ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности в основной школе 11
1.1. Метод проектов в системе личностно-ориентированного
образования 11
1.2. Технология проектной деятельности как средство реализации
системно-деятельностного подхода 23
1.3. Организация проектно-исследовательской деятельности по
обществознанию 32
Г лава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности применения проектной технологии в личностной ориентации исследовательской деятельности 41
2.1 Разработка эксперментальной системы педагогических условий организации проектно-исследовательской деятельности школьников по обществознанию 41
2.2 Организация и проведение эксперимента по использованию эффективной системы проектно-исследовательской деятельности 49
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 61
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения
Глава 1 Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности в основной школе 11
1.1. Метод проектов в системе личностно-ориентированного
образования 11
1.2. Технология проектной деятельности как средство реализации
системно-деятельностного подхода 23
1.3. Организация проектно-исследовательской деятельности по
обществознанию 32
Г лава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности применения проектной технологии в личностной ориентации исследовательской деятельности 41
2.1 Разработка эксперментальной системы педагогических условий организации проектно-исследовательской деятельности школьников по обществознанию 41
2.2 Организация и проведение эксперимента по использованию эффективной системы проектно-исследовательской деятельности 49
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 61
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения
Актуальность темы исследования. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы - развитие личности и творческих способностей обучающихся, формирование желания и умения учиться. При деятельностном подходе к обучению важным элементом является деятельность, которая направлена на решение познавательных и практико-ориентированных задач. Именно поэтому в данный момент времени существует необходимость реализации тех методов, которые способны в большей степени развивать у детей исследовательские умения, при этом используя инновационные методы работы для поиска информации, ее переработки, анализа и дальнейшего усвоения уже в рамках обучения в основной школе. В этих условиях проектная технология логично вписывается в структуру ФГОС [31].
Для педагогической науки и практики в целом. Овладение исследовательскими умениями и навыками в процессе проектной деятельности выступает предпосылкой формирования у школьников познавательного отношения к миру, целостной картины мира интереса и потребности к исследованию, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях повышает их адаптивные возможности. Таким образом в педагогическом контексте проект - это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию.
В настоящее время, проектная деятельность в воспитательной системе
школы - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств воспитанников.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм в том числе и во внеурочной деятельности. В преподавании обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Для отдельного обучающегося проектная технология предоставляет возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Степень разработанности проблемы исследования. В научных исследованиях значительное число работ посвящено вопросам исследования проектной деятельности (Г. Б. Голуб, Н. В. Матяш, О. М. Моисеева., Н. Ю. Пахомова., Е. С. Полат., О. В. Чуракова., и др.), однако в центре внимания ученых остаются задачи оценки влияния проектной технологии на усвоение знаний и умений, повышении интереса обучающихся к обучению.
В контексте личностно-ориентированного образования метод проектов исследовался в диссертационном исследовании И.И. Джужука, который пришёл к убеждению что развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение обучающихся в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления выбора средств и способов проектной деятельности. Важен вывод исследователя о ценностно-смысловом развитии личности в процессе проектной деятельности. Исследование выполнено на материале работы со старшеклассниками при изучении физики.
Исследований, посвящённых использованию метода проектов в целях обучения и личностного ориентирования исследовательской деятельности, нами не обнаружено.
Анализ практики реализации проектов в школах позволил выявить ряд наиболее характерных для этой деятельности недостатков. Это низкое качество самих проектов: недостаточная обоснованность и полнота
выявления решаемых в нем проблем, неконкретность и нереалистичность поставленных целей, отсутствие комплексности и радикальности совокупности реализуемых инновационных идей, полноты и реалистичности планов. Наибольшие затруднения из-за недостатка ресурсов и слабой координации и согласования работ вызывает реализация крупных модульных проектов. Другим недостатком планирования и реализации проектов является осуществление разработки новшеств непосредственно в процессе их внедрения без предварительной подготовки. Серьезной проблемой инновационной деятельности выступает сопротивление учителей проводимым в школе изменениям, а также подходам к их осуществлению со стороны администрации, вследствие отчужденности педагогических кадров от планирования и организации данного процесса. Сопротивление ведет к искаженному и неполному внедрению новых идей.
Проблема исследования: какова эффективность использования
проектной технологии в личностной ориентации исследовательской деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально апробировать педагогические условия использования проектной технологии как средства личностного ориентирования исследовательской деятельности учащихся по обществознанию.
Объект исследования: процесс личностной ориентации
исследовательской деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия использования
проектной технологии как средства личностной ориентации исследовательской деятельности учащихся 7-х классов по обществознанию.
Гипотеза исследования. Личностно-ориентированная
исследовательская деятельность учащихся по обществознанию будет эффективна, если при организации исследовательской деятельности учащихся будут реализованы следующие педагогические условия:
- использование при организации исследовательской деятельности учащихся целостной личностно-ориентированной технологии проектного обучения;
- материально-техническое обеспечение (программно-методическая база и другие элементы предметно-ориентированной среды);
- интеграция урочной и внеурочной деятельности по обществознанию средствами проектной технологии;
- наличие оценочных материалов проектно-исследовательской деятельности по обществознанию (спроектирована система оценки результатов у обучающихся при выполнении исследовательских проектов).
Для достижения поставленной выше цели в рамках работы необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы проектной технологии в разрезе личностно-ориентированного подхода и обосновать возможности ее использования в исследовательской деятельности обучающихся по обществознанию;
- разработать и внедрить Программу внеурочной деятельности «Территория роста».
- провести опытно-экспериментальную работу по выявлению влияния средств проектной технологии на личностную ориентацию исследовательской деятельности у обучающихся 7 класса по обществознанию;
- спроектировать комплекс оценочных материалов проектно-исследовательской деятельности по обществознанию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М.Новиков, М.Н. Скаткин и т.д);
подходы:
- личностно-ориентированный (А.Л.Венгер, Л.С.Выготский,
A. Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.);
- деятельностный (К.А.Абульханова, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.);
концепции современной дидактики и теории содержания общего образования (В. П. Беспалько Л. И. Гурье, М. А. Данилов., Б. П. Есипов В. С. Леднев, И. Я. Лернер);
исследования в области мотивации и развития личности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Г альперин, А. Н. Леонтьев А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн);
положения теории развивающего обучения (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Б. Д. Эльконин);
теория учебной деятельности (В. В. Давыдов И. А. Зимняя, И. Я. Лернер В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин);
материалы в области проектного обучения, представленные в трудах В.
B. Гузеева, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрика, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель, Т. И. Шамовой;
исследования об особенностях подросткового возраста. (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Б. Г. Мещерякова, А. В. Мудрик, А. А. Реан, B. Д. Шадриков, Э. Эриксон);
система универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов., Г. В. Бурменская., И. А. Володарская., О. А. Карабанова., Н. Г. Салмина.).
Методы и методики исследования. В данной работе нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); анкетирование, метода: математической обработки результатов исследования.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики направленности мотивации изучения
предмета (автор Дубовицкая Т.Д.): текст методики представлен в
приложении 1.
2. Методика оценивания проектно-исследовательской работы на уроке обществознания: текст методики представлен в приложении 2.
3. Диагностика ценностных ориентаций школьников: текст методики представлен в приложении.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Альметьевска РТ. В педагогическом эксперименте участие приняли учащиеся 7 классов: 7 «А» в составе 26 человек (контрольная группа) и 7 «Б» класс в составе 26 человек (экспериментальная группа).
Научная новизна исследования. Доказана возможность использования проектной технологии как развивающей технологии для решения современных образовательных задач основной школы, основанной на системно-деятельностном подходе и позволяющей осуществлять эффективное развитие всего комплекса универсальных учебных действий на уроках обществознания. Данная технология соответствует основным методологическим требованиям таким как концептуальность, системность, воспроизводимость управляемость, эффективность и включает в себя следующие этапы: пропедевтический, организационный, исследовательский, оформительский, презентативный, оценочно-рефлексивный.
Теоретическая значимость исследования. 1. Дана характеристика метода проектов как технологии личностно-ориентированного образования.
2. Разработана технология применения метода проектов в личностно-ориентированной системе обучения на уроках и во внеурочной деятельности по обществознанию.
3. Определены условия эффективности обучения школьников проектной деятельности через использование метода проектов как технологии личностно-ориентированного образования.
Практическая значимость исследования.
Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с учащимися по любому предмету. Результаты исследования ориентируют педагогов на развитие у школьников при выполнении проектов ценностно-личностной мотивации, диалогичности отношений, самостоятельности, умений сотрудничества и других личностных свойств и позиций.
Разработанные методики диагностики развития личностных качеств учащихся как субъектов образовательной деятельности адаптированы к изучению предмета «Обществознание». Формы взаимодействия учителя и учащихся при реализации проектов могут стать предметом освоения учителями-практиками.
Разработаны отдельные уроки, технология которых обеспечивает направленность на личностное развитие учащихся при выполнении проектов.
Разработана программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности по обществознанию.
Представленные в диссертационном исследовании материалы могут быть использованы при разработке программ обучения, направленных на личностное развитие учащихся.
Достоверность исследования определяется уровнем теоретико-методологического анализа, использованием методов, адекватных; гипотезе цели и задачам исследования, применением методов вариационной статистики для оценки достоверности изменений, полученных в ходе формирующего эксперимента.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были доложены и обсуждены на педагогическом совещании по итогам 1 четверти 1 ноября 2018 г.; опубликованы в сборнике VI Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки», ноябрь 2018 г.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), по три параграфа в каждой главе, заключения, списка, литературы. Работа иллюстрирована таблицами, схемами диаграммами. В приложениях представлены методики, которые мы использовали в работе, авторская программа внеурочной деятельности учащихся, технологические карты урочных и внеурочных занятий примеры диагностики учащихся эксперимента, сопроводительные методические разработки для учителей по использованию проектной технологии в рамках урочной и внеурочной исследовательской деятельности.
Для педагогической науки и практики в целом. Овладение исследовательскими умениями и навыками в процессе проектной деятельности выступает предпосылкой формирования у школьников познавательного отношения к миру, целостной картины мира интереса и потребности к исследованию, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях повышает их адаптивные возможности. Таким образом в педагогическом контексте проект - это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию.
В настоящее время, проектная деятельность в воспитательной системе
школы - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств воспитанников.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм в том числе и во внеурочной деятельности. В преподавании обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Для отдельного обучающегося проектная технология предоставляет возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Степень разработанности проблемы исследования. В научных исследованиях значительное число работ посвящено вопросам исследования проектной деятельности (Г. Б. Голуб, Н. В. Матяш, О. М. Моисеева., Н. Ю. Пахомова., Е. С. Полат., О. В. Чуракова., и др.), однако в центре внимания ученых остаются задачи оценки влияния проектной технологии на усвоение знаний и умений, повышении интереса обучающихся к обучению.
В контексте личностно-ориентированного образования метод проектов исследовался в диссертационном исследовании И.И. Джужука, который пришёл к убеждению что развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение обучающихся в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления выбора средств и способов проектной деятельности. Важен вывод исследователя о ценностно-смысловом развитии личности в процессе проектной деятельности. Исследование выполнено на материале работы со старшеклассниками при изучении физики.
Исследований, посвящённых использованию метода проектов в целях обучения и личностного ориентирования исследовательской деятельности, нами не обнаружено.
Анализ практики реализации проектов в школах позволил выявить ряд наиболее характерных для этой деятельности недостатков. Это низкое качество самих проектов: недостаточная обоснованность и полнота
выявления решаемых в нем проблем, неконкретность и нереалистичность поставленных целей, отсутствие комплексности и радикальности совокупности реализуемых инновационных идей, полноты и реалистичности планов. Наибольшие затруднения из-за недостатка ресурсов и слабой координации и согласования работ вызывает реализация крупных модульных проектов. Другим недостатком планирования и реализации проектов является осуществление разработки новшеств непосредственно в процессе их внедрения без предварительной подготовки. Серьезной проблемой инновационной деятельности выступает сопротивление учителей проводимым в школе изменениям, а также подходам к их осуществлению со стороны администрации, вследствие отчужденности педагогических кадров от планирования и организации данного процесса. Сопротивление ведет к искаженному и неполному внедрению новых идей.
Проблема исследования: какова эффективность использования
проектной технологии в личностной ориентации исследовательской деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально апробировать педагогические условия использования проектной технологии как средства личностного ориентирования исследовательской деятельности учащихся по обществознанию.
Объект исследования: процесс личностной ориентации
исследовательской деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия использования
проектной технологии как средства личностной ориентации исследовательской деятельности учащихся 7-х классов по обществознанию.
Гипотеза исследования. Личностно-ориентированная
исследовательская деятельность учащихся по обществознанию будет эффективна, если при организации исследовательской деятельности учащихся будут реализованы следующие педагогические условия:
- использование при организации исследовательской деятельности учащихся целостной личностно-ориентированной технологии проектного обучения;
- материально-техническое обеспечение (программно-методическая база и другие элементы предметно-ориентированной среды);
- интеграция урочной и внеурочной деятельности по обществознанию средствами проектной технологии;
- наличие оценочных материалов проектно-исследовательской деятельности по обществознанию (спроектирована система оценки результатов у обучающихся при выполнении исследовательских проектов).
Для достижения поставленной выше цели в рамках работы необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы проектной технологии в разрезе личностно-ориентированного подхода и обосновать возможности ее использования в исследовательской деятельности обучающихся по обществознанию;
- разработать и внедрить Программу внеурочной деятельности «Территория роста».
- провести опытно-экспериментальную работу по выявлению влияния средств проектной технологии на личностную ориентацию исследовательской деятельности у обучающихся 7 класса по обществознанию;
- спроектировать комплекс оценочных материалов проектно-исследовательской деятельности по обществознанию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М.Новиков, М.Н. Скаткин и т.д);
подходы:
- личностно-ориентированный (А.Л.Венгер, Л.С.Выготский,
A. Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.);
- деятельностный (К.А.Абульханова, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.);
концепции современной дидактики и теории содержания общего образования (В. П. Беспалько Л. И. Гурье, М. А. Данилов., Б. П. Есипов В. С. Леднев, И. Я. Лернер);
исследования в области мотивации и развития личности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Г альперин, А. Н. Леонтьев А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн);
положения теории развивающего обучения (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Б. Д. Эльконин);
теория учебной деятельности (В. В. Давыдов И. А. Зимняя, И. Я. Лернер В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин);
материалы в области проектного обучения, представленные в трудах В.
B. Гузеева, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрика, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель, Т. И. Шамовой;
исследования об особенностях подросткового возраста. (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Б. Г. Мещерякова, А. В. Мудрик, А. А. Реан, B. Д. Шадриков, Э. Эриксон);
система универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов., Г. В. Бурменская., И. А. Володарская., О. А. Карабанова., Н. Г. Салмина.).
Методы и методики исследования. В данной работе нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); анкетирование, метода: математической обработки результатов исследования.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики направленности мотивации изучения
предмета (автор Дубовицкая Т.Д.): текст методики представлен в
приложении 1.
2. Методика оценивания проектно-исследовательской работы на уроке обществознания: текст методики представлен в приложении 2.
3. Диагностика ценностных ориентаций школьников: текст методики представлен в приложении.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Альметьевска РТ. В педагогическом эксперименте участие приняли учащиеся 7 классов: 7 «А» в составе 26 человек (контрольная группа) и 7 «Б» класс в составе 26 человек (экспериментальная группа).
Научная новизна исследования. Доказана возможность использования проектной технологии как развивающей технологии для решения современных образовательных задач основной школы, основанной на системно-деятельностном подходе и позволяющей осуществлять эффективное развитие всего комплекса универсальных учебных действий на уроках обществознания. Данная технология соответствует основным методологическим требованиям таким как концептуальность, системность, воспроизводимость управляемость, эффективность и включает в себя следующие этапы: пропедевтический, организационный, исследовательский, оформительский, презентативный, оценочно-рефлексивный.
Теоретическая значимость исследования. 1. Дана характеристика метода проектов как технологии личностно-ориентированного образования.
2. Разработана технология применения метода проектов в личностно-ориентированной системе обучения на уроках и во внеурочной деятельности по обществознанию.
3. Определены условия эффективности обучения школьников проектной деятельности через использование метода проектов как технологии личностно-ориентированного образования.
Практическая значимость исследования.
Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с учащимися по любому предмету. Результаты исследования ориентируют педагогов на развитие у школьников при выполнении проектов ценностно-личностной мотивации, диалогичности отношений, самостоятельности, умений сотрудничества и других личностных свойств и позиций.
Разработанные методики диагностики развития личностных качеств учащихся как субъектов образовательной деятельности адаптированы к изучению предмета «Обществознание». Формы взаимодействия учителя и учащихся при реализации проектов могут стать предметом освоения учителями-практиками.
Разработаны отдельные уроки, технология которых обеспечивает направленность на личностное развитие учащихся при выполнении проектов.
Разработана программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности по обществознанию.
Представленные в диссертационном исследовании материалы могут быть использованы при разработке программ обучения, направленных на личностное развитие учащихся.
Достоверность исследования определяется уровнем теоретико-методологического анализа, использованием методов, адекватных; гипотезе цели и задачам исследования, применением методов вариационной статистики для оценки достоверности изменений, полученных в ходе формирующего эксперимента.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были доложены и обсуждены на педагогическом совещании по итогам 1 четверти 1 ноября 2018 г.; опубликованы в сборнике VI Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки», ноябрь 2018 г.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), по три параграфа в каждой главе, заключения, списка, литературы. Работа иллюстрирована таблицами, схемами диаграммами. В приложениях представлены методики, которые мы использовали в работе, авторская программа внеурочной деятельности учащихся, технологические карты урочных и внеурочных занятий примеры диагностики учащихся эксперимента, сопроводительные методические разработки для учителей по использованию проектной технологии в рамках урочной и внеурочной исследовательской деятельности.
Проведенный нами педагогический эксперимент связан с проектно-исследовательской деятельностью. Основная идея исследования заключалась в том, чтобы, используя проектную технологию добиться личностной ориентации исследовательской деятельности учащихся по обществознанию.
Проведенный анализ литературы позволил сделать следующие выводы. Проектная технология имеет более чем вековую историю. В её формировании был положен метод проблемного обучения основателем которого был Джон Дьюи - американский философ-прагматик, психолог и педагог.
В российском образовании проектная технология вписывается в системно-деятельностный подход, что обязывает педагога быть компетентным в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования обучающимися, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов с представлением конечного продукта проекта.
Проектная технология относится к личностно-ориентированным образовательным технологиям. Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала, раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Очевидно, что суть данного подхода можно отразите в формуле: приспособить ученика к заданному содержанию обучения на основе его личностного опыта.
Для обучающегося проектная деятельность сегодня является эффективным фактором личностного развития, саморазвития и самореализации, а также путём определения степени профессиональной мобильности в будущем.
На этом основании определена структура проектной технологии (функции, содержание, результаты). Для классификации проектов используют следующие признаки: масштаб проекта, длительность проекта, состав и структура проекта и его предметной области, сфера, деятельности, в которой осуществляется проект направленность проекта, характер предметной области проекта, сложность проекта.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов (подготовительный поисковый, аналитический практический, презентационный, контрольный). Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема заключенная в ней и осознанна человеком - поиск способов решения проблемы - решение.
В результате проведенного экспериментального исследования сделаны следующие выводы.
Для эффективной организации внедрения проектной технологии в личностно-ориентированном обучении необходимо выполнить педагогические условия: организационно-педагогические (система
консультаций, участие в научно-исследовательской работе, программа внеурочной деятельности), психолого-педагогические (система тьюторства, командное сотрудничество), дидактические (методические материалы, самостоятельное формулирование темы проекта). Благодаря созданию таких условий будет обеспечено личностное ориентирование исследовательской деятельности по обществознанию.
Таким образом, в нашем исследовании даны теоретические основы и практические рекомендации проектно-исследовательской деятельности в основной школе как технологии личностно-ориентированного подхода по обществознанию.
Исследование подтверждает заявленные положения гипотезы, цель достигнута, задачи исследования решены.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находите ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований.
Проведенный анализ литературы позволил сделать следующие выводы. Проектная технология имеет более чем вековую историю. В её формировании был положен метод проблемного обучения основателем которого был Джон Дьюи - американский философ-прагматик, психолог и педагог.
В российском образовании проектная технология вписывается в системно-деятельностный подход, что обязывает педагога быть компетентным в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования обучающимися, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов с представлением конечного продукта проекта.
Проектная технология относится к личностно-ориентированным образовательным технологиям. Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала, раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Очевидно, что суть данного подхода можно отразите в формуле: приспособить ученика к заданному содержанию обучения на основе его личностного опыта.
Для обучающегося проектная деятельность сегодня является эффективным фактором личностного развития, саморазвития и самореализации, а также путём определения степени профессиональной мобильности в будущем.
На этом основании определена структура проектной технологии (функции, содержание, результаты). Для классификации проектов используют следующие признаки: масштаб проекта, длительность проекта, состав и структура проекта и его предметной области, сфера, деятельности, в которой осуществляется проект направленность проекта, характер предметной области проекта, сложность проекта.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов (подготовительный поисковый, аналитический практический, презентационный, контрольный). Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема заключенная в ней и осознанна человеком - поиск способов решения проблемы - решение.
В результате проведенного экспериментального исследования сделаны следующие выводы.
Для эффективной организации внедрения проектной технологии в личностно-ориентированном обучении необходимо выполнить педагогические условия: организационно-педагогические (система
консультаций, участие в научно-исследовательской работе, программа внеурочной деятельности), психолого-педагогические (система тьюторства, командное сотрудничество), дидактические (методические материалы, самостоятельное формулирование темы проекта). Благодаря созданию таких условий будет обеспечено личностное ориентирование исследовательской деятельности по обществознанию.
Таким образом, в нашем исследовании даны теоретические основы и практические рекомендации проектно-исследовательской деятельности в основной школе как технологии личностно-ориентированного подхода по обществознанию.
Исследование подтверждает заявленные положения гипотезы, цель достигнута, задачи исследования решены.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находите ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований.
Подобные работы
- Проектная технология как фактор личностной ориентации исследовательской деятельности учащихся 7-х классов по обществознанию
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Методика проектно-исследовательской деятельности учащихся (на примере изучения купечества Алтая во второй половине XIX в.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕTAПРЕДМЕTНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСТОРИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО 3D
МОДЕЛИРОВАНИЮ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



