Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией

Работа №93395

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Становление звукопроизношения у детей в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной
дизартрией 15
1.3 Особенности логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ,
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 31
2.1 Организация, методика изучения моторики, звукопроизношения,
фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 31
2.2 Анализ результатов изучения моторики, звукопроизношения, просодики,
фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 32
2.3 Взаимосвязь выявленных нарушений моторики, звукопроизношения,
просодики, фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 39
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 44
3.1 Организация, принципы, цель, задачи, направления работы логопеда по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 44
3.2 Содержание работы логопеда по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
псевдобульбарной дизартрией 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62

Полноценное и своевременное овладение звуковой стороной речи является важнейшим элементом психического развития ребенка, благодаря чему он получает возможность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учиться, познавать мир. Несовершенство фонетических особенностей и артикуляционных навыков у детей негативно влияет на формирование всей системы языка в целом, о чем писали такие авторы, как В.И. Бельтюков, М.Б. Елисеева, О.Б. Сизова и другие. Особенного внимания специалистов требуют дети дошкольного возраста, имеющие различные нарушения речи, в частности, дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети рассматриваемой категории испытывают значительные сложности в овладении фонетической и фонематической стороной речи, данные нарушения являются многообразными с позиций, как симптоматики, так и механизмов, опосредующих данные проявления. Наличие в речи детей искажений, замен, отсутствие некоторых звуков, сложности овладения фонематическими представлениями, восприятием, анализом и синтезом негативно отражается на развитии их коммуникативных навыков, а также приведет в дальнейшем к трудностям овладения письменной речью. Своевременное выявление механизмов, детерминирующих нарушения звукопроизношения, являются базой для разработки эффективных проблем логопедической работы по его формированию, о чем писали такие авторы, как Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и другие авторы.
Несмотря на широкое внимание исследователей к рассматриваемой проблеме вопросы поиска эффективных методов и средств логопедической работы все еще остаются актуальными.
Проблема исследования: На сегодняшний день требуется дальнейшая разработка материалов по эффективности логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико¬
фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - проанализировать литературу и данные логопедического обследования дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией, и спланировать содержание логопедической работ по формированию звукопроизношения у этих детей.
Задачи исследования:
1. Выполнить обзор научной и методической литературы по проблеме нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
2. Организовать и провести практическое исследование по изучению уровня и особенностей сформированности звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать основные направления и содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - состояние моторики, звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Теоретико-методологическая основа исследования: работа основывается на следующих положениях и теориях:
Методы исследования: общетеоретические: анализ научной и методической литературы, обобщение; экспериментальные:
констатирующий эксперимент, интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении современных источников по проблеме поиска эффективных форм и методов логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Практическая значимость, разработка логопедических мероприятий с активным включением средств наглядности и включения информационно-компьютерных технологий. в возможности использования полученных данных и разработок в деятельности логопедов, работающих с рассматриваемой категорией детей.
Базой исследования является: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21, г. Краснотурьинск, Россия. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа посвящена актуальной теме исследования вопроса организации логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Для реализации первой задачи был проведен анализ научной литературы по теме исследование, были сделаны выводы, что звукопроизношение - это процесс воспроизведения звуков речи, осуществляемый с помощью дыхательной, голосообразовательной и артикуляционной частей периферического речевого аппарата под контролем центральной нервной системы. Особенное внимание уделено проблеме нарушений речи при псевдобульбарной дизартрии: отмечено, что дети данной категории испытывают сложности овладения звукопроизношением и требуют логопедической помощи.
Для доказательства имеющихся в литературе сведений было проведено практическое исследование с целью изучения особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением. Проводилась оценка сформированности звукопроизношения, артикуляционного аппарата, фонематических процессов.
Исследование показало, что у всех участников исследования наблюдаются нарушения звукопроизношения в группе шипящих, свистящих и сонорных звуков. Выявлены антропофонические дефекты, проявляющиеся в виде: замены, пропуска, искажения звуков. Количество нарушенных звуков у всех детей различно: нарушено произношение двух групп звуков - у двоих детей; нарушено произношение трёх и боле звуков - у двух детей. Причинами нарушения звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и псевдобульбарной дизартрией являются не только нарушения фонематического восприятия, но и нарушения строения и подвижности органов артикуляционной моторики.
Для реализации третьей задачи были разработаны основные направления логопедической работы по формированию звукопроизношения у рассматриваемой категории дошкольников. Эти направления реализуются с учетом причин нарушения и проводиться поэтапно по следующим направлениям: развитие подвижности органов артикуляционной моторики, формирование дыхательной и голосовой функции, формирование фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза. На основе теоретических данных и анализа подобранно содержание логопедической работа по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией будет при следующих условиях: использовании упражнений и игр, направленных на нормализацию тонуса артикуляционного аппарата; развитии фонематических процессов; использования дифференцированного подхода.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.



1. Артемова, Е. А. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией / Е. А. Артемова, В. С. Бунина // Логопедия сегодня, 2008. - №1(19). - C. 553
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 576 с.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопросы психологии, 1975. - № 4. - С. 12-19
4. Белякова, Л. И. Дифференциальная диагностика минимальных нарушений произносительной стороны речи у детей 6-7 лет / Л. И. Белякова, А. М. Шацкова // Преподаватель XXI век, 2007. - N 2. - С. 43-47.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Владос, 2013. - 288 с.
6. Вакуленко, Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : Детство-пресс. 2012. - 128 с.
7. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская, Г. М. Богомазов. - Москва : АСТ, Астрель, 2005. - 208 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : ДетствоПресс, 2007. - 456 с.
9. Григоренко, Н. Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульский. - Москва : Книголюб, 2005. - 144 с.
10. Губайлуллина, Э. Р. Дифференциальная диагностика минимальных нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста / Э. Р. Губайдуллина, Т. В. Артемьева // Стратегические ориентиры современного образования. сборник научных статей, 2020. - 110 с.
11. Дубцова, О. Р. Логопедическая работа с дошкольниками,
страдающими псевдобульбарной дизартрией / О. Р. Дубцова //
Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи, 2013. - 99 с.
12. Елисеева, М. Б. Порядок появления гласных и согласных фонем в речи русскоязычного ребенка / М. Б. Елисеева // Проблемы онтолингвистики, 2018. - 90 с.
13. Жинкин, Н. И. Психолингвистика : избранные труды / Н. И. Жинкин ; сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2009. - 287
14. Запорожец, А. В. Речевое развитие ребенка / А. В. Запорожец // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ, 2012. - 79 с.
15. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
16. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель. 2007. - 318 с.
17. Криницына, Г. М. Педагогическая технология формирования
самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.03.
Екатеринбург, 2009. - 244 с.
18. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов на Дону : Феникс ; Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2004. - 221 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ