ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
|
Введение 3
1. Теоретические основы финансового мониторинга в кредитных организациях?
1.1. Сущность, значение и история развития финансового мониторинга 7
1.2. Методы и принципы финансового мониторинга кредитных организациях 23
1.3. Законодательная база, регулирующая финансовый мониторинг 31
2. Практические аспекты финансового мониторинга в банковской системе
Российской Федерации 42
2.1. Современное состояние финансового мониторинга в Российской
Федерации 42
2.2. Особенности финансового мониторинга в банковской системе Российской
Федерации 50
3. Направления развития и пути совершенствования системы финансового
мониторинга в кредитных организациях 68
3.1. Современные риски, проблемы и факторы при анализе финансового
мониторинга в кредитных организациях 68
3.2. Перспективы развития и пути совершенствования финансового
мониторинга в кредитных организациях 80
Заключение 87
Список использованных источников 90
1. Теоретические основы финансового мониторинга в кредитных организациях?
1.1. Сущность, значение и история развития финансового мониторинга 7
1.2. Методы и принципы финансового мониторинга кредитных организациях 23
1.3. Законодательная база, регулирующая финансовый мониторинг 31
2. Практические аспекты финансового мониторинга в банковской системе
Российской Федерации 42
2.1. Современное состояние финансового мониторинга в Российской
Федерации 42
2.2. Особенности финансового мониторинга в банковской системе Российской
Федерации 50
3. Направления развития и пути совершенствования системы финансового
мониторинга в кредитных организациях 68
3.1. Современные риски, проблемы и факторы при анализе финансового
мониторинга в кредитных организациях 68
3.2. Перспективы развития и пути совершенствования финансового
мониторинга в кредитных организациях 80
Заключение 87
Список использованных источников 90
Современный банковский бизнес с каждым годом претерпевает существенные изменения. В последние годы происходит резкое сокращение количества кредитных организаций.
Несмотря на очевидные положительные результаты совместной работы Росфинмониторинга и Банка России, отзыв лицензий у ряда банков, обслуживающих высокорисковых клиентов и вовлеченных в проведение подозрительных операций, спровоцировал «переток» недобросовестных клиентов в крупнейшие финансовые институты с целью «затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах проводимых операций.
Продолжающийся отзыв лицензий у кредитных организаций ведет к возникновению дополнительных рисков у банков - корреспондентов, которые имели счета в банках с отозванной лицензией, а также у банков, которые имели корреспондентские счета в банках, которые в свою очередь, имели счета в банках с отозванной лицензией. Основные причины отзыва лицензий: участие в отмывании доходов, утрата способности выполнять требования по кредитным обязательствам, снижение величины уставного капитала, предоставление недостоверной отчетности, нарушение законодательства, потеря ликвидности
Разумеется, финансовым мониторингом занимаются специализированные организации, но не следует упускать тот факт, что помимо них на финансовый мониторинг обращают внимание организации, сами занимающиеся проведением финансовых операций. Они же управляют имуществом коммерческих компаний и частных лиц. Жажда выгоды толкает конкурентов бизнес- структур любыми способами узнать полную информацию о денежных потоках, которые им интересны.
Именно поэтому финансовый мониторинг обычно используется в качестве базового инструмента деловой и конкурентной разведки отраслей, в которых оперативное получение информации о работе конкурентов решает многое.
Механизм финансового мониторинга со стороны государства запущен в России не так давно. В начале 2000-х был подписан указ о создании ведомства, противодействующего отмыванию доходов, которые получены криминальным путем. После данного мероприятия к ведению ведомства прибавилась задача борьбы с финансированием терроризма и экстремисткой деятельности.
Федеральная служба финансового мониторинга России проводит сбор и обработку необходимой информации. В качестве неё выступает информации об имущественных и денежных операциях. ФСФМ так же проверяет сделки с денежными средствами, имуществом, получая разъяснения их участников. Следует сделать акцент на том, что ведомство ещё приобретает информацию от Центрального банка РФ о проводимых операциях и данные от других государственных структур.
В банках проведением финансового мониторинга непосредственно занимаются банковские служащие, которые и принимают денежные средства от граждан, а так же проводят различные операции. Сотрудник, действующий в рамках регламента работы своего банка, имеет право запрашивать документы, которые подтверждают законность полученных доходов, если возникают сомнения.
Более масштабные способы наблюдения могут использовать в деловых целях коммерческие структуры. К примеру, для анализа денежных потоков организации можно использовать метод аналогий. Для этого необходимо сопоставить полученную информацию от нескольких схожих компаний и тем самым получить среднюю величину уровня рентабельности, оборотных средств и объема доходов.
В кредитных организациях должен осуществляться обязательный финансовый мониторинг.
Федеральная служба по финансовому мониторингу располагает широким перечнем объектов для контроля, куда входит множество структур. Регулярно в нормативные акты вносятся дополнения и изменения для того, чтобы часть обязанностей по финансовому мониторингу принадлежала поднадзорным субъектам. Таким образом, год от года ужесточается процесс подготовки внутренней документации и документооборота, а так же расширяются функции служб безопасности.
Если бы система контроля над операциями существовала по принципу «неотвратимости ответственности» независимо от степени тяжести карательных мер, то это можно считать одним из наиболее перспективных вариантов совершенствования политики финансового мониторинга.
Вопросы организации финансового мониторинга в кредитных организациях в различных аспектах исследованы в работах Воронина А.Н., Газияна С.В., Гамзы В.А., Дудки А.Б., Жубрина Р.В., Зубкова В.А., Каратаева М.В., Красавиной Л.Н., Лебедевой М.Е., Лебедевой Т.В., Люкевича И.Н., Ревенкова П.В., Магомедова Ш.М., Осипова С.К., Прошунина М.М., а также в трудах зарубежных специалистов Ф. Робинсона, А. Шильдера, Фитуни Л.Л., И. Кэцлер и др.
Несмотря на наличие многочисленных публикаций, посвященных сущности и особенностям реализации международных противолегализационных процедур в деятельности кредитных организаций, вопросам организации и оптимизации деятельности финансового мониторинга в коммерческих банках, а также исследованию особенностей функционирования российских кредитных организаций в области ПОД/ФТ в них уделяется мало внимания.
Объектом исследования в данной работе выступает организация финансового мониторинга в кредитных организациях и его значение в рамках системы ПОД/ФТ.
Предметом исследования является совокупность инструментов и мер, применяемых субъектами финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ.
Целью выпускной квалификационной работы - на основе анализа существующей национальной системы ПОД/ФТ разработать меры по совершенствованию системы финансового мониторинга в кредитных организациях Российской Федерации.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучение сущности и развитие финансового мониторинга в России и за рубежом;
- рассмотреть современное состояние финансового мониторинга в России;
- провести анализ организации финансового мониторинга в России;
- выявить проблемы проведения финансового мониторинга;
- определить пути совершенствования финансового мониторинга в России.
Информационно-эмпирическая база. В исследовании использовались данные российских и зарубежных государственных статистических органов, Центрального банка Российской Федерации, законодательные и нормативные акты, данные и сведения из научных статей.
При проведении исследования использовались следующие методы: системный подход, сравнительный метод, анализ существующих источников литературы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках литературы (метод научного синтеза и обобщения).
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе изучаются теоретико-методические основы финансового мониторинга в кредитных организациях. Во второй главе проводится анализ особенностей финансового мониторинга в банковской системе России и анализ специфики проведения финансового мониторинга за рубежом. В третьей главе предлагаются пути совершенствования финансового мониторинга в кредитных организациях.
Несмотря на очевидные положительные результаты совместной работы Росфинмониторинга и Банка России, отзыв лицензий у ряда банков, обслуживающих высокорисковых клиентов и вовлеченных в проведение подозрительных операций, спровоцировал «переток» недобросовестных клиентов в крупнейшие финансовые институты с целью «затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах проводимых операций.
Продолжающийся отзыв лицензий у кредитных организаций ведет к возникновению дополнительных рисков у банков - корреспондентов, которые имели счета в банках с отозванной лицензией, а также у банков, которые имели корреспондентские счета в банках, которые в свою очередь, имели счета в банках с отозванной лицензией. Основные причины отзыва лицензий: участие в отмывании доходов, утрата способности выполнять требования по кредитным обязательствам, снижение величины уставного капитала, предоставление недостоверной отчетности, нарушение законодательства, потеря ликвидности
Разумеется, финансовым мониторингом занимаются специализированные организации, но не следует упускать тот факт, что помимо них на финансовый мониторинг обращают внимание организации, сами занимающиеся проведением финансовых операций. Они же управляют имуществом коммерческих компаний и частных лиц. Жажда выгоды толкает конкурентов бизнес- структур любыми способами узнать полную информацию о денежных потоках, которые им интересны.
Именно поэтому финансовый мониторинг обычно используется в качестве базового инструмента деловой и конкурентной разведки отраслей, в которых оперативное получение информации о работе конкурентов решает многое.
Механизм финансового мониторинга со стороны государства запущен в России не так давно. В начале 2000-х был подписан указ о создании ведомства, противодействующего отмыванию доходов, которые получены криминальным путем. После данного мероприятия к ведению ведомства прибавилась задача борьбы с финансированием терроризма и экстремисткой деятельности.
Федеральная служба финансового мониторинга России проводит сбор и обработку необходимой информации. В качестве неё выступает информации об имущественных и денежных операциях. ФСФМ так же проверяет сделки с денежными средствами, имуществом, получая разъяснения их участников. Следует сделать акцент на том, что ведомство ещё приобретает информацию от Центрального банка РФ о проводимых операциях и данные от других государственных структур.
В банках проведением финансового мониторинга непосредственно занимаются банковские служащие, которые и принимают денежные средства от граждан, а так же проводят различные операции. Сотрудник, действующий в рамках регламента работы своего банка, имеет право запрашивать документы, которые подтверждают законность полученных доходов, если возникают сомнения.
Более масштабные способы наблюдения могут использовать в деловых целях коммерческие структуры. К примеру, для анализа денежных потоков организации можно использовать метод аналогий. Для этого необходимо сопоставить полученную информацию от нескольких схожих компаний и тем самым получить среднюю величину уровня рентабельности, оборотных средств и объема доходов.
В кредитных организациях должен осуществляться обязательный финансовый мониторинг.
Федеральная служба по финансовому мониторингу располагает широким перечнем объектов для контроля, куда входит множество структур. Регулярно в нормативные акты вносятся дополнения и изменения для того, чтобы часть обязанностей по финансовому мониторингу принадлежала поднадзорным субъектам. Таким образом, год от года ужесточается процесс подготовки внутренней документации и документооборота, а так же расширяются функции служб безопасности.
Если бы система контроля над операциями существовала по принципу «неотвратимости ответственности» независимо от степени тяжести карательных мер, то это можно считать одним из наиболее перспективных вариантов совершенствования политики финансового мониторинга.
Вопросы организации финансового мониторинга в кредитных организациях в различных аспектах исследованы в работах Воронина А.Н., Газияна С.В., Гамзы В.А., Дудки А.Б., Жубрина Р.В., Зубкова В.А., Каратаева М.В., Красавиной Л.Н., Лебедевой М.Е., Лебедевой Т.В., Люкевича И.Н., Ревенкова П.В., Магомедова Ш.М., Осипова С.К., Прошунина М.М., а также в трудах зарубежных специалистов Ф. Робинсона, А. Шильдера, Фитуни Л.Л., И. Кэцлер и др.
Несмотря на наличие многочисленных публикаций, посвященных сущности и особенностям реализации международных противолегализационных процедур в деятельности кредитных организаций, вопросам организации и оптимизации деятельности финансового мониторинга в коммерческих банках, а также исследованию особенностей функционирования российских кредитных организаций в области ПОД/ФТ в них уделяется мало внимания.
Объектом исследования в данной работе выступает организация финансового мониторинга в кредитных организациях и его значение в рамках системы ПОД/ФТ.
Предметом исследования является совокупность инструментов и мер, применяемых субъектами финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ.
Целью выпускной квалификационной работы - на основе анализа существующей национальной системы ПОД/ФТ разработать меры по совершенствованию системы финансового мониторинга в кредитных организациях Российской Федерации.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучение сущности и развитие финансового мониторинга в России и за рубежом;
- рассмотреть современное состояние финансового мониторинга в России;
- провести анализ организации финансового мониторинга в России;
- выявить проблемы проведения финансового мониторинга;
- определить пути совершенствования финансового мониторинга в России.
Информационно-эмпирическая база. В исследовании использовались данные российских и зарубежных государственных статистических органов, Центрального банка Российской Федерации, законодательные и нормативные акты, данные и сведения из научных статей.
При проведении исследования использовались следующие методы: системный подход, сравнительный метод, анализ существующих источников литературы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках литературы (метод научного синтеза и обобщения).
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе изучаются теоретико-методические основы финансового мониторинга в кредитных организациях. Во второй главе проводится анализ особенностей финансового мониторинга в банковской системе России и анализ специфики проведения финансового мониторинга за рубежом. В третьей главе предлагаются пути совершенствования финансового мониторинга в кредитных организациях.
Делая выводы, отметим, что система финансового мониторинга в отдельной кредитной организации включает в себя несколько взаимосвязанных элементов, а именно: нормативный, субъектный, функциональный и контрольный элементы. Данные составляющие системы финансового мониторинга объединены общностью принципов государственно-правового регулирования и локальных организационно- правовых принципов, среди которых особое место занимает принцип "рискового подхода".
Анализ деятельности кредитных организаций позволяет сделать следующие выводы: с одной стороны, кредитные организации, как субъекты национальной системы ПОД/ФТ, подвержены риску применения санкций различной степени тяжести вследствие ненадлежащего исполнения требований антилегализационного законодательства. С другой стороны, деятельность российских банков как элементов кредитно-финансовой сферы сопряжена с высоким риском быть вовлеченным в схемы легализации доходов, полученных преступным путем. Указанные риски, в свою очередь, могут привести к потере банком, несознательно вовлеченным в подозрительные схемы, деловой репутации, оттоку клиентов и иным негативным последствиям, вплоть до отзыва лицензии Банком России.
Вместе с тем, учитывая исключительную роль кредитных организаций в деятельности всей национальной системы ПОД/ФТ, можно говорить о том, что от эффективности работы финансового мониторинга в рамках отдельно взятых финансовых институтов, зависят такие макроэкономические показатели страны, как незаконный вывод денежных средств за рубеж, нарастание теневых капиталов в экономике, коррупция и т.д. Это обусловлено тем, что именно от своевременного и точного выявления подобных операций банками и направления сведений по ним в Росфинмониторинг, зависит оперативность реагирования со стороны правоохранительных органов путем проведения следственных мероприятий. В свою очередь, для соблюдения банками антилегализационного законодательства и предотвращения возникновения различного рода рисков вследствие возникновения ответственности банков и их должностных лиц перед законом, немаловажную роль играет кадровый вопрос и организация эффективной системы внутреннего контроля. Таким образом, наличие научных знаний о природе совокупности рисков в сфере ПОД/ФТ, формирование методов управления ими с помощью эффективно действующего механизма финансового мониторинга в кредитной организации являются необходимыми условиями обеспечения стабильного функционировании национальной банковской системы. В рамках задач, поставленных перед настоящей работой, далее исследуем международный опыт организации национальных систем ПОД/ФТ и систем финансового мониторинга на уровне различных государств и хозяйствующих субъектов, с учетом возможного применения его в российской практике.
Финансовый мониторинг, направленный на минимизацию риска легализации незаконных доходов, должен:
1. формировать внутреннюю нормативную базу (концепцию и стратегию мониторинга, положения, инструкции, правила и т.п.), соответствующую позиции банка с точки зрения правовых и юридических рисков;
2. классифицировать риски, связанные с возможным вовлечением кредитного учреждения в систему легализации незаконных доходов, отталкиваясь от специфики клиентской базы, сети банков-корреспондентов, участия клиентов в операциях на мировых финансовых рынках и т.п. для подбора наиболее эффективных механизмов мониторинга; накапливать и прорабатывать специфические и частные аспекты и случаи легализации незаконных доходов при осуществлении различных банковских операций;
3. создавать собственную базу данных о неблагонадежных клиентах, например, аналогичную эффективной американской модели, разработанной в целях управления и оптимизации риском легализации незаконных доходов.
Таким образом, для использования тех или иных механизмов финансового мониторинга в управлении и оптимизации рисков легализации незаконных доходов, необходимо выявить его основные признаки и, в первую очередь, источники возникновения, возможные финансовые потери.
Анализ деятельности кредитных организаций позволяет сделать следующие выводы: с одной стороны, кредитные организации, как субъекты национальной системы ПОД/ФТ, подвержены риску применения санкций различной степени тяжести вследствие ненадлежащего исполнения требований антилегализационного законодательства. С другой стороны, деятельность российских банков как элементов кредитно-финансовой сферы сопряжена с высоким риском быть вовлеченным в схемы легализации доходов, полученных преступным путем. Указанные риски, в свою очередь, могут привести к потере банком, несознательно вовлеченным в подозрительные схемы, деловой репутации, оттоку клиентов и иным негативным последствиям, вплоть до отзыва лицензии Банком России.
Вместе с тем, учитывая исключительную роль кредитных организаций в деятельности всей национальной системы ПОД/ФТ, можно говорить о том, что от эффективности работы финансового мониторинга в рамках отдельно взятых финансовых институтов, зависят такие макроэкономические показатели страны, как незаконный вывод денежных средств за рубеж, нарастание теневых капиталов в экономике, коррупция и т.д. Это обусловлено тем, что именно от своевременного и точного выявления подобных операций банками и направления сведений по ним в Росфинмониторинг, зависит оперативность реагирования со стороны правоохранительных органов путем проведения следственных мероприятий. В свою очередь, для соблюдения банками антилегализационного законодательства и предотвращения возникновения различного рода рисков вследствие возникновения ответственности банков и их должностных лиц перед законом, немаловажную роль играет кадровый вопрос и организация эффективной системы внутреннего контроля. Таким образом, наличие научных знаний о природе совокупности рисков в сфере ПОД/ФТ, формирование методов управления ими с помощью эффективно действующего механизма финансового мониторинга в кредитной организации являются необходимыми условиями обеспечения стабильного функционировании национальной банковской системы. В рамках задач, поставленных перед настоящей работой, далее исследуем международный опыт организации национальных систем ПОД/ФТ и систем финансового мониторинга на уровне различных государств и хозяйствующих субъектов, с учетом возможного применения его в российской практике.
Финансовый мониторинг, направленный на минимизацию риска легализации незаконных доходов, должен:
1. формировать внутреннюю нормативную базу (концепцию и стратегию мониторинга, положения, инструкции, правила и т.п.), соответствующую позиции банка с точки зрения правовых и юридических рисков;
2. классифицировать риски, связанные с возможным вовлечением кредитного учреждения в систему легализации незаконных доходов, отталкиваясь от специфики клиентской базы, сети банков-корреспондентов, участия клиентов в операциях на мировых финансовых рынках и т.п. для подбора наиболее эффективных механизмов мониторинга; накапливать и прорабатывать специфические и частные аспекты и случаи легализации незаконных доходов при осуществлении различных банковских операций;
3. создавать собственную базу данных о неблагонадежных клиентах, например, аналогичную эффективной американской модели, разработанной в целях управления и оптимизации риском легализации незаконных доходов.
Таким образом, для использования тех или иных механизмов финансового мониторинга в управлении и оптимизации рисков легализации незаконных доходов, необходимо выявить его основные признаки и, в первую очередь, источники возникновения, возможные финансовые потери.
Подобные работы
- Финансовый мониторинг в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Финансовый мониторинг в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый мониторинг в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Сбалансированная система показателей как инструмент финансового и стратегического контроля в кредитной организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «БИНБАНК»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



