Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Работа №36674

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
734
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы развития понятийного аппарата и методологии коммуникативной компетентности и ее составляющих детей с речевой патологией младшего школьного возраста. Современное состояние вопроса 8
1.1. Современный подход к изучению особенностей речевой коммуникации
младших школьников с нарушениями речи 12
1.2. Психологические особенности детей с речевыми патологиями.
Классификация речевых нарушений 45
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности уровня коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 52
Глава 3. Логопедическая работа по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи... .66
3.1. Специфика формирования коммуникативных навыков общения у детей
с тяжелыми нарушениями речи 66
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 75
Выводы по главе 3 83
Заключение 84
Список использованной литературы ...86
Приложение 92


Актуальность. Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в 2010 г. [54] обусловило разработку практических подходов к формированию у школьников межпредметных образовательных результатов, в том числе в сфере общения. Приоритетными признаны принципы развивающего обучения (умение учиться, овладение предметными и универсальными способами действий, современными компетенциями, развитие познавательной, социальной и эмоциональной сфер ребенка), и это требует от педагогов и психологов обращения к теории и практике развивающего образования [3, 54]. Согласно требованиям ФГОС НОО, специально разработанные уроки с учетом развития коммуникативной компетентности необходимо внедрять в учебную деятельность младших школьников с 1 класса [24, 54]. Таким образом, уже на втором году обучения в школе можно оценить уровень развития коммуникативной компетентности в рамках учебного процесса. Именно данным фактором обусловлен выбор возрастной группы респондентов в проведенном нами эмпирическом исследовании. Сам процесс обучения включает ситуации взаимодействия, совместную деятельность, которые можно рассматривать как учебную среду для формирования коммуникативных навыков, которые позволят ученику четко формулировать и задавать вопросы, слушать и отвечать собеседнику, обсуждать поставленную задачу, разрешать конфликтные ситуации, комментировать высказывания собеседников. Общение рассматривается в психологии как одно из основных условий развития ребенка, как важный фактор формирования его личности. Общение, речевая коммуникация это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[19]. По мнению Л.С. Выготского, общение играет большую роль в психическом развитии ребенка[19]. Другие психологи также отмечают, что основная жизненная активность ребенка основана на общении с окружающими людьми. Наиболее важную роль начинает играть речевая коммуникации в условиях обучения в начальной школе. Проблема коммуникативного развития в младшем школьном возрасте широко представлена в современных федеральных образовательных стандартах. В ФГОС начального образования речевые коммуникации входят в понятие коммуникативной компетентности школьника. В соответствии с ФГОС дошкольного и начального школьного образования, социализация личности ребенка и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. В ходе психолого-педагогических исследований было доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет будущую успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов его развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога.
Коммуникативную составляющую процесса общения изучали отечественные ученые: А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, М.И. Лисина, А.А. Брудный, А.А. Бодалев, Л.А. Карпенко [14,15,18,19,24]. А.А. Леонтьев дает свое определение общения: это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на
согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Применяя концепцию А.Н. Леонтьева, развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным[18,19,26, 33,37,43], к анализу общения как к особому виду деятельности, М.И. Лисина[43] обозначила ее термином «коммуникативная деятельность». Как отечественные, так и зарубежные специалисты отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.) [19,24,33,37, 43].
Принципиальный подход к изучению социализации детей дошкольного возраста и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья разработал Л.С. Выготский [19], он считал, что первичные нарушения создают препятствия для формирования и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких социальных связей [19]. У детей с речевыми нарушениями наблюдается замедленное формирование коммуникативных навыков. Еще раз подчеркнем, что это затрудняет общение детей этой категории со сверстниками, что крайне необходимо для полноценного развития личности ребенка.
Итак, благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и со сверстниками. Однако, при формировании навыков общения детей с речевыми патологиями такой важнейший компонент развития навыков общения, как сфера коммуникации до сих пор находится в области стихийной социализации и еще реже - в фокусе внимания педагогов. Поэтому для получения ребёнком с речевыми недостатками навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, необходимо иметь коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативной компетентности, начиная с выработки навыков общения, своевременно включая ребенка в процесс социализации, с целью овладения ребенком речью как средством общения и коммуникации: Наибольшее значение сформированные навыки коммуникации будут иметь для процесса социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае, детей с тяжелыми речевыми нарушениями, поскольку приобретаемые ребенком рече- коммуникактивные компетенции в первую очередь выступают как средство развития и формирования личности.
Объект исследования - состояние коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - специфика формирования коммуникативной компетентности младших школьников с учетом психологических возрастных и речевых особенностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: Определение уровня сформированности коммуникативной компетентности и апробация разработанной коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс формирования коммуникативной компетентности и ее составляющих у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи отстает от школьников с нормативным развитием. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи должно проводиться на логопедических занятиях совместно с развитием речевых функций: просодической стороны речи и связной речи с использованием индивидуальной и групповой форм работы.
В соответствии с целью и предметом исследования в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи исследования:
1. Осуществить поиск и анализ современной психолого-педагогической коррекционной литературы по теме исследования, а именно по проблеме диагностики и формирования коммуникативной компетентности младших школьников с речевой патологией;
2. Выявить в теоретическом анализе психологические особенности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
3. Подобрать методики для проведения диагностики и провести диагностическое обследование коммуникативной компетентности и ее составляющих компонентов младших школьников с тяжелыми нарушениями речи для изучения уровня сформированности коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
4. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативной компетентности и ее составляющих на логопедических занятиях у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных и речевых особенностей данной категории младших школьников;
5. Оценить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы для формирования коммуникативной компетентности младших школьников с ТНР.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анализ анамнестических данных, опрос, экспериментальный метод, методы статистической обработки данных.
Методологическая база исследования: учения отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и М.И. Лисиной, рассматривающих общение и речевые коммуникации как особый вид деятельности, необходимый для социализации ребенка и становлению его как личности [8, 15, 19, 20, 21, 43].
Практическая значимость: состоит в том, что выявленные особенности речевой коммуникации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и разработанная система коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи могут использоваться в работе логопедов в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Апробация исследования: результаты исследования были опубликованы в статье «Дефицит коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» в сборнике статей XIII Международной научнообразовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика», 23 апреля 2019 года.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 56 источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время значительно возрастает количество научных трудов, в которых рассматривается процесс общения как одно из основных условий развития ребенка и как важнейший фактор формирования его личности. Многочисленными исследованиями было доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном и особенно в младшем школьном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагогов. Данная проблема является особенно актуальной в отношении детей с речевыми нарушениями, для которых уровень развития коммуникации определяет успешность социализации Установлено, что особенно интенсивно коммуникативные компетенции формируются у младших школьников в процессе общения. При взаимодействии со сверстниками и взрослыми ребенок получает новую информацию, учится правильно выстраивать отношения с окружающими. У детей с речевыми нарушениями наблюдается снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Они зачастую безразличны к оценкам сверстников к их эмоциональным состояниям, отсутствуют явные предпочтения в общении с ровесниками (не сформирована социовалентность общения), нет устойчивых пар, групп общения. У большинства детей с ТНР недостаточно сформированы основные коммуникативные навыки, которыми они должны овладеть к младшему возрасту.
Показано, что у младших школьников с ТНР процесс формирования коммуникативной компетентности и ее составляющих существенно отстает от младших школьников с нормативным развитием (коммуникация как сотрудничество и речевая коммуникация сформированы на 50%, коммуникация как взаимодействие - на 32.3%, показатель сформированности прогностической компетентности в среднем ниже на 10-17 % , отставание в формировании речекоммуникативной функции в среднем в 2 раза ).
Формирование прогностической компетентности в младшем школьном возрасте еще не закончено даже у детей с нормативным развитием . К возрасту 8 лет она сформирована примерно на 40%, далее к 9-10 годам этот показатель плавно увеличивается до 44%.
В задачи коррекционной работы с младшими школьниками с ТНР должно входить формирование компонентов коммуникативной компетентности, прогностической компетентности и просоциальных прогнозов для успешной социализации и профилактики у младших школьников с ТНР девиантного поведения в подростковом возрасте, а также логопедическая работа по развитию связной речи, грамотному использованию рече-языковых средств.
Доказана эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы, в которой формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ТНР проводится совместно с развитием речевых функций: просодической стороны речи и связной речи. Важно отметить, что только в совместной деятельности ребенка и педагога, участия семьи в образовательном процессе можно добиться положительного результата в развитии общения ребенка.


1. Light, J. AAC Technologies for Young Children with Complex Communication Needs: State of the Science and Future Research Directions [Текст] / J. Light, K. Drager // Augmentative and Alternative Communication. - 2007. - V. 23, N 3. - P 204-216.
2. Nelson, H.D. Screening for Speech and Language Delay in Preschool Children: Systematic Evidence Review for the US Preventive Services Task Force [Текст] / H.D. Nelson, P. Nygren, M. Walker at all. // Pediatrics. - 2006. - V. 117, N 2. - P. 298-319.
3. Yvon, F. Vygotsky under debate: two points of view on school learning [Текст] / F. Yvon, L.A. Chaiguerova, D.S. Newnham // Psychology in Russia: State of the Art, 2013. № 6(2). P. 32-43.
4. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В. М. Акименко. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 109 с.
5. Артемьева, Т.В. Дефицит прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения [Текст] / Т.В. Артемьева, Я.Г. Гаранина // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань,. 24 апреля 2018 г.) / под. ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 12-18.
6. Асмолов, А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе. [Текст] / А.Г. Асмолов // Национальный психологический журнал. - 2011. - №1(5). - С. 104-110.
7. Ахметзянова, А.И. Исследование рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А.И. Ахметзянова, Н.А. Сайфуллина // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань,. 24 апреля 2018 г.) / под. ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 8-12.
8. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность как ресурс социализации младшего школьника с дефицитарным развитием: ключевые характеристики
модели [Текст] / А.И. Ахметзянова, А.Т. Курбанова // Материалы Международной научно-методической конференции "Тенденции и перспективы развития современной психологической науки и практики". - Алматы: аза университету 2017. - С.131-134.
9. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та. - 2017. - 46 с.
10. Ахметзянова, А.И. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А.И. Ахметзянова, И.А. Нигматуллина // Гуманитарные науки. - 2017. - N 2 (38). - С. 105-114.
11. Бай, Г. В. Психолого-педагогическая коррекция готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению [Текст] / Г.В. Бай // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.
10. - С. 206-210.
12. Баранников, А.В. Новые подходы к организации образовательной деятельности учащихся [Текст] / А. В. Баранников // Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 27-36.
13. Батырева, С.Г. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Г. Батырева - Москва: ГБОУ ВО МО «АСУ», 2017. - 25 с.
14. Батырева, С.Г. Комплексная диагностика коммуникативной компетенции младших школьников [Текст] / С.Г. Батырева // Начальная школа. - 2017. - N 2. -C. 18-20.
15. Баштырева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья[Текст] / С.В. Баштырева // Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 854-857.
16. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы. [Текст]: автореф. дис. . д-ра психол. наук / Е. Д. Божович. - Москва: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. - 57 с.
17. Валявко, С.М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.М. Валявко. - Москва: МГПУ, 2006. - 25 с.
18. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - N. 3. - C. 46-54.
19. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.-432 с.
20. Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст]: Книга тестов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001. - 80 с.
21. Гамзатова, Д.А. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в процессе развития речевой культуры [Текст]: автореф. дис. .. .канд. пед. наук / Д.А. Гамзатова - Махачкала: ФГБОУ «ДГПУ», 2013. - 22 с.
22. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. [Текст]: автореф. дис. . д-ра пед. наук / И.А. Гришанова. -Ижевск: ГОУ ВПО «УдмГУ», 2010. - 41 с.
23. Гришанова, И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова// Ярославский педагогический вестник- 2008. - N 4 (57). - C. 44-47.
24. Громова, О.Е. Разработка анкеты для дифференцированной оценки нормы и задержки речевого развития детей 2-3 лет [Текст] / О.Е. Громова, С.С. Белова // Речь ребенка: проблемы и решения. Коллективная монография под ред. Т.Н. Ушаковой, Институт психологии РАН, 2008, С. 130-146.
25. Дети в России. 2009 [Текст]: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. - 121 с.
26. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е. Вераксы.- М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 150 с.
27. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук / И.А. Емельянова - Екатеринбург: УрГПУ, 2009. - 22 с.
28. Емельянова, И.А. Особенности и коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у малдших школьников с нарушением интеллекта [Текст] /
И.А. Емельянова // Научный журнал « Образование и наука». - 2008. - Т. 58, N 1. - C. 86-94.
29. Завалко, Е.А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста. [Текст]: автореф. дис. ... канд. фил. наук / Е.А. Завалко. - Самара: СГУ, 2012. - 23 с.
30. Загвоздкин, В.К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях [Текст] / В.К. Загвоздкин // Вопросы образования. - 2009. - №4. - с.257-271.
31. Заляева, Л.Д. К вопросу о стратегиях формирования прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи / Л.Д. Заляева, И.А. Нигматуллина // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань,. 24 апреля 2018 г.) / под. ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 47-54.
32. Заречная, А.А. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников [Текст] / Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. га». - 2015. - Т.7, № 1. С. 48-55.
33. Захарова, Т.Н. Дифференцированный подход как условие речевого развития дошкольников. [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Захарова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2007. - 23 с.
34. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2004. - 40 с.
35. Истории в картинках. Часть 1. [Текст]: Сюжеты для развития логического и образного мышления / Бурдина С.В. - Киров: Весна-Дизайн, 2007. - 14 с.
36. Истории в картинках. Часть 2. [Текст]: Сюжеты для развития логического и образного мышления / Бурдина С.В. - Киров: Весна-Дизайн, 2010. - 12 с.
37. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
38. Канунникова, Е.О. Педагогические условия формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста (на примере детей с общим недоразвитием речи) [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.О. Канунникова. - Курск: КПУ, 2007. - 24 с.
39. Корреляционно-регрессионный анализ (on-line) [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.medstatistic.ru/calculators/calccorrelation.html [Дата
обращения: 6 декабря 2018].
40. Корреляционный анализ. Подробный пример решения [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https://math.semestr.ru/corel/correlation-analysis.php [Дата
обращения: 8 декабря 2018].
41. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
42. Лемех, Е.А. Специфика прогностической деятельности детей с расстройствами аутистического спектра в значимых сферах жизни [Текст] / Е.А. Лемех, Т.В. Артемьева, К.Ю, Адалева // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань,. 24 апреля 2018 г.) / под. ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 293-297.
43. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Педагогика, 2009. — 320 с.
44. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников [Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук / Л.Я. Лозован - Кемерово: ГОУ ВПО «КемГУ», 2005. - 19 с.
45. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе [Текст] / А.Д. Насибуллина, М.А. Польшина // Казанский педагогический журнал. -
2017. - N 2. - С. 130-137.
46. Нигматуллина, И.А. Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.А. Нигматуллина, Л.Д. Файзрахманова, Ф.Р. Яппарова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов Международной научно-образовательной конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - С. 73-78.
47. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. 2006. - № 5. - С. 50-58
48. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями речи [Текст]: методические рекомендации с использованием опыта работы республиканской пилотной площадки МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 94» г. Ухты / сост. А. В. Королева; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. - М.: Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 73 с.
49. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи и познания будущего [Текст] / Л. А. Регуш - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
50. Степина, О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.С. Степина- Екатеринбург: УрГПУ, 2009. - 22 с.
51. Трофимова, В.И. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками[Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Трофимова - Москва: МПГУ, 2008. - 27 с.
52. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования [Текст] / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
53. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного
образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013 г. [Электронный ресурс] https://pravobraz.ru/federalnyi -gosudarstvennyi-obrazovatelnyi - standart-
doshkolnogo-obrazovaniya/
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г., №1241 //Федеральные государственные образовательные стандарты. Москва: Институт
стратегических исследований в образовании РАО.
иКЬ:ЬИр://£§08Д8югао.га/£§08/Р008-2010/(дата обращения: 29.03.2019).
55. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторский // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
56. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ