Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ школьников С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №44379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические подходы к проблеме прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в современной науке 8
1.1 Прогностическая компетентность: история изучения и современные
исследования 8
1.2 Антиципационная состоятельность в нормогенезе: возрастные особенности
развития 12
1.3 Особенности прогностической компетентности у младших школьников в
условиях дефицитарного дизонтогенеза 16
Вывод по главе 1 20
Глава II. Особенности прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 21
2.1. Характеристика выборки и методов исследования прогностической
компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 21
2.2. Анализ результатов исследования прогностической компетентности
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 25
Выводы по главе II 31
Глава III. Организация логопедической работы по формированию прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми
нарушениями речи 34
3.1 Содержание логопедической работы по формированию прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 34
3.2. Оценка эффективности логопедической работы по формированию
прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми
нарушениями речи 39
Выводы по главе III
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 56



Актуальность исследования: В современное время в структуре специального образования насущно стоит вопрос обобществления ребенка с ограниченными возможностями здоровья, потому что число детей с отклонениями в развитии возрастает. Образовавшиеся в детстве навыки общения являются одной из составляющих успешной социализации школьника, так как они включены в структуру учебных действий.
Ведущее значение в рамках исследования имеют работы Л.С. Выготского [9], А.Р. Лурия [27], Д.Б. Эльконина [57], Р.Е. Левиной [22], исследования которых направлены на выявлении особенностей речевых нарушений различной степени тяжести.
В работах ключевых учёных (В.Д. Менделевич [30], А.Е. Личко, Г.Уэллс, С.Л. Рубинштейн и др.) фиксируется, что одной из причин психологически разумной, имеющие навык преодолевать жизненные трудности личности является сформированная способность к прогнозированию, а нарушение этой способности социально дезадаптирует ребёнка.
Вопрос является предметом исследований различных авторов как в специальной педагогике (Боскис P.M., Васина Г.В., Гончарова Е.А.[19], Корнев А.Н., Лалаева Р.И. [19], Лурье Н.Р., Насонова В.И., Цыпина Н.А. и др.) так и в логопедии (Алтухова Т.А., Воронова А.П., Елина Н.Г., Иваненко
С.Ф., Каше Г.А., Крылова Н.Л., Левина Р.Е. [22], Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В. [56] и др.).
Также важно использовать результаты многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной в НИИ дефектологии совместно с Н.А. Никашиной, Г.А Каше, Л.Ф. Спировой и др. в 50-60-х годах XX века.
На нынешнем этапе проблематичным, указывающим перспективы исследования прогностической компетентности индивида, являются актуальными изучения коммуникативной функции прогностической компетентности в связи коммуникации и взаимодействия с объектами социальной действительности, а также регулятивные и когнитивные функции.
Важной является задача связи антиципации и процессов социализации. Уже в анализе исследований младшего школьного возраста навык прогнозирования относят к числу неотъемлемых качеств личности, без которых невозможна перспективная социализация в настоящее время. Особое место занимают экспериментальные данные, которые выявляют наличие явных недостатков антиципационных процессов и при формах девиантного поведения, и у детей, подросткового возраста, группы риска появления девиаций.
Особенности коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста исследованы в незначительной степени. Но данный период является наглядным в проявлении возрастно-специфических особенностей, таких как: затруднение деятельности, предполагающей переход от игровой деятельности к учебной, решение более сложных задач на коммуникативном уровне, социализация. Все это призывает к развитию прогностических способностей, согласно мнению Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова «умения антиципировать (и, конечно, строить образы достижения) все более сложные, включающие не только чисто сенсо-моторные механизмы, но и смысловые структуры». Более того, слишком мало освещена данная проблема по отношению к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе к детям с тяжелыми нарушениями речи, что определило актуальность данного исследования.
Анализ теоретических и прикладных исследований показал, что проблема изучения способности к прогнозированию в значимых для жизнедеятельности сферах отношений ребенка с тяжелыми нарушениями речи, которые захватывает процесс социализации недостаточно изучена, а вопросы формирования прогностической компетентности в аспекте логопедической работы не рассматривались до настоящего времени.
Вместе с тем, если в дефектологии, в частности в олигофренопедагогике, данная проблема уже поставлена в ряде исследований, ориентированных на вопросы развития мышления умственно отсталых школьников (Л.И. Переслени), то специальная методика обучения детей с речевыми отклонениями подобными исследованиями не располагает.
Именно поэтому, решение обозначенной проблемы является своевременным и актуальным.
Цель исследования: изучение особенностей прогностической
компетентности у лиц с тяжёлыми нарушениями речи, а также проектирование и апробация программы логопедической работы по формированию прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: Прогностическая компетентность младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи имеет неравномерный характер развития, обусловленный как своеобразием нарушения, так и спецификой социальной ситуации развития. Организация логопедической работы с использованием специально подобранных приемов и упражнений позволит целенаправленно формировать прогностическую компетентность у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Теоретически проанализировать основные подходы к разработке проблемы прогностической компетентности у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи и сделать выводы о состоянии проблемы исследования в специальной литературе.
2. Изучить особенности проявления прогностической компетентности у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи .
3. Экспериментально изучить особенности прогностической компетентности у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Разработать и апробировать программу логопедической работы по формированию прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
5. Оценить эффективность предложенной программы логопедической работы по формированию прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Методологическую основу исследования составили положения специальной педагогики, психологии, психолингвистики, лингвистики, когнитивной лингвистики: теория функциональных систем П.К. Анохина, исследования антиципации Б. Ф. Ломова, В. Д. Менделевича, Н. П. Ничипоренко, Е. Н. Суркова; возрастные особенности антиципационной способности В. П. Андронова В.В. Давыдова, М. Нильсен, Р. Ширан.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирическое исследование, математическая обработка результатов.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке рекомендации для создания коррекционно-развивающей программы по формированию прогностической компетентности младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи, которая будет полезна для работы логопедов и дефектологов.
База исследования: МБОУ школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов, ГБОУ "Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 58 источников и приложений. В работе 86 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ показал, что проблема формирования прогностической компетентности младших школьников играет важную роль в психическом развитии школьников. В последние годы отмечается повышение числа детей с тяжелыми нарушениями речи.
Прогностическая компетентность определяется как способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением.
Прогнозирование речи отражает некоторый фрагмент предшествующего опыта в единстве его перцептивных, когнитивных и аффективных характеристик, ракурс переживания этого опыта и отношение к нему. У лиц с речевой патологией данный компонент имеет отличительные черты, которые на сегодняшний день не изучены комплексно.
В условиях отклоняющего развития способности к прогнозированию имеют специфику характерную для той или иной группы нарушений.
В процессе опытно-экспериментальной работы были организованы условия по формированию прогностической компетентности младших дошкольников (на примере МБОУ школа №1 Вахитовского района с углубленным изучением отдельных предметов, ГБОУ "Казанская школа- интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Московского района г. Казань) в период с сентября 2017 года по октябрь 2017 года. . В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста в возрастном диапазоне от 7 до 10 лет. Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий (для детей экспериментальной группы) и контрольный.
На констатирующем и контрольном этапе использовалась одна и та же методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы». Контрольная диагностика проводилась через две недели после окончания последнего занятия.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что в группе с ТНР произошло значительное повышение показателей прогностической способности в сферах учения, общения со сверстниками и взрослыми, виртуального общения и отношения к семье, а также в показателях регулятивной и речекоммуникативной функций прогностической способности.
Таким образом, проведенный эксперимент формированию прогностической компетентности младших дошкольников
продемонстрировал свою эффективность. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла свое полное подтверждение.



1. Ахметзянова, А.И. Когнитивные характеристики прогностической компетентности младших школьников на фоне дефицитарного дизонтогенеза / А.И. Ахметзянова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник междунар. науч.-образовательной конф. - 2017г- 14 с.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса.— М., 2012г.
3. Безрукова. В. С. Педагогика / В.С. Безрукова // Проективная педагогика: учебное пособие.- 2016г.
4. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В., Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания/ Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - 2014г.
5. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. - М.: Педагогика, 2010г.- 175 с.
6. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы/ М. В Буланова-Топоркова//Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие, Ростов-на-Дону: Феникс. - 2012г. - Т. 14. - С. 28.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М., 2014г.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. Пособие.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2015 — 158с.
9. Выготский, Л.С. Детская психология/ под ред. Д.Б. Эльконина/ собр. соч. Т. 4. - М., 2014г.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев- -М.,
2014г.
11. Глухов, В.П. Формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием/ В.П. Глухов.- М., 2014г.
12. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе/ Н.И. Жинкин. - М.: Знание, 2014.-204с.
13. Жукова, Н.С. Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление и речевого развития у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. — М., 2013г.
14. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.Г. Зикеев - М., 2015 г. - 200 с.
15. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности/ И.А. Зимняя. - М., Воронеж, -2014г.
16. Зимняя, И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения/ И.А. Зимняя. - М., 2015г. — С. 57-64.
17. Капинос, В.И. и др. Развитие речи. Задания для учащихся 4 класса по русскому языку/ В.И. Капинос. — М., 2012г.
18. Краевский, В. В. Педагогика между философией и психологией/ В.В. Краевский //Педагогика- 2014г.- №6.
19. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Р.И. Лалаева. - СПб.: Изд-во «Союз».-2011г. - 224 с.
20. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей/ Т.А. Ладыженская - М.: Педагогика, 2012. -210с.
21. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей/ В.В. Лебединский.- М.,- 2015- 144 с.
22. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии/ Р.Е. Левина- М.- 2014 г.
23. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая помощь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи/ С.В Леонова//учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.- 2004г.- 128 с.
24. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания/ А.А. Леонтьев- М.-2012г.
25. Леонтьев, А.А. Функции и формы речи / А.А. Леонтьев. - М.- 2014г. - С. 241-254.
26. Лич, Дебра. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС / Дебра Лич // Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС.- 2015г.- 176 с.
27. Лурия, А.Р. Речь и мышление/ А.Р. Лурия.- М., 2015г.
28. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека/ А.Р. Лурия. — М., 2014г.
29. Мастюкова, ЕМ. Исследование внутренней речи у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2012г. — Т. 31 (71). — Вып.
10. - С. 1512-1517.
30. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза/ В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 1996- №4- С. 107-115.
31. Менделевич, В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) - экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам / В.Д. Менделевич //Социальная и клиническая психиатрия.- 2013г.- №1- С 35-40.
32. Микиртумов, Б.Е., Завитаев, П.Ю. Аутизм: история вопроса и современный взгляд / Б. Е. Микиртумов, П.Ю. Завитаев // «Аутизм: история вопроса и современный взгляд».- 2012г.- 78 с.
33. Нигматуллина, И.А., Файзрахманова, Л.Р., Яппарова, Ф.Р., Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации младшх школьников с ограниченными возможностями здоровья/ И.А.
Нигматуллина, Л.Р. Файзрахманова, Ф.Р. Яппарова // статьи в российских журналах и сборниках. - изд-во Казан. ун-та.- 2017г. - Вып. 11. - С. 73-78.
34. Ничипоренко, Н.П., Менделевич, В.Д., Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения личности / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // «Неврологический вестник».- 2010г.-№3- С 47-50.
35. Ничипоренко, Н.П., Менделевич, В.Д. Феномен антиципацинных способностей как предмет психологического исследования/ Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- №4- 2006г.- С 50-56.
36. Ничипоренко, Н.П., Мухамадиева, Г.Ф., Менделевич, В.Д., Взаимосвязь антиципационных способностей с характеристиками формально логического интеллекта в условиях психической нормы и патологии/ Н.П. Ничипоренко, Г.Ф. Мухамадиева, В.Д. Менделевич // «Психическое здоровье».- 2010г.- №10- С 35-38.
37. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей / Л.Г. Нуриева // Развитие речи у аутичных детей.- 2006г.- 54 с.
38. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый // учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.- 157 с.
39. Подласый, И.П. Педагогика/ И.П. Подласый // учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011г.- 311 с.
40. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика: учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Издательский дом " Питер".- 2014г.
41. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего/ Л.А. Регуш.- Речь.- 2003г.- 352 с.
42. Сластенин, В.А., Каширин В.П., «Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений» / В.А. Сластенин, В.П. Каширин // учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия.- 2011г.
43. Смирнов, С.А., Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова // - М.: ИЦ" Академия".- 2011г.
44. Смирнов, С.Д., «Педагогика и психология высшего
образования». - Академия.- 2014г.
45. Сорокина, Ю.А., Тарасова Е.Ф. Речевое общение: цели, мотивы, средства/ под ред. Ю.А. Сорокина - М., 2015г.
46. Сохин, Ф. А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. канд. дис. -М., 2015г. -227 с.
47. Сохин, Ф. А. Основные задачи развития речи/ Ф.А. Сохин.- М., 2014г.- С. 4-16.
48. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И., Столяренко, В.Е. Психология и педагогика/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко.- Феникс, 2012г.
49. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.:ВЛАДОС, 2014г.
50. Федоренко, Л.Л. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами // РЯШ. — 2014. — № 3. — С. 47-52.
51. Фейгенберг, И. М., Журавлева, Г. Е. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека/ И. М. Фейгенберг, Г. Е. Журавлева.-Наука, 1977г.- 392 с.
52. Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста/ Т.Е. Филичева. — М., 2014.
53. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.- М.: Просвещение.- 2011г.- 140 с.
54. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: «Гном - пресс».- 2010г.- 280 с.
55. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. Институтов [текст] - М.: Просвещение.- 2009г .- 223 с.
56. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Н.В. Чиркина. - М., 2014г.
57. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 2014г.
58. Якубинский, Л. Л. О диалогической речи // Русская речь / под ред. Л.В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков. - Т. 1. - 2014г. - С. 96-195

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ