Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №44260

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы прогностической компетентности и особенностей социализации младших школьников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 8
1.1. Проблема прогнозирования и антиципации в работах отечественных и зарубежных исследователей 8
1.2 Особенности социализации младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
1.3 Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения
опорно-двигательного аппарата 23
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата 31
2.1. Организация и метод эмпирического
исследования 31
2.2 Анализ уровня сформированности прогностической компетентности младших школьников с нормативным
развитием 33
2.3. Анализ уровня сформированности прогностической компетентности
младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 40
2.4. Сравнительный анализ уровней сформированности прогностической
компетентности у младших
школьников 47
Выводы по 2 главе 57
Глава 3. Коррекционно-развивающий проект, направленный на развитие прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 59
3.1. Методологические основы коррекционно-развивающей
программы 59
3.2. Структура и этапы реализации коррекционно-развивающей
программы 64
Выводы по 3 главе 75
Заключение 76
Список литературы 78
Приложения

Актуальность исследования. В современных психологических
исследованиях все чаще выявляется тесная связь особенностей прогнозирования с успешностью социализации, социальной адаптации, психологическим благополучием взрослых и детей различного возраста. В младшем школьном возрасте формирование прогностической
компетентности играет важную роль, поскольку в данный период развития происходит усвоение новых социокультурных ролей, норм и образцов деятельности и общения. Способность прогнозировать оказывает влияние на возможность регулировать и контролировать учебную деятельность, обеспечивает программирование и воспроизводство речевого высказывания, коммуникативную деятельность в целом. Особенно актуально исследование различных аспектов прогнозирования применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья, принадлежащих к группе риска возникновения различных девиаций. Необходимость изучения прогностической способности в полной мере относится к такой категории детей, как младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенности которой должны учитываться при разработке стратегий комплексного сопровождения этой категории учащихся.
Основы исследования антиципации в отечественной науке были заложены в трудах Н. А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова, Е. Н. Суркова, И. М. Фейгенберга, Е.А. Сергиенко и др. Б. Ф. Ломов и Е.Н. Сурков дали определение понятию антиципации, выделили функции, определили её структурные уровни. И. М. Фейгенберг в своих работах отражал тесную связь прогностической способности и опыта, Е. А. Сергиенко антиципация была представлена как «универсальный механизм психической организации человека, включающий избирательность и упреждение событий при взаимодействии со средой»[42]. В работах В. Д. Менделевича,
А.И. Ахметзяновой, А.А. Твардовской, И. А. Нигматуллиной начато изучение особенностей прогнозирования различных категорий детей с отклонениями в развитии.
Несмотря на многообразие исследований проблемы антиципации, прогностическая компетентность младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата изучена недостаточно. , особенности которой должны учитываться при разработке стратегий комплексного сопровождения этой категории учащихся.
Цель исследования: разработать коррекционно-развивающую
программу, направленную на развитие речи и прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: прогнозирование у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: формирование прогностической
компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что выявленные
специфические особенности способности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы в сферах жизненных отношений в учебной и внеучебной деятельности позволят разработать стратегию формирования прогностической компетентности у данной категории детей в процессе логопедической работы.
Частные гипотезы:
1. Младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата уступают сверстникам по уровню развития всех 3-х функций прогностической компетентности - когнитивной, регулятивной, речекоммуникативной.
2. В силу специфики социального опыта младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата отставание в развитии прогнозирования наиболее выражено в сферах учения, общения со сверстниками и «чужими» взрослыми людьми, а также виртуального общения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по вопросу прогностической компетентности;
2. Осуществить эмпирическое исследование прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
3. Выявить особенности прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сравнении с нормотипичными и сверстниками;
4. Разработать программу развития прогностической компетентности в рамках логопедической работы с младшими школьниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методологическая основа исследования представлена работами Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, В.Д. Менделевича, А.И. Ахметзяновой, Е.А. Сергиенко, посвященными изучению прогностической компетентности.
Нами использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• эмпирический метод (констатирующий эксперимент);
• количественно-качественные методы обработки данных;
• интерпретация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные результаты исследования особенностей прогнозирования младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут быть использованы логопедами, дефектологами, для разработки технологий
и приемов обучения, для составления перспективных планов обучения.
6
Задания, предложенные в разработанной нами программе, могут быть использованы как на логопедических занятиях, так и в целях профилактики отклоняющегося асоциального поведения.
Апробация: результаты исследования были представлены на
Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (2018 год), где работа заняла I место.
Помимо публикации в сборнике конференции, статьи были опубликованы в материалах V международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии» (Казань, 2018 год) и сборнике материалов 83 Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежная наука и современность» (Курск, 2018 год).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе эмпирического исследования мы получили данные, подтверждающие нашу гипотезу о том, что в процессе логопедической работы с младшими школьниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать уровень прогностической компетентности, который находится на порядок ниже, чем у сверстников с нормотипическим развитием. Статистическая значимость полученных результатов была проверена с помощью критерия Стьюдента.
Гипотеза о том, что младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата уступают сверстникам по уровню развития всех 3-х функций прогностической компетентности - когнитивной, регулятивной, речекоммуникативной, полностью подтвердилась. Однако предположение о том, что у школьников в большей мере будет нарушаться прогнозирование в сферах учения, общения со сверстниками и «чужими» взрослыми людьми, а также виртуального общения, находит в наших исследованиях лишь частичное подтверждение. Как и предполагалось, у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата достоверно отстает развитие прогностической компетентности в сферах учения и виртуального общения. Кроме этого, эмпирически выявлен статистически более низкий, чем у ровесников без нарушений развития, уровень прогностической компетентности в отношении к болезни и внутрисемейных отношениях. Не подтвердилось предположение об отставании прогностической компетентности в сферах общения со сверстниками и «чужими» взрослыми людьми.
Кроме того, прогнозирование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличается инфантильностью, недостаточной вербализацией высказываний, отсутствием вариативного подхода к разрешению ситуации, иррациональностью. Однако в прогнозах отмечается отражение более широкого социального контекста, чем у их сверстников.
С целью решения выявленной проблемы нами предложена программа логопедической работы, способствующая развитию прогностической компетентности младших школьников. Программа логопедической работа по развитию прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата предполагает разработку тематики заданий, которая определена теми значимыми для младшего школьника сферами, выявленными нами как западающие: отношение к учению, виртуальные отношения, отношение к собственному здоровью, внутрисемейные отношения.
В соответствии с предлагаемой методикой формирование способностей прогнозировать ситуации осуществляется в несколько этапов. Первый этап направлен на развитие прогностической компетентности в рамках выбора решения социальной ситуации. Второй этап предполагает работу над составлением предложений в рамках значимых для младшего школьника сфер. На третьем этапе осуществляется работа над составлением рассказа с опорой на рисунок в рамках значимых для младшего школьника сфер. Соответственно, в предлагаемой нами программе прослеживается последовательное формирование способностей прогнозировать ситуации в рациональном, оптимистически настроенном ключе, находить несколько вариантов исхода событий, а также применять в ответах максимальное количество речевых средств.
Таким образом, разработанная нами программа будет способствовать повышению уровня прогностической компетентности, развитию речи, совершенствованию коммуникативных способностей детей, развитию личности и повышению качества ряда не сформированных функций и социальных способностей младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания
[Текст]: / Б.Г.Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. - 282 с.
2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст]: учеб. для вузов / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии
[Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.Ф.Архипова. - М.: «Астрель», 2008. - 128 с.]
4. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: / дисс... канд. психол. н. А.И. Ахметзянова К., 2004. - 158 с.
5. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
[Текст]: учеб. пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 46 с.
6. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст]: учеб. для вузов / Л.О. Бадалян. - М.: Просвещение, 1987. -316 с.
7. Бандура, А. Теория социального научения [Текст]: монография / А. Бандура - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с., 34 с.
8. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст]: / НА. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991- 288 с с.138.
9. Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей логопедический массаж [Текст]:/ Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 112 с.
10. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации[Текст]: / Дж. Брунер - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
11. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование: (Логикопсихологический анализ) [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979.230 с.
12. Брушлинский, А.В. Проблема развития и психология мышления [Текст]: / А.В. Брушлинский // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978. - С. 38- 63.
13. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. [Текст]: собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение,2009. - 527с.
14. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: монография [Текст] / Е.Е. Дмитриева; Нижегородский государственный педагогический университет. - Н.Новгород: НГПУ, 2004.-258с.
15. Долгова, В. И.. Особенности самооценки и моральнонравственного развития младших школьников с нарушением опорнодвигательного аппарата [Текст] // В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, А.А. Рожкова, Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.
44. - С. 115-121.
16. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь [Текст]: / НИ. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников.- М.: Просвещение, 1972. - С. 9 -31.
17. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / НИ. Жинкин. - М.:Наука, 1982. - 159 с.
18. Ипполитова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст]: / Е.М. Ипполитова, М.В., Мастюкова. - М, 1985. - 203 с.
19. Кириллова, Е.В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей [Текст]: дисс. . канд. пед. наук./ Е.В. Кириллова. - М., 2001. — 202 с.
20. Кравченко, Я.А. Социальная защита личности в условиях формирования новых экономических отношений в здравоохранении [Текст]: / Я. А. Кравченко, К. К. Кузьмин // Здравоохранение Российской Федерации.-1993.-№11.- С.5-8.
21. Левченко, И. Ю., Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст]: Методическое пособие. / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение,
2008. - 239 с.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1975. - 340 с.
23. Лингарт, Й. Процесс и структура человеческого учения
[Текст] / Й. Лингарт. - М.:Прогресс, 1970. - 685 с.
24. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.— М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680 с.
25. Ломов, Б.Ф Антиципация в структуре деятельности [Текст]: монография. / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков.- М.: Наука, 1980. - 278 с.
26. Лямина, И.П. Начальные этапы формирования общения у детей с . общим недоразвитием речи [Текст]: дисс... канд. пед. наук./ И.П. Лямина. - М., 2006. - 207 с.
27. Ляпидиевская, Г. В. О создании в России сети
реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями [Текст]: / Г.В. Ляпидиевская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1997.-№1 .-С.37.
28. Малеева, Т. Инвалиды в России узел старых и новых проблем [Текст]: / Т. Малеева, С. Васин // Pro et Contra.- 2001 .-Т.6.-ЖЗ.-С.80-105.
29. Мамаева, А.В. "Система логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений у детей с церебральным параличом 7-9-летнего возраста" [Текст]: / А.В. Мамаева, Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, № 1, 2008., с 68-73.
30. Мастюкова, Е. М., Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие. / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М., Владос, 2003 г. - 408 с.
31. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст]: / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. [Текст] - М.: МЕДпресс - информ, 2002. - 608 с.
32. Менделевич, В.Д. Невротические мнестические феномены в структуре антиципационных механизмов неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич, В.Т. Плещинская // Российский психиатрический журнал. -
2000. - № 1. - С. 18- 21.
33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст]: / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко //Олма-Пресс. - 2004. - 98с.,
34. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-еизд., испр. и доп. А.В. Мудрик- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
35. Наберушкина, Э. К. Стратификационный анализ инвалидности [Текст].: автореф. .канд. социолог, наук : 22.00.04 / Э.К. Наберушкина. - Саратов, 1998.-18 с.
36. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. [Текст]: / У.Найссер - М.: Прогресс, 1981. - 230 с
42.
37. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы. Главная. Гуманитарные науки [Текст]: / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, -2004. -208 стр.
38. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст]: / Н.П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. — 2006. — №5. —С.50—59.
39. Нюттен, Ж. Процесс формирования цели // Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова [Текст]: / Ж. Нюттен. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. - С.189 - 191.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ