Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №44331

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы прогнозирования у младших школьников с нарушением слуха 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
нарушениями слуха 7
1.2. Проблема прогнозирования в работах отечественных исследователей... 14
1.3. Особенности прогнозирования у младших школьников с нарушениями
слуха 18
1.4. Специфика логопедической работы с младшими школьниками с
нарушениями слуха 20
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности прогностической компетенции у слабослышащих младших школьников 24
2.1. Организация и методика проведения исследования для выявления уровня
сформированности прогностической компетенций 24
2.2. Анализ уровня сформированности прогностической компетенции у
младших школьников с нормативным развитием 26
2.3. Анализ уровня сформированности прогностических компетенций у
младших школьников с нарушениями слуха 33
2.4. Сравнительный анализ уровня сформированности прогностической
компетентности у младших школьников 39
Выводы по главе 2 45
Глава 3. Специфика логопедической работы по формированию прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями слуха 47
3.1. Принципы логопедической работы по формированию прогностической
компетентности у младших школьников с нарушениями слуха 47
3.2. Содержание программы по формированию прогностической
компетентности у младших школьников с нарушениями слуха 50
Выводы по главе 3 73
Заключение 75
Список литературы 76
Приложения 81


Актуальность исследования. Процесс прогнозирования является неотъемлемым условием, как для успешной социализации в обществе, так и для овладения развернутой речью. Формирование прогностической компетентности у детей непременно связано с развитием познавательной, речевой, а также социально-личностной сферы. Таким образом коррекционно-логопедическая работа по формированию прогностической компетентности будет способствовать не только успешной социализации и интеграции младших слабослышащих школьников в обществе, но и преодолению различных речевых нарушений.
Вопросами социализации слабослышащих школьников в основном занимались такие зарубежные ученые, как К. Мидоу, Р.Браун, Е.Фостер, В.Берри С.Антиа, [2], [1]. В исследованиях К. Мидоу, было доказано, что дети, родители которых имеют нарушения слуха, более социализированы, чем дети слышащих родителей [2]. Р.Браун, Е.Фостер определили, что школьники редко принимают друг друга в социальной активности вне школы [2].
Исследованием специфических особенной речи слабослышащих детей занимались Рау Ф.Ф., Боскис Р.М. [5], А.М. Гольдберг, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф и др. [7], [29]. Однако в работах различных исследователей отсутствуют сведения о прогностической компетентности в рамках формирования устной развернутой речи. При этом именно навык прогнозирования участвует в таких видах речевой деятельности, как составление рассказа, пересказа, чтения и т.д.
Цель исследования: определить специфические особенности
прогностической компетентности слабослышащих младших школьников и разработать логопедическую программу, направленную на формирование прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями слуха.
Объект исследования: прогностическая компетентность у
слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: система коррекционно-логопедической работы со слабослышащими младшими школьниками по формированию прогностической компетентности.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что младшие школьники с нарушениями слуха будут испытывать различные трудности при построении прогноза в значимых сферах отношений.
Выявленные специфические особенности позволят разработать стратегию формирования прогностической компетентности у данной категории детей в процессе логопедической работы, включающей следующие условия:
• наличие подготовительного этапа, который бы служил предпосылкой для успешного формирования прогностической компетентности в различных ситуациях, путем развития речевых навыков;
• использование преимущественно индивидуальной формы работы;
• сопровождение большинства заданий доступным наглядным материалом.
Задачи исследования:
1. изучение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме прогностической компетентности;
2. эмпирическое изучение уровня сформированности прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников;
3. выявление особенностей прогнозирования у младших школьников;
4. разработка логопедической программы, направленной на развитие устной речи, посредством формирования прогностической компетентности у слабослышащих учащихся.
Методологическая база исследования. В основу методологической базы исследования легли научные труды ученых, которые рассматривали процесс прогнозирования с точки зрения психофизиологии (П.К. Анохин, И.П. Павлов) [23], [3]; структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков) [19]; генетической значимости (Л.А. Регуш, Е.А.Сергиенко) [31],[34];
клинических проявлений (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, Т.В. Скиданенко) [11],[20], [37]; исследования Рау Ф.Ф., определяющие
значимость прогнозирования в речевой деятельности слабослышащих [39]. Методы исследования:
1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. наблюдение;
3. экспериментальный метод «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы»;
4. математическая обработка полученных результатов.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты
исследования могут быть использованы для разработки различных коррекционных программ, направленных на формирование прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников.
Апробация: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Казань, 2018 год). Также материалы исследования были опубликованы в сборниках: Всероссийской научнопрактической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» (г. Москва, 2018 год), статья: «Особенности прогностический компетентности у слабослышащих младших школьников»; 83 Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежная наука и современность» (г.Курск, 2018 год), статья: «Специфика прогностической компетентности
слабослышащих младших школьников».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении научных трудов, посвященных выявлению специфических особенностей у детей с нарушенным слухом, можно сделать вывод о том, что наличие первичного дефекта влияет на развитие всей психической деятельности ребенка: мышление, восприятие, память,
внимание, речь. Помимо этого, его наличие сказывается и на прогностической способности слабослышащих младших школьников.
Анализируя научные работы различных исследователей, которые занимались изучением особенностей процесса прогнозирования у лиц с ограниченными возможностями здоровья, было выявлено, что специфика прогностической компетентности у детей с дефицитарным развитием изучена недостаточно и является наиболее актуальной для исследовательской деятельности.
Полученные данные экспериментального исследования дают нам возможность сделать вывод, что нарушение слуховой функции определяет специфику прогностической способности у слабослышащих младших школьников, которая проявляется в:
• трудностях в выделении причинно-следственных связей в ситуации;
• трудностях использования собственного опыта;
• более частом употреблении широких социальных связей;
• использовании коротких предложений и фраз;
• значительно частом употреблении прямой речи в высказываниях;
• сопровождении устной речи жестовой;
• проговаривании сложных слов с помощью дактельной азбуки.
Помимо этого, были обнаружены такие личностные особенности, как:
• отставание в формировании социального «Я»; позиции школьника;
• отсутствие понимания значимости учения в школе;
• низкая мотивация к учебной деятельности;
• преобладание игровой деятельности у учащихся первых и вторых классов;
• ограниченность социального опыта;
• низкая мотивация к использованию социальных сетей, преобладание
живого общения;
• наличие чувства тревожности и дезадаптированности в обществе.
Также в ходе экспериментального исследования было выявлено, что слабослышащие младшие школьники затрудняются выстраивать прогноз в таких значимых сферах отношений, как «Отношение к учению», «Виртуальное общение», «Отношение к семье».
На основе выявленных особенностей нами была создана коррекционно-логопедическая программа, направленная на формирование прогностической компетентности слабослышащих младших школьников, посредствам различных логопедических заданий. Помимо этого, в программу включены упражнения с психологической значимостью, которые способствуют развитию позитивного типа мышления, это связано с тем, что слабослышащие чаще строили пессимистические прогнозы возможных событий будущего.
Результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической практике для работы с данной группой детей, а также для создания различных коррекционных программ, направленных на формирование прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников.
В завершении стоит отметить возможные перспективы нашей работы в структуре данной проблемы. В практическом плане, будет осуществлена апробация предложенной коррекционно-логопедической программы, оценена ее эффективность и значимость в работе со слабослышащими младшими школьниками.
Подводя итоги стоит отметить, что все поставленные задачи решены, гипотезы подтверждены, следовательно, цель настоящего исследования была достигнута.



1. Lee C, Antia S. A Sociological Approach to the Social Integration of Hearing- Impaired and Normally Hearing Students // Volta Review. — 1992. — № 9
2. Meadow K. Deafness and Child Development. — Los Angeles, 1980.].
3. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. [Текст]: монография. — М.: Медицина, 1968. — 546 с.
4. Ахметзянова А.И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А.И.Ахметзянова //Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 56 (7). - С. 268-280.
5. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 46 с.
6. Бестужев-Лада И. В. Рабочая книга по прогнозированию [Текст]. - М.: Мысль, 1982 - 430 с.
7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 3-203 с.
8. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети [Текст]. — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
9. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст]: кн. для
учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
10. Боскис, P.M. Речь и развитие аномальных детей [Текст]. / P.M. Боскис, Р.Е. Левина // Основы обучения и воспитания аномальных детей; под ред. А.Н.Дьячкова. -М.: Просвещение, 1965. - 154-158 с.
11. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст].; под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлевой. - М.: «Наука»,1977- 392с.
12. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 224 с.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Текст]: монография / Л. С. Выготский. -- СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
14. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]. / Т. Б. Епифанцева; под ред. Епифанцев Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с.
15. Ефимова А.А. Особенности антиципации младших школьников с
нарушением слуха [Текст]: материалы международ. молодеж. науч. форума «ЛОМОНОСОВ-2017» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2017 - (https://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov 2017/data/10702/uid148694 report.pdf
16.Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся : 1-4 классы II отделения [Текст]. / А.Г. Зикеев. - Москва : Педагогика, 1976. - 240 с.
17. Коровин К.Г. Усвоение основных грамматических категорий слабослышащими детьми в процессе изучения элементарного курса грамматики [Текст]. // Изучение слабослышащих детей в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1972. -7-55 с.
18. Логопедия [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под
ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
19. Ломов Ф.Б. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: монография / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М: «Наука», 1980.- 278с.
20. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст]: монография / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. — М.: МЕДпресс- информ, 2002. — 608 с.
21. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Нейман Л.В.,
Богомильский М.Р./ под ред. В.И. Селиверстова. -- М.: ВЛАДОС, 2001.
- 224 с.
22. Нейман, Л.В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе [Текст] / Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков. - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 140 с.
23. Павлов И.П. Избранные произведения [Текст]./ под общ. ред. Х.С. Коштоянца. - Л. Политиздат 1949г. 568 с.
24. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех [Текст] / Л. Г. Параманова; - СПб.: Просвещение, 2009. -416 с.
25. Парамонова, Л.Ф. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников [Текст] / Л.Ф. Парамонова. Л.: Просвещение. - 1981.- 186 с.
26. Правдина О. В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
27. Психология глухих детей [Текст] / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.
28. Рау Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих [Текст]: пособие для учителей. / Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. - М.: Просвещение, 1981. —191 с.
29. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау. - М.: Педагогика, 1973.
- 304 с.
30. Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. - 1991. - № 1. - 81-88 с.
31. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003.- 352с.
32. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 655 с.
33. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст] / Т.В. Розанова. - М.: Педагогика, 1978. - 232 с
34. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст]/ Е.А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — 464 с.
35. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения [Текст] / И.М. Сеченов; ред. и предисл. В.М. Каганов; - М.: ОГИЗ [Гос. изд-во политической лит.], 1947 - 647 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ