Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №14241

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы обогащения предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Понятие словаря и закономерности развития словарного запаса старших дошкольников 6
1.2. Особенности предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Методические подходы к обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Методические основы обогащения предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.1. Исследование особенностей предметного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.2. Методические рекомендации по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 41


Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков определяет степень развития этой сферы психики. Бедность словаря ограничивает полноценное общение, а, значит, и общее развитие ребёнка. И напротив, богатый словарь является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Овладение лексическим строем языка неразрывно связано с познавательным развитием ребенка. Оно осуществляется в общении со взрослыми и детьми, в процессе освоения предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др
Нарушения лексического и грамматического компонентов речи являются характерными особенностями речи детей с общим недоразвитием.
Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Если словарь не активизирован, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, он испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, что в конечном итоге может привести к его замкнутости и самоизоляции. Одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию, является бедность словаря и недостаточная сформированность операций поиска слов, свойственные детям дошкольного возраста с ОНР. Проблема формирования лексико¬грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, в связи с постоянным увеличением числа дошкольников с подобным системным нарушениями речи. Вопрос о методике развития и коррекции лексико-грамматической стороны речи становится одним из самых актуальных. Поэтому мы считаем актуальной тему нашей работы «Логопедическая работа по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬педагогической работы по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические условия логопедической работы по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Объект: особенности предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические условия обогащения предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза - работа над обогащением предметного словаря будет эффективна при учете когнитивных и речевых особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи, а также с опорой на закономерности онтогенетического развития лексико-грамматического строя речи.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Выявить основные этапы и разработать методические рекомендации по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и задачами исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретический метод (анализ литературных источников по теме исследования),
- метод эксперимента (констатирующий этап),
- аналитический метод (качественный и количественный анализ, обобщение полученных результатов).
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы
авторов А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, в которых описывалось формирование словаря существительных у детей в онтогенезе и работы таких авторов как Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, Г.А.Чиркина, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с ОНР.
Экспериментальная база исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» д/с №7 п. Пролетарский, Ракитянского района, Белгородской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие речи в дошкольном возрасте играет огромную роль в умственном развитием детей, и особенно в развитии мышления. Эта взаимосвязь свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Обучение дошкольников с ОНР полноценному овладению языком также создает благоприятные условия для их нравственного, эстетического и художественного развития.
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Дети же с ОНР при стихийном речевом развитии не достигают этого уровня.
Анализ литературы, данные экспериментальных исследований показали, что у них отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря.
В результате проведения обследования состояния предметного словаря у детей, имеющих общее недоразвитие речи было выявлено, что ни пассивный, ни активный словарь не сформированы достаточно возраста детей: Проведенные исследования показали, что необходимо разработка системы разнообразных форм, методов и приемов по обогащению предметного словаря старших дошкольников с ОНР, что в свою очередь послужит основой развития речи детей.
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы:
Словарный запас дошкольников с ОНР имеет свои особенности и отличия. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Даже выполнение заданий на группировку слов, семантически далеких, вызывает у некоторых из них определенные трудности. Выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок.
Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.
Для обогащения и активизации словаря необходима целенаправленная совместная работа логопеда и воспитателя, в которой можно использовать произведения художественной литературы. Для обогащения и активизации словаря нами был подобран материал, который состоит из произведений художественной литературы (рассказов, сказок, стихов, загадок, пословиц). На основе этого материала было разработано примерное тематическое планирование, с использованием разнообразных видов деятельности детей. В планировании предусмотрены виды работы не только логопеда, но также воспитателя и самостоятельной деятельности детей.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст [Текст] / Е.А. Аркин. - М., 2008. -335 с.
3. Богатырева, Е.С. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) [Текст] / Е.С. Богатырева // Логопедия сегодня: научно-методический журнал. - 2012. - №1 (35). - С. 20-21.
4. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О.М. Вершинина // Логопед. - 2014. -№ 1. - С.34-40
5. Волкова, Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / - СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 144 с.
6. Волкова, Г.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова, М.А. Илюк. - СПб., 2006. - 70 с.
7. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х.Юсупова. - М., 2008. - 135с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]/ Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 2003. Т.1. 463 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие устной речи. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2006. Ч. 1. С. 51-78.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.
- М., 2006. - 470 с.
11. Гвоздев, А.Н.Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, О.С. Ушакова. - М., 2007. - 471с.
12. Деревянко, Н.П.Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.П. Деревянко // Практическая психология и логопедия. -2010. -№4. -.С. 22-25.
13. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.В. Дзюба //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. - Выпуск 23. - Калининград : Изд-во КГУ, 2009. - С. 56-60.
14. Елисеева, М.Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста [Текст] / М.Б. Елисеева // Логопед в детском саду. - 2006. - № 1. - С.10
15. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2014. - 320 с.
16. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст] / А.В. Захарова. - Новосибирск, 2007. - 135 с.
17. Кондратенко, И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки [Текст] / И.Ю. Кондратенко//Дефектология. - 2007. - № 6.- С 41 - 48
18. Коновалова, С. Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза [Текст] / Коновалова С. Н. // Логопед в детском саду. - 2013. - № 6-7. - С. 5-7.
19. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить/ М.М. Кольцова. - М.,
1973. - 210 с.
20. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2006. - 160 с.
21. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2006, 218 с.
22. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. - М., 2004, 178 с.
23. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е.Левина, Н.А. Никашина. - М., 2008.
24. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин - тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой - книга 1. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 680 с.
25. Логинова, В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / [Текст] В. И. Логинова, под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984, 120 с.
26. Ляховская, Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / Ю.С. Ляховская. - М.: Академия, 2008, 230 с..
27. Манакова, Е.Н. В помощь логопеду: дидактические пособия и игры / Е.Н. Манакова Н.И. Фоменко. // Ребенок в детском саду. - 2009. - №2. - С. 32¬35.
28. Михайлова, Е. А. Особенности глагольной лексики и навыков образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Михайлова Е. А., Милютина Л. В., Михайлова О. Д. // Логопед в детском саду. - 2012. - № 8. - С. 22-27.
29. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи
дошкольников: Учеб.-метод. пособие [Текст]/ Ф.А. Сохин. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2004. - 224 с.
30. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Комплексный подход. [Текст]/ С.Н. Сазонова. - М.: 2006. - 144 с.
31. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи [Текст] / И.А. Смирнова. - СПб.: Изд-во «Детство - Пресс», 2010. - 48 с.
32. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / [Текст] Е.И. Тихеева,под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2007. - 111 с.
33. Тихонова, Г. А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи [Текст]/ Тихонова Г. А. // Логопед в детском саду. - 2013. - № 6-7. - С. 76-81.
34. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб., 2007.
35. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.В. Туманова. - М., 2006. - 106 с.
36. Туманова, Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова //Дефектология. - 2004. - №5. - С. 34-41.
37. Ушакова, О.С. Придумай слово [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 105 с.
38. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 287с.
39. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М., 2006. - 314 с.
40. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие [Текст] /Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М., 2007. - 128 с.
41. Филичева, Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: АЙРИС- ПРЕСС, 2006. - 244 с.
42. Харченко, Е.П. Ранние этапы развития и нарушения языка [Текст] / Е.П. Харченко, М.Н. Клименко// Дошкольная педагогика. -2007. - -№ 2. С.45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ