Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение воспитательной работы по формированию детского коллектива первоклассников (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №44890

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы36
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» города Нижневартовска. Исследование сформированности учебного коллектива проводилось в январе 2018 года. В исследовании принимало участие 30 детей в возрасте 7-8 лет, из них 13 девочек и 17 мальчиков. Все дети посещают первый класс данного общеобразовательного учреждения.
Введение 3
1.1 Ученический коллектив как психолого-педагогическое явление 5
1.2 Особенности формирования коллектива в начальных классах 10
1.3 Формы и методы формирования коллектива первоклассников 15
Глава 2 Экспериментальное изучение формирования коллектива первоклассников 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования 24
2.3 Рекомендации классному руководителю по формированию коллектива первоклассников 28
Заключение 33
Список использованных источников 35


С момента формирования ученический класс приобретает характер детской общности, где в ходе совместной деятельности и коммуникации появляются взаимоотношения, которые объединяют школьников и оказывают воздействие на личность каждого из них. В попытке добиться максимально эффективных результатов в обучении, учителя должны работать над налаживанием дисциплины в ученическом коллективе, организацией совместной деятельности школьников, коррекцией отношений между ними, другими словами, осуществлять и воспитательную функцию.
Главная цель, для которой формируется класс, заключается в освоении конкретного объема знаний, где главным видом деятельности считается обучение. На сегодняшний день ситуация резко изменилась. Большинство учителей все больше акцентируют внимание на улучшении эмоционально-психологических взаимоотношений в детском коллективе, что имеет непосредственную связь с их направленностью на личностное развитие каждого школьника. Организационная структура ученического коллектива будет результативной, если она будет базироваться на реальных потребностях школьников и отражать характер их совместной деятельности.
В настоящее время школьный класс должен анализироваться с точки зрения его нужности и рациональности для развития личности учеников, а таким он может стать только в том случае, если в нем сформированы условия как для процесса идентификации школьника с коллективом, так и для обособления его в коллективе. Вопросами коллектива интересовались Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская. На практике детских учреждений свои идеи воплощали С.Т. Шацкий, С.М. Ривес, Н.М. Шульман и особенно А.С. Макаренко, сформулировавший главные положения и методы управления коллективом. Таким образом, проблема формирования коллектива, особенно в начале школьного обучения актуальна и в настоящее время.
Объект исследования: воспитательная работа в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: формирование детского коллектива.
Цель: изучение воспитательной работы по формированию детского коллектива первоклассников.
Задачи исследования:
1. рассмотреть ученический коллектив как психолого-педагогическое явление;
2. проанализировать особенности формирования коллектива в начальных классах;
3. осуществить психолого-педагогическую диагностику первоклассников на предмет выявления уровня их удовлетворенности разными сторонами жизни коллектива;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы;
5. разработать рекомендации педагогам по успешному формированию учебного коллектива в начальной школе.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ и обобщение научной литературы;
2. констатирующий эксперимент с применением методики «Наши отношения» Л.М. Фридман.
3. интерпретационный - количественный и качественный анализ данных.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых как А.М. Аканова, В.И. Загвязинский, О.А. Зайцева и др.
Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы педагогами начальной школы в учебно-воспитательной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коллектив является довольно значимым в жизни каждого школьника. В нем удовлетворяются естественные потребности ребенка в общении, в принадлежности к группе других детей. В коллективе ребенок может получить поддержку и защиту, а кроме того, признание собственных достижений и успехов. Коллектив может менять людей. В связи с тем, что ребенок вынужден учиться и жить в окружении других людей, он должен адаптировать к ним собственные желания, стремления, интересы. В коллективе человек может с другой стороны посмотреть на себя, дать адекватную оценку себе, определить свою значимость в социуме. Коллектив в существенной степени стимулирует творческую активность людей, входящих в его состав, вызывает в них стремление к совершенствованию, к первенству.
Школьный коллектив представляет собой колыбель ребенка, которая дает возможность личности развиваться. В коллективе создаются подходящие условия для подготовки школьников к жизни в обществе. Родители в течение всей жизни ребенка развивают его привычки, убеждения, от которых будет зависеть успешность его отношений с окружающими детьми. Значит, они формируют предпосылки для развития коллектива. Коллектив представляет собой то место, где происходит формирование личности. По этой причине в младшем школьном возрасте имеет огромное значение придание взаимоотношениям в учебном коллективе духа доброжелательности, единства, взаимопомощи, товарищества, поддержки.
Формирование сплоченного ученического коллектива, его развитие и улучшение представляет собой основное направление в работе педагога в начальных классах. Результативной в этом плане будет такая форма организации обучения младших школьников, при которой ученики объединены с помощью общих учебных целей, но при этом каждый из них играет собственную конкретную роль в данной деятельности. Имеет огромное значение правильный подбор таких форм, которые дадут возможность объединить учебный коллектив в единое целое.
Констатирующий эксперимент был направлен на изучение уровня сформированности коллектива первоклассников. Специально подобранная методика дала возможность изучить взаимоприемлемость и взаимопомощь в учебном коллективе, степень удовлетворенности школьников своим классом.
Результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод о том, что третья часть школьников чувствует себя некомфортно в своем коллективе, полагая, что их класс не дружный и не сплоченный, часто возникают ссоры между учениками, в классе никто не помогает друг другу, при просьбе о помощи ученику могут отказать. Остальные дети в большей или меньшей степени довольны уровнем сплоченности и взаимопомощи в классе, однако необходимо создать более благоприятные условия для обучения детей.
Ученический коллектив формируется, развивается и укрепляется в ходе выполнения различной совместной деятельности школьников. Такая деятельность делает жизнь класса более содержательной и увлекательной и является источником коллективных интересов и коллективных переживаний, источником накопления нравственного опыта. Там, где отсутствует совместная деятельность, там отсутствует основа необходимых условий для сплочения коллектива и для нравственного совершенствования школьников.



1. Аканова, А.М Ученический коллектив как фактор социализации младших школьников / А.М. Аканова // Вестник Северо-Казахстанского гос. ун-та имени М. Козыбаева. - 2016. – №1. - С. 6-9.
2. Белкин, А.С. Педагогика детства: (основы возрастной педагогики) / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ, 2013. - 192 с.
3. Веракса, Н.Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 446 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 359 с.
5. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров): Учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2017. - 270 с.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 377 с.
7. Загвязинский, В.И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова; под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 448 с.
8. Зайцева, О.А. Современные формы и методы организации классного коллектива / О.А. Зайцева // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апреля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – 2016. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1. – С. 282-285.
9. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 136 с.
10. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
11. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 639 с.
12. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Подымова и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 246 с.
13. Педагогика: учебник и практикум для СПО / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколова, Р.С. Димухаметов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 397 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
15. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
16. Современное образование: сб. учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
17. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Соколова и др.; под общ. ред. Н.А. Соколовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 309 с.
18. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ