Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей предметно-практической деятельности детей дошкольного возраста с комплексными
нарушениями 6
1.1. Понятие комплексных нарушений у детей дошкольного
возраста 6
1.2. Предметно-практическая деятельность детей дошкольного
возраста с комплексными нарушениями 12
1.3. Роль предметно-практической деятельности в познании и
развитии детей дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 28
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей предметно-практической деятельности детей дошкольного возраста с комплексными
нарушениями 30
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 30
2.2 Анализ результатов исследования особенностей предметно
практической деятельности детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями и детей без отклонений в развитии 35
2.3 Сравнительный анализ исследования предметно-практической деятельности детей с комплексными нарушениями и детей без отклонений в
развитии 40
Выводы по главе II 45
Заключение 47
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Установлено, что предметно-практическая деятельность - это одна из ведущих областей в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Вместе с развитием, совершенствованием и изменением всех видов деятельности ребенка изменяются и развиваются психические процессы, такие как: восприятие, внимание, память, мышление и речь. Предметная деятельность играет очень важную роль в развитии ориентировки на свойства и качества предметов, является одной из важнейших основ формирования и развития различных видов деятельности детей (конструирование, самообслуживание, рисование, лепка). В процессе действия с предметами ребенку раннего возраста впервые становятся известными свойства и назначения предметов, которые не могут быть выявлены простыми манипулятивными действиями. Предметно-практическую деятельность необходимо начинать формировать у детей еще с раннего дошкольного возраста [33].
В современной специальной психологии особое внимание к детям с комплексными нарушениями развития объясняется их возрастающим количеством, а также отсутствием методических и научных разработок по оказанию им квалифицированной психолого-педагогической помощи и их изучению. Почти во всех специальных учреждениях встречаются дети, имеющие сочетания сразу нескольких отклонений в развитии. В ряде нормативных документов и научных публикаций «сложное нарушение» обозначается как «комплексное нарушение», что дает основание рассматривать эти понятия как взаимозаменяемые [29].
Исходя из вышесказанного, предметно-практическая деятельность детей является одной из ведущих областей в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии, играет очень важную роль в развитии различных видов деятельности детей, в процессе действия с предметами ребенку раннего возраста впервые стают известными свойства и назначения
предметов. В настоящее время особое внимание к детям с множественными нарушениями в развитии объясняется их возрастающим количеством, а также отсутствием методических и научных разработок по оказанию им квалифицированной психолого-педагогической помощи и их изучению. В связи с этим проблема исследования особенностей предметно-практической деятельности детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями является актуальной на сегодняшний день.
Цель исследования: изучить практические действия с предметами, являющиеся основой формирования различных видов деятельности, выполняемые детьми дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития.
Объектом исследования является практическая деятельность детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является изучение специфики предметно-практической деятельности детей с комплексными нарушениями развития.
Гипотеза исследования. Можно предположить, что у детей с комплексными нарушениями развития имеются специфические особенности предметно-практической деятельности, которые проявляются в отсутствии настойчивости и самостоятельности в деятельности с предметами, недостаточным владением культурно-фиксированными действиями, совершением однообразных манипуляций, отсутствием интереса к заданиям.
Задачи исследования:
1. Теоретически проанализировать особенности предметно-практической деятельности детей дошкольного возраста с
комплексными нарушениями.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями.
3. Подобрать методики изучения особенностей предметно-практической деятельности детей дошкольного возраста с
комплексными нарушениями.
4. Экспериментально изучить и проанализировать особенности предметно-практической деятельности детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями.
Методы исследования: теоретический анализ специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования; анализ медицинской и психолого-педагогической документации детей; наблюдение за детьми в процессе экспериментального исследования; методика Е.О. Смирновой «Формирование предметной деятельности»; методика М.В. Братковой «Диагностика предметной деятельности»; методы математической статистики, в частности t-критерий Стьюдента.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №149 компенсирующего вида» Московского района города Казани, МАДОУ «Детский сад №339 комбинированного вида» Московского района города Казани.
Практическая значимость исследования: полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических особенностях предметно-практической деятельности детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями, позволяют определить наиболее качественные пути коррекции детей с комплексными нарушениями, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 40 источников. Работа иллюстрирована 2 таблицами и 6 рисунками, в работе имеется 9 приложений. Общий объем работы составляет 76 страниц машинописного текста.
В результате проведенной нами работы мы выяснили, что понятие «комплексное нарушение» означает сочетание двух первичных нарушений, являющихся ведущими, так как обусловливает структуру нарушения, вызывая ряд взаимосвязанных вторичных, а также третичных отклонений в развитии.
Осложненный дефект, включает наличие нескольких первичных нарушений (как правило, двух и более) одно из которых определяет структуру нарушения, так как обусловливает вторичные отклонения, а другие первичные нарушения (в силу слабой выраженности) не приводят к выраженным негативным последствиям. При раннем выявлении нарушения и оказания комплексной помощи, компенсируются неярко выраженные первичные нарушения.
Предметно-практическая деятельность представляет собой практические действия с предметами, которые обеспечивают ребенку чувственное (сенсорное) познание окружающей действительности.
Взаимодействие ребенка с предметами окружающего мира формирует его сенсорный опыта, ребенок изучает свойства и качества предметов, их назначение, учится применять их для решения конкретных задач. Происходит развитие восприятия и формирование различных сторон психики.
Мы провели эмпирическое исследование, в результате которого получили следующие результаты:
Низкий уровень сформированности предметной деятельности в более большем количестве наблюдается у группы детей с комплексными нарушениями. У данной группы детей наблюдается отсутствие контроля за своими действиями, они не могут обнаружить и исправить свои ошибки. Всецело полагаются на оценку взрослого, воспринимают её не критично, не осознают содержание предметных действий и не могут дать отчета о них.
Низкий показатель сформированное™ предметной деятельности у детей с комплексными нарушениями свидетельствует о том, что комплексные нарушения влияют на уровень развития предметно- практической деятельности.
Более высокий результат наблюдается у детей, без отклонений в развитии, а более низкий результат у детей с комплексными нарушениями, что говорит о влиянии комплексных нарушений на сформированность у детей навыков предметно-практической деятельности.
Дети, без отклонений имеют более высокий уровень сформированности предметно-практической деятельности. Дети проявляют достаточно высокий интерес к процессу выполнения заданий, адекватно оценивают свои действия, принимают помощь взрослого, пытаются и находят новые пути решений тех или иных задач, контролируют свои действия и поведение.
Дети со средним уровнем развития предметной деятельности характеризуются адекватной сформированностью действий оценки и контроля за своими действиями, достаточно плохо анализируют условия новых задач, но допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно. Дети включаются в процесс решения задачи, пытаются самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.
По полученным данным уровень значимости меньше 0,05, следовательно, делается вывод о наличии различий между группами. Таким образом, в двух группах есть различия в сформированности предметнопрактической деятельности, характеризующиеся специфическими особенностями.
Исходя из проведенного нами исследования, делаем вывод о том, что обнаруженные различия между двумя выборками значимы, предметно - практическая деятельность детей нормы существенно отличается от предметно-практической деятельности детей с комплексными нарушениями.
1. Аржанухина, Е.К. Приемы использования предметно-практической деятельности для развития речемыслительных операций у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием [Текст] / Е.К. Аржанухина // Наука и школа. - 2014. - №.3.- С.12-18.
2. Браткова, М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым [Текст] / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина. - М.: Парадигма, 2015. - 213 с.
3. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития [Текст] / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. - М.: Просвещение,
2013. - 191 с.
4. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с
тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно -
методические материалы [Текст] / И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова.- М.: Владос, 2010. - 125 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2007.- 234 с.
6. Валлон, А.А Психическое развитие ребенка [Текст] / А.А. Валлон. - М.: Просвещение, 2011.- 123 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2007. - 345 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 74-75.
9. Выготкий, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1990.- 224 с.
10. Григорьева, Л.П. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования [Текст] / Л.П. Григорьева. - М.: Издательство Экзамен, 2006. - 352 с.
11. Григорьева, Л.П. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) [Текст] / Л.П. Григорьева. - М.: Академкнига,
2014. - 415 с.
12. Головчиц, Л.А. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития [Текст] / Л.А. Головчиц. - М.: Граф-Пресс, 2009.- 125 с.
13. Ершова, В.В. Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексными нарушениями [Текст] / В.В. Ершова // Вестник.- 2016. - С.36-39.
14. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.В. Жигорева. - М.: Академия, 2006. - 114 с.
15. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития диагностика и сопровождение [Текст] / М.В. Жигорева И.Ю. Левченко.- М., 2016. - 36 с.
16. Жигорева, М.В. Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями [Текст] / М.В. Жигорева // Психология. - 2013. - №12. - С. 23-34.
17.Закрепина, А.В. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития [Текст] / А.В. Закрепина, М.В. Браткова.- 2008. - 19 с.
18. Иванова, И.В. Использование предметно-практической деятельности в работе с детьми со сложными и множественными нарушениями развития [Текст] / И.В. Иванова // Молодой ученый. - 2016. - №15. - С.13-38.
19. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: Учебник для студентов ВУЗов / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
20. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. - М., 1995. - 56 с.
21. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника [Текст] / А.Р. Лурия. - М., 1948. - 126 .
22. Мёдова, Н.А Обучение и развитие детей со сложными комплексными нарушениями [Текст] / Н.А. Медова. - Томск, 2014. - 54 с.
23. Малер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А.Р. Малер, Г.В. Цикото. - М.: Академия, 2015. - 19 с.
24. Малофеев, Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология. -2015.- №1.- С.5-19.
25. Мещеряков, А. И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи [Текст] / А.И. Мещеряков // Вопросы философии. - 1999. -№9. - С. 23-31.
26. Мещеряков, А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами [Текст] /А.И. Мещеряков // Дефектология. - 1973. -№3. - С.12-17.
27. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2005. - 58 с.
28.Одинокова, Н.А. К вопросу о проблеме включения детей с комплексными нарушениями в среду здоровых детей [Текст] / Н.А. Одинокова // Концепт. - 2016. - №.8. - С.14-25.
29. Ростомашвили, Л.Н. Инновационный подход к оценке психофизического развития детей со сложными нарушениями развития: трудности диагностики и пути их преодоления [Текст] / Л.Н. Ростомашвили // Ученые записки. - 2012. -№2. - С. 45-53.
30. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
31. Соколянский, И. А. Обучение слепоглухонемых детей [Текст] / И.А. Соколянский // Дефектология. - 1989. -№2.- С. 15-32.
32. Стребелева, Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии [Текст]/ Е.А. Стребелева, Г.А. Мишиной. - М., 2014. - 112 с.
33. Смирнова, Е.О. Развитие предметной деятельности и
познавательных способностей. Игры и занятия с детьми [Текст] / Е.О. Смирнова, Т.В. Ермолаева, С.Ю. Мещерякова. -М: Мозаика-Синтез,2014. - 64 с.
34. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей: Методическое пособие для практических психологов [Текст] / Е.О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 144 с.
35. Тихонова, Н.В. Специфика социализации дошкольников с комплексными нарушениями в развитии [Текст] / Н.В. Тихонова, Т.Н. Адеева, М.С. Голубева // Вестник. - 2014. - №2.- С.32-40.
36. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.В. Цвынтарный. - СПб., 2008. - 154 с.
37. Цикото, Г.В. Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей [Текст] / Г.В. Цикото.- М., 2011.- 213 с.
38. Шипицына, Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии [Текст] / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, Л.А. Данилова, И.Л. Смирнова. - СПб.: Образование, 2009. - 80 с.
39.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2006. - 56 с.
40. Юхтанова, Е. А. Обучение детей с комплексными нарушениями развития [Текст] / Е.А. Юхтанова // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 118-121.