Введение 4
1 Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность
предприятия 9
1.1Сущность конкурентоспособности предприятия 9
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13
1.3 Оценка конкурентоспособности и пути ее повышения 17
1.4 Уровни конкурентоспособности предприятия 20
1.5 Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость
предприятия 24
2 Анализ конкурентоспособности организации на примере ООО «Форд
Соллерс Елабуга» 27
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 27
2.2 Экономический анализ деятельности предприятия 34
2.3 Конкурентоспособность ООО «Форд Соллерс Елабуга» 47
2.4 Анализ организационной структуры управления 54
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Форд Соллерс
Елабуга» 59
3.1 Укрепление конкурентоспособности предприятия 59
3.2 Цели повышения конкурентоспособности ООО «Форд Соллерс Елабуга» 61
3.3 Рекомендации по улучшению конкурентного положения ООО «Форд
Соллерс Елабуга» 64
Заключение 69
Список использованных источников 74
Приложение
Достижение и удержание конкурентных преимуществ - основная стратегическая цель любой организации. Конкуренция все больше становится борьбой не ресурсов, а стратегий, и инвестиции компаниями все чаще направляются на создание ключевых компетенций и обеспечение своих динамических способностей. Все большую роль играют инновационный потенциал, способность порождать более эффективные стратегии и постоянно развивать компанию, обновляя ее структуру и ключевые бизнес-процессы в ответ на вызовы внешней среды.
Ряд авторов в современной экономической литературе приравнивают понятия «конкурентоспособность», «конкурентоустойчивость», «конкурентный потенциал», «потенциал конкурентоспособности», «конкурентоспособный потенциал», которые, несомненно, являются неравными понятиями по сути. Остается открытым вопрос о рассмотрении конкуренции на разных уровнях хозяйствования, об отличиях перечисленных понятий, об инструментарии для их измерения, оценки и анализа. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по оценке экспертов, находится в настоящее время почти на нулевом уровне.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из актуальных проблем состояния экономики России — управление конкурентоспособностью предприятия на основе использования современных знаний об основах составляющих экономической категории «конкурентоспособность», факторах и условиях, влияющих на нее, и методологии планирования, оценки, анализа и контроля
конкурентоспособности в условиях становления отечественной экономики на рыночную основу. Основной отличительной чертой переходного периода является протекание процесса реформирования путем политико-административного воздействия на его направление.
Переход к рынку, конкуренция между предприятиями являются мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных условиях российской экономики в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неопределенности и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными операциями, коммерцией. Поэтому предприятиям необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров-аналогов, поставщиками и потребителями.
Концепция обеспечения конкурентоспособности исходит из необходимости ускоренного удовлетворения требований рынка, насыщения его товарами первоочередного или повышенного спроса, создания условий для достойного выхода на внешний рынок и выживаемости предприятия в условиях жесткой конкуренции.
Современная жизнь требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Конкурентный рынок стимулирует производителей выпускать товары с минимальными издержками (оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы); формирует условия для выпуска только тех товаров, которые необходимы обществу, пользуются спросом. Иными словами, конкурентный рынок можно рассматривать как наиболее эффективную модель организации хозяйственной жизни. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надёжность, инновационность продукции. Конкуренция должна заинтересовать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение качества продукции. В данном аспекте, маркетинговые исследования, представляющие собой систематический сбор, регистрацию и анализ данных (SWOT - анализ) по проблемам, относящимся к рынку товаров, незаменимым при принятии управленческих решений. В ходе маркетинговых исследований определяется весь комплекс побудительных факторов, которыми потребители региональных рынков руководствуются при выборе товаров; дается оценка данных, необходимых для обеспечения конкурентного преимущества на рынке; определяются пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.
Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором климата или конкурентной ситуации на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара- конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
Диагностика конкурентной среды требует не только анализа состояния различных методов и стратегий конкуренции, но и исследования имиджа товара и имиджа фирмы.
Действительно, снижая цену на свой товар или услугу фирма приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышение цены товара или услуги приводит к понижению уровня ее конкурентного преимущества. Улучшая качественные характеристики продукта компания получает значительное превосходство перед конкурентами, что, в свою очередь, может быть основанием для назначения более высокой цены. Если же предприятие удерживает цену своих товаров на уровне цен конкурентных товаров, то более высокое качество создает ему лидирующее положение на рынке, позволяет увеличить численность потребителей и, соответственно, размер занимаемой фирмой рыночной доли. В условиях развитого рынка, когда сеть конкурентов велика и насыщена, когда на рынке имеются товары-конкуренты близкие и практически аналогичные по качеству и цене, характер конкуренции тяготеет к использованию преимуществ имиджа предприятия, т.е. тех социо-психологических характеристик, которые формируют благоприятное отношение покупателей и положительное общественное восприятие фирмы.
Таким образом, тема данного дипломного проекта является актуальной в свете обострения конкурентной борьбы.
Объект исследования - ООО «Форд Соллерс Елабуга»
Предмет исследования -конкурентоспособность предприятия.
Цель работы - оценка конкурентоспособности предприятия и разработка путей ее повышения на примере ООО «Форд Соллерс Елабуга».
Задачи работы:
1) Изучить сущность конкурентоспособности предприятия;
2) Определить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
3) Выявить влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия;
4) Провести оценку конкурентоспособности предприятия на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
5) Предложить мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ООО «Форд Соллерс Елабуга».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Данное исследование может быть использовано при разработках маркетингового процесса на предприятиях с подобным видом деятельности, оценки конкурентной среды, а также теоретические разработки могут быть применены при чтении лекций в университете.
Практическая значимость состоит в том, что исследование содержит разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Форд Соллерс Елабуга», которая имеет большое значение для его дальнейшей деятельности.
Таким образом, подведем итоги к данной работе.
СП Ford Sollers выпускает 7 моделей: Ford Focus и Ford Mondeo на заводе во Всеволожске под Санкт-Петербургом; Ford Explorer ,Ford Kuga и Ford Transit в Елабуге; Ford Fiesta и Ford EcoSport в Набережных Челнах. В сентябре 2015 года Ford Sollers открыла совершенно нового завода по производству двигателей в Елабуге. Все производственные предприятия Ford Sollers полностью соответствует глобальным стандартам качества «Ford Motor Company».
Производство автомобилей Ford на заводе Ford Sollers в Елабуге стартовало в 2012 году. На сегодняшний день предприятие выпускает «смарт- кроссовер» Ford Kuga, легендарный внедорожник Ford Explorer и линейку коммерческих автомобилей Ford Transit по технологии полного цикла. Компания также разрабатывает и производит на существующих мощностях предприятия специальные версии коммерческого транспорта на базе нового Ford Transit адаптированные для нужд российских корпоративных и государственных заказчиков.
СОЛЛЕРС - это ведущая российская автомобильная компания, работающая в партнерстве с лидерами мировой автоиндустрии, такими как Ford, SsangYong, Toyota, Mazda и Isuzu.
Компания СОЛЛЕРС ориентирована на повышение эффективности корпоративного управления, защиту прав и законных интересов акционеров, соблюдение этических норм и поддержание высокого уровня ответственности исполнительных органов управления.
Система корпоративного управления СОЛЛЕРС соответствует требованиям законодательства и современным практикам. В основе системы корпоративного управления общество лежат принципы, установленные Кодексом корпоративного управления (одобрен Банком России 21 марта 2014 года).
ООО«Форд Соллерс Елабуга» необходимо удерживать свое текущее положение путем удовлетворения потребностей клиентов в доступной цене и наличием скидки.
Для успешного развития бизнеса, ООО «Форд Соллерс Елабуга» необходимо пересмотреть и совершенствовать деятельность своего предприятия, а именно:
Перейти на гибкую систему планирования деятельности предприятия;
Разработать стратегию деятельности предприятия, в которой необходимо определить главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение;
Определить пути и методы достижения стратегических целей и решения возникающих проблем;
Расширить ассортимент продукции и ввести новые услуги;
Повышать квалификацию персонала ООО «Форд Соллерс Елабуга» в области маркетинга и привлечь специалиста маркетолога для проведения маркетингового исследования.
В основу формирования системы управления качеством положены принципы системного подхода:
Последовательность продвижения по этапам создания системы;
Согласование информационных, финансовых, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
Отсутствие конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.
Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупок, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных
изменений, необходимых для реализации сквозного управления качеством на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существующие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих издержек и оценки финансовых результатов активностей фирмы.
Для оптимизации функционирования системы управления качеством ООО «Форд Соллерс Елабуга» необходима концептуальная стратегия, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему (период интеграции).
Построение системы качества ООО «Форд Соллерс Елабуга» должно основываться на проведении следующих мероприятий:
стандартизовать формы контрактов и определить ответственность лиц, подготавливающих решение по заключению контрактов и подписывающих контракты;
стандартизовать формы Технических заданий, прилагаемых к контрактам;
определить круг лиц, ответственных за точное соблюдение условий контрактов и за действия в ходе реализации контрактов;
разработать финансовые критерии для проведения сравнительных оценок по различным контрактам, а также по тем ущербам, к которым приводит не четкое выполнение обязательств по контрактам.
разработать порядок действий для организации разработок изделий, по утверждению технической документации и документации, определяющих действия персонала и руководителей;
определить порядок перехода к безбумажным технологиям при обмене информацией, используемое программное обеспечение с указанием шрифтов, типов графики и других стандартов для пользователей информационной системы документооборота;
спланировать занятия с лицами, которые будут вносить информацию в ходе документооборота.
спецификации, накладные, рабочие инструкции по оформлению приема продукции и т.д.;
расширить параметры базы данных по поставщикам продукции, сформировать рейтинги предпочтительности с учетом использования предприятиями-поставщиками ИСО 9001:2000;
сформировать единое информационное поле по несоответствиям обязательств со стороны поставщиков (отдельно: обязательства устные, письменные, договорные).
полностью описать логистику производства основной продукции для управления качеством;
определить характеристики информации, которая должна формироваться на участках для ее использования в других подразделениях;
доработать существующую логистику по управлению качеством таким образом, чтобы на каждом участке работы для любой партии по документации можно было определить ответственного за качество продукции, а в случае брака можно было определить лицо, по вине которого он произошел.
обсудить возможности использования субконтрактации и получения эффекта при ее внедрении, а после этого уже определится с работами по данному направлению.
описать процедуру принятия решений в различных ситуациях при поступлении продукции, не соответствующей качеству;
сформировать условия получения компенсации от поставщика продукции и технологию получения компенсации.
определить порядок работы с заказчиком в случае получения им продукции, не соответствующей заказу;
определить порядок принесения извинений заказчику и определить форму компенсации;
определить порядок выпуска новой партии продукции и доставки ее потребителю.
Необходимо проводить профилактические мероприятия, способствующие поддержанию высокого уровня качества производимой продукции. Также необходимо предусмотреть действия для предупреждения подобных дефектов и по не допущению дефектов в будущем.
1. Федеральный Закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» глава 2. Монополистическая деятельность.
2. Федеральный Закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» глава2.1 Недобросовестная конкуренция.
3. Бурланков С.П., Управление конкурентоустойчивостью в сфере послепродажного обслуживания на вагоностроительных предприятиях: монография / С.П. Бурланков, Д.И. Долгов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева». - Саранск: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт», 2016. - 209 с.
4. Гарбуз Г.Г., Управление конкурентоспособностью
предпринимательских структур: монография / Г.Г. Гарбуз,
А.А. Скоморощенко; РОСЖЕЛДОР, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Ростовский гос. ун¬т путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС), фил. в г. Кропоткине. - Кропоткин: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2013. - 97 с.
5. Гарьковенко В.Э., Механизм стратегического планирования
конкурентного развития предприятия с использованием инструментов стейкхолдер-менеджмента: [монография] / В.Э. Гарьковенко; М-во
образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова, Краснодарский фил. - Краснодар: Диапазон-В, 2016. - 149
6. Гнатюк С.Н., Конкурентоспособность предприятия: теория,
методология, практика / С.Н. Гнатюк, А.Г. Барановский, Л.В. Наркевич; Гос. учреждение высш. проф. образования «Белорус.-Рос. ун-т». - Смоленск: Маджента, 2016. - 179 с.
7. Грибанов А.В., Управление проектами и обеспечение конкурентоспособности предприятий: учебное пособие / Грибанов А.В. - Санкт-Петербург: Культ-информ-пресс, 2015. - 185 с.
8. Денисова И.Н., Методология формирования кластеров как
рыночных инструментов пространственного развития
предпринимательства: монография / И.Н. Денисова. - Москва: Спутник+, 2015. - 328
9. Домников А.Ю., Конкурентное развитие систем когенерации энергии / А.Ю. Домников, Л.В. Домникова; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГАОУ ВПО «Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», Рос. фонд фундам. исслед. - Екатеринбург: УМЦ УПИ ФГАОУ ВПО УрФУ, 2015. - 347 с
10. Дорофеева В.В., Адаптация предприятий в конкурентной среде /
В.В. Дорофеева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Фил. Байк. гос. ун-та экономики и права в г. Братске. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 107 с.
11. Карташов К.А. Развитие маркетинга на предприятии как способ повышения конкурентоспособности продукции // Экономические науки. - 2013. - №105. - С. 80 - 82.
12. Квасникова В.В., Жучкевич О.Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум; Инфра-М, Новое знание, 2013. - 192 с.
13. Курач А.Е., Конкурентоспособность и инновации: монография /
A. Е. Курач; М-во образования и науки Российской Федерации, Псковский гос. ун-т. - Псков: Псковский государственный университет, 2014. - 133 с.
14. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг; Юрайт, 2013. - 448 с
15. Моргунов В.И., Конкурентоспособность менеджмента на основе современных форм и методов управления предприятиями: монография /
B. И. Моргунов, Г.В. Ларионов. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 159 с.
16. Нацубидзе А.С. Внедрение стратегической системы управления конкурентоспособностью в деятельность современных российских предприятий // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - №1. - С. 298 - 301.
17. Осипов В.С., Теория конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов: монография / В.С. Осипов. - Москва: Палеотип, 2013. - 179 с.: ил.; 19 см. - Библиогр.: с. 160-179
18. Оценка и механизм повышения деловой активности хозяйствующего субъекта: монография / А.С. Левченко, А.А. Рудычев, И.А. Кузнецова, А.Ю. Лычев. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. - 139 с.
19. Семененко С.В., Теория и методология исследования
конкурентного потенциала торговой организации: монография /
С.В. Семененко, О.И. Клименко; Автоном. некоммерч. орг. высш. проф. образования «Белгор. ун-т кооп., экономики и права». - Белгород: Изд-во Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2013. - 223 с.
20. Сысоева Е.А., Стратегическое управление
конкурентоспособностью промышленных предприятий: монография / Е.А. Сысоева. - Москва: Экономическая газета, 2013. - 293 с.
21. Тарадина М.В., Управление конкурентоспособностью
предприятия: учебное пособие: направление подготовки - 080100- Экономика / М.В. Тарадина, Д.В. Залозная; Минобрнауки России, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. образования «Южный федеральный ун-т», Фил. ЮФУ в г. Новошахтинске. - Ростов-на- Дону: Южный федеральный университет, 2014. - 209
22. Труфанов С.А., Формирование и удержание ключевых компетенций организации в системе конкурент-менеджмента: монография /
С.А. Труфанов; ФГАОУ ВО «Южный федеральный ун-т». - Ростов-на-Дону: Профпресс, 2014. - 229, [2] с.: ил.; 21 см. - Библиогр.: с. 169-185
23. Федоренко К.П. Система принципов управления
конкурентоспособностью фирмы на промышленном рынке // Промышленный и b2b маркетинг. - 2013. - №3. - С. 202 - 205.
24. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность; Юнити-Дана - Москва, 2014. - 296 с.
конкурентоспособности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - №22. - С. 2 - 9.
26. Четыркина Н.Ю., Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Н.Ю. Четыркина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «С.- Петерб. гос. экон. ун-т», Каф. экономики и упр. качеством. - Санкт- Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2013. - 91 с.
27. Чирков А.В., Повышение конкурентоспособности компании на основе ценностно-ориентированного подхода / А.В. Чирков, И.С. Неганова; Российская акад. наук, Уральское отд-ние, Ин-т экономики. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2015. - 177
28. Буценко, А. По какому пути в 2016 году пойдет экономика РФ/А. Буценко // Деловой Петербург - 2016. - 6 января. - с. 5
29. Сергачев, В. Где густо, где пусто/В. Сергачев // Экономика и время - 2015. - 18 мая. - с. 13
30. Сыроежина, Ю. Сила конкуренции/Ю. Сыроежина // Невское время. - 2014. - 4 апреля. - с. 3.