Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №44381

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.. .6
1.1 Особенности дошкольников с комплексными нарушениями 6
1.2 Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы
дошкольников 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 31
2.1 Описание методов и этапов исследования 31
2.2. Исследование сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с
комплексными нарушениями 34
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 39
3.1 Коррекционная программа по развитию сенсорно-перцептивной сферы
дошкольников с комплексными нарушениями 39
3.2 Обсуждение результатов и выводы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. Человек познает окружающий мир через зрение, слух, обоняние, осязание. Набор сформированных образов хранится в памяти, составляет часть индивидуального опыта человека. Социальная среда, общество предъявляют ребёнку с проблемами в развитии требования, касающиеся умения адекватного восприятия и понимания мира, людей, их деятельности. А у дошкольников с комплексными нарушениями сенсорно-перцептивная сфера недоразвита, запас образов и их словесных значений беден, представления и знания о предметах нечёткие, слабо дифференцированные. (Л.М. Шипицина, Т.Л. Лещинская, И.М. Соловьёв, Т.В. Варенова, , А.Р. Лурия, И.Ю. Левченко).
Выявление общих и специфических закономерностей развития сенсорно-перцептивной сферы таких детей, учёт и анализ диагностических данных позволяет выстроить процесс обучения и воспитания оптимальным образом [5].
Соответственно, возникает проблема своевременной диагностики уровня развития данной сферы у детей, выявление её качественного своеобразия и на основе этого - определение путей коррекции, что будет способствовать более успешному развитию личности ребенка в целом, а так же его социальной адаптации и интеграции в общество.
Несмотря на имеющиеся теоретические работы в этой области, наблюдается нехватка практических разработок, направленных на выявление уровня актуального и зоны ближайшего развития сенсорноперцептивной сферы рассматриваемой категории детей.
Выбранная тема имеет большую социально-практическую значимость, т.к. данные об особенностях сенсорно-перцептивной сферы детей с комплексными нарушениями являются фундаментом построения
деятельности педагогов, обеспечивают разработку направлений
коррекционной работы, обеспечение дифференцированного подхода к обучению и воспитанию данной категории детей. А сенсорноперцептивная сфера, в свою очередь, является основой всей психической деятельности человека, уровень её развития влияет на формирование и развитие высших психический функций.
Цель исследования - выявить процесс развития сенсорноперцептивной сферы дошкольников с комплексными нарушениями.
Объект исследования - сенсорно-перцептивная сфера
дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития сенсорноперцептивной сферы дошкольников с комплексными нарушениями.
Гипотеза исследования - процесс развития сенсорноперцептивной сферы будет успешным, если:
- опираться на возрастные и психолого-педагогические характеристики детей с комплексными нарушениями;
- выявить и обосновать существенные методы при развитии сенсорно-перцептивной сферы детей;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность условий развития сенсорно-перцептивной сферы детей с комплексными нарушениями.
В соответствии с целью, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с комплексными нарушениями.
2. Подобрать комплекс диагностических методик для выявления уровня развития зрительного, слухового восприятия детей с комплексными нарушениями дошкольного возраста.
3. Исследовать особенности сенсорно-перцептивной сферы у дошкольников с комплексными нарушениями
4. Разработать коррекционную программу по развитию сенсорно - перцептивной сферы дошкольников с комплексными нарушениями и проверить эффективность данной программы.
Методы исследования:
- Изучение и анализ научной и практической литературы;
- Метод математической статистики [7, с. 16]
- Сравнительный анализ
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке методических рекомендаций для педагогов-психологов, воспитателей, старших воспитателей. Данные рекомендации могут быть направлены не только на формирование у детей старшего дошкольного возраста сенсорноперцептивной сферы, но и на повышение позитивного социального поведения старших дошкольников, доброжелательности и стремления к людям с учетом их возрастных особенностей.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал Реабилитационный центр "Милосердие" Кукморского района РТ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выбранной темы, нами был разработан и осуществлен план научно исследовательской деятельности, который включал в себя анализ теоретических источников и проведение эмпирического исследования.
Обзор научной литературы позволил выявить основные особенности сенсорно-перцептивной сферы у детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями, подобрать диагностические методики для проведения исследования в данной области, подготовить научную основу для интерпретации полученных эмпирических данных, составить программу коррекционной работы.
Так же было выявлено, что на данном этапе развития дефектологических дисциплин проблема особенностей сенсорноперцептивной сферы детей с комплексными нарушениями не получила достаточной освещенности, не хватает эмпирических данных, которые могли быть обработаны и учтены при построении системы работы в коррекционных детских садах.
Проведенное исследование и сравнительный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах помогли уточнить и расширить знания об имеющихся общих и специфических особенностях сенсорно-перцептивной сферы детей с комплексными нарушениями в сравнении со детьми с нормальным развитием (соответствующим по уровню психического развития).
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:
1. Сенсорно-перцептивная сфера у детей с комплексными нарушениями обладает качественным своеобразием (в сравнении с нормально развивающимися детьми, близкими по уровню психического развития)
2. Кроме общих, наблюдаются и специфические,
3. индивидуальные особенности развития сенсорноперцептивной сферы у детей с комплексными нарушениями.
4. Указанные особенности диагностируются при помощи разработки комплекса методик и метода математической статистики, анализа результатов эмпирического исследования.
5. Полученные данные могут быть использованы в работе педагогов-дефектологов, обучающих и воспитывающих данную категорию детей для разработки рекомендаций по целенаправленному формированию сенсорно-перцептивной сферы у данных дошкольников.


1. Алексеев, О.Л. Восприятие дошкольниками с нарушенным интеллектом цветового контраста в предметах, отражение его в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи/
О.Л. Алексеев, Т.В. Нестерова //Дефектология - 2009 -№2, с.12-18
2. Белова, О.В. Общая психодиагностика /О. В. Белова - М.: 2016 - 320 с.
3. Белякова, И.В. Психология умственно отсталых детей/ И.В Белякова. - М. - 2012 - 160 с.
4. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития / Н.Ю Борякова - М.: Гном- Пресс, 2012 — 64 с.
5. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 - 2006
6. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн.: БрГУ, 2007. - С. 82.
7. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для твоспитателя дет.сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под ред.Л.А.Венгера, — М., Просвещение, 1998. — С.4 - 6.
8. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер/ Под.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер/ Под ред Л.А. Венгера, — М., Просвещение, 1988, — С. 4 - 5, 12.
9. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л.А.Венгера, — М., Просвещение, 1988, — С. 4 - 5, 12.
10. Горбушкина, О. Пойми меня, или как ребенок воспринимает мир / О. Г орбушкина // Здоровье детей - 2017 - №4. с. 30-33
11. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 2016. - 80 с.
12. Дошкольное воспитание аномальных детей. /Под ред. Носковой А.П. - М. : Прогресс, 1984. - 303с.
13. Екжанова, Е.А. Методика обследования ребенка с умственной недостаточностью/ Е.А Екжанова //Дефектология - 2017 - №6, с.49- 59
14.Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М., Просвещение ,
2015. - 112 с
15.Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2, с. 54-58.
16.Захарова, Ю.В. Сенсорное воспитание детей с множественными нарушениями развития (интеллекта и движений) / Л.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2015 - №8, с. 42-44.
17.Запорожец А.В. , Венгер Л.А. и др. Восприятие и действие. - М. Прогресс, 1966. - 394с.
18. Зинченко В. П. Движения глаз и формирование зрительного образа. // Вопросы психологии - 1958 - №5.
19. Иотко, А.В. Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raguda.ru/ds/vosprijatie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 09.03.2018).
20. Крушельницкая, О. «Вправо-влево», «вверх-вниз» / О. Крушельницкая, А. Третьякова // Обруч - 2015 - №3, с.23-25
21. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.:
Издательский центр «Академия», 2002. — с.151-183, 241-257, 287319.
22. Лубовский, В.И.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского.. — М. : Изд. Центр «Академия»,2015. — с. 42-85.
23. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер - 2013, 583 с.
24. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада./Э.Г. Пилюгина - М., 1983 -325с.
25. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, — М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. - С. 258
26. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. - С. 456.
27. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология./ Л. Пожар - М., 2016. - 350 с.
28. Правко, Н. Н. особенности восприятия времени учащимися с интеллектуальной недостаточностью / Н. Н. Правко // Дефектология
- 2008 -№ 4, с. 55-63 № 5, с.58-63.
29. Свистун, М.В. Вопросы психолого-педагогической диагностики развития детей с ОПФР/ М.В. Свистун, А.Н. Сабич // Дефектология
- 2017 - № 3, с.31 - 37.
30. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьякова., Методическое указание.- М., Просвещение.1969. - С.179.
31. Сорокин, В.М Специальная психология: Учеб. Пособие / В.М. Сорокин - СПб.: «Речь» - 2013 - 216с.
32. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова. — СПб.: Питер, 2015. — с. 122 - 141.
33. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике./Н.И. Шевандрин - М., 2014 - 435с.
34. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики/ А.Г. Шмелев- М., 2016 г. - 280с.
35. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова — М., 2015. - 420 с.
36. Усова, Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. - С.95.
37. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ