Введение 4
Глава I. Теоретический анализ исследований прогностической
компетентности у слабовидящих младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих младших
школьников 8
1.2 Прогностическая компетенция: понятие, подходы исследования 16
1.3 Особенности прогностической компетентности у слабовидящих младших
школьников 20
Выводы по I главе 27
Глава II. Экспериментальное исследование прогностической
компетентности слабовидящих младших школьников
2.1 Организация, этапы и методы экспериментального исследования 29
2.2 Анализ сформированности прогностической компетентности младших
школьников с нормативным развитием 32
2.3 Анализ сформированности прогностической компетентности у
слабовидящих младших школьников 37
2.4 Сравнительный анализ сформированности прогностической
компетентности у младших школьников 44
Выводы по II главе 49
Глава III. Коррекционно- образовательный проект по формированию прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников
3.1 Общие положения образовательного проекта «Подумаем и скажем
наперед» 51
3.2 Направления коррекционно-развивающей работы по формированию
прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников 53
Выводы по III главе 60
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. На данный момент проблема формирования прогностической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья была и остается актуальной и значимой для современной системы специального образования.
В последнее время внимание многих ученых привлекают процессы прогнозирования, как одни из основных психологических процессов, направленных на адаптацию к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. В научных трудах В.Д. Менделевича [31], Карпова А.А. [17], Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова [28], Е.А. Сергиенко [27], Л.А. Регуша [41] отмечается, что одним из основополагающих факторов психологически здоровой личности является сформированная способность прогностической деятельности. Нарушение данной способности может привести к социальной дезадаптации и затруднению образования межличностных контактов. Исходя из того, что в современной жизни выступает необходимость ориентироваться на различные вероятностные и сложные закономерности, выявляется острая необходимость умения прогнозировать развитие событий и, следовательно, определенные варианты их развития.
На современном этапе основная проблематика, задающая перспективы изучения прогностической компетентности личности, является исследование специфики прогностической компетентности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Так, в исследованиях умение прогнозировать относят к числу приоритетных качеств личности, без которых невозможна успешная социализация в современных условиях [17].
Процесс формирования прогностической компетентности происходит в
учебной деятельности младших школьников, где перед ними ставятся задачи -
научиться планировать свою последующую деятельность, размышлять,
устанавливать причинно-следственные связи, предвещать результат общения.
Нарушение функций зрительного аппарата младших школьников могут
приводить к изменениям темпа развития, таким как средства общения вследствие
4
своеобразного речевого развития. При этом вторично нарушается словарносемантическая сторона речи. В большинстве случаев они начинают избегать общения со сверстниками и взрослыми и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.
Данные особенности требуют развития прогностических способностей, согласно мнению Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова «умения антиципировать (и, конечно, строить образы достижения) все более сложные, включающие не только чисто сенсомоторные механизмы, но и смысловые структуры» [28].
Однако проведенный анализ современных исследований показал, что остались нерассмотренными вопросы по формированию прогностической деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе у младших школьников с нарушениями функций зрительного аппарата. Отсутствие коррекционно- образовательного проекта сопровождения детей данной категории, с целью формирования прогностической компетентности, определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования - прогностическая компетентность у младших школьников с нарушениями зрения.
Предмет исследования - логопедическая работа по формированию прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников.
Цель данного исследования - разработать коррекционнообразовательный проект по формированию прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников с учетом выявленных у них особенностей.
Гипотеза исследования: предполагаем, что дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения функций зрительного аппарата, будут иметь качественно более низкий уровень прогностической компетентности в сравнении с детьми с нормативным развитием.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи:
- провести теоретический анализ по психолого-педагогической, методической и специализированной литературе по проблеме
- провести экспериментальное исследование прогнозирования младших школьников и определить специфику прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями зрения;
- разработать коррекционно-образовательный проект
сопровождения слабовидящих младших школьников по формированию прогностической компетентности с учетом анализа полученных результатов исследования.
Методологическая база исследования:
Изучением влияния слабовидения на социализацию младших школьников занимались такие авторы как: В.А. Феоктистовой [55], А.Г. Самохвалова [44], Н.В. Мжельская [62], Е.М. Мастюкова [30], А.Г. Литвак [24] , О.А. Иванникова [16], А.Г. Кондратов [18].
В основу эмпирической части работы положена методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», которая была разработана авторским коллективом под руководством Ахметзяновой А.И. [5].
Методы исследования: теоретический анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, эмпирические методы - наблюдение, эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость исследования:
Проведенное исследование, направленное на выявление сформированности прогностической деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, даст возможность предопределить наиболее качественные пути развития в коррекционном процессе. В процессе обучения младших школьников с нарушениями зрительного анализатора, полученные данные о сформированности прогностической компетентности, помогут педагогам и логопедам рационально выстроить коррекционно - образовательную деятельность.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме
публикаций, и нашло отражение в статьях:
«Специфика прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников» V Международная научно - образовательная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018), «Изучение прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников» в рамках Итоговой научнообразовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Прогностическая компетентность школьника с ограниченными возможностями здоровья», по итогам которого было присвоено III место.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, таблиц, рисунков, заключения, списка литературы и приложений.
На современном этапе основная проблематика, задающая перспективы изучения прогностической компетентности личности, является исследование способности прогностической деятельности детей с различными патологиями. Немаловажной является данная проблема и для категории детей с нарушениями зрительного анализатора, так как ограничение возможности контролировать свое поведение вследствие ограниченной информации о состоянии партнера по общению, впоследствии приводит к возникновению трудностей в коммуникации, а также оказывает влияние на социализацию детей, являющаяся основой для освоения правильных форм поведения. Развитие способности выделять значимые признаки ситуации, предвосхищать развитие событий и предвидеть дальнейшие действия людей в определенной ситуации будет зависеть, в первую очередь, от сформированности социальных норм. Предпосылкой для успешного формирования прогностической деятельности у слабовидящих учащихся является сформированность социальных контактов, навыков взаимодействия с окружающим миром, а также сформированность у данной категории лиц социальных норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Эмпирическое исследование позволило нам определить, что у младших школьников с нарушениями зрения, которые своевременно подвергались операционным вмешательствам и в настоящее время корректируются посредством использования очков, недостаточно сформирована способность речевого прогнозирования.
В процессе проведения работы была достигнута поставленная цель исследования и решена каждая задача.
Выдвинутая гипотеза о том, что дети младшего школьного возраста,
имеющие нарушения функций зрительного аппарата, будут иметь
качественно более низкий уровень прогностической компетентности в
сравнении с детьми с нормативным развитием, в ходе исследования не
подтвердилась. Однако, не смотря на это, полученные результаты
62
свидетельствуют о недостаточной сформированности способности прогностической деятельности в ряде показателей. На основании выявленных специфических особенностей и своеобразий сформированности прогностической деятельности нами был разработан коррекционнообразовательный проект по формированию прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников и подобраны игры и задания, направленные на формирование речевого прогнозирования.
Подводя итоги, мы можем говорить о том, что сформированность прогностической компетентности является необходимым условием, как в рамках образовательного процесса, так и в контексте успешного социального функционирования учащихся. Также она влияет на речевое общение во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, на социальные реальные опыты, которые в дальнейшем благоприятно скажутся в проявлении правильных социальных норм поведения слабовидящих учащихся. Следовательно, полноценно сформированная прогностическая компетентность у слабовидящих учащихся начальных классов будет способствовать успешной адаптации в среде со сверстниками с нормативным развитием.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] /
А.Адлер. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 290 с.
3. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи [Текст] / И.А. Ахметзянова. - LAP LAMBERT AcademicPublishingGmbH&Co. KG.Saarbrucken, 2012. - 160 с.
4. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст] // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №3. - С.233-249.
5. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. - метод. пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017. - 46 с.
6. Бестужев-Лада, И.В. Рабочая книга по прогнозированию [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Мысль, 1982. - 430 с.
7. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов [Текст] / В. Биркенбил. - СПб.: Питер, 1997. - 224 с.
8. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003.
- №10. - С. 8-14.
9. Быкова, Е.Б. Развитие коммуникативной деятельности как компонента содержания образования слабовидящих школьников / Е.Б. Быкова, Е.В. Замашнюк // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - № 6.
- С. 58-60.
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2000. - 217 с.
11. Дорофеева, Т.А. Особенности использования органов чувств в
учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения [Текст] /
Т.А. Дорофеева // Дефектология. - 2002. - № 1. - С. 14.
64
12. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005. - 223 с.
13. Замашнюк, Е.В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III—IV вида [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Замашнюк. - СПб., 2012.
14. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1974. - 288 с.
15. Зеленко, Г.Н. Прогностическая компетентность педагога / Г.Н. Зеленко // Вестник СГУТиКД. - 2011. - №4. - С. 133-136.
16. Иванникова, О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушениями зрения / О.А. Иванникова // Воспитание и обучения детей с нарушениями развития. - 2004. - №2. - С. 23-27.
17. Карпов, А.А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности [Текст] / А.А. Карпов. - Ярославль: ЯРГУ. - 2014. - 272с.
18. Кондратов, А.Г. Тифлопсихология [Текст] / А.Г. Кондратов. - М.: Просвещение, 1985. - Гл. 3. - 208 с.
19. Кондратьева, И.Н. Планирование своей деятельности младшими школьниками / И.Н. Кондратьева // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 4755.
20. Костючек, Н.С. Сравнительное исследование словарного запаса у слепых и зрячих детей младшего школьного возраста [Текст] / Н.С. Костючек // Тез.докл. науч. сессии по дефект. Секция тифлопедагогики. - М.: АПН РСФСР, 1955. - С. 67.
21. Курбанов, Р.А. Исследование глубинных структур личности подростков с нарушением зрения [Текст] / Р. А. Курбанов. - М.: Просвещение, 1996. - 321 с.
22. Куфтяк, Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте [Текст] / Е.В. Куфтяк // Психологические исследования. - 2012. - № 2(22). - С. 4.
23. Леонова, Е.В. Изучение кратковременной и долговременной образной и вербально-логической памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения / Е.В. Леонова, В.В. Кислова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2017. - № 2. - С. 82-87.
24. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Литвак. - Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
25. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. - 680 с.
26. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 280 с.
27. Ломов, Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1972. - № 2. - С. 127-131.
28. Ломов, Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. - 2001, - Т. 10. - №4. - С. 19-33.
29. Лысюк, Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2 - 4 лет / Л.Г. Лысюк // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 58-67.
30. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
31. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза /
В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17, - № 4. - С. 107115.
32. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
33. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст] / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: Медпресс-информ, 2002. - 608 с.
34. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студентов педагогических вузов / А.В. Мудрик, В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
35. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2000.
36. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения [Текст] / Г.В.Никулина. - СПб.: Каро, 2006. - 400 с.
37. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - Т 27. - С. 5.
38. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 255 с.
39. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП,
1999. - 40 с.
40. Рамодина, Я.В. Педагогическая социализация младшего школьника с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы [Текст]: дис ... канд. пед. наук / Я.В. Рамодина. - Краснодар, 2004. - 137 с.
41. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее
развитие и диагностика [Текст] / Л.А. Регуш. - Киев, 1997. - 88 с.
42. Регуш, JI.A. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию /Л. А. Регуш // Психологический журнал. 1981. - Т. 2. -№ 5. -
С. 106-115.
43. Садовникова, Н.О. Антиципационный механизм переживания педагогами профессионального кризиса личности / Н.О. Садовникова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2017. - № 2. - С. 118-121.
44. Самохвалова, А.Г. Психология затрудненного общения ребенка [Текст]: монография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 418 с.
45. Самсонова, А.Н. Роль установки в процессе понимания текста (на материале художественного текста) [Текст]: дис... канд. психол. наук: 19.00.07. - М., 1994. - 233 с.
46. Селезнева, Е.В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира [Текст] / Е.В. Селезнева // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 73.
47. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст] / Е.А. Сергиенко. - М.: Наука, 1992. - 140 с.
48. Солнцева, Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева // Воспитание и обучение слепого дошкольника. - М., 1967. - С. 6.
49. Солнцева, Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1997. - № 2. -
С. 8.
50. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 250 с.
51. Солобутина, М.М. Изучение влияния антиципационных способностей на речевое прогнозирование / М.М. Солобутина А.В. Фролова // Вестник ТГГПУ. - 2010. - № 1 (18). - С. 1-5.
52. Ульянова, В.П. Социально-психологические особенности
рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением
[Текст]: дис. канд. психол. наук / В.П. Ульянова. - М., 2008. - 159 с.
53. Ушаков, Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства [Текст] / Г.К. Ушаков. - М., 1987. - 304 с.
54. Фейгенберг, И.М. Видеть - предвидеть - действовать [Текст] / И.М. Фейгенберг. - М.: Знание, 1986. - 160 с.
55. Феоктистова, В.А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения [Текст] / В.А.Феоктистовой.-
СПб.: Образование, 1995. - 95 с.
56. Фильчакова, Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция [Текст]: учеб. -метод. пособие / Л. И. Фильчакова, М.
Э. Бернадская, О. В. Парамей. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. - 190 с.
57. Фомичева, Л.В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения [Текст] / Л.В. Фомичева // Специальное образование. 2014. № 2 (34).
58. Хювяринен, Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями [Текст]: Пер. с англ. - СПб.: Петербург-XXI ВЕК, 1996.
59. Эльконинова, Л. Возрастная характеристика предвидения в мышлении дошкольников / Л. Эльконинова // Вопросы психологии.- 1987. - №
2. - С. 33-39.
60. Юркевич, B.C. Проблема эмоционального интеллекта / В.С. Юркевич // Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 3 (4). - С. 4-10.
61. Агаджанова, И.В. Антиципация как способ формирования. - 2012.- (https://infourok.ru/statva-anticipaciva-kak-sposob-formirovaniva-uud- 565192.html)
62. Мжельская, Н.В. Некоторые особенности общения детей с нарушениями зрения. - 2012. - Режим доступа:
(http: //edu.secm.ru/media/f/konf_molodej_bamaulu_2012^1/МжельскаяНВАлт mA17.pdf