый человек характеризуется специфическим типом восприятия, порождаемым опытом жизни в контексте массовой культуры. Конвейеризация самого художественного производства, разбиение его на отдельные технологические операции привели к подмене его духовно-смысловой значимости зрелищно¬техническим совершенством.
Общая нестабильность, духовная дезориентация общественного сознания вызывают необходимость обновления социокультурных механизмов, позволяющих эффективно включать личность, особенно подросткового и юношеского возраста, в современные отношения и новые виды деятельности. С этой целью обществу, особенно на локальном и групповом уровне, важно создавать предпосылки и условия для действия новых механизмов самореализации личности. Решение этой задачи потребует как глубокого преобразования деятельности прежних институтов и организаций, связанных с развитием человека, так и формирования совершенно новых.



1. Аванесова Г. А. Динамика культуры. - М., 1997. - 256 с.
2. Аванесова Г.А., Бабаков В.Г., Быкова Э.В. и др. Морфология культуры. Структура и динамика - М.: Наука, 1994. - 326 с.
3. Агафонов В., Ракитянский В. Россия в тисках будущего. - М.: Мысль,1993. - 312 с.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. - 268 с.
5. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. - М., 1989 - С.367-370.
6. Ананьев В. Г. Человек как предмет познания // Гайдученок И.А. Слово о личности. Философское эссе. - Минск: Наука и техника, 1990. - С.144.
7. Андреев Ю.А. Наша авторская ... История, теория и современное состояние самодеятельной песни. - М., 1988. - 196 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Наука, 1994. - 396 с.
9. Андрианова Т.В. Культура информационного общества // Идеи в культурологи ХХ века. - М., 2000. - 386 с.
10. Антология мировой философии. В 4 т. - М.: Мысль, 1969. - Т.1. - 568 с.
11. Астафьева О.Н. Человек и художественно-технический комплекс: проблемы взаимодействия // Вторые культурологические чтения. Вып. 8. - М., 1997. - С. 11-13.
12. Ашин Г.К. Доктрина массового общества. - М.: Политиздат, 1971. - 256с.
13. Ашин Г.К., Мидлер АЛ. В тисках духовного гнета. - М., 1986. - 300 с.
14. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека // Проблема человека в современной философии. - М.: Наука, 1969. - С. 23-27.
15. Батищев Г.С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека С. Л. Рубинштейна // Философские науки. - 1989. - №7. - С. 25-30.
16. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования.- 1986. - 46с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Прогресс, 1979. - 278с.
18. Бердяев Н.А. Смысл истории. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. -М., 1990. - 446 с.
19. Бердяев Н.А. Философия неравенства - М., 1990. - 534 с.
20. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. - 1989. - №2. - С. 11-20.
21. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры - М.,1991. - 212 с.
22. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. - 1989. - №6. - С. 23-32.
23. Блумер Г. Коллективное поведение // Психология масс. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. - 592с.
24. Бодрийяр Ж. Америка. - СПб., 2000. - 224 с.
25. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. - Екатеринбург, 2000. - 167 с.
26. Борев Б., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. - М., 1989. - 168 с.
27. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М.: Терра,1992. - 514 с.
28. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура. Бытие. - Киев, 1991. - 216 с.
29. Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры // Культурология XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703с.
30. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии - 2001. - №11. - С.64-79.
31. Гвардини Романо. Конец нового времени // Вопросы философии. - 1990. - №4. - С. 127-163.
32. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб., 1992. - 348 с.
33. Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. - М., 1997. - 328.
34. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. - 627 с.
35. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. -М.: Наука, 1994. - 452с.
36. Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной культуре. - М., 1990. - 288 с.
37. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. - СПб., 1996 - 374 с.
38. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. - М.: Искусство, 1987. - 312 с.
39. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа России: причины, механизмы, пути преодоления - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 208с.
40. Гуревич А.Я. Категории средневековой литературы. - М., 1984. - 214 с.
41. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703с.
42. Гэлбрейт Дж. К. новые индустриальные общества. - М., 1996. - 113 с.
43. Деловой еженедельник Компания. - 2002. - №12. - С. 60-61.
44. Деррида Ж. Состояние постмодерна. - СПб., 1998. - 185 с.
45. Джеймсон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. - Минск, 1996. - 346 с.
46. Егоров В.С. Философия открытого мира. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 320с.
47. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. - СПб., 1992. - 252 с.
48. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. - М.: АО Аспект-Пресс, 1994. - Ч.2. - 240с.
49.Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм. - Харьков: Фолио, 2000 - 256с.
50.Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. - М., 1995. - 234 с.
51.Зиммель Г. Истина и личность // Культурология XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703 с.
52.Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Искусство, 1980. - 368 с.
53.Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства России 1900-1910 годов. - М.: Наука, 1976. - 304с.
54. Ильин И.А. Путь очевидности. - М., 1993. - 472 с.
55. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М., 2000. - 279 с.
56. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Лань, 1996. - 408 с.
57. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Просвещение, 1974. - 346 с.
58. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000. - 283 с.
59. Кива А.В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность. - 2001. - №2. - С. 20-31.
60. Коваленко А.В., Борев В.Ю. Информационный взрыв и концепции будущего культуры // Философия и мировоззрение. Критический анализ буржуазных концепций. - М., 1988. - 239 с.
61. Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. Массовое сознание Римского Египта. - М.: Мысль - 1988. - 218 с
62. Коган Л.А. Закон сохранения Бытия // Вопросы философии. - 2001. - №4.
- С. 56-69.
63. Кондрадова Н.А. Китч: не-искусство не-элиты // Общественные науки и современность. - 2000. - №5. - С. 181-191.
64. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 1997. - 438 с.
65. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: УРСС, 2005. - 350 с.
66. Круглова Л.К. Дефицит культуры: Пути преодоления. - Л.: Знание, 1990.- 16 с.
67. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи.
Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. - М, 1985. - 148 с.
68. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640с.
69. Лакан Ж. Телевидение. - М., 2001. - 184 с.
70. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие - М.: Ключ-С, 1999. - 274 с.
71. Лебон Г. Психология масс // Психология масс. - Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. - 592с.
72. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство МГУ, 1972. - 466 с.
73. Липовецки Ж. Эра пустоты. Очерки современного индивидуализма. - СПб.: Владимир Даль, 2001. - 332с.
74. Липовицкая Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - М., 2000. - 245 с.
75. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 2000. - 200 с.
76. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. - Л.: Советский писатель, 1989. - 146 с.
77. Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М., 1984. - 128 с.
78. Лихачев Д.С. Культура не может жить в уголочке // Смена. - 1999 - 16 сентября.
79. Лихачев Д.С. Экология культуры // Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - 1980. - №2. - С. 5-18.
80. Лобковиц Н. Что такое «личность? // Вопросы философии. - 1998. - №4. - С. 7-15.
81. Логунов А.Н. Интеллигенция - понятие русское // Правда. - 1989. - 7 августа.
82. Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997. - 238 с.
83. Макиавелли Н. Избранные сочинения. - М.: Художественная литература, 1992. - 545 с.
84. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. - М., 2000. - 358 с.
85. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 2003. - 318 с.
86. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. - М., 1994. - 147 с.
87. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западная глобализация: атака на процветание и демократию. - М.: Изд. дом «Альпина», 2001. - 335с.
88. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб, 1997. - 226 с.
89. Массовая культура России конца ХХ века. В 2-х ч. - СПб.: Лань, 2001. - 627 с.
90. Массовая культура / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая. - М., 2004. - 320 с.
91. Массовые виды искусства и современная художественная культура. - М.: Искусство, 1986. - 268 с.
92. Межуев В.М. Проблемы философии культуры. - М., 1984 - 223с.
93. Межуев М. Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. - М: Традиция, 2001. - С. 96-101.
94. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. - М., 2003. - 146 с.
95. Миронов В. В. Наука и кризис культуры (или затянувшийся карнавал?) // Вестник МГУ. - Сер. 7. «Философия». - 1996. - № 4, 5. - С. 24-32.
96. Михайлова Л.И. Социология культуры. - М.: Фаир-Пресс, 1999. - 232 с.
97. Михеев В. В. Хомо-иптернешил. Теория общественного развития и международной безопасности в свете потребностей и интересов личности. - М., 1999. - 258 с.
98. Модернизация: зарубежный опыт и Россия / Рук. исследования В. А. Красильщиков. - М., 1994. - 151 с.
99. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории. Информация и самоорганизация - М., 1996. - 128 с.
100. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
101. Московичи С. Век толп. - М., 1998. - 398 с.
102. Московичи С. Паука о массах // Психология масс. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. - 592с.
103. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М.: Издательство АГМ РСФСР, 1956. - 236 с.
104. Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. - Л., 1989. - 208 с.
105. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. - М., 2002. - 337 с.
106. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Глобальное общество: новая система координат (подходы к проблеме) / Отв. ред. А.И. Неклесса. - СПб., 2000. - 348 с.
107. Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. - М.: Мартис, 1997. - 160с.
108. Ницше Ф. Несвоевременные размышления // Полное собрание соч. - М., 1909. - Т.2.
109. Новая индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Иноземцева. - М, 1999 - 640 с.
110. Нэсбитт Д., Эбурдип П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатеиденции: Год 2000. - М.: Республика, 1992.
111. Олесич Н.Е. Морально-этические принципы радикальной
интеллигенции / Интеллигенция и нравственность (социологические очерки). - М.: НИИВО, 1993. - 266 с.
112. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. - М., 1995. - 188 с.
113. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Психология масс. - Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. - 592 с.
114. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. - М.: Радуга, 1991. - 639 с.
115. От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации: Сборник статей. - М., 1998. - 239 с.
116. Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М., 2000. - 138 с.
117. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХ1 веке. - М., 1998. - 298 с.
118. Пелевин В. Generation «П». - М., 1999. - 188 с.
119. Пиронкова О.Ф. «Живые новости», или о времени и пространстве в телевизионном эфире // Социологические исследования. - 2000. - № 8. - С. 63-70.
120. Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования. - 2000. - №6. - С. 3-9.
121. Полипенко А. А., Яковенко И.Г. Культура как система - М., 1998. - 117 с.
122. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998. - 198 с.
123. Рабардель П. Люди и технологам (когнитивный подход к анализу современных инструментов). - М.: Институт психологии РАН, 1999. - 264 с.
124. Разин А. В. Ценностная ориентация и благо человека // Вестник МГУ. - Сер. 7. «Философия». - 1996. - №1. - С. 20-29.
125. Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятье. Мозаика массовой культуры. - М., 1994. - 260 с.
126. Разлогов К.Э. Культура необразованных? // Общественные науки. - 1990. - №4. - С. 180-188.
127. Разлогов К.Э. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. - М.: Искусство, 1990. - 198 с.
128. Разложение человеческого образа // Новый мир. - 1990. - №1. - С.217-221.
129. Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - №3. - С.3-9.
130. Ремизов В.А. Культура личности (ценностно-мировззренческий анализ). - М., 2000. - 258 с.
131. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703с.
132. Родин Т.Г. Введение в кросс-культурные исследования. - М., 1998. - 148 с.
133. Розанов В. В. Религия и культура: Сборник статей. - М., 1990. - Т.1.- 415 с.
134. Розов А.И. Стремление к превосходству как одно из основных стремлений // Психологический журнал. - №6. - Т.14. - С.133-142.
135. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России - М., 1999. - 861с.
136. Российское студенчество на рубеже веков: Материалы
Всероссийского студенческого форума / Под ред. Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприяновой. - М.: Логос, 2001 - 200с.
137. Россия в цифрах. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2001. - 397с.
138. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Исследования проблем психологии творчества - 1960. - №3. - С. 6-20.
139. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Т. Семеновой, А.Г. Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.
140. Рыхлин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. - М., 2002. - 234 с.
141. Саломон Ж.-Ж. Реакция общества на науку и технику: «волшебник» перед судом общественности // Вопросы истории естествознания и техники. - 1980. - № - С.86-90.
142. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: статьи и выступления.
- Л.: Советский писатель, 1990. - 265 с.
143. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.- Воронеж, 2000. - 278 с.
144. Сервера Эсциноза А. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича - М.: Высшая школа, 1995. - 456 с.
145. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». - Л., 1990. - 128 с.
146. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное значение // Избранные труды. - М., 2001. - 188 с.
147. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? - М.: Мысль, 1986. - 144с.
148. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. - СПб., 2001. - 255 с.
149. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Избранное. - М.: Советская Россия, 1990. - 496с.
150. Соловьев В.С. Три силы // Соч. В 2 т. - М.,1989. - 348 с.
151. Соловьев Ю.А. Межкулътурные коммуникации: особенности современного этапа. - М, 1997. - 264 с.
152. Степип В. С. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации // Синергетическая парадигма. - М., 2000. - С. 12-128.
153. Сыров В.Н., Понравко Н.В. Генезис массового сознания // Социологический журнал. - 1998. - № 1,2. - С. 66-78.
154. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М., 1989. - 186 с.
155. Тарасенко В.В. Антропология Интернет: самоорганизация
«человека кликающего» // Общественные науки и современность. - 2000. - №5. - С. 111-120.
156. Тард Г. Мнение и толпа. - М.,1998. - 446 с.
157. Теплик К.Т. Все для всех: массовая культура и современный человек. - М., 1996. - 310 с.
158. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000. - 358 с.
159. Тихий В. И. Экономическая и социальная география Орловской области. - Орел: Изд-во ОГУП, 2000. - 333 с.
160. Тоффлер А. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997. - 308 с.
161. Тоффлер Э. Шок будущего. - М., 2003. - 268 с.
162. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1997. - 684 с.
163. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. - 1998. - №3. - С. 46-52.
164. Флиер А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // Общественные науки и современность.- 2001. - №2. - С.151-166.
165. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. - М., 2000. - 644 с.
166. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. - 1998. - №6. - С. 86-95.
167. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге / Под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2001. - 352с.
168. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 214 с.
169. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Психология масс. - Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. - 592с.
170. Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - 468 с.
171. Фромм Э. Бегство от свободы. - М. : Прогресс, 1990. - 328 с..
172. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Наука, 1990. - 346 с.
173. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. - 1989. - №9. - С. 12-23.
174. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Новости, 1992. - 264 с..
175. Цивилизация. Культура. Личность / Отв. ред. В.Ж. Келле. - М.: Эдиториал УРСС. - 1999. - 221с.
176. Чегодаева М. Искусство изначально массово // Общественные науки. - 1990. - №6. - С.109-116.
177. Шапинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий //Полигпозис. - 2000. - №2. - С. 20-27.
178. Шапинская Е.Н., Шалинский В.А. Массовая культура в зеркале концепций. - М.: Прометей, 1992. - 40с.
179. Шаров А.С. Рефлексия в развитии личности // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы второй всероссийской конференции. - Новосибирск, 1995. - С.224-225.
180. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. - 288 с.
181. Шестаков В.П. Мифология XX века. Критика теории и практики буржуазной массовой культуры. - М.: Искусство, 1988. - 222с.
182. Шестаков В.П. Мифология ХХ века. Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». - М.: Политиздат, 1988. - 413 с.
183. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703с.
184. Щепанская Т.Е. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. - СПб., 1993. - 176 с.
185. Эйбл-Эйбссфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. - 1983. - №21. - С. 116-121.
186. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу. - М., 2000. - 196 с.
187. Эко У. Отсутствующая структура. - СПб., 1998. - 338 с.
188. Эллюль Ж. Технологический блеф // Философские науки. - 1991. - №9. - 23-30.
189. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке // Культурология XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703 с.
190. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени - М.: Прогресс, 1994. - 168с.
191. Яковец Ю.В. Формирование индустриальной парадигмы. Истоки и преспективы // Вопросы философии - 1997. - №1. - С. 12-16.
192. Ямпольский М. Россия: культура и субкультуры // Общественные науки и современность. - 1993. - № 1. - С. 14-23.
193. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С.Гуревича. - М.: Прогресс, 1986. - 452 с.
194. Archer M. Theory, Culture and Postindustrial Society // Theory. Culture and Society. - 1990. - 366 p.
195. Cultures. - 1983. - №4. - P. 38-39.
196. Drucker P.F. Landmarks of tomorrow. - New Brunswick; L., 1996. - 428 p.
197. Ethnic Identity / Ed. by De Vos G., Romanucci - Ross L. Chicago L., 1982. - 136 p.
198. Fridmann G. Enseignement et culture de mass // Communications. Paris, 1962. - № 1. - 123 p.
199. Gans H. Popular Culture. and High Culture: an Analysis and Evaluation of Taste - N.-Y., 1974. - 409 p.
200. Horne D. The Public culture. The triumph of industrialism - L., 1986. - 256 p.
201. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton. -
N.-Y., 1990. - 251 p.
202. Mass Culture. The Popular Arts in America Ed. B. Rosenberg. - N.-Y., 1985. - 367 p.
203. Masuda Y, Information Society as Postindustrial Society / Wash / Future Soc. 1983. - 290 p.
204. McLuhan M. The medium is the massage. - N.Y. Random House, 1967. - 456 p.
205. McLulian M. The Mechanical Bride. Folklore of Industrial Man. - Toronto, 1951. - 398 p.
206. Nora S. Mine A. The Computerisation of Society. A Report to the President of France. Cambridge. L. - 1980. - 214 p.
207. Poster M. The Mode of Information Post structuralism and Social Context. Cambridge Polity Press, 1990. - 266 p.
208. Radcliffe - Brown A.R. Method in social Anthropology. - L. 1968. - 410 p.
209. Rosenberg B. Mass Culture in America. In Mass Culture / The Popular Arts in America. - N.Y., 1966. - 324 p.
210. Slater P. E. The pursuit loneliness American culture at the breaking point. - Boston, 1970. - Ch. 5. - 297 p.
211. Tart Ch. Waking up. - Boston, 1986.
212. Time. - New-York, 13. - 1972.
213. Toffler A. The third wave.-London Pan Books / Collins. - 1980. - 322 p.
214. Triandis H.C. Culture and social behavior. - N. Y., 1994. - 216 p.
215. Wheatley G.F., Hayes R.F. Information warfare and deference. - Washington. - 1996. - 411 p.
216. White L. The Science of Culture N.Y. - 1949. - 412 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ